Конспект итоговой НОД с детьми подготовительной группы на тему: «Звуки Р,Рь".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект итоговой коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловленным стертой формой дизартрии, на тему: «Звуки [Р] и [РЬ].
Автоматизация в словах, предложениях, тексте»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект итоговой НОД с детьми подготовительной группы на тему: «Звуки Р,Рь". | 47.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка»»
Конспект
итоговой коррекционно-развивающей деятельности
с детьми подготовительной группы
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи,
обусловленным стертой формой дизартрии,
на тему: «Звуки [Р] и [РЬ].
Автоматизация в словах, предложениях, тексте»
Подготовила:
учитель-логопед
Вискунова А.Н.
г. Советский.
Тема: «Звуки [Р] и [РЬ]. Автоматизация в словах, предложениях, тексте.»
Цель: Автоматизировать звуки [Р] и [РЬ] в словах, предложениях и тексте.
Коррекционно - образовательные задачи.
Упражнять в определении места звука [Р] в словах.
Закреплять умение выполнять звуковой анализ слова, составлять предложение из заданных слов и записывать схему предложения.
Совершенствовать навык чтения по слогам.
Упражнять в согласовании числительного с прилагательным и существительным.
Совершенствовать умение детей строить сложноподчиненные предложения.
Коррекционно – развивающие задачи.
Развивать фонематический слух.
Развивать конструктивные навыки, мелкую моторику при работе с природным и бросовым материалом.
Развивать психические процессы: мышление, внимание, память.
Коррекционно - воспитательные задачи.
Формировать навыки сотрудничества, желание помогать друг другу.
Воспитывать желание говорить правильно.
Воспитывать самостоятельность через выполнение заданий.
Ход коррекционно-развивающей деятельности:
I. Введение в тему.
Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! Послушайте загадку:
Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с ... (Буратино).
Учитель-логопед: Правильно, это Буратино. Сегодня он у нас в гостях, но очень грустный. Лиса Алиса и Кот Базилио забрали у Буратино портфель и спрятали его в Сказочном лесу. А Буратино очень хочет пойти в школу. Ребята, а вы хотите помочь Буратино вернуть портфель?
Дети: Да, хотим!
II. Сообщение темы.
Учитель-логопед: Сегодня мы с вами отправимся в Сказочный лес и закрепим произношение звуков [Р] и [Р]. Ну что, готовы? Давайте скажем волшебные слова: Раз, два, три – и в Сказку попади!
Дети: Раз, два, три – и в Сказку попади!
III. Создание проблемной ситуации.
Учитель-логопед: Вот мы и в Сказке! Ой, ребята, я что-то вижу! Что это?
Дети: Это портфель!
Учитель-логопед: Ребята, в нем ничего нет, кроме записки от лисы Алисы и кота Базилио! Они предлагают пройти по маршруту на схеме, чтобы найти спрятанные предметы. Давайте пойдем по схеме, может быть, найдем все, что было в портфеле. Куда нам сейчас надо пойти?
Дети: К березе.
IV. Развитие фонематического слуха. Автоматизация звуков [Р] и [Р] в предложениях.
Учитель-логопед: Ой, ребята, здесь лежит записка. Слушайте первое задание, называется оно: «Разложи картинки по корзинкам». Вам необходимо определить, где находится звук [Р] в названиях картинок: в начале, в середине или в конце слов, и положить в нужную корзинку.
(Слайды-картинки: корабль, груша, рыба, мухомор, топор, яблоко).
Дети: Корабль я положу во вторую корзинку, потому что звук [Р] находится в середине слова, …, топор я положу в третью корзинку, потому что звук [Р] находится в конце слова. Яблоко я ни в какую корзинку не положу, потому что в этом слове нет звука [Р].
Учитель-логопед: Лиса Алиса и кот Базилио решили нас обхитрить, запутать.
Молодцы, с этим заданием вы справились! Идем дальше по схеме. Куда пойдем?
Дети: Мы пойдем к елке.
V. Совершенствование чтения. Развитие конструктивных навыков.
Учитель-логопед: Ребята, и здесь лежит записка. Вот и второе задание под названием: «Собери слово». Ребята, посмотрите, лиса Алиса и кот Базилио разорвали листья на кусочки, а на них написаны слоги, давайте попробуем собрать слова из этих слогов. Вам нужно один слог соединить с другим слогом, чтобы получилось слово. Полученные слова прочитать.
