Занятия с детьми раннего возраста по теме: «Развитие понимания речи и активизация словарного запаса ребенка раннего возраста в ходе совместной деятельности».
план-конспект занятия по развитию речи по теме

Герлинг Наталья Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_s_detmi_rannego_vozrasta.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение

д/с № 75

Калининского района

Санкт-Петербурга

Конспект.

Занятия с детьми раннего возраста

по теме:

«Развитие понимания речи и активизация словарного запаса

ребенка раннего возраста в ходе совместной деятельности».

Составил воспитатель:

Герлинг Наталья Викторовна

Санкт-Петербург

2013 г.

Оглавление.

  1. Введение……………………………………………………………………………….3
  2. Развитие речи детей в раннем возрасте………………………………………….......5
  1. Развитие речи детей раннего возраста, через ознакомление с потешками….7
  1. Развитие речи детей раннего возраста с использованием элементов подвижных игр …………………………………………………………………11
  1. Работа с родителями…………………………………………………………………..12
  1. Перспективное планирование………………………………………………………...14
  1. Открытое занятие……………………………………………………………………...17
  1. Список литературы……………………………………………………………………22

  1. Введение.

В этой работе мы поставили задачу показать, как формируется речь ребенка в раннем возрасте и какие педагогические воздействия необходимо для того, что бы обеспечить своевременное развитие речи маленького ребенка. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справится с окружающими их сложными задачами, нужно заботится о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

        Что же следует сделать для того, что бы речь ребенка развилась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным? ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний – психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и т.д. Ими получено большее количество важных фактов, предложены интересные гипотезы, для объяснения механизмов речи.

        Все речевое развитие ребенка можно разделить на пять этапов: первый предречевой период первого года жизни характеризуется подготовкой дыхательной системы к  реализации голосовых реакций; «гуление», образование голосовых недифференцированных, гортанных, глоточных, ротовых, губных шумов и отдельных неопределенных речевых звуков, лепят, как первичная форма речевого потока, состоящая из недифференцированных голосовых звуков, вызванных подражанием. Это происходит с 3-х до 6-ти месяцев.

        Второй период – образование речевых звуков в возрасте 6-ти месяцев и синтез слогов; опосредование ими внешних раздражителей; в возрасте 9÷12-ти месяцев происходит синтез слоговых двухчленных цепей и их автоматизации; образование в конце первого года жизни первых 5÷10-ти слов; на втором году жизни обогащение словами и произношение простейших речевых шаблонов.

 

        Третий период – третий год жизни: обогащение словарного фонда до пятисот слов и более; образование и автоматизация многочисленных речевых шаблонов; совершенствование произношения отдельных слов и речевых шаблонов.

        Четвертый период – четвертый год жизни. В этот период происходит обогащение словарного фонда до тысячи слов и более; речевые цепи удлиняются и усложняются, число слов и речевых шаблонов достигает 9÷10-ти; речевые цепи произносятся усиленно громко, что способствует укреплению речевых стереотипов, произношение слов учащается в построении шаблонов дети впервые начинают использовать придаточные предложения.

        Пятый период – пятый год жизни. В этом периоде онтогенетическое развитие речевой функции происходит дальнейшее обогащение словарного фонда, вырабатываются регуляция громкости произношения, и построение фраз с привлечением придаточных предложений становится боле  правильным и совершенным.

  1. Развитие речи детей в раннем возрасте.

Многочисленные исследования психологов доказывают: театрализованная деятельность оказывает сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию. Синтетическое по своей природе, оно объединяет средства воздействия литературы, изобразительного искусства, музыки, танца, мастерство режиссеров и актеров, направляя весь этот сплав на ребенка - зрителя. Сильно воздействуя на эмоциональную сферу, этот вид  деятельности открывает перед малышами мир прекрасного в его разнообразии и глубине. Родство театра с сущностью детской игры – основная причина интереса и предпочтения дошкольниками этого жанра. Эта близость кукольного театра к детской игре и лежит в основе одной из теорий их возникновения.

          Театрализованная деятельность  привлекает детей динамикой  действия, яркостью художественных образов, ожившими куклами, камерностью и непродолжительностью действия.

         В первой младшей группе  на занятиях широко используется настольный театр игрушек, картинок; театр на фланелеграфе.

         Воспитатель начинает  свою работу с составления плана. Определяет основные  направления деятельности: развитие речи  детей и приобщение  их к азам театрализованной деятельности.

