конспект подгруппового логопедического занятия "Как буква Р к нам в гости приходила"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект занятия с детьми с тнр по автоматизации звука Р
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового коррекционного занятия «Как к нам буква Р приходила в гости»
Цели занятия:
1. Коррекционно-обучающие:
- закреплять умение деления слов на слоги;
- формировать навыки словообразования;
- закреплять умения согласовывать числительные с существительными.
2. Коррекционно-развивающие:
- автоматизировать звук /Р/ в словах и предложениях;
- развивать артикуляционную, мелкую моторику и мимические мышцы ;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- закрепить навыки ориентации на листе бумаги
- расширять и активизировать словарь;
- продолжать формировать длительную, целенаправленную, воздушную струю.
3. Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Логопедический материал: схема профиля звука /Р/, карточки с эмоциями, портреты буквы /Р/, магнитофон, домики звуков, картинки – символы для артикуляционной гимнастики, схемы слов, тетради, ручки, мяч, предметные картинки со звуком /Р/, счетные палочки, схематичные изображения предметов, игрушки киндер –сюрпризы, дидактическая игра «Слоговой поезд».
Предварительная работа: разучивание стихотворений, работа в тетрадях взаимосвязи с родителями по заданию логопеда.
Ход занятия
I. Организационная часть.
1.Психогимнастика
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем удивляться,
Мы умеем сердиться,
Мы умеем огорчаться,
Но лучше будем улыбаться!
(Картинки эмоции)
II. Введение в тему.
Мотивация - сюрпризный момент
По кабинету развешены буквы Р (веселые, нарядные)
Л: Что такое, что случилось? Что ж у нас здесь приключилось? Ребята кто узнал нашу гостью?
Д: Буква Р.
Л: Я думаю, что это буква Р узнала, что вы научились ее называть и решила с нами поиграть.
Буква Р: «Привет друзья!
Я буква Р,
я очень рада,
что вы научились рычать!
И я решила сегодня с вами поиграть»
(Логопед показывает букву Р). Соотношение буквы со звуком.
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить.
И друг-другу Р представить
Буква Р согнула ручку,
Ну-ка с кем пройти под ручку.
III. Упражнение по развитию произношения.
1. Характеристика звука.
Ребята, а у каждого звука есть свой домик, а вот звук [р] не может найти свой домик (свою квартиру), давайте поможем заселиться звуку. А чтобы нам правильно это сделать, мы должны описать звук, дать ему характеристику.
Характеристика звука: р-р-р-р-р - какой это звук? (согласный)
-В какой домик он хочет заселиться? (в синий)
-Почему звук хочет заселиться в синий домик?
(потому, что он сильный, твердый)
- А что еще мы забыли сказать об этом звуке?
- Давайте ладошками послушаем наше горлышко
(изолированно произносит р-р-р-р)
- р-р-р-р – горлышко дрожит – это значит звук …….. звонкий.
- Оденем ему на шею колокольчик.
Л: Молодцы ребята, правильно составили портрет звука [р]
Л: А чтобы мы с вами могли дальше играть, нам надо хорошо размять и подготовить язычок.
2. Артикуляционная гимнастика
(Работа с зеркалами)
Упражнения «Лягушка», «Слоник», «Качели», «Барабан».
Логопед показывает образ выполняемого упражнения, а сам читает стихотворение.
Л: Ой посмотрите, что это у нас здесь стоит? (Игрушка трактор)
Д: Трактор
Л: А почему же он не едет? Давайте его заведем. (упражнение «Заведем мотор»)
Улыбнулись, рот открыли
Язычок поднялся к верхним бугоркам.
Но, чтобы завести мотор, нам нужна сильная воздушная струя. Давайте вместе попробуем: носиком глубоко вдохнули и по команде - раз-два-три тр-тр-тр,
тр-тр-тр, тр-тр-тр (добиваемся длительной, сильной воздушной струи)
Л: Молодцы, трактор завели.
3. Развитие фонематического слуха
Л: Посмотрите, сколько картинок привез трактор, здесь и задания есть, слушайте внимательно.
Игровое упражнение «Внимательные ушки, звонкие ладошки»
Как услышат ушки звук [р], так ладошки громко хлопнут
(логопед называет звуковые ряды): Б-К-З-Д-К-Л-Р-М-О-Н-Р-У-В-Р-Ц……
слоговые ряды: СЫ-РО-БУ-ЛА-РУ……
Определение места звука в слове
Вам нужно определить место звука в слове (где может стоять звук [р])?
Д: В начале, в середине, в конце слова.
