Конспект итоговой НОД с детьми подготовительной группы на тему: «Звуки Р,Рь".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Вискунова Анастасия Николаевна

Конспект итоговой коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловленным стертой формой дизартрии, на тему: «Звуки [Р] и [РЬ].

Автоматизация в словах, предложениях, тексте»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка»»

Конспект

итоговой коррекционно-развивающей деятельности

с детьми подготовительной группы

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи,

обусловленным стертой формой дизартрии,

на тему: «Звуки [Р] и [РЬ].

Автоматизация в словах, предложениях, тексте»

Подготовила:

учитель-логопед

Вискунова А.Н.

г. Советский.

Тема: «Звуки [Р] и [РЬ]. Автоматизация в словах, предложениях, тексте.»

Цель: Автоматизировать звуки [Р] и [РЬ] в словах, предложениях и тексте.

Коррекционно - образовательные задачи.

Упражнять в определении места звука [Р] в словах.

Закреплять умение выполнять звуковой анализ слова, составлять предложение из заданных слов и записывать схему предложения.

Совершенствовать навык чтения по слогам.

Упражнять в согласовании числительного с прилагательным и существительным.

Совершенствовать умение детей строить сложноподчиненные  предложения.

Коррекционно – развивающие задачи.

Развивать фонематический слух.

Развивать конструктивные навыки, мелкую моторику при работе с природным и бросовым материалом.

Развивать психические процессы: мышление, внимание, память.

Коррекционно - воспитательные задачи.

Формировать навыки сотрудничества, желание помогать друг другу.

Воспитывать желание говорить правильно.

Воспитывать самостоятельность через выполнение заданий.

Ход  коррекционно-развивающей деятельности:

I. Введение в тему.

Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! Послушайте загадку:

Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с ... (Буратино).

Учитель-логопед: Правильно, это Буратино. Сегодня он у нас в гостях, но очень грустный. Лиса Алиса и Кот Базилио забрали у Буратино портфель и спрятали его в Сказочном лесу.  А Буратино очень хочет пойти в школу. Ребята, а вы хотите помочь Буратино вернуть портфель?

Дети: Да, хотим!

II. Сообщение темы.

Учитель-логопед: Сегодня мы с вами отправимся в Сказочный лес и закрепим произношение звуков [Р] и [Р]. Ну что, готовы? Давайте скажем волшебные слова: Раз, два, три – и в Сказку попади!

Дети: Раз, два, три – и в Сказку попади!

III. Создание проблемной ситуации.

Учитель-логопед: Вот мы и в Сказке! Ой, ребята, я что-то вижу! Что это?

Дети: Это портфель!

Учитель-логопед: Ребята, в нем ничего нет, кроме записки от лисы Алисы и кота Базилио! Они  предлагают пройти по маршруту на схеме, чтобы найти спрятанные предметы. Давайте пойдем по схеме, может быть, найдем все, что было в портфеле. Куда нам сейчас надо пойти?

Дети: К березе.

IV. Развитие фонематического слуха. Автоматизация звуков [Р] и [Р] в предложениях.

Учитель-логопед: Ой, ребята, здесь лежит записка. Слушайте первое задание, называется оно: «Разложи картинки по корзинкам».  Вам необходимо определить, где находится звук [Р] в названиях картинок: в начале, в середине или в конце слов, и положить в нужную корзинку.

(Слайды-картинки: корабль, груша, рыба, мухомор, топор, яблоко).

Дети: Корабль я положу во вторую корзинку, потому что звук [Р] находится в середине слова, …, топор я положу в третью корзинку, потому что звук [Р] находится в конце слова. Яблоко я ни в какую корзинку не положу, потому что в этом слове нет звука [Р].

Учитель-логопед: Лиса Алиса и кот Базилио решили нас обхитрить, запутать.

Молодцы, с этим заданием вы справились! Идем дальше по схеме. Куда пойдем?

Дети: Мы пойдем к елке.

V. Совершенствование чтения. Развитие конструктивных навыков.

Учитель-логопед: Ребята, и здесь лежит записка. Вот и второе задание под названием:  «Собери слово». Ребята, посмотрите, лиса Алиса и кот Базилио разорвали листья на кусочки, а на них написаны слоги, давайте попробуем собрать слова из этих слогов. Вам нужно один слог соединить с другим слогом, чтобы получилось слово. Полученные слова прочитать.