Ставятся  следующие задачи:

§  развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

§  обогащать и  активизировать словарь детей;

§  воспитывать правильное звукопроизношение;

§  учить детей диалогу;

§  стимулировать желание повторять выразительные средства для создания игрового образа (мимика, жесты, движения, интонация).

         В  первой младшей группе темы театрализованных игр имеют непосредственное отношение к жизни ребенка в детском саду и в семье: «Кукла Маша обедает», «Катя собирается на прогулку», «Девочка чумазая», «Веселый праздник»; сказочная тематика: «Репка», «Теремок», «Колобок»  и т.д.

        Сказки приходят к детям с театром Петрушки, кукол бибабо, настольным театром в исполнении взрослого или старших дошкольников, с музыкальным сопровождением. У малышей появляется желание подпевать, вторить голосом, изображать какие-то движения в такт музыки.

Чтобы обучение шло успешно,  мы старались предусматривать следующие моменты:

·   положительное отношение ребенка к усвоению программного материала на занятиях;

·  непосредственно-чувственное ознакомление с предметами и материалами;

·  активность детей на занятиях, которая  в младшем возрасте  становится более целеустремленной и избирательной;

·    эмоциональность общения взрослого с ребенком, рост понимания речи и активное использование ребенком собственной речи.

Сначала исполнитель всех ролей сама воспитатель. Голос воспитателя, спокойный и доверительный,  радостный или грустный, уводит детей в сказку. Характер персонажей воспитатель выражает голосом, походкой.  

Важным условием успешного применения  театрализованных игр на речевых  занятиях является также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражается в повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов.

Использовали   следующие  игровые приемы:  использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания («Вдруг появляется кто-то, прислушались ... и услышали ...»);  имитационные движения с элементами звукоподражания (дети изображают большие и маленькие колеса, лягушку-маму и лягушку-ребенка и др.); чтение художественных произведений со звукоподражаниями (веселые песенки, потешки, загадки); использование наглядного материала (игрушки, картинки, персонажи кукольного театра и др.).

Если на первых занятиях дети только слушали и выполняли действия, задания, то на четвертом занятии дети превратились из  пассивных слушателей в активных участников беседы, их речь заметно активизировались, дети стали вступать активно в речевое взаимодействие не только со взрослым, но и со сверстниками. «Я обращаюсь только к большим лягушкам: как они квакают? А мамам вторят лягушата. Как они квакают? Сейчас квакают только лягушата   (2 раза).   Итак,   кто   так  громко квакает:  ква-ква-ква? Кто тихонечко квакает: ква-ква-ква?»

Одной из важнейших особенностей  данных занятий является включение в работу всех детей, даже с низкими речевыми способностями.  Дети принимали занятия  с удовольствием, активно участвовали в них. Практика показала, что одним из эффективных методических приемов являются коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами  в лесу  и все мы медведи – ищем мед!» или «Мы – хитрые лисоньки». Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных нет – все дети изображают злого волка, смелого петуха, хитрую лису и т. д. Воспитатель сопереживает вместе с детьми, повторяет  движения и голоса героев сказки, а дети в свою очередь подражая взрослому закрепляют звуки, запоминают определенные слова, учатся отвечать на вопросы.

Принесенные в группу костюмы, шапочки, маски, атрибуты  к сказке делают игру эмоциональней и искренней.

Использование  на  занятиях  театрализованной деятельности  как основной формы развития   речевых  умений у детей  младшего дошкольного возраста доказало эффективность применения данного вида работы. Далеко я укачу!

  1. Развитие речи детей раннего возраста, через ознакомление с потешками.

В первой младшей группе очень серьезное внимание уделяется ознакомлению детей с потешками. В настоящем пособии этому вопросу уделено большое место, так как данный вид занятий часто затрудняет воспитателя (при необходимости педагог может заменить потешки, которые даются в нашей книге, другими, более доступными его воспитанникам, или прочитать малышам наиболее трудные потешки в летние месяцы).

Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов: травка-муравка, травушка-муравушка, птичка-синичка и т. п. Уже само чтение создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят читать еще. Это чрезвычайно важный момент зарождения у ребенка интереса и любви к художественному слову.

