Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением ФФН. Автоматизация звука [р], знакомство с буквой Р. Тема: «Пришельцы из космоса».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Юшко Анна Ивановна

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [р],  знакомство с буквой Р.

 

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • активизация слухового внимания;
  • четкое произнесение и характеристика звука [р] по акустическим и артикуляционным признакам;
  • ознакомление и закрепление графического образа буквы Р.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие речевого слуха;
  • фонематических представлений;
  • развитие звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развитие тонкой моторики.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание самоконтроля за правильным произношение трудного звука;
  • воспитание интереса к изучению букв.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

для детей подготовительной группы с логопедическим заключением ФФН. Автоматизация звука [р], знакомство с буквой Р.

Тема: «Пришельцы из космоса».

Юшко А.И., учитель-логопед МБДОУ № 27 «Аленький цветочек» г. Симферополя

Тема: «Пришельцы из космоса»

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [р],  знакомство с буквой Р.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • активизация слухового внимания;
  • четкое произнесение и характеристика звука [р] по акустическим и артикуляционным признакам;
  • ознакомление и закрепление графического образа буквы Р.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие речевого слуха;
  • фонематических представлений;
  • развитие звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развитие тонкой моторики.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание самоконтроля за правильным произношение трудного звука;
  • воспитание интереса к изучению букв.

Оборудование:

Предметные картинки. Иллюстрация космического корабля. Иллюстрация буквы Р. Пластилин, доски. Рабочие листы. Буквы: Ы, С, Р, О, Р, А, З, Р, А, Ы, Б.

Ход занятия:

№ этапа

Название этапа

Слова логопеда

Предполагаемые ответы детей

Оборудование

Время

1

Организационный момент.

(Игра - «Какой звук чаще встречается?»)

Логопед: «Послушайте стихотворение и определите, какой звук, в нем вы слышите чаще всего?

Р – рыдает, рубит, ржет,

Размахнется и рванет,

Всё раскрасит, разрешит,

И конечно рассмешит.

Рысь, ружьё король и робот,

Мир, гроза, работа, провод

Краска, повар, жар, ромашка,

Кролик, сыр, росток, рубашка».

                            Е.Субботина

Логпед: «Правильно, звук [р]».

Предполагаемый ответ ребенка: «Звук [р]».

.

1 минута

2

Постановка цели занятия

Логопед: «Мы с вами сегодня будем произносить правильно и красиво звук [р] и  познакомимся с буквой Р».

1 минута

3

Анализ артикуляции и характеристика звука [р]

Логопед: «Звук [р] согласный. Что делает язык, когда мы произносим этот звук?»

Логопед: «Положите руку на горлышко и определите глухой это или звонкий согласный?»

Логопед: «Правильно, звук [р] – звонкий согласный».

Предполагаемый ответ ребенка: «Язык дрожит в струе воздуха за верхними зубами».

Дети кладут руку на горлышко и произносят звук [р].

Предполагаемый ответ ребенка: «Звук [р] звонкий».

Иллюстрация космического корабля.

Речевой материал:

Ра-ро-ру-ры

Ар-ор-ур-ыр

Шра-шро-шру-шры

Ашр-ошр-ушр-ышр

Рша-ршо-ршу-рши

Арш-орш-урш-ырш

2 минуты

4

Произнесение слоговых рядов со звуком [р]

(Игра «Речевая зарядка».)

Логопед: «Посмотрите, к нам в гости прилетели инопланетяне, и они говорят на непонятном нам языке. Давайте попробуем повторить:

Ра-ро-ру-ры

Ар-ор-ур-ыр

Шра-шро-шру-шры

Ашр-ошр-ушр-ышр

Рша-ршо-ршу-рши

Арш-орш-урш-ырш».

Дети произносят слоговые ряды.

Летающая тарелка иллюстрация вектора. иллюстрации насчитывающей - 36359602

1 минута

5

Выделение звука [р] из ряда слогов. (Игра «Хлопни в ладоши»)

Логопед: «Сейчас я буду произносить различные слоги, а вы будете хлопать в ладоши, когда услышите звук [р].

Готовы: тра, атр, кла, пла, пра, при, шры, шли, шлы…»

Дети хлопают в ладоши, если слышат звук [р].

Речевой материал:

«тра, атр, кла, пла, пра, при, шры, шли, шлы…

1 минута

6

Выделение звука [р] из слова. Игра «Да-нет»

Логопед: «Ребята сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите внимательно на эти картинки, сейчас каждый из вас подойдёт к столу и возьмет себе картинку в названии которой есть звук [р] и еще одно условие этим мы может угостить наших гостей, то есть изображенный предмет должен быть съедобным».

Дети по очереди подходят к столу и выбирают по 2 картинки в названии, которых есть звук [р].

Предметные картинки: сахар, пирог, рапаны, сумка, рожь, хлеб, сыр, арбуз, дом, рак, помидор.

3 минуты

7

Произнесение слов со звуком [р]

Игра «Где спрятался слог?»

Логопед: «Дети, я буду называть слог, а вы должны найти в каком слове он прячется и назвать соответствующую картинку.

