Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Поможем гласным звукам»
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Данная образовательная деятельность будет полезна учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям логопедических групп. ребятам предоставляется возможность в увлекательной форме закрепить знание гласных звуков и букв, навыки звукового и слогового анализа, а также решить множество других задач по подготовке к обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_glasnym_zvukam.docx | 890.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
образовательной деятельности по формированию фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Поможем гласным звукам»
Коррекционно-образовательные задачи:
Закреплять знания детей о гласных звуках: механизме образования, артикуляции, акустических особенностях; о буквах, обозначающих эти звуки. Закреплять понятия: «гласный звук», «буква», «слово», «слог». Продолжать формировать навыки звуко-слогового анализа слов, умение определять место звука в слове, количество слогов в слове. Систематизировать знания детей о современных видах связи, пополнять и активизировать словарный запас по данной теме.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать фонематические процессы, общую, мелкую и артикуляционную моторику, речевое дыхание, умение координировать речь с движениями.
Воспитательные задачи:
Воспитывать взаимопомощь, познавательный интерес к звуковой стороне речи, навыки самоконтроля за речью, желание оказывать помощь.
Оборудование: мультимедийная презентация, пирамидка с кармашками для определения количества слогов в слове, карточки с картинками на звук «А» для определения места звука в слове, карточки для проведения звуко-слогового анализа слова «утка», картинки со звуком «И», цветные карандаши, красные фломастеры, мяч, карточки для проведения зрительной гимнастики.
Ход:
- Вводная часть:
Учитель-логопед: Ребята, скажите, как в современном мире люди могут общаться друг с другом? Какие средства связи вы знаете?
Ответы детей.
Учитель-логопед: Правильно, ребята, люди могут написать письмо, отправить телеграмму, позвонить (сотовая связь), а также, на помощь людям приходит Интернет. В сети Интернет существует большое количество социальных сетей. Назовите, какие вам из них знакомы.
Ответы детей.
Учитель-логопед: Да, действительно. Самые распространённые в нашей стране соцсети – это Вотсап, Инстаграмм, Скайп, где люди могут отправлять сообщения, слышать друг друга, совершать видеозвонки.
А ещё существует такое средство связи, как электронная почта. При помощи электронной почты люди отсылают друг другу электронные письма. Сегодня на мою электронную почту пришло два послания. Я предлагаю вам послушать их.
На интерактивной доске появляется изображение феи гласных звуков. Она сообщает ребятам:
- Здравствуйте, ребята. Я – фея из Страны гласных звуков. В нашей стране живут гласные звуки. Они трудолюбивые и дружные. Но это очень не нравится злой волшебнице из соседнего государства. Она прислала в нашу страну сильный ураган, и все мои подданные улетели и потерялись. Я никак не могу их найти. Помогите мне, пожалуйста, ребята!
На экране появляется изображение злой волшебницы и звучит её голос:
- Хотите отыскать человечков? Ха-ха-ха! Ничего у вас не получится! Так уж и быть, я дам вам шанс. Если вы выполните все мои задания, то я подскажу, где спрятаны жители страны гласных звуков. Но вам ни за что не справится с этими испытаниями! Вот вам письмо с заданиями.
Учитель-логопед: Ребята, нам нужно помочь жителям страны гласных звуков. Давайте попробуем выполнить задания злой колдуньи.
- Основная часть.
Учитель-логопед читает первое задание: «Отгадайте, о каком звуке идет речь.
- Врач умеет очень просто
Наше горло проверять —
Он всегда при этом просит
Этот звук нас называть… (А)
Теперь вам необходимо определить место звука А в названиях картинок, изображенных на карточках».
Ребятам раздают карточки с картинками и схемами места звука в слове. Необходимо определить место звука А в названии картинки и закрасить соответствующий квадратик. Попутно проверяется правильность ответов на доске.
Учитель-логопед: Вот мы и справились с первым заданием. Давайте посмотрим, какое следующее испытание.
Зачитывает следующую загадку и задание:
«- Индюки и индюшата,
Интересные ребята.
На индюшек посмотри
И звук ты этот назови… (И)
Вам необходимо определить количество слогов в названиях картинок и разложить их в соответствующие кармашки слоговой пирамиды». Картинный материал: игрушки, ива, инструменты, индюк, изюм, кит, лист, нитки, ириска. Ребята выполняют второе задание.
Учитель-логопед: Ребята, давайте вспомним, от чего зависит количество слогов в слове. Дети хором рассказывают стихотворение:
- Слово делится на слоги.
Например: ка-ре-та, но-ги.
Сколько в слове СЛОГОВ ясно:
Ровно столько, сколько гласных!
