Статья "Логопедические и неврологические заключения для детей с нарушениями речи"
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Никитина Елена Викторовна

В статье даются разъяснения логопедических заключений и некоторых неврологических диагнозов. Статья будет полезна воспитателям детских садов и родителям детей дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логопедические заключения22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Расшифровка аббревиатур логопедических заключений и некоторых  медицинских диагнозов.

Данная консультация разработана с целью  разъяснения некоторых терминов, которые могут встретиться в заключениях учителей-логопедов  и врачей.

Учителя-логопеды, после логопедического обследования, в соответствии с психолого-педагогической классификацией речевых нарушений могут поставить следующие  логопедические заключения:

ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи -  нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

ОНР – общее недоразвитие речи[1] -  различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

Заикание  (синоним – логоневроз)— нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Учителя-логопеды могут использовать и клинико-педагогическую классификацию речевых нарушений, что дает более полную картину речевого нарушения, и  применять соответствующие ей заключения (см. ниже). Но, подтвердить эти диагнозы должны врачи (неврологи, психиатры) на основании проведенных проб, медицинских процедур и т.п.

Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений

При нарушениях устной речи используют следующие термины:

Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата (синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения). Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония),

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении.

Прогноз. После занятий с логопедом нужные звуки стойко закрепляют я в речи. Если после долгих занятий желаемых результатов добиться не получается, или результат "уплывает", есть смысл говорить о  "дизартрии".

Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.        В отечественной логопедии к ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врожденными расщелинами нёба, т. е. грубыми анатомическими нарушениями артикуляторного аппарата.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.

Заикание  (выше_Заикание)

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. У ребенка наблюдается неясная, смазанная речь, как будто "каша во рту".

Прогноз. При одновременном медикаментозном лечении и занятиях с логопедом удаётся добиться положительной динамики. Часто логопед работу с данной категорией детей сравнивают с "рисунком на песке" - уж слишком быстро дизартрики и утрачиваются умения и навыки, полученные на занятиях. Поэтому, родителям таких деток следует всегда уделять внимание речи ребенка, выполняя все рекомендации логопеда и врача.

Вышеперечисленные нарушения относятся к типу нарушений фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи.

Второй тип  нарушений устной речи (по клинико-педагогической классификации)– это  нарушение структурно-семантического (внутреннего) оформление высказывания, которые также называют системными или полиморфными нарушениями речи (СНР).  К ним относятся:

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга (функций речедвигательного и речеслухового анализаторов) во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания.  Вследствие этого оказывается несформированной речевая деятельность ребенка.

Выделяют следующие формы:  моторная, сенсорная  и сенсомоторная алалия[2].

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Синонимы: распад, утрата речи. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекций или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, говорят об афазии.

Термин СНР (системное нарушение речи) применяют и тогда, когда речь идет  о серьезной речевой проблеме, которую невозможно полностью компенсировать, в случаях, когда речевое нарушение не является первичным, а проявляется в виде одного из многочисленных симптомов нарушения психического развития (аутизм, умственная отсталость и др.). 

К нарушениям письменной речи относятся:

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.

В заключениях невролога можно увидеть аббревиатуру ЗРР – задержка речевого развития, овладение речью позже нормативных показателей. Такой диагноз ставят детям  до 4-х лет. В дальнейшем, если проблемы остаются, ставятся уже другие диагнозы (ОНР, алалия, аутизм и др.).  

Учителя-логопеды выявляют особенности речевого нарушения, их проявления, предположительную первопричину возникновения. Логопедическая коррекция по преодолению тяжелых нарушений речи (ТНР), обусловленных дизартрией, алалией, заиканием   должна вестись в комплексе с медицинскими технологиями. Только тогда можно будет говорить о достижении значимых результатов.

Важно!!!  Знать основные нормативные показателя речевого развития ребенка! Если необходимо, не упустить время для коррекции психического и речевого развития, оказания своевременной  помощи своему ребенку.

Литература:

1. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.  http://pedlib.ru/Books/2/0049/index.shtml

2. Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах : учебное пособие / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. – Москва : Парадигма, 2009. – 216 с. 

3. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, С.Н. Сазонова. Новые подходы к методическому обеспечению коррекционнопедагогической деятельности по устранению у дошкольников общего недоразвития речи    https://cyberleninka.ru/article/n/novye-podhody-k-metodicheskomu-obespecheniyu-korrektsionno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-po-ustraneniyu-u-doshkolnikov-obschego/viewer


[1] Различают несколько уровней речевого развития ребенка, поэтому заключения могут выглядеть следующим образом: ОНР, I  уровень речевого развития (характерно отсутствие фразовой речи, использование звукоподражаний, мимики, жестов);  ОНР, II  ур.р.р. (характерно появление искаженной в фонетическом и грамматическом отношении фразовой речи, резко выраженные аграмматизмы); ОНР, III ур.р.р. (характерно наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития); ОНР, IV ур.р.р. (характерны нерезко выраженные нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

[2] Моторная алалия – нарушение процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорно смысловых операций; сенсорная алалия – нарушение понимания речи ; сенсомоторная алалия – представляет собой комбинацию упомянутых выше слухоречевых и речедвигательных нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

«Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода.Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению у...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием социоигровых приемов Тема: «Поспешим на помощь…» Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (дети 6-7лет)

Задачи:ü  учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;ü  закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];ü  ...

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...

консультация для педагогов "Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению ...