Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием социоигровых приемов Тема: «Поспешим на помощь…» Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (дети 6-7лет)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Задачи:
ü учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;
ü закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];
ü упражнять в определении первого и последнего звука в слове; в звукослоговом анализе и синтезе; в подборе слов к схемам;
ü упражнять в составлении логических рассказов по 2предметным картинкам;
ü упражнять в составлении слов из букв, чтении слов;
ü развивать фонематический слух и восприятие; четкую дикцию;
ü активизировать речь детей;
ü развивать внимание, мышление, память, тактильное восприятие;
ü учить работать в компаниях, договариваться между собой, сотрудничать;
ü проявлять сочувствие попавшему в беду, помогать;
ü воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_matveeva_e.n.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 92»
муниципального образования города Братска
Конспект занятия
по формированию фонетической стороны речи
с использованием социоигровых приемов
Тема: «Поспешим на помощь…»
Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
(дети 6-7лет)
Подготовила: Матвеева Е.Н.,
учитель-логопед МБДОУ «ДСКВ № 92»,
г. Братск 2013г.
Задачи:
- учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;
- закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];
- упражнять в определении первого и последнего звука в слове; в звукослоговом анализе и синтезе; в подборе слов к схемам;
- упражнять в составлении логических рассказов по 2предметным картинкам;
- упражнять в составлении слов из букв, чтении слов;
- развивать фонематический слух и восприятие; четкую дикцию;
- активизировать речь детей;
- развивать внимание, мышление, память, тактильное восприятие;
- учить работать в компаниях, договариваться между собой, сотрудничать;
- проявлять сочувствие попавшему в беду, помогать;
- воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Здоровье», «Чтение художественной литературы».
Оборудование: игрушка-кошечка, предметные картинки на ленточках двух цветов (сом, миска, ананас, шахматы, пушка, душ), схемы слов и к ним игрушки (мышка, сок, шарф, шарик, весы, бусы); на трех столах схемы места звука в слове; на других трех столах карточки с предметными картинами со звуками [С],[Ш] для игры «Цепочка»; стульчики по количеству детей, доска, конверт с касетой с записью, магнитофон, три воздушных шара с заданиями в конвертах на ленточках, карточки с буквами (К, А, У, Ш, М, С), карточки с буквами С, Ш, карточки со словами (Молоко кАша мыШка бАнт), карточки с предметными картинками – прочитать по первым звукам, по последним, волшебный мешочек с пластмассовыми буквами (К, А, У, Ш, М, С)
Педагогическая ситуация: (переход из самостоятельной деятельности детей к непосредственно образовательной деятельности)
Логопед говорит: «Раз, два, три, четыре, пять – предлагаю поиграть!».
Методы и приемы:
- Динамическое упражнение «Приветствие»
- Сюрпризный момент конверт с касетой
- Речевые игры и упражнения:
- повтори без ошибок слоги;
- скажи наоборот;
- назови слово гласными звуками
- Социоигровые приемы:
- деление по количеству слогов в словах на оберегах на 3 компании;
- деление по месту звука в слове на обереге на 3 компании;
- деление по звуку в слове на оберегах на 2 компании
- Работа в 3 компаниях:
- Игра «Цепочка» - развитие логики, мышления, фонематического слуха;
- «Составь историю» - развитие связной речи;
- Игра «Волшебный мешочек» - развитие мышления, памяти, тактильного восприятия;
- Игра «Живые буквы» - упражнение в составлении слов из букв, чтении слов;
- «Прочитай слова по первым звукам, по последним» - упражнение в звукослоговом анализе и синтезе
- Загадка
- «Покупки в магазине» – упражнение в подборе слов к звукослоговым схемам
- «Поздравления» – развитие связной речи
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент.
12345-предлагаю поиграть.
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг!
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг!
- Ребята, я хочу с вами необычно поздороваться, а вы попробуйте ответить так же (с хлопками: «Здравствуйте ребята!»)
- Ребята, совсем забыла, я сегодня получила письмо. Очень интересно от кого? (открывает). Касета какая-то…Давайте послушаем: «Ребята, помогите! Меня заколдовал злой волшебник! А у меня сегодня день рождения…(плачт)
- Как вы думаете от кого сообщение?
- Что будем делать?
- А злого волшебника не боитесь?
- Ребята, чтобы с нами ничего не случилось, нужно быть какими? (дружными, внимательными, смелыми, хитрыми…)
- Введение в тему, закрепление пройденного.
- Чтобы проверить все ли внимательные, двайте повторим без ошибок слоги:
ША-СА-ША ШО-ШО-СО СУ-ШУ-СУ
СА-СА-ША СО-ШО-ШО СЫ-ШИ-СЫ
- Ребята, какие звуки повторялись в слогах? ([С],[Ш])
- Дайте характеристику звукам [С],[Ш]. Что общего? Чем отличаются?
- Ребята, нам звуки [С],[Ш] пригодятся в борьбе с колдовством. А чтобы злой волшебник нас не заколдовал, нужно произнести слово наоборот, т.е. заменить звук [С] на [Ш] или [Ш] на [С].