Игра «Подбери схему к слову» (ребенок называет свою картинку, проговаривает место звука, прикрепляет к схеме на мольберте (на столах)
Развитие мелкой моторики ( Игра со счетными палочками)
Л: Ребята, нам буква Р предлагает поиграть со счетными палочками, игра называется «Сложи предмет» (детям раздается картинка (корова, кораблик, краб, жираф) и счетные палочки)
Л: Ребята, а кто знает про свою картинку стихотворение? (Дети читают стихи)
«Коровка»
В руке палочки держу
С ними я сейчас дружу,
Если есть в руках сноровка,
То получиться коровка.
«Паруса»
Помоги мне, ветерок,
Паруса надуй дружок,
Пусть плывет кораблик мой
К папе с мамочкой домой.
«Жираф»
Жирафы в Африке живут,
Жирафы в Африке жуют,
А у меня жираф из палочек –
Из палочек, из выручалочек.
«Краб»
Краб сказал однажды раку:
Ты не лезь со мною в драку,
Ссориться нам не годиться,
Лучше будет помириться.
Л: Молодцы, справились и с этим заданием.
IV.Развитие лексико-грамматической и фонематической стороны речи.
1.Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Л: Посмотрите, кто пришел в гости к букве Р ( игрушки-киндеры).
Л: Ребята, давайте немного отдохнем и назовем ласково наши игрушки.
Игра «Назови ласково». Затем составляют предложения с этими же словами.
(Логопед бросает мяч называет игрушку, например: рыба, ребенок бросает мяч обратно называет - рыбка.
рак-рачок, корова-коровка
баран-барашек, роза-розочка
крокодил – крокодильчик, дракон – дракончик.
рыба- рыбка,
пароход - пароходик,
2. Упражнение «Весёлый счёт» на согласование существительного с числительным.
Л: Буква Р любит порядок и всегда все пересчитывает, а вы умеете считать?
Д: да
Л: покажем нашим гостям как мы умеем пересчитывать .
Буква Р предлагает поиграть в игру «Весёлый счёт до 5». Используются киндер –сюрпризы ( один крокодил, два крокодила и т .д.)
Л: Молодцы ребята, правильно все посчитали.
Дидактическая игра «Слоговой поезд» ( на фонематическое развитие).
Что-то наши гости встревожены, буква Р купила билеты на обратный путь , а они не знают в каком вагоне занять место. Давайте поможем каждому найти свой вагончик. В первом вагончике поедут игрушки, в названии которых один слог, во втором те, у кого два слога, в третьем 3 слога, в четвертом 4 слога.
Составление предложений совместно с логопедом на отработку звука Р.
Л: молодцы, попрощаемся с игрушками:
-Мы рады были с вами познакомиться!
-Нам понравилось с вами играть!
-Вы стали нашими верными друзьями!
V. Работа в индивидуальных тетрадях.
Я думаю букве Р понравилось играть с вами.
Поработаем в тетради.
(работа в тетради по клеточкам)
Задание: 5 клеток вверх, 3 клетки вправо, 3 клетки вниз, 3 клетки влево. Какая буква у вас получилась?
Д: Буква Р
-Букве Р понравилось что вы умеете ее писать.
VI. Итог занятия
Л: Что Вам понравилось на занятии? Буква Р вам решила подарить несколько игровых упражнений домой. А на следующем занятии мы проверим, как вы их выполнили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия: "Звуки С,С* Буква С".
На данном занятии учитель-логопед учит детей дифференцировать на слух звуки "С", "С*", подбирать картинки на данные звуки, определять местоположение данных звуков в слове. Дети на занятии проводят зву...
Конспект подгруппового логопедического занятия: "Знакомство с буквой М"
Данное занятие ориентировано на детей старшей логопедической группы с диагнозом ТНР ОНР II уровень развития речи. Фонетико-фонематическая тема: знакомство с буквой М.Лексическая тема: Мебел...
Конспект подгруппового логопедического занятия для закрепления звука [р] «Наш гость-Буратино»
Цель: Закрепление звука [р] в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:-развивать умение делить слова на слоги;-продолжать учить разгадывать загадки;-формировать и расширять словарный...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе Тема: «В гости к мышке Шуше». Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях.
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группеТема: «В гости к мышке Шуше». Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением ФФН. Автоматизация звука [р], знакомство с буквой Р. Тема: «Пришельцы из космоса».
Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [р], знакомство с буквой Р. Задачи:Коррекционно-образовательные:активизация слухового внимания;четкое произнесение и характеристика з...
Конспект подгруппового логопедического занятия для автоматизации звука [Л]. В гостях у куклы Милы.
Конспект подгруппового логопедического занятия для автоматизации звука [Л] в слогах, словах. Тема: "В гостях у куклы Милы"....
Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»
Конспектподгруппового логопедического занятияпо обучению грамотес детьми подготовительной к школе группы по теме:«Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»...