консультация для педагогов "Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»
консультация
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребёнка. Каждая категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии имеет специфические психолого - педагогические особенности, отличающие одну категорию от другой, которые необходимо учитывать при определении коррекционной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_rukovoditel.docx | 21.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальный руководитель
МДОУ ЦРР ДС 15 Борисова Т.П.
Консультация для педагогов
«Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода.
Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребёнка. Каждая категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии имеет специфические психолого - педагогические особенности, отличающие одну категорию от другой, которые необходимо учитывать при определении коррекционной работы.
Известно, что все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников.
Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватного организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающими детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н.Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогает активизировать умственную деятельность.
Таким образом, музыка - это одно из средств физического развития детей.
На базе дошкольного образовательного учреждения проводится музыкально -оздоровительная работа, соединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.
Я много лет работаю в коррекционных группах для детей с нарушением речи и для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА).
В своей работе использую оздоровительно-развивающую программу «СА-ФИ-
ДАНСЕ» Ж.Фирилёвой, Е.Сайкиной по танцевально-игровой гимнастике, которая направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста. В программе «СА-ФИ-ДАНСЕ» представлены различные разделы, их объединяет игровой метод. Основными являются танцевально-ритмическая гимнастика (игроритмика, игротанец), нетрадиционные виды упражнений, которые представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым массажем; и креативная гимнастика, включающая музыкально-творческие игры и специальные задания.
Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
При подборе материала для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата отдаю предпочтение заданиям, способствующим формированию правильной осанки, профилактике и коррекции плоскостопия, функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной системы организма.
Игроритмика: специальные упражнения для согласования движений с музыкой.
Игропластика: специальные упражнения для развития силы мышц (за-
дания Мишки Балу);
специальные упражнения для развития гибкости (зада-
ния пантеры Багиры).
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление –
осанки:
1.свободное раскачивание рук при помощи туловища.
2.потряхивание ногами в положении стоя.
Такие игры и упражнения способствуют также совершенствованию психомоторных способностей дошкольников:
развитию мышечной силы, гибкости, выносливости, и координационные способности;
содействию развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умению согласовывать движения с музыкой.
Речь, музыка и движение должны быть тесно взаимосвязаны, дополнять друг
друга.
Благодаря этим трём компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребёнка, развиваются его голосовые данные. И в результате педагог добивается не только чистоты интонирования, но, главное, выразительности в пении детей.
Кроме того, слаженность этих трёх компонентов помогает развивать детские эмоции, которые, в свою очередь положительно сказываются на разработке детской мимики.
Для коррекции речи использую «Логопедические распевки» Л.Гавришевой, Н.Нищевой, а также упражнения из книги «Коррекция речи и движения» О.Боромыковой.
Предложенные игры и упражнения не только помогают исправлять речь и движения детей, но оказывают сильное воздействие на развитие их музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и творческой активности.
Оригинальные тексты песенок вызывают у детей интерес, создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения.
Необходимо акцентировать внимание детей на звукопроизношении и на чёткости дикции.
Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями.
Музыкально - двигательные упражнения способствуют развитию тонкой и общей моторики, просодической стороны речи, её координации с движением, позволяют добиваться его выразительности, будят в детях творческое воображение.
При этом дети учатся петь хором, с точной интонацией, подчиняться определённому темпу и ритму.
Занятия провожу с учётом диагноза заболевания детей. Так, для детей с диагнозом ОНР (общее недоразвитие речи) занятия строятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы они не уставали.
Распевки следует больше давать на гласные, чтобы лучше отрабатывать дыхание и раскрепостить зажатую челюсть.
С детьми, имеющими диагноз Ф - ФНР (фонетико - фонематическое недоразвитие речи), больше работаю над развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки.
Предлагаю детям «Игры - забавы» О.Громовой, Т.Прокопенко, которые предназначены для развития мелкой моторики, совершенствования внимания, памяти, пространственной координации и речи детей.
Развивать мелкую и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.
Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребёнка выслушивать, и запоминать, а потом выполнять инструкции. С одной стороны-двигательная активность ребёнка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны-формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно - пространственных упражнениях.
Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к заданным движениям, которые легко ложатся на слух ребёнка. И без специальных установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.
Широко использую народные песенки и потешки, стихи известных детских поэтов, которые привлекают своей живостью и эмоциональностью.
Например, А.Барто «Зайка», «Мишка», «Мячик».
Очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей является сочетание речи и движения под музыку.
Прежде всего надо научить ребёнка основным видам движений под музыку. Это различные виды ходьбы, бега, подскоков, а также упражнения с заданиями на все виды мышц, танцы, хороводы, игры с пением.
При этом обязательно вводится речевой материал в самых разнообразных формах - тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировки.
Введение слова, особенно в стихотворных формах, облегчает овладение движением, так как ритм стихотворной речи помогает сохранить ритмичность движения.
На музыкальных занятиях использую и современные, инновационные, здоровьесберегающие технологии в игровой форме.
Валеологические песни - распевки. С них начинаются все музыкальные занятия:
(»Доброе утро!», «Здравствуйте!»).
Это несложные, добрые тексты и мелодия. Поднимают настроение, подготавливают голос к пению, и дают позитивный настрой детям на весь день.
Слушание музыки и разучивание текстов можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой. Использование игрового массажа А.Уманской, М.Картушиной повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз.
(«Птичка» по А.Уманской, «Дождь» франц.н.п.).
Игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, формируют образно - ассоциативное мышление на основе русского народного творчества.
(«Кошка», «Куклы спят»).
Перед пением песен занимаюсь с детьми дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок.
(«Погреемся», «На лошадке»).
Речевые игры лучше всего сопровождать музыкально - ритмичными движениями, игрой на музыкальных инструментах.
Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты (металлофоны; шумовые, в том числе и самодельные («шуршалки», «звенелки»), звучащие жесты (хлопки, притопы, щелчки, шлепки), движение, сонорные и колористические средства.
(«Листопад», «Снег», «Шур-шур-песенка»).
Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта - важнейшая задача всех ДОУ. Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого ребёнка.
Важным компонентом успешного включения ребёнка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является подготовка педагогов к интегративному процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов дошкольных учреждений и программ повышения родительской компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов
Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление...
Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта
Представлена рабочая программа учителей-логопедов, работающих с детьми в условиях логопункта. Программа написана с учетом ФГТ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях дошкольного логопункта.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения, фонетико-фонематической стороны речи детей старше...
«Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода.Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению у...
Консультация для воспитателей « Создание оптимальных условий воспитания и обучения детей с нарушениями речи в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС»
Цель: - Формирование информационной готовности педагогов МДОУ по созданию оптимальных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ и осознанию необходимости коррекционного воздействия в условиях логогруп...
«Современные технологии коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями речи»
«Современные технологии коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями речи»...
Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта
Рабочая программавоспитания и обучения детей с нарушениями речи5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленностив условиях логопункта...