Консультация для педагогов «Роль воспитателя в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Требования к речи воспитателя группы для детей с нарушениями речи»
консультация по логопедии
В тексте содержантся рекомендации для воспитателей, работающих с детьми имеющими ТНР
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8»
г.Ярославль
Консультация для педагогов
«Роль воспитателя в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Требования к речи воспитателя группы для детей с нарушениями речи»
Подготовила учитель-логопед
Белова Анна Александровна
2024г
Консультация для воспитателей компенсирующей логопедической группы на тему:
«Роль воспитателя в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Требования к речи воспитателя группы для детей с нарушениями речи»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о том, какова роль воспитателя в логопедической группе, и о тех требованиях, которые предъявляются к вашей речи в процессе работы с детьми.
Специфика работы воспитателя в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи определяется имеющимися у каждого ребенка:
• речевыми нарушениями;
• особенностями процессов, связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой моторики);
• особенностями личности воспитанников.
Работая в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, воспитатель выполняет ряд специфических функций.
1. Создание благоприятного психологического микроклимата в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Психологическая атмосфера складывается из отношения к детям каждого педагога, а также взаимоотношений самих педагогов в группе. Комфортным для ребенка является доброжелательный, ласковый и эмоционально положительный тон воспитателя. При таком стиле поведения педагога необходимость порицания детей сводится к минимуму. Ласку, мягкость и доброжелательность воспитателя не следует путать с вседозволенностью. Важно в общении с воспитанниками добиться сочетания требовательности и тонкого понимания ребенка.
Очень важны личностные качества воспитателя. Это объясняется тем, что ребенок с ТНР дошкольного возраста наиболее ориентирован на взрослого, находящегося рядом, подражает ему в словах, манерах, оценках, чувствах, поступках.
Дети с проблемами в развитии зачастую ранимы, обидчивы, повышенно эмоциональны. Воспитателю группы для детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо уметь правильно оценить состояние ребенка, его поступки, их причины; уметь сопереживать ребенку, добиваться его расположения и взаимопонимания, а не беспрекословного подчинения.
2. Адаптация ребенка в коллективе.
Для ребенка, начавшего посещать специальную группу, незнакомая ранее среда (режим, помещение, дети, педагоги, занятия) требует адаптации. Малышу трудно перестроиться, привыкнуть к новой обстановке. У некоторых детей нервное напряжение перерастает в конфликты, реакции неудовольствия, протеста. Может наблюдаться ежедневный невротический плач по утрам, невротическая рвота, потеря аппетита, агрессивность. Привыкание при спокойной, комфортной обстановке в группе, доброжелательном мягком отношении педагогов проходит безболезненно для ребенка. В случае затянувшегося периода адаптации, когда посещение группы превращается для ребенка и его родителей в мучение, следует обратиться за помощью к психологу дошкольного учреждения.
3. Взаимодействие воспитателя с ребенком.
Воспитатель часто сталкивается с нестандартным поведением ребенка (отказ идти на прогулку, участвовать в занятии, отсутствие дистанции в общении со взрослыми и т.д.). Использование традиционных методов в подобных случаях безрезультатно. Педагог должен понимать, что негативизм (противодействие просьбам) обычно возникает как защитная реакция ребенка на психологическое давление. Единственный способ — отвлечь внимание ребенка, найти ему интересное, активное двигательное занятие. Важно учитывать, что бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к каждому проблемному ребенку будет способствовать преодолению речевого нарушения.
4. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов.
Воспитатель находится с детьми в течение всего дня в самой разной обстановке: в раздевалке, в умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке, на участке и в других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. Кроме того, в продолжение дня (в отличие от учителя-дефектолога) воспитатель имеет возможность многократного повторения и закрепления новых слов, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь ребенка.
Во время умывания, дежурств, коллективного труда, одевания на прогулку воспитатель своими вопросами побуждает детей к речевому общению. Например, при одевании детей на прогулку, воспитатель спрашивает: «Что ты делаешь?», «Что ты надеваешь?», «Что надевает Маша?», «Скажи Маше, чтобы она надела шапку» и т.д. Не следует стремиться для таких вербальных упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели четверых-пятерых детей. Главное, чтобы они занимались добровольно, с желанием и всегда с положительными эмоциями.
5. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.
Воспитателю необходимо внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Нельзя дразнить ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности или речевой негативизм, замкнутость, отрицательное отношение ребенка к воспитателю.
Методика исправления ошибок на занятии и вне занятия отличаются друг от друга. Во время игры, бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-либо из них. Воспитатель, используя перерыв в игре, подзывает к себе ребенка и работает с ним над исправлением ошибки индивидуально. Если ошибка встречается в обращениик педагогу, то воспитатель предлагает ребенку правильный ответ и просит повторить сказанное.
На занятиях ошибки ребенка фиксируются воспитателем, к исправлению неточностей привлекаются все дети подгруппы. Сам воспитатель исправляет грамматические ошибки в том случае, если это не могут сделать дети. Ошибки в произношении также исправляются по ходу ответа, от ребенка следует добиваться проговаривания правильного варианта.
Требования к речи воспитателя группы для детей с нарушениями речи. Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения ребенка с ТНР, является важным источником, из которого дети получают образец родного языка, культуры речи.
Анализ педагогической литературы и практический опыт показывают, что в речи воспитателей встречаются следующие недостатки:
• нечеткое артикулирование звуков в процессе речи;
• побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся ([ЧТО] вместо [ШТО], [ЕГО] вместо [ЕВО]);
• произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
• неправильное ударение в словах;
• монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
• ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
• многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
• насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
• использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
• частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки! Катенька, убери чашечку со столика!);
• засоренность речи словами-паразитами {ну, вот, так сказать и т.д.);
• копирование речи малышей, «сюсюканье»;
• использование в речи слов, не понятных детям без уточнения их значения.
К речи воспитателя предъявляется ряд требований.
Воспитателю необходимо:
• правильно произносить все звуки родного языка;
• четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
• строго придерживаться в речи орфоэпических норм, правильно ставить ударения в словах;
• использовать средства интонационной выразительности речи: силу голоса, темп, логические ударения, паузы;
• в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
• связно и в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;
• использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.
Спасибо за внимание! Надеюсь, что данная инфлормация была интересна для Вас!
Источник: Пятница Т.В. Справочник дошкольного логопеда / Т.В. Пятница, Т.В. Солоухина-Башинская. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 479 с: ил. + CD. — (Библиотека логопеда).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в подготовительной группе. Тема: «Дикие животные. Звук [й]. Буква Й».
Тема занятия: «Дикие животные. Звук (й) и Буква Й».Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, из внешнем виде. Уточнение, активизация и ак...
Адаптированная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 5 лет.
Рабочая программа для детей ОНР средней логопедической группы. За основу взята программа Нищевой Н.В....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи)
Данная Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования...
Роль воспитателя ДО в работе по преодолению тяжёлых нарушений речи у детей дошкольного возраста
В презентации представлены основные направления работы воспитателя в логопедической группе, а также в группе комбинированной направленности при инклюзивном образовании....
Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7, разработанная на основе вариативной примерной адаптированной основной образ...
Консультация для педагогов "Роль воспитателя в развитии речи детей"
Консультация для педагогов "Роль воспитателя в развитии речи детей"...