Учитель-логопед: Пришло время узнать, что предлагается в третьем задании.
Зачитывает загадку и задание.
«- Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь звук ты … (У)
Вам необходимо выполнить звуковой анализ слова «утка» .
Ребятам предлагаются карточки со схемами для проведения звуко-слогового анализа. Проверка выполненного задания на интерактивной доске.
Учитель-логопед: Давайте, немного отдохнём.
Проводится динамическая пауза: упражнение для развития координации речи с движениями.
- Мы в лес пошли, (дети маршируют)
Топор нашли, (останавливаются, «берут в руки топор»)
Дрова рубили: (ноги — на ширине плеч, руки — в «замок».)
Ах! Ох! Ух! Их! Эх! Ых! (Глубокий вдох, на выдохе - энергичные наклоны.)
Учитель-логопед: Вот мы справились уже с тремя заданиями волшебницы. Давайте посмотрим, что дальше нас ждёт.
Зачитывает следующее задание.
«- Что за гласный звук такой,
Не простой он, а двойной,
И поклясться я готова
Нет его в начале слова! …(Ы)
Следующее задание: подобрать слова к схемам».
На доске картинки: «вышка», «горы», «рысь», «заборы» и схемы звукового анализа слов. Ребятам необходимо сопоставить картинки со схемами и определить, к какому слову подходит каждая схема. Стрелочки подсказывают правильные ответы.
- Далее проводится гимнастика для глаз.
Учитель-логопед: Ребята, осталось совсем немного.
Зачитывает следующее задание:
«- Эскимосам эскимос
Эскимо в кармане нёс …
Теперь плачет «Э-э-э!»
Надо было думать мнеее … (Э)
Упражнение «Назови слово на заданный слог» (-ме, -ке, -те, -ве, - зе, -ле, -се, -бе, -ге, -де ). Дети под музыку передают мяч по кругу. Когда останавливается музыка, ребенок, в руках которого находится мяч, называет слово на заданный слог.
Учитель-логопед: Ребята, осталось последнее испытание.
Зачитывает шестую загадку и задание к ней.
« - Овцы, остров и ведро,
Дружат все со звуком … (О)
Задание следующее: нужно разгадать «зашифрованное» слово.
На доске ряд картинок. Ребятам необходимо назвать последний звук в словах-названиях картинок, затем соединить эти звуки и узнать «зашифрованное» слово (ослик)
Учитель-логопед: Вот и справились мы со всеми заданиями волшебницы. Злая волшебница обещала нам рассказать, где спрятаны человечки. Давайте проверим ещё раз мою электронную почту.
На доске появляется картинка страны гласных звуков и раздается голос злой волшебницы:
- «Вы выполнили все мои нелегкие задания. Теперь я открою вам тайну, где спрятаны человечки. Но просто так я не могу вам сказать. Я дам схемы-подсказки, а вы по схемам должны догадаться, где спрятаны гласные звуки».
Ребята рассматривают в презентации и разбирают схемы подсказок, отыскивают человечков.
- Заключительная часть:
Учитель-логопед: Я заметила, что Фея гласных звуков тоже прислала ещё одно письмо, давайте посмотрим.
Фея: - Спасибо вам, ребята, за то, что помогли отыскать моих друзей. Благодаря вашей сообразительности и находчивости, вы справились со всеми сложными заданиями колдуньи, и теперь в нашей стране снова будет мир и порядок. А в благодарность за вашу помощь примите от меня угощение.
Детям вручается печенье в форме гласных букв.
Учитель-логопед: Ребята, какие задания вам понравились? С какими вы легко справились? Какие вызвали затруднения? Что запомнилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы тема: «Поможем коту Василию» образовательная область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)
Задачи:Образовательная область «Познание».Ø Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.Ø Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с по...
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по автоматизации звука [р] тема: «Космическое путешествие».
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление четкого произношения звука Р в изолированном виде, в словах, в предложениях. Обогащение словарного запаса по теме «Космос». Обучен...
План-конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Путешествие в страну Огородную»
Задачи.1. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи».2. Совершенствование грамматического строя речи (согласование относительных прилагательных с существительными, с умень...
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Поможем Осени»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал позволяет обобщить и систематизировать знания детей по лексическим темам: "Овощи&qu...
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Поможем Буратино» (ФЭМП) (образовательная область «Познание»)
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме "Поможем Буратино"....
КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Животные Крайнего Севера»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» КОНСПЕКТобразовательной деятельности с детьми подготовительной группы.Тема: «Ж...
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Путешествие по городу Напольных игр»
Цель: Создание условий для поддержки развития творческой инициативы и самостоятельности у детей через освоение напольных игр....