Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;
- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;
- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный звук в словах и слогах;
- закрепить понятие «слово»;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать дыхание и голос;
- развивать фонематическое восприятие и слух;
- воспитывать умение детей внимательно слушать педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshaya_gruppa._zvuk_u.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе
по теме: «Звук У». Занятие № 1
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:
- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;
- научить детей правильной артикуляции и характеристике звукаУ;
- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный звук в словах и слогах;
- закрепить понятие «слово»;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать дыхание и голос;
- развивать фонематическое восприятие и слух;
- воспитывать умение детей внимательно слушать педагога.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- дудочки для каждого ребенка;
- предметные картинки на звук У в начале слова под ударением;
- схемы для характеристики звука У;
- сюжетные картинки для составления предложений;
- фишки для звукового анализа
Ход образовательной деятельности.
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности. |
Социально-коммуникатив-ное развитие | Игровая деятельность | 1. Организационный момент. ИГРА «Узнай по голосу». Дети заходят в группу, становятся в круг. Один из них выходит в круг, закрывает глаза и по голосу угадывает, кто его позвал. |
Физическое развитие | Двигательная деятельность | 2. Пальчиковая гимнастика. «ДОЖДЬ» Кто там топает по крыше? Топ-топ-топ. Чьи шаги всю ночь я слышу? Я теперь усну едва ли. Топ-топ-топ. Может, кошек подковали? Топ-топ-топ. (На воспрос – беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук; На «топ-топ-топ» - попеременные удары по столу ладонями рук). |
Физическое развитие | Двигательная деятельность | 3. Массаж лица. (Знакомство с массажем, работа с зеркалами. Сначала проводится поглаживание, а затем логопед знакомит детей с постукивающими движениями). Дождик, дождик, веселей! (От середины лба к вискам). Капай, капай, не жалей! ( вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам). Только нас не замочи! (По мышцам щек от крыльев носа к вискам). Зря в окошко не стучи! (от середины подбородка к ушам). Т.Куликовская. Заканчиваем массаж поглаживаниями. |
Физическое развитие | Двигательная деятельность | 4. Развитие мимики. ИГРА «ОСЕНЬ». Осень наступила. Высохли цветы (грусть) И глядят уныло серые кусты (поникший взгляд) Вянет и желтеет травка на лугах (печаль) Только зеленеет озимь на полях (радость) А. Плещеев. |
Физическое развитие | Двигательная деятельность | 6. Артикуляционная гимнастика. - ОКОШКО - УЛЫБКА - ТРУБОЧКА -ЛОПАТОЧКА -ИГОЛОЧКА -НАКАЖЕМ ЯЗЫЧОК |
Социально-коммуникатив-ное развитие, физическое развитие | Игровая деятельность, двигательная деятельность | 7. Дыхательная гимнастика. ИГРА «Дудочка». Дети поочередно дуют каждый в свою дудочку. ИГРА «Погрели ладошки». Выдох на ладошки с произнесением звука У. |
Речевое развитие | Коммуни-кативная деятельность | 8. Тема занятия. - Сегодня мы с вами познакомимся со звуком У и паровозиком, который любил этот звук произносить. |
Речевое развитие | Коммуни-кативная деятельность | 9. Акустико-артикуляционный образ звука. - Ребята, посмотрите на картинку и произнесите любимый звук паровозика (- УУУУ) - Посмотрите в зеркале, в каком положении у нас находятся губы (ВЫТЯНУТЫ ТРУБОЧКОЙ), Зубы (СБЛИЖЕНЫ, НО НЕ СОМКНУТЫ), Воздушная струя (ТЕПЛАЯ, СПОКОЙНО ВЫХОДИТ ИЗО РТА, НЕ ВСТРЕЧАЯ ПРЕГРАДЫ). ЗВУК У – ГЛАСНЫЙ, обозначать мы его будем фишкой красного цвета. (маленький красный круг) |
Социально-коммуника-тивное развитие , Речевое развитие | Игровая деятельность | 10. Развитие фонематического слуха. ИГРА «ПОЙМАЙ ЗВУК». Из ряда звуков: А, У, И,А, О, И,У, О, И, У, ….. |
Социально-коммуника-тивное развитие , Речевое развитие | Игровая деятельность | 11. Закрепление звука в слогах. ИГРА «ЗАПОМНИ – ПОВТОРИ» Дети вслед за логопедом повторяют слоги: УМ-УМ-АМ АМ-АМ-УМ НУ-НУ-НА ОП-УП-УП УТ-ОТ-УТ КУ-КА-КУ И др. |
Речевое развитие | Коммуни-кативная деятельность | 12. Выделение звука У из состава слогов УА, УМ, УН Логопед произносит слоги, выделяя голосом звук У, дети должны назвать первый звук. |
Физическое развитие | Двигательная деятельность | 13. Физкультминутка. Выполнение движений по тексту: Каждый день по утрам Делаем зарядку. Очень нравится нам Делать по порядку Весело шагать, Весело шагать Руки поднимать, Руки опускать, Весело шагать, Весело шагать, Руки поднимать, Руки опускать. (О.Гомзяк) |
Речевое развитие | Коммуни-кативная деятельность | 14. Закрепление звука в словах. Работа с картинками, отбор или просто проговаривание картинок на У, деление слов на слоги. |
Речевое развитие | Коммуни-кативная деятельность | 15. Закрепление звука в предложениях. Составление предложений со словом УТКА, УЗОР. УТКА ПЛЫВЕТ. МАЛЬЧИК РИСУЕТ УЗОР. |
Речевое развитие | Коммуни-кативная деятельность | 16. Закрепление звука в тексте. Повторение за логопедом: КУ-КУ-КУ – сидит дятел на суку. УТ-УТ-УТ - две улитки ползут. УХ+УХ-УХ – Вася ловит мух. |
Речевое развитие | Коммуни-кативная деятельность | 17. ИТОГ занятия. Логопед: - Какой звук у паровозика самый любимый? (ЗВУК У). Какой это звук? (ЗВУК У – ГЛАСНЫЙ) Фишкой какого цвета мы его будем обозначать? (КРАСНОГО ЦВЕТА) |
Речевое развитие | Коммуни-кативная деятельность | 18. ОЦЕНКА работы детей, ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Приклеить в тетрадь картинки на звук У. |
Социально-коммуника-тивное развитие | Трудовая деятельность | 19. Трудовые поручения во время НОД. |
Материал для закрепления с воспитателем,
родителями и на индивидуальных занятиях.
- Игра «ПОЙМАЙ ЗВУК»
- Выделить начальный звук в словах УТКА, УШИ, УЛЯ, УЛЕЙ
- Учить давать характеристику звуку У: звук У – гласный, воздух свободно выходит, не встречая преграды, получается песенка, обозначаем его красной фишкой (маленьким красным кругом).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Т».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики и артикуляции;- продолжить знакомство детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в н...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук К».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Х».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки П и Пь».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- научить детей четко артикулировать и произносить звуки П-Пь;- учить детей давать характеристику звуков П и Пь;- учить детей различать звуки П и Пь по твердости-мягкости;- д...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Т и Ть».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать характеристику звуков Т и Ть;- учить детей различать звуки Т и Ть по твердости-мягкости;- п...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки К и Кь».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Кь и способом его характеристики по артикуляционным и акустическим признакам;- упражнять детей в делении слов на слоги;- учить определять место звука в слов...