Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Г и Гь».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- познакомить детей со звуками Г и Гь, научить давать их сравнительную характеристику;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

- развивать умение делить на слоги слова;

- упражнять в звуковом анализе слогов и слов;

- воспитывать самоконтроль за вновь поставленными звуками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_36_starshaya_gruppa._zvuk_g.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте  в старшей  логопедической группе по теме: «Звуки Г и Гь». Занятие № 36

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

- познакомить детей со звуками Г и Гь, научить давать их сравнительную характеристику;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

- развивать умение делить на слоги слова;

- упражнять в звуковом анализе слогов и слов;

- воспитывать самоконтроль за вновь поставленными звуками.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

- зеркала;

- картинки для звукоподражания на звук Г;

- предметные картинки, в названии которых присутствует звук Г или Гь,

- дидактическое пособие «Согласный звук»;

- фишки для ЗА;

- наборы для выкладывания слоговой схемы слов и схемы предложения.

Ход образовательной деятельности.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Организационный момент.

Выделение из текста слов со звуком Э:

Эскимо ни к чему эскимосу;

Он из шубы не высунет носу,

Если б он на экваторе жил,

То с мороженым он бы дружил.

Н. Владимирова.

Социально-коммуникативное развитие    Физическое развитие

Двигательная деятельность, игровая деятельность

  1. Развитие общей моторики.  «Теплоход».

От зеленого причала оттолкнулся теплоход. (шаг вперед, руки опущены),

Он назад шагнул сначала (два шага назад),

А потом шагнул вперед (два шага вперед),

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.  (руки вытянуты вперед и сомкнуты – это «нос» теплохода, движения по кругу мелкими шажками).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Развитие мелкой моторики.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И крест-накрест руки сложим!

Физическое развитие

Двигательная деятельность,

  1. Массаж лица.

Поглаживание, волнообразные движения, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).

Физическое развитие

Двигательная деятельность,

  1. Развитие мимических мышц.

Выполнение движений по тексту стихотворения.  

Закрываю правый глаз, закрываю левый глаз.

Широко глаза открою, на округу погляжу,

А затем наморщу нос. На кого же я похож?

Физическое развитие

Двигательная деятельность,

  1. Развитие артикуляционной моторики.

- рот открыть и удержать под счет до 5 ;

- «расчесывание» нижней губы, а затем верхней губы зубами;

- «расчесывание» зубами языка;

- покусывание и пошлепывание языка.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Работа над развитием дыхания и голоса.

Упражнение для ротового выдоха «Срываем яблоки»: тянемся на носочкам вверх – вдох через нос;

«Кладем яблоки в корзинку» - выдох через рот.

Работа над голосом (схема ударения)

ГА – ги – гу

га  - ГИ – гу

га – ги – ГУ 

Речевое развитие

коммуника-тивная деятельность

  1. Тема занятия.

Логопед: (выставляет на доску картинки): Как кричит гусь: (Г-Г-Г)

А как кричит гусенок? (Гь-Гь-Гь).

 Со звуками Г и Гь мы сегодня познакомимся.

Речевое развитие

коммуника-тивная деятельность

  1. Акустико-артикуляционный образ звуков Г и Гь.

Произнесение звуков хором, индивидуально, тихо, громко. Характеристика звуков.

Звук Г – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом,

Звук Гь – согласный, твердый, мягкий, обозначается зеленым цветом.

Чем похожи оба звука? ( согласные, звонкие),

Чем отличаются? (Г – твердый, Гь –мягкий).

Социально-коммуникативное развитие     Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность, Игровая деятельность

  1. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Сейчас я узнаю, умеете ли вы внимательно слушать. Возьмите в руки сине-зеленые светофорчики. Когда я произнесу звук Г – показываем синий светофорчик, когда звук Гь – зеленый.

Выделение звуков Г и Гь из ряда звуков, слогов.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Руки вверх, руки вниз,

На носочках подтянись.

Руки ставим на бочок.

На носочках скок-скок-скок .

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли пятки.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Дифференциация звуков Г и Гь в слогах.

Звуковой анализ слогов ГА и ГИ с выкладыванием схемы.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Дифференциация звуков Г и Гь в словах.

Дети называют картинки, выставленные на доске. Делятся на 2 команды: одна команда отбирает картинки на звук Г, другая – на звук Гь.  Побеждает команда, которая сделает меньше ошибок.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Дифференциация звуков в предложениях.

Дети составляют предложения со словами ГУСЕНИЦА и ГИТАРА, анализируя их.  Логопед чертит на доске схему предложения, указывает на слова, а дети называют заданное слово.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Дифференциация звуков Г и Гь в тексте.

Выделение из текста слов со звуком Г и Гь:

Груша гусениц не любит:

Грушу гусеницы губят.

У нас в зоопарке гиббоны, гепарды,

Гиены и гибкие леопарды.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Итог занятия.

Логопед: Назовите первый звук в словах: ГУСЬ, ГУСЛИ, ГАРАЖ. Дайте ему характеристику.

Назовите первый звук в словах: ГИТАРА, ГЕПАРД, ГЕНА? Дайте ему характеристику.

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Оценка работы детей, домашнее задание – нарисовать в тетради картинки со звуком Г.

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

18. Трудовые поручения во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Т».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики и артикуляции;- продолжить  знакомство детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в н...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук К».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Х».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки П и Пь».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки П-Пь;- учить детей давать  характеристику звуков П и Пь;- учить детей различать звуки П и Пь по твердости-мягкости;- д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Т и Ть».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать  характеристику звуков Т и Ть;- учить детей различать звуки Т и Ть по твердости-мягкости;- п...