Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук И»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- познакомить детей со звуком И и его акустико-артикуляционной характеристикой,

-развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

- закреплять понятия: гласный звук, слог, слово;

- автоматизировать звук И в слогах, словах, предложениях,

- воспитывать у детей навык обращения с раздаточным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no15_starshaya_gruppa._zvuk_i.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте  в старшей  логопедической группе  по теме: «Звук И». №15

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

- познакомить детей со звуком И и его акустико-артикуляционной характеристикой,

-развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

- закреплять понятия: гласный звук, слог, слово;

- автоматизировать звук И в слогах, словах, предложениях,

- воспитывать у детей навык обращения с раздаточным материалом.

        

ОБОРУДОВАНИЕ: 

- схема для характеристики звуков;

- картинка для звукоподражания «Мышка пищит И-И-И» или др.;

- цветные фишки для ЗБА,

- зеркала;

- предметные картинки со звуком И в начале, середине и конце слова;

- набор для составления слоговой схемы.

Ход образовательной деятельности.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Социально-коммуникативное развитие,

Речевое развитие

Коммуника-тивная и игровая деятельность

1. Организационный момент. 

Игра «Слушай – повторяй!»

Мак-бак-так

Ток-тук-так

Бык-бак-бок

Дам – дом-дым

Физическое развитие

Двигательная деятельность

2. Пальчиковая гимнастика.

У мышонка именины,

Он слепил из пластилина

Замечательный рулет

Будут гости на обед.

(в такт стихотворения соединяем большой палец попеременно со всеми остальными).

Кошка про рулет узнала («кошка»)

Быстро в гости побежала. (пальчики «бегут» по столу).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

3.  Массаж лица.

Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения, поглаживание.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

4.  Артикуляционная гимнастика.

Комплекс упражнений на свистящие звуки.

Двигательная деятельность

5. Работа над дыханием и голосом.

Вдохнуть и на выдохе произнести ИИИИИ----------

Вдохнуть и на выдохе произнести ОИИИИИ---------

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

6.  Объявление темы занятия.

На доске: ИВОЛГА, ИГЛЫ, ИГРЫ, ИЗБУШКА и др.

Логопед произносит УТРИРОВАННО эти картинки, выделяя голосом звук И, просит детей определить первый звук в этих словах? –И.

-Правильно, со звуком И мы сегодня познакомимся.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

7. Акустико-артикуляционный образ звука И.

Хоровое, индивидуальное произнесение звука И,

Наблюдение за артикуляцией в зеркало,

Артикуляция:

- губы – в улыбке;

- язык спокойно лежит на дне ротовой полости («домика»),

- воздух выходит спокойно, преграду не встречает.

Логопед: Звук И – гласный, обозначается красной фишкой.

Этот звук очень любит произносить маленький ослик – (картинка для звукоподражания) И-И-И

(или мышка  пищит И-И-И)

Социально-коммуникативное развитие

Игровая деятельность

8.  Развитие фонематического слуха.

Игра «Попугай».

ПИ-ТИ-КИ

КИ-ТИ-ПИ

ТИ-ПИ-КИ

ИП-ИТ-ИК

ИТ-ИК-ИП

ИК-ИП-ИТ

Игра «Поймай звук»  - из ряда звуков, слогов.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

9. Физкультминутка

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Мы пойдем на носках,

Мы пойдем на пятках.

Мы идем, как все ребятки,

Раз-два, раз-два.

И как мишка косолапый,

Раз-два, раз-два.

(О. Гомзяк).

Речевое развитие

Продуктивная деятельность

10. Закрепление звука И в слогах – звуковой анализ слога ИП.

Логопед утрированно произносит слог ИП и вместе с детьми проводит его подробный анализ. По следам анализа дети выкладывают схему.

- Сколько в этой схеме гласных звуков? – один.

- Сколько согласных? – один.

- Сколько всего звуков? – два.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

11. Закрепление звука в словах.

Деление слов на слоги (части), с определением количества слогов и выкладыванием слоговой схемы. (выложить столько полосочек, сколько раз хлопнули).

СЛОВА: ИНДЮК, ИГОЛКА, ИРА, ИГРУШКИ, и др.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

12. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений по демонтрируемому действию. Выходит девочка (по предварительной договоренности) и начинает собирать игрушки, разбросанные на столе.

- Скажите, что делает Ира? (Ира собирает игрушки).

Ира – это слово, собирает  - это слово, игрушки – это слово.

- Теперь пусть выйдут еще двое детей. Сейчас вы будете живыми словами. ( 3 СЛОВА – ИРА СОБИРАЕТ ИГРУШКИ).

А теперь возьмитесь за руки. Вот посмотрите: если слова дружат и хотят нам что-то рассказать, то получается ПРЕДЛОЖЕНИЕ!!!

- Составление предложений со словом ИНДЮК, ИГОЛКА.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

13. Закрепление звука И в тексте.

- Слушай – не зевай, все загадки отгадай!

(в загадках звук И выделяется голосом).

  1. Бежит свинка, железная спинка. (ИГОЛКА)
  2. Висит сито, не руками свито. (ПАУТИНА)

Какие слова со звуком И встретились  в загадках? (СВИНКА, СПИНКА, ВИСИТ, СИТО, СВИТО, ИГОЛКА, ПАУТИНКА).

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

14. Итог работы.

- С каким звуком мы сегодня подружились? – Со звуком И.

- Какой это звук? – Гласный.

- Когда слова дружат и что-то нам рассказывают, что получается? – ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

15. Оценка работы детей, домашнее задание.

Приклеить в тетрадь картинки со звуком И.

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

16. Трудовые поручения во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком А и его характеристикой, артикуляцией;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный звук А из слога, слова;- развивать фонематические процессы у д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука.Учить выделению начального ударного гласного звука.Учить делить слово на слоги (на части).Учить договаривать предложения по картинкам...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки У-А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У и А, подбирать слова и картинки на эти звуки;- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;- развивать фо...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук О».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки;- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;- развивать голос и дыхание...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки У-А-О».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У, А, О;  подбирать слова и картинки на эти звуки;- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;- разв...