Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Х».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики  и артикуляции;

- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;

- упражнять детей в определении места звука в словах;

- упражнять детей в звуковом анализе слогов с выкладыванием схемы;

- воспитывать у детей умение выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_21starshaya_gruppa._zvuk_h.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте  в старшей  логопедической группе по теме: «Звук Х». Занятие № 21

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

- познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики  и артикуляции;

- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;

- упражнять детей в определении места звука в словах;

- упражнять детей в звуковом анализе слогов с выкладыванием схемы;

- воспитывать у детей умение выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением;

ОБОРУДОВАНИЕ: 

- зеркала;

- картинка для звукоподражания «Греем ладошки Х-Х-Х» ;

- предметные картинки со звуком Х;

- цветные фишки для ЗБА;
- дидактическое пособие «Домик»;

- наборы для выкладывания слоговой схемы.

Ход образовательной деятельности.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Социально-коммуника-тивное развитие, речевое развитие

Игровая деятельность

1. Игра «Припомни словечко».

Сядет тот, кто назовет слова на согласный звук.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

3. Пальчиковая игра.

Два медведя.

Сидели 2 медведя

На тоненьком суку.

(руки в кулачках, прижаты к туловищу, ребенок поворачивается в разные стороны, изображая медведя), 

Один читал газету («читаем»), 

Другой – молол муку (стучим одним кулачком о другой),

Раз – ку-ку, два ку-ку,

Оба плюхнулись в муку (кулачки падают на колени), 

Нос в муке (показываем на нос), 

Хвост в муке (показываем за спину), 

Ухо в кислом молоке (беремся рукой за ухо). 

 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

3. Массаж лица.

Поглаживание,

Волнообразные движения,

Спиралевидные движения,

Поглаживание .

Физическое развитие

Двигательная деятельность

4. Развитие мимических мышц.

Демонстрация пиктограмм эмоции  – дети должны выразить состояние, которое изображено на рисунках:

Веселый хомячок

Грустный хомячок

Злой хомячок

Удивленный хомячок.  

Физическое развитие

Двигательная деятельность

5. Развитие артикуляционной моторики.

Для челюсти:

- медленное открывание и закрывание рта (язык у нижних зубов) ,

Для губ:

- Трубочка –Улыбка ( 5 раз),

Для языка:

- Блинчик,

- Чашечка,

- Парус

- Почистим верхние зубки.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

6. Развитие дыхания и голоса. 

Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания.

Работа над голосом: (ударение на выделенный звук).

А-О-У-Ы

А- О- У-Ы

А-О-У-Ы

А-О-У-Ы

речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

7. Тема занятия.

- Посмотрите, ребята, у девочки замерзли ручки, она на них дует – греет – Х-Х-Х.

Со звуком Х  мы сегодня и познакомимся.

Какие слова в пальчиковой игре нам встретились со звуком Х – Хвост, плюХнулись, уХо.

речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

8. Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение логопедом звука Х, затем детьми.

- Звук Х – согласный, глухой. Обозначатся синей фишкой.

(повторение характеристики звука Х несколькими детьми).

Социально-коммуника-тивное развитие

Коммуника-тивная деятельность, Игровая деятельность

9. Развитие фонематического слуха - Игра « Поймай звук ».

- из ряда звуков: Х, Т, М, К, Х, С, Т, П, Х, А, Х, П и др.

- из ряда слогов: АХ, АТ, АП, АК, УХ, УТ, УП, УК, ИТ, ИХ, ИК и др.

- из ряда слов.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

10. Физминутка.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Хомка, хомка, хомячок,

Хомка – серенький бочок,

Хомка сел, хомка встал,

Хомка быстро побежал.

Хомка прыгнул,

Ножкой топнул

А потом от смеха лопнул.

Какое слово встретилось со звуком Х – ХОМКА, ХОМЯЧОК.

А кто такой ХОМКА? – Это маленький зверек.

речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность, Продуктивная деятельность

11. Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов АХ, ОХ, ИХ, ХА, ХО с выкладыванием схемы(сколько успеете, или сколько нужно для того, чтобы дети поняли).

Можно выложить схему слова: ХАТА

Показ на схеме звуков по заданию логопеда : «Покажи  звук Х, звук А».

Социально-коммуника-тивное развитие речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность, Игровая деятельность

12. Закрепление звука в словах. Игра «Где звук спрятался».

Определение места звука Х в словах ХАТА, ХВОСТ, МУХА, ЛОПУХ, ПЕТУХ, ХОБОТ, ЯХТА, ХОККЕЙ

Дети дают полный ответ: «В слове ХАТА звук Х спрятался в начале слова».

Затем дети помещают картинку в соот-щее окошко «Домика».

Социально-коммуника-тивное развитие речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность, Игровая деятельность

13. Закрепление звука Х в предложениях.

Игра «Живое предложение».

Составление предложений с предметными картинками.

Затем дети выстраиваются в «живое» предложение, где каждый ребенок обозначает какое-то слово. Проговаривание . Составление схемы 1-2 предложений.

Петух клюет зерно.

Яхта плавает.

Дети играют в хоккей. 

речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность,

14. Итог занятия.

- С каким звуком познакомились?

- Дайте ему характеристику?

- Вспомните слова со звуком Х в начале слова, в конце слова.

речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность,

17. Оценка работы детей и домашнее задание.

Приклеить в тетрадь картинки со звуком Х в начале и конце слова.

Социально-коммуника-тивное развитие

Трудовая деятельность

18. Трудовые поручения во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Т».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики и артикуляции;- продолжить  знакомство детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в н...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук К».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки П и Пь».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки П-Пь;- учить детей давать  характеристику звуков П и Пь;- учить детей различать звуки П и Пь по твердости-мягкости;- д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Т и Ть».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать  характеристику звуков Т и Ть;- учить детей различать звуки Т и Ть по твердости-мягкости;- п...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки К и Кь».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Кь и способом его характеристики по артикуляционным и акустическим признакам;- упражнять детей в делении слов на слоги;- учить определять место звука в слов...