СА-ША УШИ-УСЫ КАША-КАССА
АС-АШ МЫШ-МЫС ВАШ-ВАС
СО-ШО БАШНЯ-БАСНЯ МИШКА-МИСКА
СУ-ШУ КРЫША-КРЫСА
СЫ-ШИ ШИНЫ-СЫНЫ
ОС-ОШ ШУТКИ-СУТКИ
УС-УШ КАШКА-КАСКА
ЫС-ЫШ МАШКА-МАСКА
Помогут нам обреги, но чтобы они защищали – нужно их назвать только гласными звуками.
Обереги с картинками: сом, шахматы, миска, пушка, ананас, душ.Дети называют картинку на обреге только гласными звуками, если верно-берет оберег себе.
В группу влетает воздушный шарик с заданием на ленточке.
- Вот и первое испытание. Будьте внимательны!
(: по количеству слогов в словах на оберегах на 3 команды)
- Ребята, подойдите ко мне, у кого слово звучит так: 1хлопок, 2 хлопка, 3 хлопка.
Нужно компанией собрать слова в цепочки.
Игра «Цепочка» Перед детьми на столе лежат 9 предметных картинок со звуками [С], [Ш]. Надо их выложить по-порядку так, чтобы каждая следующая картинка начиналась с последнего звука предыдущей.
В группу залетает воздушный шарик с заданием на ленточке.
(: по месту звука в словах на оберегах на 3 компании)
Второе испытание. Найдите на столе схему места звука в слове, займите свои места. Нужно составить историю или рассказ про свои картинки на оберегах, так, чтобы все слова в рассказе прозвучали.
- Молодцы ребята, интересные рассказы у вас получились. Скажите:
- Из чего строятся рассказы? (из предложений)
- А из чего состоят предложения? (из слов)
- А слова? (из слогов)
- А слоги? (из звуков)
- Что вы можете сказать про звуки? (звуки мы произносим и слышим)
- А с помощью чего мы можем записать слова, предложения, рассказы? (с помощью букв)
- Что вы можете сказать про буквы? (буквы мы видим, пишем и читаем)
- 12345 начинаем мы играть!
Ты к мешочку подойди, букву лишь одну возьми – отгадай и назови.
Игра «Чудесный мешочек» - дети по-очереди берут букву, угадывают на ощупь, называют и показывают.
Много с буквами хлопот, уж такой они народ,
Пока музыка играет наши буквы – погуляют.
МАК, СУМКА, УМ, МУШКА, СУК, КУМА, СУША, ШУМ.
Игра «Живые буквы» - дети берут большие буквы на альбомных листах, держат их перед собой, чтобы всем было видно. Пока играет музыка- двигаются по группе, музыка закончилась – слушают слово, которое говорит логопед и встают напротив логопеда в это слово, так, чтобы другие дети смогли прочитать.
В группу влетает воздушный шарик с заданием на ленточке.
(: по звуку в словах на оберегах на 2 компании)
- Третье испытание. Подойдите ко мне у кого в названии картинки на обереге есть звук С, Ш.
(На столах лежат буквы С,Ш и задания прочитать слова по первым звукам, по последним карточки с предметными картинками, найти свой ответ и прочитать его)
На доске ответы детей:
Молоко кАша мыШка бАнт
- Ребята, прочитайте слово из больших букв.
- Как вы думаете, что обозначает это слово?
Загадка: Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается! (кошка)
Логопед достает кошку-игрушку и садит на сундук.
- Вот и справились мы с колдовством, расколдовали кошку – Машу.
Ждет гостей сегодня кошка и волнуется немножко.
Почему гостей все нет?
- Как вы думаете, почему гости могут опаздывать?
- Деньги у меня есть, а вот подарки нужно купить. Ребята, найдите свой подарок в нашем магазине.
Дети берут карточки-звуковые схемы и просят воспитателя-продавца продать нужный товар. В магазине МЫШКА, СОК, ШАРФ, ШАРИК,ВЕСЫ, БУСЫ.
- Давайте поздравим нашу Машу и подарим ей подарки.
- Итог.
Кошка: Ой, спасибо вам, ребята, спасли вы меня, подарки подарили, слова приятные сказали. А доброе слово и кошке приятно. А какие испытания вам запомнились? Примите от меня угощения. Спасибо вам.
ЛИТЕРАТУРА
- Кудинова М.А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников стр. 25 – 29, «Логопед» № 2/2010г
- Мухаметянова А.Р., Дворецкая Г.Л. Приемы работы по формированию навыков анализа и синтеза звукового состава слова, стр. 87 – 94, «Логопед» № 1/2009г Смирнова Л.Н.
- Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 -7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: Мозайка-Синтез, 2003г.
- Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи: Методическое пособие. СПб.: Детство – пресс,1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в средней группе для детей с ОНР на тему: «Путешествие в сказку «Теремок» (закрепление гласных звуков)».
Конспект логопедического занятия....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"
Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”
В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »
Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».
Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».
Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР по теме "Звук П".
В настоящее время в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР растет число воспитанников с нарушениями сочетанного характера. Очень часто в картине дефекта сопутствующими...