Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Т и Ть».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;

- учить детей давать  характеристику звуков Т и Ть;

- учить детей различать звуки Т и Ть по твердости-мягкости;

- продолжить знакомство с  понятиями  «твердый» и «мягкий» согласный звуки;

- учить детей выделять первый и последний согласные звуки Т и Ть;

- учить детей проводить анализ прямых и обратных слогов, слов АТ, ТА, ОТ, ТО, УТ, ТУ, КОТ, ТИК, ТОК и др;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- тренировать внимание, память и мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no23_starshaya_gruppa._zvuki_t_-_t.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте  в старшей  логопедической группе по теме: «Звуки Т и Ть». Занятие № 23

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;

- учить детей давать  характеристику звуков Т и Ть;

- учить детей различать звуки Т и Ть по твердости-мягкости;

- продолжить знакомство с  понятиями  «твердый» и «мягкий» согласный звуки;

- учить детей выделять первый и последний согласные звуки Т и Ть;

- учить детей проводить анализ прямых и обратных слогов, слов АТ, ТА, ОТ, ТО, УТ, ТУ, КОТ, ТИК, ТОК и др;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- тренировать внимание, память и мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  • Предметные картинки на звуки Т и Ть.
  • схемы для характеристики звуков;
  • цветные фишки для ЗБА;
  • дидактическое пособие «Домик».

Ход образовательной деятельности.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто вспомнит картинку на звук Т – сначала в начале слова; затем – в конце слова.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

2. Пальчиковая гимнастика.

Котик.

Пошел котик на торжок (показываем «ушки»)

Купил котик пирожок (складываем ладошки «пирожком»)

Пошел кот на улочку (пальчики шагают по столу)

Купил котик булочку ( накрываем один кулачок другим)

Самому ли съесть (пожимаем плечами)

Или заиньке снесть? («зайка»)

Я и сам укушу (показываем, как едим)
Да и заиньке снесу. («зайка»).

Социально-коммуника-тивное развитие   Речевое развитие

Игровая деятельность

3. Игра 4 лишний.

КОТ, КУРИЦА, ГУСЬ, УТКА

Кто лишний?  - КОТ

Почему?  - Кот – домашнее животное (зверь), а все остальные – домашние птицы.

КОТТТ– какой последний звук в этом слове?  - Т

Дайте характеристику звуку Т?  - Согласный, глухой.

5, А, У, О (используем буквы, которые дети знают)

Что здесь лишнее ? – 5

Почему?  -  5 – это цифра, остальные – буквы.

(если это затруднительно, можно использовать:

ТЕЛЕВИЗОР, КАСТРЮЛЯ, ЧАЙНИК, ТАРЕЛКА

Что здесь лишнее? – ТЕЛЕВИЗОР.

Почему? – Телевизор – это бытовой прибор, остальное – посуда. )

ПЯТТТь  – какой последний  звук в этом слове? – Ть (если дети затрудняться, или скажут Т, то нужно уточнить, несколько раз проговорить звук Т и Ть, Почувствовать разницу).

Дайте характеристику звуку Ть? – Согласный, глухой.

А чем различаются звуки Т и Ть?  - Один произносится твердо, другой мягко. (при затруднениях учитель-логопед сам делает этот вывод).

Полная характеристика звуков с использованием графических символов:

Звук Т – согласный, глухой, твердый, обозначается синим цветом.

Звук Ть – согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленым цветом.  (знакомим детей с обозначением мягких звуков).

Социально-коммуника-тивное развитие   Речевое развитие

Игровая деятельность

4. Игра «Светофор».

Если вы слышите твердый звук Т – поднимаете светофорчик с синим сигналом, если мягкий звук Ть – с зеленым сигналом, если я говорю совсем другие звуки – ничего не поднимаете.

Из ряда звуков : Т, Ть, Т, Пь, А, Ть, У, П, К, Т, Кь,  Ть, С, М, П, и др.

Из ряда слогов: ТА, ТЯ, ТО, ТЁ, ТУ, ТЮ, ТЫ, ТИ, ТЭ, ТЕ и др.

Из ряда слов:  ТЫКВА, ТЕНЬ, КОТ, ПЯТЬ, ТУШЬ, ТЕЛЕФОН, ТИНА, ТУЧА, ТОМА, ТЁМА и др.  

Социально-коммуника-тивное развитие   Речевое развитие

Игровая деятельность

5. Игра «Попугай»

Запомни – повтори:

ТА-ТА-ТЯ

ТО-ТЁ-ТО

ТЫ-ТИ-ТИ

ТУ-ТЮ-ТЮ  и др.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

6. Физкультминутка.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

7. Звуковой анализ слогов и слов с твердым и мягким звуком П:

АТ- ТА

ИТ- ТИ (мягкий звук обозначается зеленой фишкой)

ТИК,

ТОК,

КОТ

Социально-коммуника-тивное развитие  Речевое развитие

Игровая деятельность

8. Игра «Живые звуки»   по следам звукового анализа слогов и слов.

Социально-коммуника-тивное развитие  Речевое развитие

Игровая деятельность

10.  Игры с картинками на Т и Ть «Чего не стало», «Что изменилось».

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

11. Составление предложений по картинкам и составление схемы предложения.

ТОЛЯ ЛЕПИТ ТАНК.

ТАНЯ ЛЕПИТ УТКУ.

ТЕЛЕВИЗОР СТОИТ В УГЛУ.

ТЕТЯ ТАНЯ СМОТРИТ ТЕЛЕВИЗОР.

ТЁМА СТРОИТ ДОМ. И др.

ПОВАР ВАРИТ СУП.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

12. Итог занятия.

Какой звук повторяли?

С каким новым звуком познакомились?

Какой звук Т?

Какой звук Ть?

Чем похожи звуки Т - Ть?

Чем они отличаются?

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

13. Домашнее задание.

Приклеить в тетрадь картинки с мягким звуком Ть.

Социально-коммуника-тивное развитие

Трудовая деятельность

14. Трудовые поручения во время НОД. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Т».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики и артикуляции;- продолжить  знакомство детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в н...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук К».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Х».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки П и Пь».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки П-Пь;- учить детей давать  характеристику звуков П и Пь;- учить детей различать звуки П и Пь по твердости-мягкости;- д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки К и Кь».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Кь и способом его характеристики по артикуляционным и акустическим признакам;- упражнять детей в делении слов на слоги;- учить определять место звука в слов...