Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки П-Т».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Образовательные задачи:

                1) закреплять навык четкого произношения звуков  П, Т,  и их  дифференциации в слогах, словах и предложениях;

                2) упражнять в звуковом анализе и синтезе обратного слога;

                3) закреплять навык определения согласного звука в начале и конце слова;

                4) упражнять в употреблении существительных в родительном падеже.

Развивающие задачи:

                 1) развивать зрительное и слуховое восприятие;

                 2) развивать зрительный анализ и синтез;

                 3) развивать внимание, память;

                 4) развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательная задача:

  1. совершенствовать коммуникативные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_11._starshaya_gruppa_._zvuki_p_-_t.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте  в старшей  логопедической группе  по теме: «Звуки П-Т». Занятие №11

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

Образовательные задачи:

                1) закреплять навык четкого произношения звуков  П, Т,  и их                        дифференциации в слогах, словах и предложениях;

                2) упражнять в звуковом анализе и синтезе обратного слога;

                3) закреплять навык определения согласного звука в начале и конце слова;

                4) упражнять в употреблении существительных в родительном падеже.

Развивающие задачи:

                 1) развивать зрительное и слуховое восприятие;

                 2) развивать зрительный анализ и синтез;

                 3) развивать внимание, память;

                 4) развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательная задача:

  1. совершенствовать коммуникативные качества.

        

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  • предметные картинки на звуки П, Т;
  • схема для характеристики звуков;
  • символы для обозначения звуков ;
  • цветные фишки для ЗБА;
  • куклы или картинки ПОЛЯ И ТОЛЯ;

Ход образовательной деятельности.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Социально-коммуникативное развитие  

Речевое развитие

Игровая деятельность

1. Организационный момент

Игра «Девочки или мальчики».

Дети делятся на 2 команды девочек и мальчиков, девочки называют слова со звуком П в начале и конце слова, мальчики  – со звуком Т в начале или конце слова. Соревнования заканчиваются, когда у одной из команд закончатся слова.

Речевое развитие, Физическое развитие

Коммуника-тивная деятельность, двигательная деятельность

2. Коммуникативная игра «Здравствуйте»

На развитие общей, мелкой моторики, самомассаж, артикуляционная гимнастика.

Здравствуйте , ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! ( «Пружинка»)

Топ-топ-топ! (Топают ногами)

Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Пухленькие щечки! (Круговые движения кулачками по щекам)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам)

Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево)

Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево)

Щелк-щелк-щелк!  (3 раза щелкают зубами)

Здравствуй, здравствуй, язычок!  (3 раза наклоняют голову вперед)

Чок-чок-чок!  (3 раза щелкают языком)

Здравствуйте, гости!  (протягивают руки вперед)

Здравствуйте!  (кланяются)

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

3.  Постановка цели занятия.

- Ребята, посмотрите у нас сегодня гости – это дети – девочка ПОЛЯ (ПОЛИНА) и мальчик ТОЛЯ.

- Какой первый звук в имени ПОЛЯ? – П.

- Какой первый звук в имени ТОЛЯ? – Т.

Молодцы. Поля и Толя пришли к нам в гости, чтобы мы научили их различать звуки П и Т. Поможем им? – ДА.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

4. Акустико-артикуляционные образы звуков и их характеристика.

- Давайте вспомним как мы произносим звуки П и Т.

-Какие это звуки? (согласные)

-Почему они так называются? (когда мы их произносим, во рту есть преграда)

-Что образует преграду? (губы, зубы, язык)

Произнесение звуков  П, Т, К:

а) звук  П – губы смыкаются и размыкаются

б) звук  Т – язык толкается в зубы

Произнесение сопровождается показом работы губ и языка с помощью кистей рук.

В чем сходство этих звуков? – Оба согласные, глухие, твердые.

В чем различие? – В артикуляции.

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность

5. Игры «Попугай» и «Телефон».

Проговаривание слоговых рядов:

а) с различной позицией ударного слога

па-па-та

ту-ту-пу

па-та-та

пу-ту-ту

б) проведение игры «Телефон»: каждый ребенок называет один слог из слогового ряда друг за другом

па-та-па

пу-ту-пу        и т.д.

Социально-коммуникативное развитие

 Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность, продуктивная деятельность, игровая деятельность

6. Звуковой анализ обратных слогов: АП, ИТ

а) слоги  ап, ит (ладошки сложены перед собой – ап; раскрываем ладошки – левая звук «а», правая звук «п»);

-Сколько звуков произнесли? (два)

-Какой первый звук? (а)

-Какой второй звук? (п)

-Сложим ладошки, что получилось? (ап) и т.д.

б) проведение игры «Живые звуки» с демонстрационными домиками:

красный домик – гласный звук

синий домик – согласный звук

Два ребенка называют поочередно гласный и согласный  звуки, держа в руках соответствующие домики; остальные дети называют получившийся слог.

в) составление схемы обратного слога из символов

Физическое развитие

Двигательная деятельность

7. Физминутка.

От топота копыт пыль по полю летит.

(бегают легким бегом  по кругу ,

Бегают, высоко поднимая колени,

Бегают,  захлестывая ноги назад) .

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Коммуника-тивная деятельность, Игровая деятельность

8.  Дифференциация звуков в словах .

Работа с предметными картинками:

а) определение картинок, в названии которых есть звуки  П, Т. Отбор картинок сначала на звук П в начале слова, на звук П в конце слова; затем на звук Т в начале слова, на звук Т в конце слова.

б) проведение игры «Что изменилось» - запоминание последовательности картинок в ряду и определение изменений в этой последовательности;

в) Проведение игры «Чего не стало» в ряду картинок (с 10-12 картинками) .

г) проведение игры «Назови картинки, которые я показала» - запоминание показанных картинок и называние их.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

9. Дифференциация звуков в предложениях.

Девочки берут картинку со звуком Т, мальчики – со звуком П.

Составление предложений по образцу:

У меня танк. У тебя нет танка.

У меня сноп. У тебя нет снопа. 

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

10. Итог занятия. Анализ работы детей. Домашнее задание.

Поля и Толя благодарят вас за помощь. Им очень понравилось у вас на занятии. За это они дарят вам ТОРТ и ПАСТИЛУ.

- Какие звуки мы учились различать?

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

Домашнее задание – выучите название ваших ПАЛЬЧИКОВ.

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

11. Трудовые поручения во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком А и его характеристикой, артикуляцией;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный звук А из слога, слова;- развивать фонематические процессы у д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука.Учить выделению начального ударного гласного звука.Учить делить слово на слоги (на части).Учить договаривать предложения по картинкам...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки У-А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У и А, подбирать слова и картинки на эти звуки;- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;- развивать фо...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук О».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки;- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;- развивать голос и дыхание...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки У-А-О».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У, А, О;  подбирать слова и картинки на эти звуки;- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;- разв...