Дети: Получились слова: ру-ка, но-ра, ко-ра, ры-ба.
Учитель-логопед: Молодцы! Дальше по схеме куда нам нужно пойти?
Дети: К мухоморам.
VI. Развитие грамматических категорий (согласование числительного с прилагательным и существительным).
Учитель-логопед: Какая красивая полянка, как много на ней грибов. Ой, ребята, я вижу записку от лисы Алисы и кота Базилио. Следующее задание: «Посчитай до пяти». Вам необходимо посчитать, сколько красных мухоморов растет на полянке и сколько божьих коровок летает.
Дети: Один красный мухомор, …, пять красных мухоморов. Одна божья коровка, …, пять божьих коровок.
Учитель-логопед: Хорошо, вы справились и с этим заданием. Куда нам нужно пойти по схеме?
Дети: Нужно пойти к озеру.
VII. Работа над составом предложения и звуковой анализ слова.
Учитель-логопед: Ребята, какое красивое озеро, в нем кто-то плавает!
Дети: Это рыбка.
Учитель-логопед: Давайте ее поймаем. Ребята, у нее есть такие слова: Рыбка, плавать, озеро, в. Нужно из этих слов составить предложение. Какое предложение получится?
Дети: Рыбка плавает в озере.
Учитель-логопед: Правильно. Давайте выложим схему этого предложения. Ребята, мы находимся в лесу. Посмотрите, чем можно выложить схему?
Дети: Палочками.
Учитель-логопед: Хорошо. Сколько слов в предложении: Рыбка плавает в озере? Давайте посчитаем.
Дети: В предложении 4 слова.
Учитель-логопед: А в предложении есть короткое слово? Какое?
Дети: Да. Короткое слово – В.
Учитель-логопед: Выкладывайте схему этого предложения. Правильно. А какое первое слово в предложении?
Дети: Рыбка.
Учитель-логопед: Давайте сделаем звуковой анализ слова «рыбка». Чем будете выполнять задание?
Дети: Камешками, ракушками.
Учитель-логопед: Какой первый звук в слове «рыбка»? Каким цветом обозначается?
Дети: [Р]. Обозначается синим цветом.
Учитель-логопед: Правильно. Какой второй звук, каким цветом он обозначается?
Дети: Звук «Ы» обозначается красным цветом.
Учитель-логопед: Дальше выполняйте задание самостоятельно. Молодцы! Справились со всеми заданиями. Куда мы пойдем дальше?
Дети: К пенькам.
VIII. Сюрпризный момент.
Учитель-логопед: Ребята, давайте присядем, отдохнем. Ой, я что-то нашла. Это сундук! Наверное, это клад, который спрятали лиса Алиса и кот Базилио. Давайте его попробуем открыть. Что-то не открывается. Он волшебный, откроется, если вы расскажете стихотворения со звуками [Р] и [Р].
IX. Автоматизация звуков [Р] и [Р]в тексте.
Дети:
Артур:
У доски стояла Вера,
Не могла решить примера.
В потолок она глядела
И в руках вертела мел.
Вижу я, что плохо дело, -
И помочь ей захотел.
Хоть решён пример теперь,
Только я – попал за дверь.
А разве я подсказывал?
Конечно, нет.
На пальцах я показывал
Правильный ответ.
Степа:
Шел Егор через бор,
Видит: вырос мухомор.
- Хоть красив, но не беру, -
Вслух сказал Егор в бору.
- Верно ты сказал Егор, -
Так ему ответил бор.
Учитель-логопед: Вот и открылся сундук! Давайте посмотрим, что в нем лежит? Это школьные принадлежности. Давайте, ребята, положим в портфель только те предметы, в названии которых есть звук [Р] или [Р] Дети: карандаш, ручка, картон, фломастеры, букварь.
Учитель-логопед: Молодцы, ребята!
X. Релаксация.
Учитель-логопед: Я вам предлагаю немного отдохнуть, полежать на полянке и послушать звуки Сказочного леса. Откройте глаза. Ребята, мы очутились в детском саду. Посмотрите, Буратино уже не грустный, а какой?
Дети: Веселый!