Детские потешки отличаются богатством форм и размеров. Одни совсем небольшие («Наша Маша маленька...», «Чики-чики-чикалоч-ки...»), другие достаточно велики («Ай, качи-качи...», «Заинька, походи...» и др.). Содержание одних потешек не нуждается в пояснениях («Водичка, водичка...» и др.), для правильного восприятия других требуются показ соответствующих предметов, действий, разъяснения («Вот и люди спят...», «Наши уточки с утра...», «Заинька, походи...» и др.). Ознакомление с последними требует предварительной работы. Так, за 1—2 дня до занятия по потешке «Ай, качи...» дети под руководством воспитателя разглядывают и сравнивают калачи и баранки (натуральные), рассматривают картинку, на которой изображена печь. Перед чтением потешки «Наши уточки с утра...» педагог организует подвижную игру «Не будите индюка». Малыши тихонько, на цыпочках, ходят возле спящего индюка (его роль играет ребенок). Затем индюк просыпается, сердится на детей: «Бал-бал-бал», и те разбегаются по комнате (по участку).

Некоторая предварительная подготовка необходима и непосредственно на занятии. Она может осуществляться в разных формах. Приведем несколько примеров.

Детям показывают иллюстрацию (предмет, игрушку), например кота. Они рассматривают игрушку (предмет), высказывают свои впечатления (отмечают, какие у котика усы, глаза, зубки, и т.д.). Затем педагог читает потешку «Как у нашего кота...».

Воспитатель, используя фланелеграф, демонстрирует картинки (предметные, сюжетные). Например, к потешке «Вот и люди спят...» — изображения спящих детей и зверей («лисы спят на горочках, зайки спят на травушке, утки на муравушке, детки все по люлечкам...»). По просьбе педагога малыши показывают на картинках лис, зайчиков, деточек. Запоминают, кто где спит, после чего с удовольствием слушают потешку.

Перед чтением потешки проводится дидактическая игра, связанная с нею по содержанию. Например, прежде чем познакомить малышей с потешкой «Травка-муравка со сна поднялась...», воспитатель организует игру «Кто что ест?». Малыши рассматривают зерно, капустку, корочку хлеба и определяют, кому они приготовлены — синичке, зайчику, мышке (игрушки, картинки).

В ряде случаев воспитатель сопровождает чтение показом действий, описанных в потешке («Водичка, водичка...»; «Ладушки...»; «Заинька, походи...»; «Чики-чики-чикалочки...»).

Как правило, после первого чтения педагог повторяет потешку еще 3—4 раза. При этом возможны следующие варианты:

  • воспитатель использует те же приемы и тот же наглядный материал, что и при первом чтении;
  • педагог читает потешку, не прибегая к наглядности;
  • воспитатель использует новый наглядный материал или несколько видоизменяет прежний, варьирует игровые ситуации. Например, к детям «приходит» еще один игрушечный кот с просьбой и про него прочесть стихотворение «Как у нашего кота...». Или же потешку «Заинька, походи...» воспитатель в первый раз читает, манипулируя зайцем-игрушкой. А затем дети водят хоровод. В центре хоровода — ребенок в шапочке зайчика. Воспитатель читает потешку, а заинька «ходит», «топает ножкой» и пр.;
  • по предложению педагога дети показывают то, о чем говорится в тексте (как бабка пекла оладушки и поливала их маслом — «Ладушки...»; как вперевалочку ходят уточки, как вытягивают шеи гуси — «Наши уточки с утра...» и пр.). Этот прием способствует развитию у детей фантазии, творческого начала;
  • педагог адресует потешку определенному ребенку, т. е. там, где это возможно по тексту, называется имя ребенка, присутствующего на занятии: «Умой Коле (Оле, Ане) личико»; «Самому ли съесть или Бореньке (Сашеньке) снесть»; «Наша Маша (Аня, Таня) маленька»; «Кате два, Коле два».

На занятии, посвященном знакомству детей с новой потешкой, педагог поощряет попытки детей договаривать (подговаривать) отдельные слова и фразы, интонационно указывая малышам, где именно требуется их помощь.

На занятиях, отведенных повторению знакомой детям потешки (потешек), прием договаривания стихотворных слов и фраз занимает ведущее место. Дети старше двух с половиной лет могут читать некоторые потешки самостоятельно (при активной помощи педагога).

По-прежнему радуют ребенка «подарки»: если педагог, читая текст, называет его имя. Этот прием может использоваться в сочетании с наглядностью. Например, Маша (кукла) дает свою алую шубку кому-либо из девочек, и воспитатель вместе с детьми читают: «Наша Настя (Оля) маленька» и т. п. При повторении потешек шире используются драматизации.

