Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе по теме « Космос. Автоматизация звука Р в словах и предложениях»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Тема занятия « Космос. Автоматизация звука Р в словах и предложениях»
Тип : подгрупповой
Возраст: 6-7 лет
Задачи:
Коррекционно-развивающие: коррегировать произношение звука р, развивать умение пользоваться схемой, учить выделять звук р, коррегировать и развивать фонематическое восприятие, определять позицию места звука р в слове, доказывать правильность своего решения, развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, память, мышление, внимание.
Образовательные: уточнять, активизировать словарь по теме «Космос». Упражнять детей в образовании существительных Р. п. мн. ч. Упражнять в образовании новых слов. Совершенствовать умение давать характеристику звука р, умение различать на слух твердые и мягкие согласные.
Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к нашей планете. Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oos_kosmos_zvuk_r.2022.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе по теме « Космос. Автоматизация звука Р в словах и предложениях»
Задачи:
Коррекционно-развивающие: коррегировать произношение звука р, развивать умение пользоваться схемой, учить выделять звук р, коррегировать и развивать фонематическое восприятие, определять позицию места звука р в слове, доказывать правильность своего решения, развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, память, мышление, внимание.
Образовательные: уточнять, активизировать словарь по теме «Космос». Упражнять детей в образовании существительных Р. п. мн. ч. Упражнять в образовании новых слов. Совершенствовать умение давать характеристику звука р, умение различать на слух твердые и мягкие согласные.
Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к нашей планете. Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность.
Предварительная работа: предшествующие коррекционные логопедические занятия, ООС на тему« Космос»,пальчиковые игры, игра «Собери картинку».
Словарная работа: активизация (космодром, солнце, планеты, спутники, звезды, , кометы, астероиды, созвездие , ракета, инженер, метеорит, орбита, скафандр);обогащение (сосновый лес,глубокое море,широкое поле,широкая река,чистое озеро,снежная вершина, орлиные глаза, поросячий нос, рыбий рот, бараньи рога, овечья шерсть, верблюжий горб, коровий хвост.
Материалы и оборудование: ноутбук; презентация«Космос»; музыкальный центр; макет планет; фото Гагарина; зеркало, ватный диск, схема звуков , разрезная картинка «Космический корабль»; (по количеству детей); схемы артикуляционных упражнений, маркер, мяч, мольберт; предметные картинки (со звуком Р), игровое поле «Коврограф»; «Набор букв»; касса трехрядная, кукла инопланетянин, фото зона«Космонавт в космосе».
Ход
I. Организационный момент
Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в захватывающее путешествие. А куда именно мы отправимся, вы должны догадаться сами (ответы детей).
Сегодня у нас будет необычное занятие, занятие - путешествие в космос.
Пройдем на коврик - это наш космодром. Садитесь в космические кресла (дети садятся на стульчики).
Устраивайтесь поудобнее, и прежде чем начать полет, нам самим надо размяться и необходимо размять наши с вами губы, язык, щеки, потому что на протяжении путешествия нас ждет много различных испытаний, где необходимо будет много говорить и объяснять.
II.Основная часть.
1. Артикуляционные гимнастика
«Лопаточка» - «Иголочка», «Улыбка» - «Хоботок», «Вкусное варенье», «Маляр», «Качели», «Грибок», «Индюк». Молодцы!
2. Дыхательное гимнастика
А теперь вдыхаем через нос много воздуха, задержали, медленно выдохаем и в путь.
3. Фонопедическое упражнение «Ракета готовится к взлёту»
Проверяем топливо. Дети произносят звук «ш-ш-ш…»
Открываем и закрываем люки. Делают движения вверх и вниз на звук [ч-ч-ч]
Проверяем радио. Производят короткий и длинный звук [у]
Включаем двигатель . Произносят звук [др], вращают кулачками.
Звучит тихо космическая музыка.
Раз, два, три, четыре, пять
Начнем космос изучать.
В небе солнце и планеты,
Ясные звезды и кометы.
Мы привет всем шлем -
Дружно в космос летим! (Стихает музыка)
4. Л.: Дети, а скажите на какой планете мы живем? (Ответы детей). Как каждый человек имеет свою семью, так и Земля имеет свою семью и называется она - Солнечная система. Солнце - это большая звезда, которая оберегает и согревает нас. Если представить, что Солнце - это мама, то кто же ее дети (Планеты). Солнце, как и любая мама, удерживает около себя все планеты.
Презентация.(слайд 1-6) Это макет нашей Солнечной системы. Назовите, что вы видите. (Солнце, планеты, спутники, звезды, орбиты, кометы, астероиды, созвездие). Молодцы! Космос хранит много тайн и загадок. Он хочет ими поделиться и поэтому приготовил для нас много интересных задач. Какие же планеты существуют?
5. Пальчиковая игра «Планеты»
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре -Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь -Уран,
За ним- Нептун. (Аркадий Хайт)
Сейчас я назову несколько слов-планет, вы внимательно послушайте и назовите общий звук (Меркурий ,Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран) Верно, звук Р. Дайте характеристику этому звуку.(Звук Р согласный, твердый, звонкий). Вы- юные космонавты будете продолжать правильно проговаривать этот звук выполняя космические задания.
6. Игра «Сортировка космического мусора»
Логопед. Внимание! Обнаружен космический мусор.
