Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы Звук и буква «Ц»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ескевич Светлана Григорьевна

Цели:

коррекиионно-образовательная:

—  формировать и расширять знания о «семантическом поле»

коррекционно-развиваюшие:

  • автоматизировать звук «Ц» в слогах, словах, предложениях и стихотворном тексте;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • работать над голосом;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • уточнять и расширять словарь;

 

коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе
  •  

Оборудование; сюжетная картинка «Во дворе», предметные картинки, , наборы для составления схем, зер­кала, ручки и тетради.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ts.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

коррекиионно-образовательная:

—        формировать и расширять знания о «семантическом поле»

коррекционно-развиваюшие:

  • автоматизировать звук «Ц» в слогах, словах, предложениях и стихотворном тексте;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • работать над голосом;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • уточнять и расширять словарь;

коррекционно-воспитательная:

  •  воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе

Оборудование; сюжетная картинка «Во дворе», предметные картинки, , наборы для составления схем, зеркала, ручки и тетради.

Ход занятия:

№1. Психотренинг.

Логопед: Главное чудо света – человек.

Хотите к нему прикоснуться?

Тогда встанем в круг, будем смотреть друг другу в глаза и произносить прекрасные слова: «Здравствуй, человек!»

Но какой это будет человек, каждый выбирает сам.

(Добрый, умный, смелый, красивый, хороший, веселый, великодушный, интересный, великолепный, трудолюбивый, жизнерадостный, забавный, изобретательный, классный, любимый, воспитанный, любознательный, любопытный, милый, модный, наблюдательный, мудрый, обязательный).

- Здравствуйте, добрые друзья!

- Здравствуйте, дорогие гости!

Ребята, занимайте свои места, присаживайтесь на стульчики.

№2.Игра: «Доскажи словечко»

Стали выше небеса,

Звонче птичьи голоса,

Убежал сугроб седой,

Так бывает лишь …. (Весной)

- Верно. И сегодня мы поговорим о весне.

№3. Игра: «Слоговые лужицы»

Весной начинает ласково припекать солнце. Тает снег. Звонко капают капели, образуя лужи. Но посмотрите у нас не простые лужи, а слоговые.

Ребята на каждой капельке – картинка. Ваша задача догадаться в какую лужу упадет капелька. Сколько в названии картинки слогов, в такую лужу она и упадет.

Проталины       подснежник      ручей         ледоход       солнце       март      апрель        май      почки       листья.

№4. Физ. мин.Пальчиковая гимнастика «Капель».

Кап, кап, кап – звенит капель-

Приближается апрель.

Ритмично на каждый слог стучат подушечками пальцев, начиная с большого, по столу.

Утром снова солнце встанет,

Будет сильно припекать,

Сжимают и разжимают кулачки.

По крыльцу забарабанит

Стучат пальцами по столу

Капель веселая опять.

Хлопают в ладоши.

№5. Знакомство со звуком «Ц».

Весной возвращаются домой перелетные птицы. одними из первых прилетают скворцы. О них говорят: «Летит скворец – зиме конец». Посмотрите на картинку. Человек сделал для скворца скворечник. Сидит скворец у скворечника, радуется весне и распевает «Ц-ц-ц!»

- Как поет скворец? (ц-ц-ц)

- С этим звуком мы сегодня и познакомимся.

- Произнесите звук «ц», наблюдая за артикуляцией в зеркале.

(Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка прижата за верхними зубами. Сильная воздушная струя разбивает эту преграду. Голос не работает.)

- Произнесите этот звук в ладошку; закрыв ушки.

- Дайте характеристику звуку «ц».(Звук «ц» - согласный, всегда твердый, глухой).

№6.Упражнения в произношении.

- Скворца называют пересмешником, потому что он легко запоминает услышанные звуки и в своей песне повторяет их. Видит скворец – лошадка во дворе копытцами стучит: «цок – цок – цок» и повторяет за ней. Повторите и вы.

- Увидел скворец, как кошка мышку ловит: «цап – цап – цап». И вторит ей «цап – цап – цап». Повторите за скворцом.

- Хозяйка цыплят во дворе собирает: «цып – цып – цып». Произнесите так же.

- Разбежались цыплята по двору, а курица волнуется, все ли здесь цыплята? Произнесите отчетливо:

Курица волнуется,

Не пугайте курицу.

№7. Выделение звука «ц» из состава слова.

Игра «Сигнальщики».

- Послушайте весенние слова. Поднимите фонарик, если в слове вы услышите звук «ц». Какого цвета фонарик вы будете поднимать? Почему? (Синий – потому что «Ц» всегда твердый.)