Наблюдения показали, что в первой младшей группе на одном занятии можно повторять сразу 2 и 3 потешки. Это разнообразит занятие и радует малышей. Закончив повторение, воспитатель предлагает старшим детям назвать стихотворение, которое им нравится больше других. И тотчас же читает его (целиком, отрывок). Эти задания в какой-то мере выявляют и формируют избирательное отношение ребенка к художественному слову.

Колобок

Колобок, колобок,

Колобок - румяный бок.

По дорожке покатился

И назад не воротился.

Встретил мишку, волка, зайку,


Всем играл на балалайке.

У лисы спел на носу, -

Больше нет его в лесу.

Идут в полуприседе, поставив руки на пояс.

Бегут на носочках, держа руки на поясе.

Встав лицом в круг, изображают медведя, волка, зайца.

Изображают игру на балалайке.

Пляшут вприсядку.

Разводят руками.

Утки

Ути-ути-утки,

Уточки-малютки.


На волнах качались,

Брызгались, плескались.

Дети вперевалку идут по кругу друг за другом.

Приседают.

Встают, машут руками, как крылышками.

Зайка

Зайка в травке скок-скок.



Зайка прыг за кусток.

Смелый зайка не боится,

Не поймать его лисице.

Четыре прыжка по кругу друг за другом, указательные пальцы держат как ушки.

Присели.

Опять четыре прыжка по кругу.

Разбегаются, педагог их ловит.

Медвежонок

Медвежонок Жак простужен,


Мед ему сегодня нужен.

Мед дадим ему на ужин,

Потому что мы с ним дружим.

Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре один ребенок.

Останавливаются, протягивают к ребенку руки ковшиком».

Берут ребенка в круг, идут все вместе.

Медведь

Как на горке - снег, снег,



И под горкой - снег, снег,


И на елке - снег, снег,

И под елкой - снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише ... Не шуметь!

Дети стоят лицом в круг, в центре лежит «медведь». Дети медленно поднимают руки вверх.

Медленно приседают, опускают руки.

Вновь встают и поднимают руки.

Приседают и опускают руки.

На цыпочках бегут по кругу. Держат руки на поясе.

Заяц Егорка

Заяц Егорка


Свалился в озерко.


Бегите под горку!

Спасайте Егорку!

Дети бегут по кругу, взявшись за руки.

В центре на корточках сидит один ребенок.

Подбегают к сидящему ребенку и помогают ему встать.

Есть у каждого свой дом

У лисы в лесу глухом

Есть нора - надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

Дети загибают пальцы на обеих руках по одному пальцу на каждое двустишие.








Поочередно хлопают в ладоши и ударяют друг о друга кулачками обеих рук.

Кто же это?

Отгадайте, кто же это?

Уха два, а рожек нету.

Есть короткий толстый хвост,

Есть холодный черный нос,

Есть четыре сильных лапы,

Очень сильных, как у папы.

И еще хочу сказать:

Очень умные глаза.

Я бы угадать бы смог!

Кто же это? Мой щенок!

Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое выделенное слово.







Машут рукой. Пожимают плечами. Прижимают руки к сердцу.

Игрушки

Я люблю свои игрушки


Киску, зайку и лягушку,

Заводного петушка

И пушистого щенка.

Мяу! Мяу! – киска плачет.



Ква-ква-ква лягушка скачет.

Гав! Гав! Гав! – кричит щенок.


Ку-ка-ре-ку! – петушок.

Я люблю свои игрушки


И подолгу в них играю.

Киску, зайку и лягушку

На машине я катаю.

Мяу! Мяу! – киска плачет.



Ква-ква-ква лягушка скачет.

Гав! Гав! Гав! – кричит щенок.


Ку-ка-ре-ку! – петушок.

Выполняют попеременно хлопки и удары кулачками.

Загибают по одному пальцы на обоих руках, начиная с больших, на каждое название игрушки.

Согнув указательный и средний пальцы, а остальные сжав, показывают “киску”.

Хлопают ладонями по столу.

Сложив ладони, показывают, как лает щенок.

Хлопают себя ладонями по бокам.

Выполняют по переменно хлопки и удары кулаками.

Загибают пальчики на обоих руках.


“Возят” кулачками по столу.

Согнув указательный и средний пальцы, а остальные сжав, показывают “киску”.

Хлопают ладонями по столу.

Сложив ладони, показывают, как лает щенок.