Дети: Получились слова: ру-ка, но-ра, ко-ра, ры-ба.

Учитель-логопед: Молодцы! Дальше по схеме куда нам нужно пойти?

Дети: К мухоморам.

VI. Развитие грамматических категорий (согласование числительного с прилагательным и существительным).

Учитель-логопед: Какая красивая полянка, как много на ней грибов. Ой, ребята, я вижу записку от лисы Алисы и кота Базилио. Следующее задание: «Посчитай до пяти».  Вам необходимо посчитать, сколько красных мухоморов растет на полянке и сколько божьих коровок летает.

Дети: Один красный мухомор, …, пять красных мухоморов. Одна божья коровка, …, пять божьих коровок.

Учитель-логопед: Хорошо, вы справились и с этим заданием. Куда нам нужно пойти по схеме?

Дети: Нужно пойти к озеру.

VII. Работа над составом предложения и звуковой анализ слова.

Учитель-логопед: Ребята, какое красивое озеро, в нем кто-то плавает!

Дети: Это рыбка.

Учитель-логопед: Давайте ее поймаем. Ребята, у нее есть такие слова: Рыбка, плавать, озеро, в. Нужно из этих слов составить предложение. Какое предложение получится?

Дети: Рыбка плавает в озере.

Учитель-логопед: Правильно. Давайте выложим схему этого предложения. Ребята, мы находимся в лесу. Посмотрите, чем можно выложить схему?

Дети: Палочками.

Учитель-логопед: Хорошо. Сколько слов в предложении: Рыбка плавает в озере? Давайте посчитаем.

Дети: В предложении 4 слова.

Учитель-логопед: А в предложении есть короткое слово? Какое?

Дети: Да. Короткое слово – В.

Учитель-логопед: Выкладывайте схему этого предложения. Правильно. А какое первое слово в предложении?

Дети: Рыбка.

Учитель-логопед: Давайте сделаем звуковой анализ слова «рыбка». Чем будете выполнять задание?

Дети: Камешками, ракушками.

Учитель-логопед: Какой первый звук в слове «рыбка»? Каким цветом обозначается?

Дети: [Р]. Обозначается синим цветом.

Учитель-логопед: Правильно. Какой второй звук, каким цветом он обозначается?

Дети: Звук «Ы» обозначается красным цветом.

Учитель-логопед: Дальше выполняйте задание самостоятельно. Молодцы! Справились со всеми заданиями. Куда мы пойдем дальше?

Дети: К пенькам.

VIII. Сюрпризный момент.

Учитель-логопед: Ребята, давайте присядем, отдохнем. Ой, я что-то нашла. Это сундук! Наверное, это клад, который спрятали лиса Алиса и кот Базилио. Давайте его попробуем открыть. Что-то не открывается. Он волшебный, откроется, если вы расскажете стихотворения со звуками [Р] и [Р].

IX. Автоматизация звуков [Р] и [Р]в тексте.

Дети:

Артур:

У доски стояла Вера,                            

Не могла решить примера.                  

В потолок она глядела

И в руках вертела мел.

        Вижу я, что плохо дело, -

И помочь ей захотел.

Хоть решён пример теперь,

Только я – попал за дверь.

А разве я подсказывал?        

Конечно, нет.        

На пальцах я показывал        

Правильный ответ.

   

Степа:         

  Шел Егор через бор,

Видит: вырос мухомор.

       - Хоть красив, но не беру, -

       Вслух сказал Егор в бору.

       - Верно ты сказал Егор, -

       Так ему ответил бор.

Учитель-логопед: Вот и открылся сундук! Давайте посмотрим, что в нем лежит? Это школьные принадлежности. Давайте, ребята, положим в портфель только те предметы, в названии которых есть звук [Р] или [Р] Дети: карандаш, ручка, картон, фломастеры, букварь.

Учитель-логопед: Молодцы, ребята!

X. Релаксация.

Учитель-логопед:  Я вам предлагаю немного отдохнуть, полежать на полянке и послушать звуки Сказочного леса. Откройте глаза. Ребята, мы очутились в детском саду. Посмотрите, Буратино уже не грустный, а какой?

Дети: Веселый!

