Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме "Дифференциация звуков и букв С-Ш"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Татьяна Григорьевна Бондаренко

   формировать умение различать звуки с — ш по акустическим и артикуляционным признакам;

  активизировать словарный запас по теме «Транспорт»;

   упражнять в согласовании прилагательных с существительными с существительными в роде;

                                              составлять предложения с данными словосочетаниями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_na_diferentsiatsiyu_s-sh_provesti.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме "Дифференциация звуков и букв С-Ш"

Учитель-логопед Бондаренко Т.Г.  МАДОУ Детский сад «Снежинка» с. Выдрино

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
  • формировать умение различать звуки с — ш по акустическим и артикуляционным признакам;
  • активизировать словарный запас по теме «Транспорт»;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными с существительными в роде;
  • составлять предложения с данными словосочетаниями.
  • Коррекционно-развивающие:
  • совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов;
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи;
  • улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок.
  • Коррекционно-воспитательные:
  • воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим

Оборудование: кукла, таблицы с буквами, автобус (игрушка), таблицы со стрелочками, игрушки на звук ш, с, на большом листе бумаги картинки: самолёт, мешки, сапоги, снег, шарф, усы, шапка, собака, подушка, шуба, носки, кувшин, слон, конверты для составления схем слов, карандаши, карточки с лов с пропущенными буквами (...апка, ...ипы, ква..., насо..., ...анки, ...ина, ...уба, шала..., ...утки, ...ова, ...ода, ...умка), картинки (шут, сук, мышка, маска, каска, кашка), сушки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Стук в дверь. Приходит в гости кукла Саша.

Здравствуйте, дети! Я тоже хочу с вами заниматься.

- Как тебя зовут?

- Меня зовут Фафа.

- Мы тебя не понимаем. Ты не умеешь красиво говорить?

- Я не умею произносить только некоторые звуки.

- Но как мы узнаем твоё имя?

- Я спрятала буквы своего имени среди этих букв. Найдите их и прочитайте имя.

II. Сообщение темы занятия.

- Как зовут нашу гостью? Саша.

- Скажите, какие согласные звуки вы слышите в имени Саша?

- С и Ш.

- Сегодня на занятии мы с вами будем учиться четко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки С и Ш и научим говорить Сашу.

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирайте транспорт со звуками С или Ш.

- Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать

Насосы быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш – ш – ш.

- Сели в автобус. Садитесь на стульчики.

Мы в автобусе сидим
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам с вами говорит: с-с-с.

1. Артикуляция звуков.

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков С и Ш.

- Пока будем ехать в автобусе, давайте расскажем Саше как нужно произносить звуки.

Логопед: Произнесите звук С. Где находится язычок?  (внизу). (Использование жеста, дети показывают положение языка). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (теплый).

Как ещё можно назвать звук С? (свистящий) Звук С – согласный, твёрдый, глухой.

Произнесите звук Ш. Где находится язычок? (вверху).  Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук Ш – согласный, твёрдый, глухой.

Как ещё можно назвать звук Ш? (шипящий)

Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка

2. Характеристика звуков. Дадим характеристику этим звукам.

Звук Ш тоже согласный, твёрдый, глухой.

Чем похожи эти звуки? (Они оба согласные, Твёрдые.)

Чем эти звуки отличаются друг от друга? (Произношением)

Какая разница в произношении звуков С и Ш?

3. Дифференциация С-Ш на слух и в произношении:

Первая остановка «Чистоговоркино»

Повторяйте за мной.

Язык вверх — ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша,
Язык вниз — са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Язык вверх — ша-ша-ша, уши, шея и душа.
Язык вниз — са-са-са, глазки, спинка и коса.

са—шаса шосошо
ус—уш—ус аш—ос—уш
Ша-ша-ша
  мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо тебе пишу.
Са-са-са
  в лесу бегает лиса.
Со-со-со
  у Вовы колесо.

4. Дифференциация звуков С и Ш в словах.

Поехали дальше. Смотрите в окно автобуса. Если вы увидите предметы в названии которых есть звук Ш опускайте пальчики вниз, если увидите предметы в со звуком С – поднимайте вверх.

Показываю картинки в окошечке (лиса, карандаш, краски, шуба, бабушка, бусы, чашка, сумка, санки, автобус, груша, уши, коляска, шляпа, сундук, душ).

- Говорите, что вы видите.

5. Дидактическая игра «Измени слово»:

Следующая остановка «Заменяй-ка».