Хлопают себя ладонями по бокам.

  1. Развитие речи детей раннего возраста с использованием элементов подвижных игр.

Использовались следующие игровые приемы:

  • использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания («Вдруг появляется кто-то, прислушались… и услышали…»);
  • имитационные движения с элементами звукоподрожания (дети изображают большие и маленькие колеса, лягушку-маму и лягушку-ребенка и др.);
  • чтение художественных произведений со звукоподрожаниями (веселые песенки, потешки, загадки);
  • использование наглядного материала (игрушки, картинки, персонажи кукольного театра и др.).

Если на первых занятиях дети только слушали и выполняли действия, задания, то на четвертом занятии дети превратились из пассивных слушателей в активных участников беседы, их речь заметно активизировалась, дети стали вступать активно в речевое взаимодействие не только со взрослым, но и со сверстниками. «Я обращаюсь только к большим лягушкам: как они квакают? А мамам вторят лягушата. Как они квакают? Сейчас квакают только лягушата (2 раза). Итак, кто так громко квакает: ква-ква-ква? Кто тихонечко квакает: ква-ква-ква?».

Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей, даже с низкими речевыми способностями. Дети принимали занятия с удовольствием, активно участвовали в них.

  1.       Работа с родителями.

Тесный контакт детского сада и семьи - необходимое условие правильного и своевременного развития речи ребенка. Некоторых родителей беспокоит то, что их сын (дочь) неправильно произносит слова, не выговаривает звуки, переставляет в словах слоги; допускает много грамматических ошибок, не может достаточно четко и понятно отвечать на вопросы. Педагогу следует разъяснять им, что освоение ребенком звуковой системы родного языка — процесс длительный и не все звуки дети на третьем году жизни могут произносить правильно.

Бывает и так, что двухлетний малыш не говорит совсем или имеет лепетную речь, а родители не обращают на это внимания, считая такое состояние речи ребенка возрастным явлением. В любом случае воспитатель должен посоветовать им обратиться к врачу и логопеду. На данном возрастном этапе некоторые несовершенства детской речи вполне закономерны. Однако родителей необходимо предупреждать о том, что не следует повторять вслед за ребенком неправильно сказанное слово, так как это закрепляет дефект.

Воспитатель должен также объяснить родителям, почему, общаясь с детьми, следует избегать крикливой, громкой, раздраженной речи. Спокойная и правильная речь окружающих — пример для воспитания такой же речи у ребенка.

Необходимо рассказать родителям и о том, какими приемами надо расширять и обогащать лексический запас ребенка. Малыш больше усвоит слов и научится пользоваться ими сам тогда, когда взрослые не только неоднократно называют предметы, но и обращают внимание ребенка на их цвет, форму, материал, из которого они сделаны, назначение. Следует предупреждать родителей о недопустимости употребления без надобности упрощенных слов («бибика» — вместо автомашина), а также слов, недоступных для понимания малыша; о том, что не стоит также увлекаться словами с уменьшительными суффиксами (стульчик, котеночек), подделываться под детскую речь; что исправлять фонетические и лексикограмматические ошибки ребенка нужно неназойливо, в спокойном тоне.

Если ребенок по каким-либо причинам не смог усвоить программный материал, воспитатель может порекомендовать родителям позаниматься с малышом дома, объяснив конкретно, что они должны делать. Педагог советует родителям, какие книги они должны покупать ребенку, что ему читать. Для детей третьего года жизни подбирают такие художественные произведения, содержание которых легко воспринимается и понимается малышами, в которых  действия, совершаемые персонажами, повторяются неоднократно. Поскольку у двухлетнего ребенка внимание еще недостаточно, устойчиво, стихи, рассказы, сказки должны быть небольшими по объему. Читать их надо не торопясь, выразительно, добиваясь, чтобы при повторном чтении малыш договаривал отдельные слова, фразы. В уголке для родителей целесообразно помещать список книг для домашнего чтения (рубрика «Что читать малышам»).


  1. Перспективное планирование.

Квартал

Месяц

Тема

Цели, задачи

Рекомендации

родителям

I квартал

Сентябрь

Наша группа

Способствовать знанию и использованию детьми в речи названий помещений группы (игровая комната, спальня, умывальная, раздевалка).  Способствовать знанию их назначений. Расширять представления детей о возможности использования условий групповой комнаты. Обогащать и активизировать словарь детей. Обогащение словаря: мыло, полотенце, намылить, смыть, вытереть, окатить, теплая вода, кровать, подушка, простыня, одеяло, покрывало, застелить постель, постелить одеяло, расческа, зеркало, нельзя пользоваться чужой расческой, чужим полотенцем.