РА: радуга, барабан, баран, кора

РО: перо, роза, робот, метро

РУ: рука, кенгуру, рукав, руль

РЫ: рыба, топоры, рысь, куры».

Предполагаемые ответы детей:

радуга, барабан, баран, кора

перо, роза, робот, метро

рука, кенгуру, рукав, руль

рыба, топоры, рысь, куры

Предметные картинки:

радуга, барабан, баран, кора, перо, роза, робот, метро, рука, кенгуру, рукав, руль, рыба, топоры, рысь, куры

5 минут

8

Определение места звука [р]  в слове

Логопед: «Ребята, пришельцы улетают на свою родную планету, давайте загрузим космический корабль земными вещами, чтобы инопланетяне могли дома рассказать о нашей планете Земля.

В 1-й отсек загрузим  картинки, в названии  которых, звук [р] стоит в начале слова.

Во 2-й отсек загрузим картинки, в названии которых, звук [р] стоит в середине слова.

В 3-й отсек загрузим картинки, в названии,  которых звук [р] стоит в конце слова».

Дети по очереди выполняют задание.

Предметные картинки:

радуга, помидор, рама, робот, пирог, роза, муравей, рысь, буратино, горка, топор, ветер, подарок, сахар, костёр.

3 минуты

9

Физкультминутка

Логопед: «И напоследок, давайте покажем инопланетянам, какие мы ловкие.

Один, два, три, четыре, пять

(ходьба на месте)

В космос мы летим опять

(соединить руки над головой)

Отрываюсь от земли

(подпрыгнуть)

Долетаю до Луны

(руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим

(покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим

(ходьба на месте).

До свиданья инопланетяне, помашем им на прощанье!»

Дети выполняют движения, по тексту.

Текст физкультминутки.

Иллюстрация.

Как нарисовать инопланетянина, марсианина?

2 минуты

10

Знакомство с буквой

Логопед: «А мы с вами продолжаем занятие.

Ребята, чем буква Р отличается от звука [р]?»

Логопед: «Давайте внимательно посмотрим на эту букву и вылепим её из пластилина».

Предполагаемый ответ ребенка: «Букву мы видим, читаем, пишем».

Предполагаемый ответ ребенка: Звук [р] слышим и произносим».

Дети рассматривают иллюстрацию с буквой Р.

Лепят букву Р из пластилина.

Иллюстрация с буквой Р.

Пластилин, доски.

4 минуты

11

Печатание букв, слогов

Логопед: «Посмотрите, как я пишу букву Р на доске. Сначала я пишу палочку сверху вниз. Потом справа от неё я пишу полукруг.

А теперь возьмите рабочие листы и аккуратно напечатайте  букву Р и слоги: АР, РА, УР, РУ, ОР, РО».

Дети печатают 4 буквы Р по образцу.

Печатают слоги: АР, РА, УР, РУ, ОР, РО.

Рабочие листы.

5 минут

12

Составление слов из букв.

Игра «Слово рассыпалось»

Логопед: «Посмотрите дети, наши слова рассыпались на отдельные  буквы, помогите, пожалуйста, их собрать. Составьте слова из рассыпавшихся букв и напечатайте их на рабочих листах».

Дети составляют слова из букв.

Печатают их в тетради.

Буквы:

Ы, С, Р

О, Р, А, З

Р, А, Ы, Б

2 минуты

13

Итог занятия

Логопед: «Ребята, кто к нам прилетал сегодня?»

Логопед: «Скажите, над чем мы сегодня работали?»

 

Логопед: «Что больше всего вам понравилось?»

Предполагаемый ответ ребенка: «Инопланетяне».

Предполагаемый ответ  ребенка: «Над звуком [р] и буквой Р».

Предполагаемый ответ ребенка: «Искать спрятавшиеся звуки».

Предполагаемый ответ ребенка: «Собирать слова из букв, которые рассыпались».

2 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением ФФНР

                                    Автоматизация  звука [ж] в словах и словосочетаниях....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением - ОНР, 2 уровень речевого развития.

Конспект и презентация разработаны совместо с логопедом  СПб ГБУЗ "Городская поликлиника № 122" Пучковой Верой Анатальевной.Тема: Автоматизация звука (Г) в словосочетаниях....

Подгрупповое логопедическое занятие для детей подготовительной группы, ОНР 3 уровень речевого развития. Автоматизация звука[ Р] в предложениях

Конспект подгруппового логопедического занятиядля детей подготовительной группы с логопедическим заключением ОНР, 3 уровень речевого развитияВыполнила:Шмойлова О.А.Тема: Автоматизация звука [ P] в пре...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением - ОНР, 3 уровень речевого развития. Дифференциация звуков Р, Р` в словах. Лексическая тема : "Путешествие в деревню Простоквашено"

Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р`] в словах.Задачи: Коррекционно-образовательные: Определение позиции звука в словах, обогащение словаря по лексической теме, закрепление произношения звуков [Р], [Р...

Конспект фронтального логопедического занятия (для детей подготовительной группы ДОУ с ФФН) "Знакомство с гласным звуком [Э] и буквой «Э» "

Конспект фронтального  логопедического занятия  (для детей подготовительной группы ДОУ с ФФН)   "Знакомство с гласным звуком [Э] и буквой «Э» " содержит упраж...