Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме: «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда»
план-конспект урока по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Открытое занятие в подготовительной группе по теме: «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okrytoe_zanyatie_fonetika.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №89 Приморского района Санкт-Петербурга.
Конспект открытого мероприятия в подготовительной группе по речевому развитию на тему: «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда»
Воспитатель:
Курамшина Раиля Рамисовна
Санкт-Петербург
2015 г.
Цель занятия:
Научить определять звуки и буквы в словах и проводить звукобуквенный анализ.
Задачи занятия:
Познавательное развитие:
- Закрепление знания количества букв в русском языке.
- Закрепление знания о гласных и согласных звуках.
- Выделение гласных и согласных звуков, а также знаков Ь и Ъ на письме.
- Создание условий для формирования представления о том, что в слове количество букв и звуком может совпадать или не совпадать.
- Выстраивание звукофонематического ряда слова цветными фишками, правильно определив цвет (красный – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный, черный – ь, ъ.).
Речевое развитие:
- Развитие фонематического восприятия гласных и согласных звуков.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Закрепление умения складовым способом выстраивать слова при помощи кубиков Н.Зайцева.
- Вырабатывание техники бесслогового чтения по карточкам Г.Домана.
- Развитие навыков грамотного письма.
Социально-коммуникативное развитие:
- Воспитание умения работать в течении всего занятия.
- Воспитание умения взаимодействовать друг с другом.
- Вырабатывание умения слушать и слышать друг друга.
- Воспитание чувства патриотизма к России и гордость к русскому языку, как к языку межнационального общения.
Физическое развитие:
- Развитие ориентировки в пространстве.
- Развитие общей и мелкой моторики.
Оборудование занятия:
Наглядно-демонстрационный материал: кубики Н.Зайцева, карточки Г.Домана, плакат с разделением гласных, согласных и знаков, доска магнитная, цветные магниты, цветные фишки, звуковые светофорики (красный, синий,зеленый).
Ход занятия:
- Ребята, у нас сегодня будет необычное занятие. А всё потому, что на нем присутствуют взрослые люди – это методист и воспитатели нашего садика, и ваши родители.
- А пригласили мы их для того, чтобы показать, чему мы с вами научились на занятиях по грамоте. Давайте мы с вами пообещаем, что:
Будем отвечать активно, хорошо себя вести
Чтобы гости дорогие захотели вновь прийти!
(Дети хором говорят приветствие гостям)
- Скажите, пожалуйста, какой язык мы с вами изучаем?
- Русский язык.
Русский язык – это национальный язык русского народа. Он является государственным языком в Российской Федерации. В связи с тем, что в России проживают люди различных национальностей, русский язык выполняет функцию межнационального общения.
Мы с ребятами начали изучать один из самых сложных разделов русского языка – фонетику. А сейчас мы вам покажем, чему мы научились. Итак, начнем:
- Сколько букв в русском алфавите?
- 33 буквы
- Буквы бывают какими?
- Гласные и согласные.
- Что такое гласные буквы?
- Это те буквы, которые поются и состоят только из голоса.
- А что такое согласные буквы?
- Это те буквы, при произношении которых используются губы, зубы, язык, нёбо.
- Сколько гласных букв в русском языке?
- 10 гласных
- А сколько согласных?
- 21 согласных
- А еще у нас есть знаки…
- Ь и Ъ знак, их два
- Итого у нас с вами получается 10 гласных, 21 согласных и 2 знака, всё вместе – это 33 буквы русского алфавита.
- Ребята! А как на письме выделяются буквы?
- Гласные – красные, согласные – синие или зеленые, ъ и ь знаки – черные.
- Понятно…, а как определить синий это будет согласный или зеленый?
- Если после согласного стоит ь знак или гласная буква нижнего ряда е ё ю я и, которая смягчает согласный, тогда выделяем его зеленым цветом, - он мягкий.
Если после согласного стоит ъ знак, буква верхнего ряда а о у ы э, согласная буква или совсем ничего не стоит, то это твердый согласный и выделяем его синим цветом.
