ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Корякина Лариса Ивановна

 

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «зачем?», «как?», «почему?». Семейные представления занимают ведущее место в игровых моделях дошкольника - «Дочки-матери», «Посуда», «Магазин» и т.п. - в процессе которых ребенок принимает и реализует социальные роли матери и отца. Дошкольный возраст является сензитивным не только по отношению к развитию познавательных процессов (внимание, мышление, память, воображение), но и к развитию речевой деятельности. В этот период у детей формируются своеобразные общие лингвистические способности, чутье к языковым явлениям, закладываются образцы речевого поведения: интенсивно пополняется словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; речь обеспечивает совершенствование познавательных процессов.

Развитие речи и познавательных процессов ребенка непосредственно зависят от условий жизни и воспитания. Нарушения речевого развития проявляются в особенностях формирования всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. В то же время дети, имеющие особенности речевого развития проявляют активность по отношению к языковым явлениям - словообразование, умение подобрать нужное слово в соответствии с заданным условием, отбор слов с целью выявления звукового состава. Дети с особенностями речевого развития, как правило, испытывают незначительные лексические трудности, допускают ошибки в грамматическом оформлении высказывания (построение предложений), могут неверно произносить звуки речи, затрудняются в реализации развернутых высказываний. Однако перечисленные трудности не являются препятствием к установлению отношений со сверстниками и лишь в некоторых случаях (переживание, самооценка собственной речи, чрезмерное желание соответствовать речевой норме) служат барьером в личных отношениях.

Основная функция речи - общение, сообщение или, в целом, коммуникация. Дети с особенностями речевого развития к старшему возрасту способны общаться на уровне контекстной речи, наблюдается вариативность вербального творчества.

Личностные особенности детей с особенностями речевого развития характеризуются подвижностью эмоциональной сферы, впечатлительностью, ранимостью, стремлением соответствовать определенным нормам общения. Как правило, к старшему возрасту большинство речевых нарушений у детей успешно преодолевается и не оказывает существенного влияния на готовность ребенка к созданию собственной семьи.

Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе.

Учитывая важность влияния семьи оказываемого на процесс социализации ребенка, реализуемого в ее социальных (обеспечение дохода, домоводство и забота о здоровье, рекреационная, социализирующая, самоидентификации, развитие способности к воспитанию, образовательная, профессиональная) и социетальных (отношение к ребенку с нарушениями развития, его воспитание, обучение, умение вовремя организовать и оказать помощь, адаптировать к жизни в обществе) функциях, рассмотрим механизмы семейной социализации.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, «позволяющий личности активно включаться в структурные элементы социальной среды, то есть посильно участвовать в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни общества». По отношению к детям с особенностями развития социальная адаптация выступает как приведение индивидуального и группового поведения детей с особым типом развития в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У детей с ограниченными возможностями затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении. Социальная адаптация открывает нетипичным детям возможность активного участия в общественной жизни. Социальная адаптация - это непрерывный процесс, в котором взаимодействуют ребенок и родители, а затем - ребенок и общество. Дети с особенностями речевого развития, как правило, успешно адаптируются в обществе, реализуют свои возможности в профессиональной деятельности, создают благополучные семьи.

Абилитация - комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка. В процессе абилитации и реабилитации на разных уровнях затронуты различные структуры, которые в той или иной мере воздействуют на особенного ребенка. Главной и основной целью всего процесса абилитации является включение ребенка с речевыми нарушениями в жизнь и его социализация.

Реабилитация представляет собой «процесс восстановления имевшихся в прошлом способностей, утерянных по причине болезни», а также и абилитацию детей с ограниченными возможностями. Социальная реабилитация (лат. Rehabilitas - восстановление способности) в медико-педагогическом значении - «включение нетипичного ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизнедеятельности на уровне его психофизических возможностей».

При своевременном коррекционно-логопедическом воздействии большинство речевых нарушений у детей успешно преодолевается и со­стояние речи ребенка не оказывает существенного влияния на его вхождение в самостоятельную жизнь, как профессиональную, так и семейную.

Ещё один специфический механизм социализации нетипичных детей, - компенсация (лат. Compensatio - возмещение, уравновешивание), которая представляет собой процесс приспособляемости организма вследствие врожденных или приобретенных дисфункций. В процессе компенсации происходит формирование новых, исправление нарушенных или ослабленных функций организма, а также развитие личности в целом. Для ребенка с особенностями речевого развития особое значение имеет личностный компонент отношения к своей речи, определяемый его самооценкой и Я-позицией.

Таким образом, участие семьи в подготовке детей с особенностями речевого развития к самостоятельной жизни должно быть подкреплено взаимодействием со специалистами: врачом, психологом, социальным работником, педагогом-дефектологом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Подготовка детей с нарушением речи к обучению грамоте"

В консультации для родителей раскрывается понятие "Речевая готовность ребенка к школе", говорится  об основных задачах в процессе обучения грамоте и об особенностях протекания этого процесса у де...

Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.

Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...

Особенности развития детей с нарушением речи

Особенности развития детей с нарушением речи...

Рекомендации педагога-психолога по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи для родителей

Один из основных разделов домашнего обучения — развитие речи. Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеоб­щему умилению окружающих. Совсем другу...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с нарушением речи 6-7 лет "

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы с нарушением речи...

Консультация для педагогов. Тема: "Особенности развития детей с нарушением речи"

Консультация  для педагогов, которые начинают работать или работают совсем недавно с детьми с ТНР. Разобраны основные виды речевых нарушений, особенности развития психических процессов детей с ТН...

Рекомендации педагога-психолога ДОУ по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи для педагогов и родителей.

Задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическ...