Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Э».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- познакомить детей со звуком Э,

- научить характеризовать звук Э по акустическим и артикуляционным признакам,

- развивать у детей мелкую, общую и артикуляционную моторику,

- упражнять детей в делении слов на слоги,

- упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов,

- воспитывать аккуратное обращение с раздаточным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_20_starshaya_gruppa._zvuk_e_2.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте  в старшей  логопедической группе  по теме: «Звук Э». Занятие № 38

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

        - познакомить детей со звуком Э,

- научить характеризовать звук Э по акустическим и артикуляционным признакам,

- развивать у детей мелкую, общую и артикуляционную моторику,

- упражнять детей в делении слов на слоги,

- упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов,

- воспитывать аккуратное обращение с раздаточным материалом.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

- зеркала;

- картинка для звукоподражания на звук Э;

- предметные картинки в названии которых есть звук Э;

- фишки для ЗБА;

- дидактическое пособие «Домик»;

- наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.

Ход образовательной деятельности.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Социально-коммуникатив-ное развитие, речевое развитие

Коммуника-тивная и игровая деятельность

  1. Организационный момент

Повторение слоговых рядов вслед за логопедом:

Ба-бу-би-бе

Ба-ба-бо-би

Бе-бы-бы-бе

Бо-бе-бу-би …

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Развитие общей моторики.

На скамейку я встаю,

Еле ящик достаю. (поднимаются на носочки и тянутся за руками вверх),

Открываю ящик,

Голубой, блестящий. («открывают»).

Посыпались из ящика

Письма настоящие. (приседают – встают с вытянутыми вперед руками).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Развитие мелкой моторики.

Почтовый ящик открываем, (сжимание и разжимание кулачков) ,

Сколько писем? Посчитаем? ( пальцы разжаты и сильно оттопырены),

Кате, Ване, Михаилу, Александру и Кириллу. (загибают по одному пальчику на каждой руке, начиная с мизинца).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Массаж лица.

Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения (по общим правилам).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Развитие мимических мышц.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Брови вверх я поднимаю,

Очень сильно удивляюсь,

А теперь глаза прищурю,

Брови сильно я нахмурю.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Развитие артикуляционной гимнастики.

- открыть рот, удержать его под счет до пяти,

- «обезьянки»- движение челюстью вправо-влево,

- «трубочка» - «поцелуй»,

- движение языком вперед-назад,

- удерживать «лопаточку» под счет до пяти.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Работа над развитием дыхания и голоса.

Автоматизация нижнедиафрагмального типа дыхания. Работа над голосом: звуком Э спеть знакомую детям песенку.

речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Тема занятия.

Дети рассматривают картинку для звукоподражания.

Логопед: Что за проказник этот кот! Решил он попить молока из банки, но только все разлил. Как ругает его Маша?  (Э-Э-Э).

Этот звук мы будем сегодня изучать.

речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука Э хором, а затем индивидуально. Наблюдение за артикуляцией в зеркале.

Логопед: Скажите, воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? (выходит свободно)

Значит звук Э какой? (гласный)

Какой фишкой мы будем его обозначать? (красной).

Социально-коммуникатив-ное развитие

Игровая деятельность

  1. Игра «Поймай звук».

Дети хлопают, Если услышат звук Э в ряду звуков, слогов, слов.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка.

 

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Чудеса на белом свете –

Стали маленькими дети.

А потом все дружно встали –

 Великанами вдруг стали.

речевое развитие

Продуктивная деятельность

  1. Закрепление звука Э в слогах.

Звуковой анализ слогов ЭТ, ТЭ, слова ЭТО, ЭТА

Логопед выкладывает схемы на доске, а дети стараются понять,  какая схема для какого слога.

речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Закрепление звука Э в словах.

Дети называют картинки, выставленные на доске, а затем выходят к доске и берут одну из картинок по просьбе логопеда. («Возьми картинку, в названии которой звук Э находится в начале слова», «Возьми картинку, в названии которой звук Э находится в середине слова» и т.д.)

Деление слов на слоги.

речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Закрепление звука в предложениях.

Работа над деформированной фразой с последующим анализом правильно составленных предложений и выкладыванием схемы.

ЦЕПИ НА СИДИТ СОБАКА

ЛИЦО МАША ПОЛОТЕНЦЕМ ВЫТИРАЕТ

речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Закрепление звука в тексте.

Выделение из текста слов со звуком Э.

Эскимо ни к чему эскимосу,

Он из шубы не высунет носу.

Если б он на экваторе жил,

То с мороженым он бы дружил.

речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Итог занятия.

- С каким звуком познакомились?

- Какой звук Э?

- Какой фишкой обозначаем?

речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Оценка работы детей, домашнее задание.

Социально-коммуникатив-ное развитие

Трудовая деятельность

18. Трудовые поручения во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком А и его характеристикой, артикуляцией;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный звук А из слога, слова;- развивать фонематические процессы у д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука.Учить выделению начального ударного гласного звука.Учить делить слово на слоги (на части).Учить договаривать предложения по картинкам...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки У-А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У и А, подбирать слова и картинки на эти звуки;- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;- развивать фо...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук О».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки;- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;- развивать голос и дыхание...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки У-А-О».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У, А, О;  подбирать слова и картинки на эти звуки;- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;- разв...