XI. Итог коррекционно-развивающей деятельности. Поощрение детей.

Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. Буратино благодарит вас за то, что вы помогли ему вернуть портфель. Когда вы складывали предметы в портфель, я заметила в букваре подарки для вас от Буратино. Посмотрите, что вам дарит Буратино.

Дети: Это Золотые ключики!

Учитель-логопед: Правильно! Ребята, а что вам понравилось на занятии?

Дети: 

- Мне понравилось складывать слова из слогов на листьях.

- Мне понравилось выкладывать схему предложения из палочек и слово «РЫБКА» из камешек.

        

Самоанализ коррекционно-развивающей деятельности

Тема: «Звуки [Р] и [РЬ]. Автоматизация в словах, предложениях, тексте».

Цель: Автоматизировать звуки [Р] и [РЬ] в словах, предложениях и тексте.

Коррекционно - образовательные задачи.

Упражнять в определении места звука [Р] в словах.

Закреплять умение выполнять звуковой анализ слова, составлять предложение из заданных слов и записывать схему предложения.

Совершенствовать навык чтения по слогам.

Упражнять в согласовании числительного с прилагательным и существительным.

Совершенствовать умение детей строить сложноподчиненные  предложения.

Коррекционно – развивающие задачи.

Развивать фонематический слух.

Развивать конструктивные навыки, мелкую моторику при работе с природным и бросовым материалом.

Развивать психические процессы: мышление, внимание, память.

Коррекционно - воспитательные задачи.

Формировать навыки сотрудничества, желание помогать друг другу.

Воспитывать желание говорить правильно.

Воспитывать самостоятельность через выполнение заданий.

Виды  детской деятельности, приёмы работы.

Виды детской деятельности

Методы и приёмы  работы

Игровая

Единый  сюжет на протяжении всей коррекционно-развивающей деятельности, словесные игры: «Разложи картинки по корзинкам», «Собери слово», «Посчитай до пяти».

Коммуникативная

Беседа, вопросы, проблемная ситуация, поощрение,  указания, словесные игры: «Разложи картинки по корзинкам», «Собери слово», «Посчитай до пяти», выполнение звукового анализа, выкладывание схемы предложения, чтение стихотворений.

Двигательная

На протяжении всей коррекционно-развивающей деятельности.

Формы организации детей: индивидуально-подгрупповая.

Место проведения: логопедический кабинет.

Количество детей: 2 детей.

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Этапы

Виды детской деятельности

Формы работы

Задачи

1.Введение в тему

Коммуникативная

Отгадывание загадки.

Активизация мыслительной деятельности детей.

2. Сообщение темы

Коммуникативная

Игровая

Беседа.

Введение детей в воображаемую ситуацию.

3. Создание проблемной ситуации

Поисково-исследовательская

Постановка проблемной ситуации.

Создание мотивации у детей: желание помочь Буратино.

4.Совместная деятельность взрослого  и детей

Коммуникативная

 

Игровая

Двигательная

Указания, вопросы, решение проблемной ситуации,

исправления, автоматизация звуков в ходе занятия.

Чтение стихотворений.

Словесные игры: «Разложи картинки по корзинкам», «Собери слово», «Посчитай до пяти».

Задания на составление и чтение слов, составление предложения и выполнение звукового анализа.

Ходьба на протяжении всей коррекционно-развивающей деятельности.

Активизация мыслительной деятельности детей.

Воспитание желания говорить правильно.

Развитие фонематического слуха, психических процессов.  Развитие конструктивных навыков, мелкой моторики.

Способствование   умению строить сложноподчинённые предложения. Совершенствование навыка чтения.

Упражнение в согласовании числительного с прилагательным и существительным.

Закрепление умения выполнять звуковой анализ слова, составлять предложение из заданных слов и записывать схему предложения.

Развитие общей и моторики.

5. Рефлексия

Коммуникативная

Музыкальная пауза.

Беседа.

Сюрпризный момент: подарки от Буратино.

Создание положительного эмоционального настроения.

Поощрение детей.

Все этапы коррекционно-развивающей деятельности  одинаково важны, так  как только при комплексной их реализации возможна коррекция и компенсация речевых нарушений, развития речи и личности каждого ребёнка данной подгруппы.

Цель и задачи коррекционно-развивающей деятельности соответствуют программным требованиям детей данной группы.  

