Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква «Ч».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Цель: познакомить детей со звуком [ч] и буквой «Ч».
1.Коррекционно-образовательные задачи:
- Закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;
- Упражнять в определении места звука в слове(начало, середина, конец слова);
- Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- Совершенствовать звуковой анализ слова;
2.Коррекционно-развивающие.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать речевое дыхание.
- Развивать фонематические процессы.
- Развивать связную речь.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать координацию речи с движением.
3.Коррекционно-воспитательные.
- Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Преодолевать негативизм к занятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква «Ч». | 34.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква «Ч».
Цель: познакомить детей со звуком [ч] и буквой «Ч».
1.Коррекционно-образовательные задачи:
- Закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;
- Упражнять в определении места звука в слове(начало, середина, конец слова);
- Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- Совершенствовать звуковой анализ слова;
2.Коррекционно-развивающие.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать речевое дыхание.
- Развивать фонематические процессы.
- Развивать связную речь.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать координацию речи с движением.
3.Коррекционно-воспитательные.
- Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Преодолевать негативизм к занятиям.
Оборудование. Таблица «Характеристика звуков»; кассы букв; наглядный и раздаточный материал для звуко-слогового анализа слов; звуковые линейки, карточки для чтения, схемы для анализа предложений.
План занятия.
I Организационный момент.
II Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
2. Характеристика звука [ч]. Ручная модель. Символ, цвет.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Дифференциация звука [ч] от других звуков.
А) Отбор картинок со звуком [ч], определение позиции звука в слове.
Б) Игра «Печатная машинка».
5. Упражнение на развитие общей моторики
6. Знакомство с буквой «Ч».
7. Звуко – слоговой анализ слова «часы».
8. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.
9. Игра «Назови ласково»
III. Подведение итога занятия.
Ход занятия.
Этап | Слова и действия логопеда | Слова и действия детей |
I | 1. Дыхательное упражнение: Вдох носом. На выдохе протяжно потянуть звук «М-М-М», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа. | |
11 |
Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте, прочтём ,что в нём написано. «Дорогие ребята! Приглашаю вас в страну «Звукляндия»,где живут маленькие человечки-звуковички, чтобы познакомиться ещё с одним жителем-звуковичком. -Ребята. Мы уже не раз отправлялись в гости к звуковичкам .Давайте и сегодня туда отправимся. II. Основная часть. (Выставляется картинка с замком и картинка Королевы звуковичков. -Ребята, узнаёте этот замок. А вот и сама королева. А с каким звуком она нас хочет сегодня познакомить вы сами узнаете. Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней. Чебурашка чашку чая Черепашке наливает Какой звук чаще всего слышится в ней (Ч) -Правильно, сегодня мы познакомимся со звуком (Ч) -Давайте дадим характеристику этого звука. Произнесите звук «Ч» Звук ч можно пропеть? Звук нельзя пропеть. Он согласный. А сейчас приложите ладошку к горлышку и произнесите звук Ч.Наше горлышко спит или работает? Если горлышко спит, значит звук «Ч» какой?(Глухой) А еще звук «Ч» всегда мягкий. Софа, дай полную характеристику звука «Ч» Звук «Ч» согласный, глухой, всегда мягкий. -Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук (Ч). Приготовьте свои ладоши. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч]. Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ. Молодцы, все были очень внимательными. Игра «Назови слово со звуком [ч] и определи место звука в слове». - Дети предлагаю вам отправиться на поиски слов со звуком (ч). Посмотрите, у вас на столе лежат картинки. Но не на всех картинках слова со звуком [ч]. Kаждый возьмет только те картинки, в названии которых есть звук (ч). - Назовите предмет и определите место звука [ч] в слове: Будь внимательным, смотри- Слово со звуком [ч] назови И место звука в слове укажи. - Отлично, вы справились с заданием. А какие слова вы сможете придумать со звуком (ч). Дети называют слова. Упражнение на развитие общей моторики Физкультминутка : Кто скажите, сможет, дети Повторить движения эти? Руки вверх я подниму. Это тоже я могу. Вправо, влево разведу Это тоже я могу И как птичка полечу Это тоже я могу. И пешком пойду в дорогу Это тоже я могу. Я попрыгаю немного Это тоже я могу -А сейчас сядет тот, кто произнесет чистоговорку: Ча-ча-ча - дай мне калача Чу-чу-чу -я гулять хочу. Чи-чи-чи - красные кирпичи Чо-чо-чо - ох как горячо Ач-ач-ач - пришел врач Уч-уч-уч, у меня ключ Чу-чу-чу, молотком стучу Чи-чи-чи - пироги в печи. Знакомство с буквой «Ч». Звук [ч] живёт в букве «Ч» - на что похожа буква «Ч»? Ч – вы правильно решили – Пишут также, как 4 (четыре). Только с цифрою, друзья, Путать букву нам нельзя. - найдите в кассе букву «Ч». В какую сторону повернулась буква «Ч»?====== Много с буквами хлопот, Уж такой они народ. А когда с умом, толково Их построишь в четкий ряд, Превратятся буквы в слово И с тобой заговорят.
