Формирование и развитие мотивации чтения у детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)

Гончарова Марина Васильевна

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Полагаясь на исследования многих авторов, которые занимались проблемой мотивации дошкольников: мы выявили шесть механизмов мотивирования – это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребенка к достижению цели в условиях группы и социума. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon goncharova_statya_may.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гончарова Марина Васильевна,

Дубовая Анастасия Алексеевна

Формирование и развитие мотивации чтения у детей старшего дошкольного возраста

По данным исследований численность детей с трудностями в усвоении навыка чтения составляют от 10 до 15% детей, причем исследователи подчеркивают стойкость подобных трудностей. О стойкости нарушения чтения свидетельствует тот факт, что большинство детей (65-75%), которые испытывали трудности в обучении навыку чтения в начальных классах в дальнейшем так и не преодолели нарушения чтения вплоть до окончания школы.

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем» [1].

Как указывал известный отечественный психолог Д.Б. Эльконин, чтение – это, прежде всего, процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели [4].

Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве. Ребенок ищет наиболее легкий и скорый путь получения информации. Поэтому педагогу необходимо развивать у детей мотивацию чтения.

Под мотивацией Э.А. Уткин понимает состояние личности, определяющее уровень активности и направленности действий человека в определенной ситуации [3].

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Полагаясь на исследования многих авторов, которые занимались проблемой мотивации дошкольников: мы выявили шесть механизмов мотивирования – это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребенка к достижению цели в условиях группы и социума [2].

Вот эти шесть механизмов:

  • поощрять исследование окружающей среды;
  • прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение;
  • хвалить ребенка за совершенные достижения;
  • оказывать помощь в развитии и тренировке навыков;
  • по возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты;
  • стимулировать языковое и символическое общение [2].

Если у ребенка слова никак не складываются в предложения, смысл только что прочитанного слова тут же теряется, потому что все внимание пока поглощено процессом соединения звуков, то не следует усаживать ребенка за книжки. Переход от чтения отдельных слов к чтению текста должен быть специально подготовлен. И здесь рекомендуется прибегнуть к играм и приемам, с помощью которых дошкольник преодолеет сложности чтения. При этом отсутствие собственно читательской мотивации у ребенка не будет помехой: ее заменит мотивация игровая.

«Переставь вывески». Ветер пролетел над городом и сорвал вывески с магазинов. Помоги жителям города разобраться, где какой магазин. (На бумаге нарисованы витрины магазинов и изготовлены вывески: Овощи, Фрукты, Продукты, Мебель и т.д). Прежде, чем ребенок поймет, куда поставить вывеску, ему нужно её прочитать.

 «Где, чей подарок?». Для игрушек заранее приготовьте подарки, завернутые в пакеты или бумагу (это могут быть конфеты, фрукты, овощи, рисунки). Ребенку объясняется, что подарок нужно отдать тому, кому он предназначен. Для этого дошкольник должен прочитать название на подарке.

 «Накорми зверей». Для этой игры потребуются картинки с изображениями различных животных (можно использовать и игрушки). Дети выбирают себе животное. Теперь его нужно накормить. На столе перед детьми карточки с названиями кормов-кушаний: овёс, молоко, мясо, сено, морковь… Карточки перевернуты, дети по очереди открывают их и читают названия блюд, предлагая их животным.

 «Слово рассыпалось». Подул сильный ветер и перепутал в слове буквы. Давай подумаем, что здесь было за слово? Л А И С (лиса). А еще, какие слова можно составить из этих букв?

«Письмо сказочного персонажа». Ребенку кто-то пишет, но взрослые не могут прочесть: очевидно, письмо заколдовано… Ну, и так далее. Можно проводить то же самое в форме квеста: ребенок получает инструкции, позволяющие именно ему найти спрятанный приз.

«Письмо в бутылке». Все помнят завязку сюжета романа «Дети капитана Гранта»? Море принесло письмо с важной информацией, однако оно более или менее повреждено водой. Необходимо восстановить текст.

«Шифровка». Абсолютно любые шифровки, лишь бы ребенок их знал или мог разгадать. Главное здесь – азарт исследователя.

«Поиск информации». В тексте «спрятано» слово – скажем, название цветка. Кто первый его найдет?

«Составь слово» («…фразу»). Из выданных карточек с сочетаниями букв составить слово. Для составления фраз используются карточки со словами, слоги или кусочки слов.

Впрочем, перечислить все разнообразные способы мотивировать детей на чтение просто невозможно: таких методик, приемов, игр десятки.

Библиографический список

  1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text /ananyev_psihologia-poznaniya_1960
  2. Кашкарева Л.М. Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (из опыта работы) / Л.М. Кашкарева, Л.А. // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. С. 55-59.
  3. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент: учебник / Э.А. Уткин. М.: ЭКМОС, 2007. 235 с.
  4. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0157/3-0157-1.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через психологическую сказку.

Данный материал освещает основные понятия и вопросы в сфере социального развития детей старшего дошкольного возраста. Как один из самых ресурсных методов, сказкатерапия является освновным инструментом...

Практикум для педагогов "Формирование и развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Практикум для педагогов  "Формирование и развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"...

Современные подходы к формированию и развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста

Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию...

Игры на развитие смыслового чтения у детей старшего дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности

Смысловое чтение  в дошкольном возрасте предполагает развитие у ребёнка способности работать с текстовой информацией, воспринимать её на слух, обдумывать, анализировать, запом...