- Замените звук С на звук Ш.

Саша уже научилась правильно произносить звук С и произносит его во всех словах где есть звук Ш. Исправьте Сашу.

са – ша

со - шо

су – шу

сы – ши

ста – шта

спа – шпа

сма – шма

сла – шла

сутки — шутки

миска  мишка

каска  кашка

касса  каша

маска  Машка

плюс - плюш

6. Нахождение предметов со звуками С и Ш.

Остановка «Магазин. Покупай-ка».

Мы остановились у магазина. Выходите из автобуса. Пока звучит музыка вы можете купить одну игрушку со звуком С, другую – со звуком Ш. (звучит музыка).

Похвалитесь своими покупками Саше. («Я купила мишку и стул»).

- Отнесите свои покупки к себе на место. Садитесь.

7. Подбор предметов к признакам.

Дидактическая игра «Про что можно сказать?»:

Дети, посмотрите на витрины магазина какие интересные предметы здесь продаются. Про что можно сказатьбольшой? (-ая, -ой, -ые) Шкаф, слон, кувшин, самолёт, сапоги, санки.

Про что можно сказать пушистый? (-ая, -ой -ые,) Кашка, снег, шарф, шапка, носки

А смешной? (-ая, -ые, -ой) Малыш, маска, усы.

Составьте с этими словами предложения.

Послушайте слова-действия. (идёт, стоит). К каждому из них подберите название картинки. Составьте предложения.

Поехала дальше. Спустили пар.

8. Физкультминутка.

Машина

Ш – Ш – Ш , Ш – Ш – Ш

      

Размахивают руками вперёд, назад.

С – С – С, С – С – С,

Машут руками над головой.

Би-би-би – гудит машина.

Постукивают кулачком одной руки о ладонь другой.

Тук-тук-тук – мотор стучит.

Топают ногами.

«Едем, едем, едем, едем», -

«Рулят».

Он так громко говорит.

Хлопают.

Ш – Ш – Ш , Ш – Ш – Ш

Размахивают руками вперёд, назад.

С – С – С, С – С – С,

Машут руками над головой.

Шины трутся о дорогу.

Потирают ладонями рук друг о друга.

Шу-шу-шу – они шуршат.

Топают ногами.

Быстро крутятся колёса

Делают «вертушку» руками перед грудью.

Са-са-са – вперёд спешат.

Хлопают.

9. Звуковой анализ слова Саша.

Остановка «Схемкино».

Саша: А что это за остановка?

Мы можем выложить схемой твоё имя.

- А как это?

- Сейчас увидишь. Дети, составьте схему слова «Саша».

- Сколько слогов в слове Саша? Назовите их.

- Какой первый звук в слоге СА? Второй?

- Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?

- Какие звуки во втором слоге?

- Покажите у себя на столе гласные звуки. Назовите их. Покажите согласные. Назовите их.

10. Сравнение слов, отличающихся одним звуком и буквой.

Остановка «Угадай-ка»?

- Угадайте, каким словом нужно закончить предложение. Вам помогут картинки.

шут сук

    

мыш-ка мас-ка

Клоун — это … .

У сосны большой … .

Кошка съела бедную ... .

Снегурочка подарила Маше… .

Малыш ест вкусную ... .

У солдата большая ... .

Сравнение их буквенного состава

- Для чего нужна кашка? - каска? Кому нужна каска?

КА . КА

каш-ка

      

кас-ка

КА . КА

- Скажите, где нарисована каска справа или слева?

Закрыть слова между картинками, а также подписи под ними.

Какой звук — [ш] или [с] — есть в слове КАШКА? Где находится этот звук: в начале, в конце или в середине слова?

Назови все звуки по порядку в слове КАШКА, ... КАСКА.

Какую букву нужно написать вместо кружка? (См. подписи под картинками.)

Прочитай слово КАШКА, ... КАСКА. (слова между картинками), скажите какая картинка к нему подходит. Справа или слева. Прочитай оба слова.

- Прочитайте первый слог.

- Какие буквы одинаковые, какие разные в первых слогах?

- Что можно сказать о вторых слогах.

Вывод: Все буквы в словах одинаковые, кроме букв С и Ш.

Логопед Мы изменили одну букву в слове, и поручилось новое слово.

11. Чтение слов с пропущенными буквами.

А сейчас! Доставай карандаши
Букву нужную пиши.

- У вас на столах лежат листочки со словами. Саша-шутница, стёрла буквы в словах. Какие буквы стёрла Саша? Впишите их в слова.