- Давайте мы с вами попробуем соединить согласный с гласным и определить твердость и мягкость (работа с кубиками Н.Зайцева. Слоги.)
- Умнички! Молодцы! Ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.
- Сейчас наши гости будут говорить слова, а мы с вами будем разбирать звуки и поднимать светофорики на каждый звук.
Взрослые предлагают детям слова и дети вместе с педагогом разбирают звуки (гласные – согласные, твёрдый – мягкие). Работа со звуковыми светофориками.
- А теперь я вам загадываю загадки, и кто первый отгадает, тот пойдет выкладывать это слово кубиками.
Педагог загадывает загадки на слова: осень, радуга, огонь, море, лес, водопад, закат, горы, река (используются карточки Г.Домана)
Дети смотрят на карточку с написанным словом и выкладывают это слово кубиками. На доске выставлены карточки Г.Домана. На полках выложены слова кубиками Н.Зайцева.
- Ребята, давайте посчитаем, сколько букв в данном слове, какие из них гласные и согласные:
Считаем количество букв и записываем на доске рядом с каждым словом. Проговариваем гласные и согласные в данном слове.
- Хорошо! Ребята, а давайте теперь каждое слово выложим цветными фишками, и мы с вами посмотрим, как вы усвоили пройденный материал по фонетике. Дети цветными фишками выкладывают звукофонематический ряд данных слов.
- А теперь проверяем, правильно ли вы построили эти слова.
Педагог выкладывает цветными магнитами на доске звукофонематический ряд всех слов. Каждый ребенок сверяет свой звуковой ряд с выложенным рядом на доске.
- Вы большие молодцы! Отлично поработали! А у тех, у кого не всё получилось – не расстраивайтесь! Мы с вами еще поработаем над этой темой!
- На сегодня наше с вами занятие подошло к концу. Большое всем спасибо.
Наблюдение:
Смотрим, как каждый ребенок усвоил тему «Звуки и буквы русского языка. Построение звукового ряда». На что нужно обратить внимание при дальнейшем изучении этого раздела, если ребенок не усвоил эту тему – сделать вывод по какой причине (по причине отсутствия или труднодоступности данной темы), продолжить дальнейшее изучение этой темы.
Вывод:
При подготовке к открытому занятию были использованы разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности детей в учебном процессе. Используя в той или иной степени методики Глена Домана и Николая Зайцева, плюс свой педагогический опыт, можно сделать вывод, что тема «Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда» освоена детьми практически полностью. Совокупность всех методик и правильное их преподнесение опытным педагогом обладаем огромными потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, психологическими и воспитательными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия. В подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну звука Р».
Основная цель: Автоматизация звука [Р] в словах. Цели: логопедические I Неречевые: 1. Развитие зрительного внимания. 2. Конструктивного праксиса. 3. Развитие общей моторики, учить детей выполнять движ...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Вода. Свойства воды»
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности ...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Прогулка по зимнему лесу»
Лексическая тема. «Зима. Дикие животные наших лесов».Цель: Расширение и закрепление представлений о зиме и диких животных.Интеграция образовательных областей:познание;коммуникация;здоровьеТехнологии:и...
Конспект открытого занятия в средней группе на тему: "Гласные звуки (закрепление)"
Данный конспект рассказывает как закрепить с детьми среднего дошкольного возраста гласные звуки,обозначение их символами и их произнесение....
Открытое занятие для подготовительной группы по теме: «Дифференциация звуков г//к, г\'//k\'»
Цели: 1. образовательные: - различение звуков г//к, г'//k' на слух, в произношении, при чтении, при письме; - закрепление артикуляционных укладов этих звуков; - дифференциа...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме "Дифференциация звуков и букв С-Ш"
формировать умение различать звуки с — ш по акустическим и артикуляционным признакам; активизировать словарный запас по теме «Транспорт»; упр...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме: "Профессии. Звук Р. Буква Р"
Конспектлогопедического занятия в подготовительной группепо теме: "Профессии. Звук Р. Буква Р"...