Беседы с детьми дома: что нового они узнали и запомнили, помагать ребенку запоминать новую информацию полученную в детском саду и побуждать ребенка на положительные эмоции.

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий

Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей (в том числе произнесенные взрослым по разному (но без сюсюканья): Саша-Сашенька-Сашуля), преодолеть застенчивость.

Про девочку Машу и зайку - Длинное Ушко

Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять проговаривание фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой).

Октябрь

Осенние листья

Развитие речевого внимания к произносимым звукам, обогащение произношения неречевых дифференцировок; активизация словаря по теме, развитие понимания предлогов в, на, из, под; продолжение работы над развитием грамматического строя речи: закрепление умения согласовывать числительное один в роде и числе; продолжение работы над развитием конструктивного праксиса, развитие тонких движений мелкой моторики.

Обращать внимание ребенка на полученную информацию в детском саду и закреплять ее с ним в виде игры и беседы.

Вверх-вниз

Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и развивать их; помочь детям понять значение слов вверх-вниз, научить отчетливо произносить их.

Спасаем мяч

Учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопрос воспитателя; способствовать активизации речи.

Ноябрь

Дождик

Учить различать ритм звучания: частое и редкое звучание металлофона; развитие дифференциации тихого и громкого звучания голоса; активизация словаря по теме; развитие грамматического строя речи: обучение правильному употреблению существительных; Развитие общей и мелкой моторики: уточнение движений рук в сочетании с произносимыми словами и словосочетаниями.

Быть более внимательным к своим детям и замечать изменения в поведении и настроении ребенка, когда и как оно меняется.

Кто пришел?

Кто ушел?

Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками, развивать внимание. Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке.

Выше-ниже,

дальше-ближе

Упражнять детей в определении местоположения объекта и правильным его означении; развивать память.

Квартал

Месяц

Тема

Цели, задачи

Рекомендации

родителям

II квартал

Декабрь

Посуда

Формировать умение различать неречевые звуки: удары ложкой по коробке, по дереву, по кружке; вызывание звука (Ш) по подражанию; развитие речевого дыхания, выработка правильного артикуляционного уклада на звук (Ш); пополнение лексического запаса за счет введения новых слов: кастрюля, сковородка; развитие умения образовывать существительные в ед.ч.; развитие тонкой моторики, развитие конструктивного праксиса, зрительного внимания.

Для развития речи ребенка рекомендуется прочтение сказок и потешек на ночь, для обогащения пассивного словаря ребенка.

Пошел котик на торжок

Приучать детей рассматривать рисунки в книжках; рассказывать им о сверстниках, которые внимательно рассматривают иллюстрации. Повторить с детьми народную песенку «Пошел котик на торжок…».

Кто сказал мяу?

Доставить малышам удовольствие от восприятия знакомой сказки; привлекать детей к воспроизведению диалогов между щенком и теми животными, которые попались ему на глаза.

Январь

Паровоз

Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе. Активизировать в речи детей слова: короткий, длинный, старенькие, слабенькие, злой, страшный, серый, косолапый, большой, рыжая, хитрая, льстивая, хорошая, веселый. Побуждать детей к высказыванию в виде полных предложений. Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание. Развить мелкую моторику пальцев рук, формировать пространственно-образное мышление, чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес. Создать атмосферу радостного настроения, учить детей действовать по показу воспитателя, способствовать речевому общению.

Рекомендуется дома почаще называть ласкательно-уменьшительные слова и словосочетания.

Устроим кукле комнату

Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить четко и правильно произносить звукоподрожание слова.

Чья мама, чей малыш

Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей; угадывать животное по описанию.

Февраль

Друзья для колобка

Формировать умение скатывать комки пластилина между ладонями круговыми движениями. Побуждать называть персонажей сказки. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь. Продолжать развивать интерес к лепке.

Для повторения и закрепления полученного материала дома играть в сказки и героев сказок, которых дети уже знают.

Маша обедает

Помочь детям понять содержание потешки, обратить внимание на слова аленька, черноброва; вызвать желание слушать потешку неоднократно; познакомить со стихотворением С. Капутикян; учить договаривать звукоподрожательные слова и небольшие фразы, встречающиеся в стихотворении.