Солнце           птенцы           весна    

Тепло             первоцвет       листья

Цветной         зеленые           птицы

Скворечник    скворец          почки

№8. Формирование грамматического строя речи. «Малыши заблудились»

Весной появляются детеныши у животных и птиц. Но случилась беда, некоторые детеныши заблудились. Найдите малышам маму. Отвечайте , четко произнося звук «ц».

У медвежонка мама – медведица.

У верблюжонка …

У ослика…

У волчонка…

У львенка…

У тигренка…

У ягнят …

У цыпленка…

№9. Звуковой анализ слова.

- Ребята составьте звуковую схему слова курица.

- Сколько звуков в этом слове?

- Сколько согласных твердых?

- Сколько согласных мягких?

- Сколько слогов?

№10. Знакомство с буквой «ц».

- Звук «Ц» - отрывистый, резкий, сильный, быстрый, острый: ц-ц-ц. И буква, которая его обозначает, имеет коготочек на конце.

- Посмотрите, как буква Ц изображена пальцами рук. Постройте ее также.

№11. Развитие графических навыков.

Откройте пропись на странице 10. Задание №5. Напечатайте 3 буквы ц.

№12. Чтение слогов.

Забрались к нам в детский сад

Десять маленьких цыплят.

Привела их с улицы

Пестренькая курица.

Цыплятам так понравилось в детском саду, что один из ник так у нас и остался. Вышел однажды цыпленок на участок и увидел зернышки. А на зернышках – гласные буквы. Тогда он надел передник со своей первой буквой Ц и сказал:

Буду зернышки клевать,

Буду слоги я читать.

- Какие слоги с буквой Ц прочитает цыпленок? Ребята, помните, что звук «ц» произносится всегда твердо! И буква Ц всегда читается твердо.

Ац    уц    ец   ыц   иц   оц

Ца     цу    це    цы   цо    ци

№13. Физ. мин. + развитие мимических мышц.

-Ребята на улице так ласково припекает солнце, что скоро на деревьях появятся листочки, а на полянах среди зеленой травки расцветут прекрасные цветы.

Давайте выполним ф.мин. «Цветы»

Вырос высокий цветок на поляне,

Изобразить цветок с закрытыми лепестками.

Утром весенним раскрыл лепестки,

Всем лепесткам красоту и питание,

Ритмичные движения руками вместе и врозь.

Дружно дают под землей корешки.

Присесть изобразить корни.

А теперь цветочки радуются солнышку,

Изобразить радость.

Улыбаются ему,

Изобразить веселье.

Вдруг набежала тучка,

Изобразить грусть.

Рассердились цветы на тучку!

Рассердиться.

Тучка убежала.

Изобразить радость.

№14. Составление схемы предложения. И предложений по заданной схеме.

- Ребята, а для того, чтобы садовые цветы росли, радовали нас своей красотой и ароматом за ними нужно ухаживать  как называется профессия человека, который ухаживает за цветами, разводит их. (Цветовод)

 Составьте предложение о цветоводе к  схеме.

______   ______   ______ .

Придумайте предложение и начертите схему своего предложения.

№15. Выделение звука из состава слова и определение местоположения этого звука. Игра «Будь внимателен».

- Рассмотри картинку во дворе, назови слова со звуком «Ц». Определи где находится этот звук.

№16. Чтение.

Игра «Собери слова».

Будь внимательным, смотри!

Части слов соедини.

Из рассыпанных слогов дети составляют слова «умница», «молодец».

№17. Итог занятия.

- Как вы сами считаете, кто из вас на занятии был умницей и молодцом?

- С каким звуком познакомил вас скворец? Что вы узнали о звуке «Ц»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Звук и буква Ж"

Логопедическое  занятие в группе или подгруппе, направленное на развите фонематического восприятия, автоматизацию поставленного звука Ж, обучение навыкам звукового анализа слогов и слов....

Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы "Звук и буква Ш".

Материал может быть использован как готовая разработка в работе по предшкольной подготовке, с группой воспитанников, имеющих заключение общее недоразвитие речи IV уровня и фонетико-фонематическое недо...

Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы "Звук и буква Ш".

Автор-составитель: Чередникова Ирина ВалерьевнаМесто работы, должность: МБДОУ детский сад компенсирующего вида «Тополек», учитель-логопед высшей категории.Предмет: обучение грамотеКласс...

мультимедийное пособие для детей подготовительной к школе группы "Звуки и буквы"

-Учить детей определять наличие звука в слове;-Учить определять первый звук в слове;-Учить трансформировать слова путем замены одного звука в слове;-Учить определять последовательность звуков в слове...

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе. Звук и буква Щ.

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе.Составитель: Сергеева Юлия Владимировна.Тема: Звук и буква Щ.Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить  с его графическим обозначением...

Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш».

Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш»....