Поставленные мною задачи решались через систему специально подобранных методов (словесных, наглядных, практических) и приёмов (создание проблемной ситуации,  игры).

Объём предложенного материала, использование методов и приёмов считаю оптимальными для данной категории детей.

Все задания связаны единым сюжетом - помочь Буратино вернуть портфель. Коррекционно-развивающая деятельность была проведена с использованием ИКТ, что вызвало большой интерес и активизировало детей.

В начале коррекционно-развивающей деятельности не взяла в качестве задания упражнения артикуляционной гимнастики, так как побоялась, что занятие затянется. А повседневную коррекционно-развивающую деятельность с детьми со стертой формой дизартрии всегда стараюсь начинать с гимнастики для языка и лица.

Дети увлеченно выполнили предложенное игровое упражнение «Разложи картинки по корзинкам», где правильно определили местонахождение звука [Р] в названии картинок, чётко проговаривали слова, строили сложноподчиненные предложения.

Дети достаточно  хорошо справились с заданием «Собери слово», так как умеют читать по слогам.

Упражнение «Посчитай до пяти» позволило выявить, что дети хорошо справляются и с согласованием числительного с прилагательным и существительным.

Очень важным для детей в коррекционно-развивающей деятельности, а также для меня, является осуществление контроля за деятельностью детей, т.е. все задания, выполняемые детьми, были проверены и оценены, применялась словесная система поощрения.

В ходе коррекционно-развивающей деятельности использовала дифференцированный подход к детям: оказывала необходимую помощь, одобряла, исправляла неточности в произношении звуков [Р] и [РЬ]. При выполнении звукового анализа слова «РЫБКА» шепотом помогала одному ребенку, чтобы не мешать другому.

На протяжении всего занятия прослеживалась доброжелательная, эмоциональная, комфортная обстановка, дети с удовольствием выполняли предложенные задания.

Оборудование использовалось рационально и с одной целью: донести до детей необходимую информацию.

Поставленные задачи в ходе коррекционно-развивающей деятельности были выполнены, дети были активны, отвечали на вопросы, хорошо справлялись с заданиями, оказывали помощь друг другу.

Уровень речевых и неречевых процессов: у данных детей звук [Р] - горловой, находится на стадии автоматизации правильного произношения во фразе. При постановке и автоматизации звука [Р], за поставленным звуком [Л] дети не всегда следят.

На каждой коррекционно-развивающей деятельности стараюсь контролировать речь детей, следить  за внятностью, правильностью и полнотой ответов.

Здоровьесберегающие технологии  были реализованы через  выполнение релаксации. Необходимо отметить, что на коррекционно-развивающей деятельности не использовалась физминутка, так как в ней не было необходимости: дети много двигались, меняли положение сидя-стоя.

Занятие считаю актуальным, т.к. развитие речи дошкольников всегда остаётся приоритетной задачей работы дошкольного учреждения.

Считаю, что занятие проведено успешно.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группын на тему «Волшебные стеклышки».

Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями   «наука»   (познание),  «гипотеза»...

Конспект занятия по звуковой культуре речи с детьми подготовительной группы. Тема: "Звуки [Б] [Б\']. Буква Бб".

Занятие рассчитано на сильных детей, поэтому заданий много.  Занятие можно сократить или использовать меньше речевого материала в заданиях....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы "Автоматизация звука С"

В конспекте сделан подбор интересных игровых технологий, которые увлекают и мотивируют ребёнка к выполнению заданий, что даёт положительный результат....

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной группы. Автоматизация звука [Р] в слогах. Лексическая тема: Животные жарких стран

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной группыТема: Фонетико-фонематическая: автоматизация звука [Р] в слогах.Лексическая тема: Животные жарких странЗадачи:1. Автоматиз...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Поможем гласным звукам»

Данная образовательная деятельность будет полезна учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям логопедических групп. ребятам предоставляется возможность в увлекательной форме закрепить знание гласны...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе. Тема: Звуки [М] – [М’]. Буква М

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе....

Конспект итоговой коррекционно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях «Путешествие в сказку «Красная Шапочка» на новый лад».

КОНСПЕКТподгруппового логопедического занятияс детьми подготовительной группыТема : «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях «Путешествие в сказку «Красная...