"Общее недоразвитие речи у дошкольников"
консультация по логопедии

Товкач Елена Сергеевна

 

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности к успешному обучению в школе. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребёнка надо как можно раньше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon onr_u_doshkolnikov.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Общее недоразвитие речи

у детей старшего дошкольного возраста»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности к успешному обучению в школе. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребёнка надо как можно раньше.

Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Для чёткого произношения звуков нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Для тренировки органов речи используется артикуляционная гимнастика.  Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе.

Большинство детей дошкольного возраста имеют общее недоразвитие речи (ОНР). ОНР – это речевое расстройство, при котором отмечается позднее начало речи, нарушается формирование всех сторон устной речи – словаря, звуковой, лексико-грамматической стороны, связной речи.

У детей наблюдается нарушение произношения звуков (в основном свистящих, шипящих и сонорных – [Л, Р]). Для них характерно нарушение слуховой дифференциации звуков. Наблюдаются трудности звукового анализа и синтеза, нарушение слоговой структуры слова.

Несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций: родительного падежа в обозначении места (предлоги из, около, возле, из-за, из-под), винительного падежа для обозначения преодолеваемого пространства (предлог через), дательного падежа для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения (предлоги к, по), предложного падежа для обозначения места (предлоги в, на). Дети часто пропускают предлоги или не употребляют их вообще. Почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа  некоторых существительных (окна-окны, стулья-стулы). Часто допускаются ошибки в употреблении словосочетаний, включающих качественные числительные (пять стула). Реже наблюдается неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

У детей с ОНР обнаруживается несформированность навыков практического словообразования: относительных прилагательных от существительных (морковный-морковенный), уменьшительно-ласкательной формы (ведерко-ведрочко).

На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы; недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, затруднён подбор однокоренных слов.

Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения; в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Дети с ОНР имеют особенности развития психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной (слуховой) памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включится в учебно-игровую деятельность или переключится с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.

Для преодоления ОНР необходимы занятия с логопедом, по коррекции всех сторон устной речи ребёнка-дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...

Перспективное календарно-тематическое планирование к программе "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников в подготовительной к школе группе"

Формирование  у  детей грамматически  правильной, лексически  богатой  и  фонетически  чистой  речи – одна из  важнейших  задач  в  системе...

Консультация для родителей по теме "Общее недоразвитие речи у дошкольников"

Характеристика детей с ОНР. Особенности речи у дошкольников с ОНР....

Логопедическая ритмика как часть коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

Выступление на районном методическом объединении логопедов, раскрывающее организацию и содержание работы по логоритмике...

Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

Дети с общим недоразвитием речи редко имеют уверенную координацию пальцев рук. Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются ...

Адаптипрованная программа по устранению общего недоразвития речи у дошкольников в группе компенсирующей направленности (старшая группа)

В программе разработан перспективный план работы по устранению общего недоразвития речи у старших дошкольников, подобраны дидактические игры и упражнения в соответствии с лексическими темами. Также да...