Статья "Использование игровых приемов для коррекции нарушений мелкой моторики у детей с нарушениями речи"
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovykh_priemov.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых приёмов
для коррекции нарушений мелкой моторики
у детей с нарушением речи.
Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, представляет собой сложную проблему для специалистов, так как у данной категории детей отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы, а так же ряда психических и моторных функций.
Известно, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи такой же как артикуляционный аппарат и что мозговую проекцию кисти руки можно считать ещё одной речевой зоной мозга. Поэтому при организации комплексного коррекционного воздействия на речь ребёнка, целесообразно включать игры и упражнения на развитие мелкой моторики в ежедневные логопедические занятия.
С целью развития мелкой моторики на логопедических занятиях широко применяются игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихов, народных потешек, скороговорок и чистоговорок.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной.
Для того, что бы сделать процесс развития мелкой моторики более увлекательным и интересным, для пальчиковых игр можно использовать такие предметы, как массажные мячики, прищепки, шишки, массажные коврики, бусы и др. Эти предметы доступны не только специалистам, но и каждой маме. В пальчиковых играх с использованием различных нетрадиционных предметов, природных материалов содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие игры очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, а так же повышается общий тонус, снижается психоэмоциональное напряжение, стимулируется умственная деятельность.
Прежде чем показывать ребёнку пальчиковую игру с каким либо предметом, сначала проиграйте её сюжет сами. Пред игрой следует обсудить с ребёнком её содержание, отработать движения и комбинации пальцев с предметами. Это подготовит ребёнка к правильному выполнению движений в игре и создаст благоприятный эмоциональный настрой.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, темп его развития, речевые возможности, настроение. Сложность предлагаемых ребёнку игр должна возрастать постепенно.
- Игры с массажным мячиком, шишкой.
Во время проговаривания стихотворения дети могут катать мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево, круговые движения; сжимать мячик или шишку в ладонях.
«Наши ручки»
Это ручка – правая. | Дети крепко сжимают мячик в правой руке. |
Это ручка – левая. | Крепко сжимают мячик в левой руке. |
Я на мячик нажимаю и зарядку делаю. | Кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочерёдно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. |
Будет сильной правая. | Крепко сжимают мячик в правой руке. |
Будет сильной левая. | Крепко сжимают мячик в левой руке. |
Будут ручки у меня ловкие, умелые. | Катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями. |
- Игры с массажным ковриком.
Дети кладут ладони на неровную поверхность коврика, подушечками пальцев водят по поверхности, пальчики «идут» по поверхности коврика, стучат кулачками о коврик.
«Котик»
Дети кладут коврик на колени или на стол.
Есть у котика на лапках Очень острые царапки. | Сжимают и разжимают пальцы обеих рук, «царапают» коврик |
- Игры с ячейками.
Дети могут складывать в ячейки маленькие предметы в различном порядке или «ходить» пальчиками по ячейкам в различных направлениях.
«Прогулка»
Мы по улице гуляли, Дружно мы ворон считали: | Дети «ходят» указательным и средним пальчиками по ячейкам в разных направлениях. |
Раз, два, три, четыре, пять – | На каждое слово кладут по одной бусинке в каждую ячейку. |
Надо всех пересчитать! | Хлопают в ладоши. |
- Игры с резиночками для волос.
Дети могут надевать резинки поочерёдно на каждый палец руки или растягивать ризиночку на каждое слово стихотворения.
«Моя семья»
Знаю я, что у меня | Дети показывают ладошку |
Дома дружная семья: | Сжать кулачок и разжать. |
Это – мама, | Надеть резиночку на безымянный палец. |
Это – я, | Надеть резиночку на мизинчик. |
Это – бабушка моя, | Надеть резиночку на средний палец. |
Это – папа, | Надеть резиночку на указательный палец. |
Это – дед. | Надеть резиночку на большой палец. |
И у нас разлада нет! | Пальцы сжать в кулак. |
- Игры с прищепками.
На каждый ударный слог дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев рук, прищепляют прищепки на фигуры из картона.
«Котенок – глупыш»
Кусается сильно Котенок – глупыш! Он думает, что это Не пальчик, а мышь! Но я же играю с тобою, малыш! А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!» | Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой руки, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу. |
- Игры с эспандерами.
Дети сжимают и разжимают в руках эспандер на каждый ударный слог, сначала в правой руке, затем в левой.
«Дружба»
Я в друзьях души не чаю, Я друзей своих встречаю. Каждый руку мне пожмет, Каждый мне привет пришлет! | Дети сжимают и разжимают в руке эспандер на каждый ударный слог сначала в правой, затем в левой руке. |
Для детей с низким уровнем речевого развития можно использовать игры без речевого сопровождения (стихотворение рассказывает педагог, а дети выполняют только движения). В таких играх могут использоваться желуди, грецкие орехи, горох, фасоль и другие предметы.
Во время таких игр у детей развивается слуховое внимание, тактильные ощущения, происходит самомассаж пальчиков, развивается ловкость и координация движений.
«Мышки-пекари»
Перед ребенком ставится коробочка с желудями. Логопед произносит стихотворение, ребенок выполняет движения.
Замесили тесто мышки, Стали печь они коврижки. | Ребёнок опускает руки в коробочку с желудями, сжимая и разжимая пальчики «месит тесто» |
Пригласили всех друзей: «Приходите к нам скорей!» | На каждое слово ребенок выкладывает по одному желудю из коробочки на стол. |
Такие игры очень удобны в использовании для логопедов, так как предметов, с которыми можно играть очень много, а речевой материал можно подобрать любой в зависимости от возможностей детей.
Литература:
- Крупечук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб. :Литера, 2006.
- Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. –
СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
- Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль традиционных и нетрадиционных методов и приемов для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи.
Игры и упражнения для тренировки пальцев рук....
Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения
В данной консультациии для педагогов представлен материал по развитию осязания мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Рассматриваются разные способы обследования предметов. Даются рекомендации п...
Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения
Консультация для воспитателей...
Разнообразие игровых форм по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи
Разнообразие игровых форм по развитию мелкоймоторики у детей с нарушениями речи ВведениеОдной из актуальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике и психологии является увели...
Информация для родителей "Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи"
Информация для родителей на стенд о нетрадиционных приемах развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи...
Методы и приемы развития мелкой моторики у детей с нарушением речи
презентация на методическом объединении...
Системный подход к развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Аннотация.Осязание и мелкая моторика являются необходимым компонентом человеческой деятельности, а при глубоких нарушениях зрения компенсирует его познавательные и контролирующие
Салехард, МБДОУ Детский сад № 9 «Кристаллик»e-mail: mdou 9 @edu.shd.ru. Тел./факс (34922) 4-12-76Воспитатель: Москаленко Надежда ВасильевнаСистемный подход к развитию мелкой мо...