XI. Итог коррекционно-развивающей деятельности. Поощрение детей.
Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. Буратино благодарит вас за то, что вы помогли ему вернуть портфель. Когда вы складывали предметы в портфель, я заметила в букваре подарки для вас от Буратино. Посмотрите, что вам дарит Буратино.
Дети: Это Золотые ключики!
Учитель-логопед: Правильно! Ребята, а что вам понравилось на занятии?
Дети:
- Мне понравилось складывать слова из слогов на листьях.
- Мне понравилось выкладывать схему предложения из палочек и слово «РЫБКА» из камешек.
Самоанализ коррекционно-развивающей деятельности
Тема: «Звуки [Р] и [РЬ]. Автоматизация в словах, предложениях, тексте».
Цель: Автоматизировать звуки [Р] и [РЬ] в словах, предложениях и тексте.
Коррекционно - образовательные задачи.
Упражнять в определении места звука [Р] в словах.
Закреплять умение выполнять звуковой анализ слова, составлять предложение из заданных слов и записывать схему предложения.
Совершенствовать навык чтения по слогам.
Упражнять в согласовании числительного с прилагательным и существительным.
Совершенствовать умение детей строить сложноподчиненные предложения.
Коррекционно – развивающие задачи.
Развивать фонематический слух.
Развивать конструктивные навыки, мелкую моторику при работе с природным и бросовым материалом.
Развивать психические процессы: мышление, внимание, память.
Коррекционно - воспитательные задачи.
Формировать навыки сотрудничества, желание помогать друг другу.
Воспитывать желание говорить правильно.
Воспитывать самостоятельность через выполнение заданий.
Виды детской деятельности, приёмы работы.
Виды детской деятельности | Методы и приёмы работы |
Игровая | Единый сюжет на протяжении всей коррекционно-развивающей деятельности, словесные игры: «Разложи картинки по корзинкам», «Собери слово», «Посчитай до пяти». |
Коммуникативная | Беседа, вопросы, проблемная ситуация, поощрение, указания, словесные игры: «Разложи картинки по корзинкам», «Собери слово», «Посчитай до пяти», выполнение звукового анализа, выкладывание схемы предложения, чтение стихотворений. |
Двигательная | На протяжении всей коррекционно-развивающей деятельности. |
Формы организации детей: индивидуально-подгрупповая.
Место проведения: логопедический кабинет.
Количество детей: 2 детей.
Содержание непосредственно образовательной деятельности
Этапы | Виды детской деятельности | Формы работы | Задачи |
1.Введение в тему | Коммуникативная | Отгадывание загадки. | Активизация мыслительной деятельности детей. |
2. Сообщение темы | Коммуникативная Игровая | Беседа. | Введение детей в воображаемую ситуацию. |
3. Создание проблемной ситуации | Поисково-исследовательская | Постановка проблемной ситуации. | Создание мотивации у детей: желание помочь Буратино. |
4.Совместная деятельность взрослого и детей | Коммуникативная
Игровая Двигательная | Указания, вопросы, решение проблемной ситуации, исправления, автоматизация звуков в ходе занятия. Чтение стихотворений. Словесные игры: «Разложи картинки по корзинкам», «Собери слово», «Посчитай до пяти». Задания на составление и чтение слов, составление предложения и выполнение звукового анализа. Ходьба на протяжении всей коррекционно-развивающей деятельности. | Активизация мыслительной деятельности детей. Воспитание желания говорить правильно. Развитие фонематического слуха, психических процессов. Развитие конструктивных навыков, мелкой моторики. Способствование умению строить сложноподчинённые предложения. Совершенствование навыка чтения. Упражнение в согласовании числительного с прилагательным и существительным. Закрепление умения выполнять звуковой анализ слова, составлять предложение из заданных слов и записывать схему предложения. Развитие общей и моторики. |
5. Рефлексия | Коммуникативная | Музыкальная пауза. Беседа. Сюрпризный момент: подарки от Буратино. | Создание положительного эмоционального настроения. Поощрение детей. |
Все этапы коррекционно-развивающей деятельности одинаково важны, так как только при комплексной их реализации возможна коррекция и компенсация речевых нарушений, развития речи и личности каждого ребёнка данной подгруппы.
Цель и задачи коррекционно-развивающей деятельности соответствуют программным требованиям детей данной группы.
