Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков С—Ш»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;
учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_differentsiatsiya_zvukov_s-sh.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 9»
Конспект логопедического занятия
для детей старшей группы компенсирующей направленности
по теме: «Дифференциация звуков С—Ш»
разработал: учитель-логопед Ошарина И.Л.
г. Богородск, 2022
Цели:
закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;
учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;
учить пользоваться различной громкостью голоса;
учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;
формировать фонематический слух;
способствовать развитию речевого дыхания;
способствовать формированию грамматического строя речи;
способствовать развитию логического мышления, моторики рук;
воспитывать чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему.
Оборудование:
игрушка Снеговик;
карточки;
пособие к игре «Вазы»;
картинки - снежинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [с] или [ш];
пособие для дыхательной гимнастики «Буря».
I. Организационный момент
Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.
- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения. (Звучит лирическая музыка.)
Дети делают вдох и выдох три раза.
- А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?
Дети: снеговик.
II. Попеременное произнесение звуков [с] - [ш]
Логопед: - Правильно. Он пришёл к нам с Далёкого Севера и принёс радиограмму. Он не знает, какая погода будет в ближайшее время, а вы поможете ему её расшифровать. (На предыдущих занятиях слово «радиограмма» детям объяснялось.)
Логопед раздаёт детям карточки
Дети по очереди произносят: С – Ш – СС – Ш и т.д. (Произносят громко, тихо, умеренно.)
Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз звук [с].
Логопед: - Молодцы, ребята! Правильно расшифровали радиограмму: «Дальний Север ожидают метели и ветер».
III. Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах.
Логопед: - А теперь снеговик хочет с вами поиграть:
Д/и «Повтори за мной»
Давайте покажем ему, какие мы внимательные:
ша – са | шу – су | аш – ас | ош – ос | шо – со | ши – сы | уш – ус |
са – ша | су – шу | яш – аш | ши – ис | со – шо | сы – ши | еш – ес |
- Молодцы, а теперь слова:
шайка – сайка | шок – сок | шут – суд | шитый – сытый | шутки – сутки | шип – сип |
пошёл – посол | саша – саша – саша (ударение на второй слог) | сошо – сошо – сошо (ударение на второй слог) |
- Хорошо, а сейчас по картинкам:
крыса – крыша | миска – мишка | каска - кашка | тушь – туз | уши – усы | плюс - плюш |
IV. Д/и «Вазы» Согласование числительного со словосочетанием.
Логопед: - Ребята, а наш снеговик вёз в подарок друзьям вот эти кувшины и нечаянно их разбил. Помогите ему их собрать.
Дети подбирают недостающие части.
- А теперь давайте посчитаем, сколько же кувшинов? А считать будем так: один красивый кувшин, два красивых кувшина и т.д.
Дети считают, правильно проговаривая звуки [с], [ш].
V. Логоритмическое упражнение (Выполнение движений в соответствии с текстом).
Логопед: - Молодцы, ребята! А давайте попробуем развеселить снеговика, поиграем с ним, а то он очень расстроился из – за разбитых кувшинов:
Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,
Са – са – са – голубые небеса,
Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,
Су – су – су – и водички принесу,
Ши – ши – ши – наши детки хороши,
Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,
Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.
VI. Упражнение на развитие дыхания «Буря в стакане»
Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с крошками пенопласта. В крышке стакана делается отверстие, в которое фиксируется соломинка для коктейля. Ребёнок дует через соломинку, чтобы крошки пенопласта взлетали. Следует обратить внимание на то, чтобы щёки не надувались, а губы были не подвижны.
Логопед: - Вот мы и согрелись, а наш снеговик начал таять. Что же делать?
Дети подсказывают: «Бурю».
VII. Игра на развитие фонематического слуха.
Логопед: - Ох, ребята, сколько же вы снежинок надули. А снежинки волшебные, с картинками. Вам нужно снежинки со звуком [ш] положить в машину, а со звуком [с] в сани. На снежинках картинки:
лошадка, мышка, груша, чашка, мишка, носок, автобус, кактус, санки, весы и т.д.
- Молодцы!
Далее дети дают характеристику звуку [ш], [с].
VIII. Д/и «Доскажи словечко».
Логопед: - А ещё, наш снеговик большой шутник. Послушайте, что он придумал:
Как – то вечером старушки
Пили чай и грызли …сушки.
Кошка на подушке
Лапкой моет ...ушки.
Ложится спать, кряхтя, старушка,
Кладёт под голову … подушку.
Испекла старушка пышки
И сложила пышки в … миску.
Логопед: - Ребята, а теперь давайте, и мы снеговика поучим, и расскажем ему чистоговорку про наш язычок:
Язык вверх: ша- ша- ша,
Каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: са – са - са,
Сахар, масло, колбаса.
IХ. Итог (оценка работы детей)
Логопед предлагает вспомнить все задания, которые они выполняли, рассказать, что им было интересно. Затем он оценивает работу детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ж], [ш]"
Конспект открытого логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий...
Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [с][с,]»
Цель: знакомство с акустико-артикуляционной характеристикой звуков С, Сь.Задачи: уточнить произношение звуков С, Сь; дифференцировать их изолированно, в слогах, словах; закрепить умение проводить звук...
Конспект логопедического занятия: Дифференциация звуков С-Ш.
уточнять и сравнивать артикуляцию звуков, учить дифференцировать буквы С-Ш, давать их сравнительную характеристику, формировать умение различать на письме С-Ш в слогах, словах, предложениях;разви...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [С]-[Ш]".
Дифференциация звуков [С]-[Ш] изолированно, в слогах, словах и предложениях....
Конспект логопедического занятия.Дифференциация звуков Б и Бь.
Конспект занятия для развития фонематического слуха у детей, умение определять место звука в слове, умение дифференцировать твердые и мягкие звуки. На данном занятии звуки б и бь....
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [3] - [С]» (средняя группа)
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [3] - [С]» (средняя группа) подготовлен в целях развития фонематического слуха....
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж».
Тема «Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж».Цель: Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж;Развивать слуховое внимание и память;Привлекать внимание детей к родственным словам;Анализ и синт...