Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников
консультация по логопедии по теме

Парипса Ольга Богдановна
Дети с общим недоразвитием речи редко имеют уверенную координацию пальцев рук.
 
Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший.
 
Использование в процессе непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи игровых изоритмических упражнений даёт положительные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izoritmika.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

 Дети с общим недоразвитием речи, поступающие в группы компенсирующей направленности (нарушения речи), редко имеют уверенную координацию пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость движений, трудность усвоения двигательной программы и переключения. И это закономерно.

Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом очень важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали.

Учёные доказали, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Поэтому, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекционно-педагогического воздействия.

Учитывая свой опыт работы учителем - логопедом, абсолютно уверенна в том, что чем более ловко работают детские пальчики, тем лучше развита речь ребёнка. Очень эффективными в этом направлении является игровые упражнения по изоритмике, которые предполагают формирование у детей ориентировки на листе бумаги, закрепления представлений о форме, цвете, величине предметов; развитие произвольного внимания, речеслуховой памяти, абстрактного мышления, творческого воображения, мелкой моторики пальцев рук, что в итоге способствует развитию связной речи детей.

Использование в процессе непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи игровых изоритмических упражнений даёт положительные результаты:

 - у детей развивается способность замечать характерные особенности предметов;

 - закрепляются знания о цвете, форме, величине;

 - появляется свободная ориентировка на листе бумаги;

 - подготавливается рука к письму;

 - формируются произвольное внимание, речеслуховая память, творческое воображение, художественный вкус;

 - развивается мелкая моторика пальцев, ритм правильного дыхания, что способствует развитию связной речи детей.

Изоритмические игровые упражнения можно использовать не только в рамках образовательной деятельности, но и на прогулке. Дети с удовольствием рисуют предметы палочками на мокром песке или земле. Так приятно со стороны наблюдать за ребятишками! Рисуя, дети шевелят губами, проговаривая стихи. Они сосредоточенные, серьёзные и такие смешные.

Учим рисовать детей начиная с самых простых предметов, проговаривая каждое движение руки. Если рисунок не получается, то одно движение руки и маркерная доска снова чистая. Рисунок можно начинать снова.

 Вот самый простой предмет:

«Ёлочка»

 Сверху вниз ведём отрезок,

 Ставим, ставим точечки.

 И от точек влево, вправо

 Мы проводим чёрточки.

«Облачко»

 Вот твоя рука в тетрадке

 Плавно линию ведет,

 Закругляет, поднимает.

 Раз – и облачко плывёт!

«Солнце»

 Круг рисуем, раз, два, три.

 Очень круглый, погляди.

 А от круга, а от круга

 Много линий проведёшь.

 Их лучами называют.

 Что получилось – узнаёшь?

«Кошелёк»

 Вот квадрат у нас готов,

 Он красивый, нету слов.

 Вверх ведём полуовал.

 Вот и кошелёчек стал!

Затем рисуем более сложные предметы, например:

«Кораблик»

 Мы волну рисуем смело,

 Потом две линии умело.

 Палубу для корабля,

 Ну и мачта, чтоб была.

 Паруса – вот тут и там.

 Мчит кораблик по волнам.

«Дом»

 Стены, крышу и окно

 Не рисовали мы давно.

 Карандаш сейчас возьмём,

 Домик рисовать начнём.

 Вниз, направо, вверх, налево

 Карандаш ведём мы смело.

 Два отрезка – вот и крыша,

 Внутри окно - и домик вышел.

«Грибок»

 Нарисуем пол кружочка -

 Это шляпа у грибочка.

 И овал внизу для ножки.

 Гриб наш вырос у дорожки.

«Шарик»

 Чтобы шарик очень круглый

 Никуда не улетел:

 Ниточку к нему рисуем,

 Сами на него подуем.

«Цветок»

 Пять рисуем мы овалов,

 А кружок у нас внутри.

 Стебелёк спускаем ниже.

 Вот цветочек наш – смотри!

«Поросенок»

 Мы рисуем круг большой,

 И внутри он не пустой.

 Мордашка поросенка там

 Он хвостиком помашет нам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...

Логопедическая ритмика как часть коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

Выступление на районном методическом объединении логопедов, раскрывающее организацию и содержание работы по логоритмике...

«Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников»

«Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников» Процесс овладения письменной речью важный и сложный для любого ребёнка. Нельзя сразу, ...

Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью...

Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников.

Актуальной проблемой для педагога является поиск и использование в практике методов и приемов, наиболее полно учитывающих принципы личностно-ориентированного образования, способствующих гармоничному р...