Развитие понимания речи как один из компонентов логопедического занятия в ДОУ
статья по логопедии (старшая группа)
Данная статья описывает последовательность работы над развитием понимания речи на занятиях логопеда в дошкольном учреждениии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_ponimaniya_rechi_kak_odin_iz_komponentov_logopedicheskogo_zanyatiya_v_dou.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие понимания речи как один из компонентов логопедического занятия в ДОУ
Изучение специальной литературы, периодических изданий, профессиональная практическая деятельность помогли мне прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой проблемой становится увеличение числа детей с тяжелым недоразвитием речи. Процент детей, которые с трудом понимают обращенную к ним речь, детей, которые не могут связать название предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами, растет год от года. И нет ничего удивительного в том, что многие воспитатели испытывают трудности в работе с такими детьми, не знают, как построить коррекционную работу, чтобы она приносила результат и была эффективной.
Когда родители обращаются к логопеду, мы в первую очередь слышим жалобы на неправильное произнесение звуков и только единицы обращают внимание на такие компоненты речевого развития, как грамматика, связная речь. Довольно часто ребенок действует адекватно в рамках определенной ситуации – показывает нужный предмет или игрушку, совершает необходимое действие. Однако при начале регулярных занятий с логопедом начинают обозначаться пробелы в знаниях ребенка: он не только не понимает значения многих слов и выражений, но и путает те, что постоянно используются в обиходе. Порой ребенок даже умеет читать, но понимания прочитанного нет.
В моей практике логопеда все чаще встречаются дети с нарушениями понимания речи. Мне часто приходиться слышать от родителей и даже коллег, что ребенок «не говорит, но всё (!) понимает и даже читает». В результате последующей беседы и наблюдения, я узнаю, что «всё» - это в основном ситуативные инструкции и обращения, зачастую сказанные в знакомых ребенку ситуациях и подкрепленные наглядной демонстрацией способа действия.
Расскажу для начала, что в «мышлении логопеда» означает понимание речи или то самое «всё»:
- понимание значений отдельных слов вне их демонстрации (находясь в комнате, Вы просите ребенка принести чашку, и он ее приносит);
- понимание значений слов вне зависимости от внешнего вида предмета, по определению сигнальных признаков объекта (различает тигра-льва, лося-оленя и т.п.);
- понимание грамматических значений (морфологических изменений слова);
- понимание вопросов косвенных падежей: покажи, ЧЕМ копает мальчик? КОГО кормит девочка?
- понимание предлогов (здесь не забываем про оптико-пространственное восприятие);
- понимание логико-грамматических конструкций, сравнительной степени: старше, больше и т.п.;
- понимание переносного значения и многозначности: идти может и человек, и дождь, и часы;
- ребенок понимает не только отдельные предложения, но и тексты.
Сейчас в интернете можно найти множество рекомендаций и правил при начале работы над пониманием речи, в том числе и у детей раннего возраста. Я же хочу остановиться на приемах и упражнениях, которые использую в работе с детьми старшего возраста. Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Таким образом, работу по созданию для ребенка правильной речевой среды ведут как родители, так и логопед.
В своей работе над развитием понимания речи я придерживаюсь следующей последовательности:
- Понимание различных инструкций
Данный вид упражнений можно использовать как отдельный обучающий прием, например различение инструкций «Дай» и «Покажи», или как способ переключения с одного вида деятельности на другой/отдых – в данном случае мы будем использовать понимание моторных инструкций, например «Подними руки», «Покажи нос», «Хлопни 2 раза». Обязательным условием использования моторных инструкций является наша уверенность в том, что ребенок их выполнит, т.е. они ему знакомы и он может физически это сделать.
- Воспроизведение различных речевых звуков (вокальная имитация)
Переходя к этому виду упражнений, мы начинаем с самого простого – повторения гласных звуков, затем переходим к согласным. Далее идет повторение слогов, слов и коротких фраз. Обязательным условием использования данного вида упражнений являются вокальные возможности ребенка, т.е. мы не просим ребенка повторить слова, которые он не может выговорить.
- Наименование предметов, действий, характеристик
Данный вид упражнений подразумевает не только просто называние предмета (действия, свойства), но и различение реального объекта с нарисованным, понимание обобщающих характеристик, узнавание предмета по части – знание названий частей предметов, смысловое различение глаголов (например «наливает-выливает»), знание функций предметов.
Вот несколько примеров заданий: «У кого рога (лапы, копыта, грива, полоски, пятна и т.д.)?», «Что можно открыть (лепить, есть, пить, носить, двигать и т.д.)?», «Кто бегает (прыгает, летает, плавает и т.д.)?», «Назови одним словом» и т.д.
- Ответы на вопросы, дополнение фраз
На данном этапе начинается работа с предложно-падежным управлением. Мы учим ребенка отвечать на вопросы падежей, дополнять знакомые фразы, правильно изменяя слова. Начинать можно с простых картинок, где ребенок должен выбрать один из двух предметов, постепенно выбор усложняется количеством предметов и сюжетом. Важным моментом на этом этапе работы является работа над различением функциональных характеристик предметов.
- Работа с текстом
Этот вид упражнений подразумевает чтение, переписывание и самостоятельное написание услышанных слов.
На основе сказанного можно сделать следующие выводы: для эффективного коррекционного воздействия, расширения объема понимания речи, понимания ими конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления необходимо строить свою работу следующим образом:
- Использовать ситуативный подход.
- Подходить к достижению цели комплексно.
- В работе переходить от простого к сложному.
- В играх, игровых ситуациях, на занятиях использовать для создания комфортной обстановки любимые игрушки ребенка.
- Повторение подобных жизненных ситуаций в режимных моментах, в игре, на занятиях.
- Для закрепления материала использовать в той среде, где происходит ситуация, яркие красочные картинки и изображения с тем же действием, которое совершает ребенок.
- Обязательно использовать похвалу как поощрение при занятиях с ребенком на всех этапах обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень).Развитие понимания речи. Конспект с использованием нетрадиционных предметов (аппликатор Кузнецова, бамбуковые, коврики)
Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та...
Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста по теме: «Развитие понимания речи и активизация словарного запаса ребенка в ходе совместной деятельности».
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе. Задачи:Ак...
Консультация для родителей на тему "Развитие понимания речи у дошкольников второй младшей группы для детей с ОНР"
У детей с общим недоразвитием речи наблюдается та же последовательность в развитии понимания и усвоения речи, что и у нормально развивающихся сверстников, но в более растянутые сроки. При этом дошколь...
Лингвистический материал для развития понимания речи и накопления речевых средств у детей.
Лингвистический материал для развитияпонимания речи и накопления речевых средств у детей....
Компоненты логопедического занятия
Данный материал будет полезен учителям-логопедам и родителям детей с речевыми недостатками....
Конспект занятия по развитию понимания речи (ранний возраст)
Цель: развивать понимание и выполнение элементарных инструкций, обусловленных ситуацией.Задачи:1. Учить выполн...