- Помогите буквам встать на свои места: - Ребята. кто пойдёт к и составит схему слова «часы». А вы, ребята, проверяйте. Ребенок выкладывает схему слова на доске. - Почему ты поставил первым зеленый кружочек ? (Звук ч мягкий согласный звук, поэтому обозначаем его зеленым кружком.) Аналогичная работа со звуками: а,с,ы. - Придумайте предложение с этим словом - Давайте, выложим схему этого предложения - Кто пойдет выкладывать схему на доске. - Какое первое слово в предложении(2,3 .,4) Упражнение на развитие мелкой моторики «Снежки» Игра: «Назови ласково» -В стране «Звукляндия» все жители очень маленькие. И всё у них тоже маленькое. Если у нас ключ, то у них – ключик, если у нас руки, то у них- ручки (рубашка, шапка, окошко, крыльцо, чашка, ложка) Молодцы,ребята. Вот и закончилось наше путешествие. -Ребята, королева звуков дарит вам подарок. (открываю коробку, достаю буквы Ч). Ребята, а почему буквы зеленого цвета? Букву Ч обозначает звук [ч], а он всегда мягкий. Правильно, ребята. Назовите еще раз характеристику звука [ч]. Звук [ч] – согласный, глухой и всегда мягкий. | Каждый ребенок называет свое слово и указывает, где находится звук (ч). |
II III | Знакомство с буквой «Ч». Звук [ч] живёт в букве «Ч» - на что похожа буква «Ч»? Ч – вы правильно решили – Пишут также, как 4 (четыре). Только с цифрою, друзья, Путать букву нам нельзя. - найдите в кассе букву «Ч». В какую сторону повернулась буква «Ч»? - Подумайте, из чего мы можем выложить букву «Ч» В какую сторону смотрит буква «Ч» - Напишите букву Ч в воздухе. Много с буквами хлопот, Уж такой они народ. А когда с умом, толково Их построишь в четкий ряд, Превратятся буквы в слово И с тобой заговорят.
- Помогите буквам встать на свои места: - Ребята. кто пойдёт к и составит схему слова «часы». А вы, ребята, проверяйте. Ребенок выкладывает схему слова на доске. - Почему ты поставил первым зеленый кружочек ? (Звук ч мягкий согласный звук, поэтому обозначаем его зеленым кружком.) Аналогичная работа со звуками: а,с,ы. - Придумайте предложение с этим словом - Давайте, выложим схему этого предложения - Кто пойдет выкладывать схему на доске. - Какое первое слово в предложении(2,3 .,4) Упражнение на развитие мелкой моторики «Снежки» Игра: «Назови ласково» -В стране «Звукляндия» все жители очень маленькие. И всё у них тоже маленькое. Если у нас ключ, то у них – ключик, если у нас руки, то у них- ручки (рубашка, шапка, окошко, крыльцо, чашка, ложка) Молодцы, ребята. Вот и закончилось наше путешествие. -Ребята, королева звуков дарит вам подарок. (открываю коробку, достаю буквы Ч). Ребята, а почему буквы зеленого цвета? Букву Ч обозначает звук [ч], а он всегда мягкий. Правильно, ребята. Назовите еще раз характеристику звука [ч]. Звук [ч] – согласный, глухой и всегда мягкий. | |
|
Чебурашка чашку чая
Черепашке наливает
Какой звук чаще всего слышится в ней (Ч)
-Правильно, сегодня мы познакомимся со звуком (Ч)
-Давайте дадим характеристику этого звука.Произнесите звук «Ч»
Звук ч можно пропеть? Звук нельзя пропеть.Он согласный.
А сейчас приложите ладошку к горлышку и произнесите звук Ч.Наше горлышко спит или работает?
Если горлышко спит, значит звук «Ч» какой?(Глухой)
А еще звук «Ч» всегда мягкий.
Софа, дай полную характеристику звука «Ч»
Звук «Ч» согласный,глухой, всегда мягкий.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук (Ч). Приготовьте свои ладоши. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].
Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч
ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ
МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.
Воспитатель: Молодцы, все были очень внимательными.
Игра «Назови слово со звуком(ч) и определи место звука в слове».
Воспитатель: дети предлагаю вам отправиться на поиски слов со звуком (ч). Посмотрите, у вас на столе лежат картинки. Но не на всех картинках слова со звуком (ч). Давайте каждый возьмет только картинки, в названии которых есть звук (ч).
(ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка).
Как только дети найдут все картинки со звуком «ч»логопед предлагает назвать предмет и определить место звука «ч» в слове:
Будь внимательным, смотри-
Слово со звуком (ч) назови
И место звука в слове укажи.
Каждый ребенок называет свое слово и указывает, где находится звук (ч).
Воспитатель: Отлично вы справились с заданием. А какие слова вы сможете придумать со звуком (ч).
Дети называют слова.
Воспитатель: Хорошо вы придумываете слова. А теперь поиграем в игру «Скажи ласково» (игра с мячом) Становитесь все в круг.(стул, замок, яблоко, блин, тапкт,диван, бык,шнурок, вилка, батон)
Воспитатель кидает мяч каждому ребенку по-очереди, поймавший мяч должен назвать «полученное» слово ласково:
(стул, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, знак, внук, бак, крюк; птица)
Игра заканчивается на слове птица (птичка)
Физкультминутка
Кто скажите, сможет, дети
Повторить движения эти?
Руки вверх я подниму.
Это тоже я могу.
Вправо, влево разведу
Это тоже я могу
И как птичка полечу
Это тоже я могу. И пешком пойду в дорогу
Это тоже я могу.
Я попрыгаю немного
Это тоже я могу
А сейчас сядет тот, кто произнесет чистоговорку:
Ча-ча-ча-дай мне калача
Чу-чу-чу-я гулять хочу.
Чи-чи-чи-красные кирпичи
Чо-чо-чо-, ох как горячо
Ач-ач-ач, пришел врач
Уч-уч-уч, у меня ключ
Чу-чу-чу, молотком стучу
Чи-чи-чи, пироги в печи.
Ребята, посмотрите, что это?(Буква « Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Это буква Ч.
воспитатель: На что похожа буква Ч?
Дети: на вешалку, на крючок, на цифру 4.
Воспитатель :
Да, мы правильно решили,
Ч мы пишем как 4
Только с цифрою, друзья
Буквы путать нам нельзя.
Напишите букву Ч в воздухе.
Подумайте, из чего мы можем выложить букву «Ч»В какую сторону смотрит буква «Ч»
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
А когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
- Помогите буквам встать на свои места:
Ч3 А4 Т1 У2 ; К5 Ч3 И4 М1 Я2 ; Ч1 Ы4 А2 С3
Выкладываем схему слова ЧАСЫ.
(дети выполняют задание).
Воспитатель: Ника , выйди к доске и составь схему слова часы. А вы, ребята, проверяйте.
Ребенок выкладывает схему слова на доске.
Воспитатель: Саша, почему ты поставил первым зеленый квадрат ?
Саша: Звук ч мягкий согласный звук, поэтому обозначаем его зеленым кружком.
Аналогичная работа со звуками: а,с,ы.
- Придумайте предложение с этим словом
Давайте, выложим схему этого предложения
Кто пойдет выкладывать схему на доске.
Какое первое слово в предложении(2,3 .,4)
Ркбята, королева звуков дарит вам подарок.
Молодцы, ребята.
(открываю коробку, достаю буквы Ч).
Ребята, а почему буквы зеленого цвета?
Дети: Букву Ч обозначает звук [ч], а он всегда мягкий.
Воспитатель : Правильно, ребята. Назовите еще раз характеристику
звука [ч].
Дети: Звук [ч] – согласный, глухой и всегда мягкий.
Ч3 А4 Т1 У2 ;
Ч1 Ы4 А2 С3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Звук и буква Ж"
Логопедическое занятие в группе или подгруппе, направленное на развите фонематического восприятия, автоматизацию поставленного звука Ж, обучение навыкам звукового анализа слогов и слов....
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы Звук и буква «Ц»
Цели:коррекиионно-образовательная:— формировать и расширять знания о «семантическом поле»коррекционно-развиваюшие:автоматизировать звук «Ц» в слогах, словах, предложениях и стихотворном тексте;р...
Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе. Звук и буква Щ.
Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе.Составитель: Сергеева Юлия Владимировна.Тема: Звук и буква Щ.Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить с его графическим обозначением...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звук «Щ». Буква «Щ».»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звук «Щ». Буква «Щ».»...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква М"
Занятие в игровой форме поможет детям познакомиться со звуками [М] и [Мь], буквой М;читать слоги; закрепить умение определять позицию звуков в словах, умение составлять предложение с заданным словом, ...
Конспект НОД по подготовкке по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква Ч"
Конспект НОД по подготовке по обучению грамтое в подготовительной к школе группе с использованием мультимидиной презентации....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. "Звуки "К", "Кь".Буква "К".
quot;Звуки "К", "Кь". Буква "К"....