Поставленные мною задачи решались через систему специально подобранных методов (словесных, наглядных, практических) и приёмов (создание проблемной ситуации, игры).
Объём предложенного материала, использование методов и приёмов считаю оптимальными для данной категории детей.
Все задания связаны единым сюжетом - помочь Буратино вернуть портфель. Коррекционно-развивающая деятельность была проведена с использованием ИКТ, что вызвало большой интерес и активизировало детей.
В начале коррекционно-развивающей деятельности не взяла в качестве задания упражнения артикуляционной гимнастики, так как побоялась, что занятие затянется. А повседневную коррекционно-развивающую деятельность с детьми со стертой формой дизартрии всегда стараюсь начинать с гимнастики для языка и лица.
Дети увлеченно выполнили предложенное игровое упражнение «Разложи картинки по корзинкам», где правильно определили местонахождение звука [Р] в названии картинок, чётко проговаривали слова, строили сложноподчиненные предложения.
Дети достаточно хорошо справились с заданием «Собери слово», так как умеют читать по слогам.
Упражнение «Посчитай до пяти» позволило выявить, что дети хорошо справляются и с согласованием числительного с прилагательным и существительным.
Очень важным для детей в коррекционно-развивающей деятельности, а также для меня, является осуществление контроля за деятельностью детей, т.е. все задания, выполняемые детьми, были проверены и оценены, применялась словесная система поощрения.
В ходе коррекционно-развивающей деятельности использовала дифференцированный подход к детям: оказывала необходимую помощь, одобряла, исправляла неточности в произношении звуков [Р] и [РЬ]. При выполнении звукового анализа слова «РЫБКА» шепотом помогала одному ребенку, чтобы не мешать другому.
На протяжении всего занятия прослеживалась доброжелательная, эмоциональная, комфортная обстановка, дети с удовольствием выполняли предложенные задания.
Оборудование использовалось рационально и с одной целью: донести до детей необходимую информацию.
Поставленные задачи в ходе коррекционно-развивающей деятельности были выполнены, дети были активны, отвечали на вопросы, хорошо справлялись с заданиями, оказывали помощь друг другу.
Уровень речевых и неречевых процессов: у данных детей звук [Р] - горловой, находится на стадии автоматизации правильного произношения во фразе. При постановке и автоматизации звука [Р], за поставленным звуком [Л] дети не всегда следят.
На каждой коррекционно-развивающей деятельности стараюсь контролировать речь детей, следить за внятностью, правильностью и полнотой ответов.
Здоровьесберегающие технологии были реализованы через выполнение релаксации. Необходимо отметить, что на коррекционно-развивающей деятельности не использовалась физминутка, так как в ней не было необходимости: дети много двигались, меняли положение сидя-стоя.
Занятие считаю актуальным, т.к. развитие речи дошкольников всегда остаётся приоритетной задачей работы дошкольного учреждения.
Считаю, что занятие проведено успешно.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группын на тему «Волшебные стеклышки».
Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями «наука» (познание), «гипотеза»...
Конспект занятия по звуковой культуре речи с детьми подготовительной группы. Тема: "Звуки [Б] [Б\']. Буква Бб".
Занятие рассчитано на сильных детей, поэтому заданий много. Занятие можно сократить или использовать меньше речевого материала в заданиях....
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы "Автоматизация звука С"
В конспекте сделан подбор интересных игровых технологий, которые увлекают и мотивируют ребёнка к выполнению заданий, что даёт положительный результат....
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной группы. Автоматизация звука [Р] в слогах. Лексическая тема: Животные жарких стран
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной группыТема: Фонетико-фонематическая: автоматизация звука [Р] в слогах.Лексическая тема: Животные жарких странЗадачи:1. Автоматиз...
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Поможем гласным звукам»
Данная образовательная деятельность будет полезна учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям логопедических групп. ребятам предоставляется возможность в увлекательной форме закрепить знание гласны...
Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе. Тема: Звуки [М] – [М’]. Буква М
Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе....
Конспект итоговой коррекционно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях «Путешествие в сказку «Красная Шапочка» на новый лад».
КОНСПЕКТподгруппового логопедического занятияс детьми подготовительной группыТема : «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях «Путешествие в сказку «Красная...