...апка

...ипы

ква...

насо...

...анки

...ина

...уба

шала...

...утки

...ова

...ода

...умка

Прочитайте слова с буквой С (Ш).

12. Произнесение скороговорок.

Последняя остановка «Скороговоркино».

Вспомните скороговорки со звуком Ш (С).

Шёл Саша по шоссе.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Саша шапкой шишку сшиб.

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

Шесть мышат а шалаше шуршат.

Надо суметь тут не шуметь

Стал солить — не надо шалить

Наш посол не туда пошел

У нашей Иришки сладкие ириски

Крыса не сидит на крыше

Шестые сутки шутим шутки

Мишка ест из миски

На голове — каска, а в миске — кашка

- Ура! Я научилась правильно говорить звуки С и Ш и тоже могу сказать скороговорку: Саша шустро сушит сушки.

- Дети, повторите скороговорку.

III. Итог. С какими звуками мы сегодня путешествовали? Сегодня мы с вами учились четко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки. Кто приходил к нам в гости?

- Дети научили меня красиво говорить и я хочу их угостить сушками.

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе

по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Учителя-логопеда Бондаренко Т.Г. МАДОУ Детский сад «Снежинка» с. Выдрино

Данное занятие посвящено звуков и букв С Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского сада. Оно спланировано в соответствии со 2 периодом обучения, перспективным планом и с учетом лексической темы «Транспорт». Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них и является подготовительным к следующей теме. Дифференциация звуков и букв С Ш происходит после того, как дети усвоили звуки  и буквы С и Ш на предыдущих занятиях.

Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала речевые заключения детей группы (ОНР 3 уровня), особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, индивидуальные возможности каждого ребенка.

Учитывая все это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для получения положительного результата.

Цель занятия: учить слухо-произносительной дифференциации звуков С и  Ш в слогах, словах и фразах, адекватно использовать буквы.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

формировать умение различать звуки с — ш по акустическим и артикуляционным признакам;

активизировать словарный запас по теме «Транспорт»;

упражнять в согласовании прилагательных с существительными с существительными в роде;

составлять предложения с данными словосочетаниями.

Коррекционно-развивающие:

совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов;

развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи;

улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок.

Коррекционно-воспитательные:

воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения детьми фонетической системой языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия. Считаю эффективным использование способа коррекции с помощью сопряженных движений.

Сознательный звуковой анализ, понимание конкретно-лексического значения слова - с одной стороны, умение вслушиваться в звучание слов, внимание к изменениям отдельных его элементов – с другой позволяет качественно подготовить детей к усвоению грамоты.  

На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Путешествуя в автобусе с куклой Сашей, дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала дети произносили изолированные звуки, затем слоги и слова с изучаемыми звуками и, наконец, предложения (составляли самостоятельно, проговаривали скороговорки).

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами. В занятие была также включена физминутка «Автобус», которая отражала звуковую и лексическую тематику занятия.

Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал, и ТСО. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия.

На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. Детям предлагались задания, побуждающие их использовать в собственной речи изучаемые звуки. Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных, а также тех, с которыми проводится усиленная индивидуальная работа. Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей группе в целом, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей,  осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Карточки с заданиями имели различную сложность. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

Практиковала групповые ответы, они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены  практически в полном объеме и цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Звук и буква Жж. Семья."

Заключительное занятие по звуку и букве Ж в подготовительной логопедической группе на лексическом материале темы "Семья"....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме: «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда»

Открытое занятие в подготовительной группе по теме: «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда»...

конспект логопедического занятия в подготовительной группе.Тема: "Гласные звуки и буквы"

Обобщить знания о гласных звуках и буквах; закрепить умение делить слова на слоги, выделять голосом ударный гласный звук; совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова; упражнять в употреблении...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "В стране звуков"

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте "В стране звуков"....

Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующего вида. "Звуки и буквы".

Конспект фронтального занятия в старшей группе №2,«Буквы и звуки»Подготовила и провела учитель-логопед Петрова Елена Алексеевна.Цели: Закрепление знаний о звуках и буквах А, У, О. Познаком...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Звук и буква У"

Найдешь сучок в любом лесу И ты увидишь букву У. А у зайчишки на макушке, Как У торчат забавно ушки. У — рогатка, все тут ясно, Из нее стрелять опасно!...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «Насекомые». Буква Е.

Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового и буквенного анализа слов....