Ребята, давайте поможем убрать мусор в контейнеры по правилам. В первый контейнер- звук Р в начале слова, на второй контейнер- звук Р в середине слова, на третий - звук Р в конце слова.
Дети размещают картинки на схеме.
7.Игра«Один-много»
Логопед : Мы оказались в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть её, мы должны включить специальную защиту и отбросить метеориты. Предлагаю вам встать в полукруг (дети выходят из-за столов). Я буду называть один предмет, и бросать метеорит -мяч, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад(Слова: ракета, инженер, метеорит, астероид, орбита, скафандр)
8. Игра «Фотографы»
Следующее задание для юных космонавтов.
Мы должны сфотографировать на Земле определённые места. Подумайте, что мы должны сфотографировать?
Логопед называет два слова, дети отгадывают.
1. сосна, лес (сосновый лес)
2. глубина, море (глубокое море)
3. густота, лес (густой лес)
4. высота, горы (высокие горы)
5. широко, поле (широкое поле)
6. широко, река (широкая река)
7. чисто, озеро (чистое озеро)
8. снег, вершина (снежная вершина)
(Звучит тревожная космическая музыка - звуковой сигнал)
9. Игра «Фантастический марсианин»
Пролетаем мимо планеты Марс(слайд 7) Вот мы с вами приземлились. Оглянитесь вокруг: всё такое красное! Кто знает, где мы оказались? (Дети: на Марсе). Верно! Марс - четвёртый по удалённости от Солнца.
Какой фантастический марсианин. Помогите изобразить и описать его. Составим предложение об этом невиданном жителе, которое будет начинаться так: «У этого марсианина…»
1.(глаза орла) У этого марсианина орлиные глаза.
2.(нос поросенка) У этого марсианина поросячий нос.
3.(рот рыбы) У этого марсианина рыбий рот.
4.(рога барана) У этого марсианина бараньи рога.
5.(шерсть овцы) У этого марсианина овечья шерсть.
6.(горб верблюда) У этого марсианина верблюжий горб.
7.(хвост коровы) У этого марсианина коровий хвост.
Дети изображают фрагменты фото на мольберте по желанию.
10. Игра «Четвертый - лишний», планета «Юпитер» (слайд 8).
Л: Полетели! (звучит музыка). Это планета, ребята, «Юпитер». Это пятая планета от Солнца, крупнейшая в Солнечной системе, газовый гигант. Кого мы видим? Посмотрите, ребята, нас встречает инопланетянин, его зовут Вертунчик.
Вертунчик: Я очень рад, что вы прилетели. Отгадайте, какое слово лишнее:
Солнце, Луна, звезда, лампа
Марс, Земля, ракета, Сатурн
Ракета, спутник, луноход, самолет
Логопед : Внимание! Опасность перегрузки! Ребята, нужно срочно снять перегрузку.
11. Физпауза.
Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)
В космос мы летим опять. (соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)
Долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим. (ходьба на месте)
12. Работа с разрезными картинками
Л: Нам пора нам возвращаться на Землю. А чтобы попасть туда, мы должны составить из частей космические корабли.(Дети работают с разрезными картинками).Что ты составил?
Л: Молодцы: полетели дальше со мной.
Полетели! (звучит музыка). Летим, летим! Прилетели.
III. Итог
Л: Вот и закончилось наше веселое космическое путешествие по планетам нашей Солнечной системы. Понравилось вам?
Л: Где вы побывали? Что делали? Кого видели?
Дети вспоминают все, что делали, на каких планетах побывали?
Какой звук вы учились проговаривать и находить его в словах? Что было интереснее всего выполнять? С каким заданием было трудно справиться? Молодцы. Вы достойно прошли все испытания. Предлагаю сфотографироваться на доску почета «Школа юных космонавтов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе ОНР. Тема: "Дифференциация звуков [c] - [з]"
На занятии проводится работа по дифференциации звуков [с-з]по лексической теме "Обувь" и словообразованию (составлению уменьшительно-ласкательных форм существительных)....
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Зимние олимпийские игры».
Активизация словаря по теме «Зимние олимпийские игры». Автоматизация звука «С» в словах и предложениях. Совершенствование грамматического строя речи: упражнение в образовании существительных род....
Конспект подгруппового логопедического занятия для подготовительной группы. Лексическая тема: «Зима»
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия для подготовительной группы.Лексическая тема: «Зима»...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе Лексическая тема «Новый год». Звуки к, кь. Автоматизация звука ш.
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе Лексическая тема «Новый год». Звуки к, кь. Автоматизация звука ш. Коррекционно-образовательные цели. Закрепление ...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Птицы. Звук П в слогах и словах» .
Цель: Закрепить четкое произношение звука [п] в слогах и словах, определять место звука П в слове.Коррекционно-развивающие:- корригировать произношение;- корригировать и развивать диалогич...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе. Лексическая тема "Насекомые"
Конспект разработан для детей с ТНР - ОНР III уровня речевого развития...
Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе "Безопасность дома, опасные предметы. Звук Л в словах и предложениях"
Цель: вспомнить предметы, опасные для жизни и здоровья, запомнить правила обращения с ними.Задачи:1.Обобщить знания по теме «Безопасность дома».2.Развивать речевое дыхание; артикуляц...