Поезд

Совершенствовать умение слушать рассказ без наглядного сопровождения.

Квартал

Месяц

Тема

Цели, задачи

Рекомендации

родителям

III квартал

Март

Паровозик

Продолжать знакомить детей с железной дорогой. Воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помогать им. Учить детей складывать прямоугольный лист пополам, совмещая стороны и углы, сглаживая линию сгиба. Продолжать учить правильно держать ножницы и действовать ими, разрезать поперек широкую полоску бумаги, получая новые формы (квадраты). Закреплять умение ритмично располагать квадраты на полосе.

Поговорить по дороге домой с ребенком о транспорте который встречается по пути к дому.

Посуда

Формировать умение различать неречевые звуки: удары ложкой по коробке, по дереву, по кружке; вызывание звука (Ш) по подражанию; развитие речевого дыхания, выработка правильного артикуляционного уклада на звук (Ш); пополнение лексического запаса за счет введения новых слов: кастрюля, сковородка; развитие умения образовывать существительные в ед.ч.

Как машина зверят

катала

Продолжать учить детей участвовать в инсценировках, развивать способность следить за действиями педагога, активно проговаривать простые и более сложные фразы, отчетливо произносить звук Э, и звукоподрожание ЭЙ.

Апрель

Кто в домике?

Учить детей различать по внешнему виду и называть птиц и животных; понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитателя и отвечать на них; побуждать подражать голосам птиц и животных. Закреплять произношения звуков в звукоподражательных словах.

Провести опыты для ребенка дома с холодной, горячей и теплой водой, мылом и мочалкой, что можно делать ребенку самому, а что нельзя.

Путешествие колобка

Способствовать развитию речевой сферы ребенка, освоению детьми родным языком. Формировать у детей правильное дыхание, учить регулировать силу вдоха и выдоха. Развивать мелкую моторику рук, используя пальчиковые игры. Воспитывать внимание, стимулировать фантазию, проявлять творческие способности.

Купание куклы Кати

Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи название предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячее, холодное, теплая вода; показывать малышам, как интересно можно играть с куклой.

Май

Одежда

Развитие дифференциации слухового и зрительного восприятия; развитие общей моторики, координации речи с движением, развитие звукоподражаний; продолжать обучать пониманию предложений, содержащих глаголы повелительного наклонения; формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание; развивать конструктивный праксис, зрительное внимание, мелкую моторику.

Провоцировать ребенка на ответ не кивком головы или жестом, а произношением ответа «ДА» или «НЕТ», «ХОЧУ» или «НЕ ХОЧУ», «БУДУ» или «НЕ БУДУ», «НАДО» или «НЕ НАДО», «ДАМ» или «НЕ ДАМ» и т.д.

Собака

Развитие концентрации, устойчивости, переключения слухового внимания; продолжение работы над выработкой правильного речевого диафрагмального дыхания; работа над силой голоса; совершенствования словарного запаса по теме; совершенствование умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;  - развитие точности и координированности движений пальцев рук.

Девочка-ревушка

Познакомить детей с произведением А. и  П. Барто «Девочка-ревушка», помочь понять малышам как смешно выглядит капризуля, который всем не нравиться.


  1. Открытое занятие.

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.

Задачи:

Активизировать в речи детей слова: короткий, длинный, старенькие, слабенькие, злой, страшный, серый, косолапый, большой, рыжая, хитрая, льстивая, хорошая, веселый.

Побуждать детей к высказыванию в виде полных предложений.

Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание. Развивать мелкую моторику пальцев рук, формировать пространственно – образное мышление, чувственное восприятие.

Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес.

Создать атмосферу радостного настроения, учить детей действовать по показу воспитателя, способствовать речевому общению.

Материал:

Ширма театральная, надпись «колобок»;

Бумажный теремок

Игрушки: бабушка, дедушка колобок, заяц, волк, медведь, лиса;

Декорации: елки,

Маски для детей – зайцы (по кол-ву детей);

Заготовка на альбомном листе колобка, кисточки, непроливайки, желтая Краска (по кол-ву детей);

Опорные картинки по сюжету сказки (колобок, дед, баба, волк, заяц, медведь, лиса);

Книжка «Колобок».

угощение для детей – колобки печенье (по кол-ву детей).

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям совершить путешествие в сказку. После того, как воспитатель получает согласие детей, все вместе отправляются в путешествие на паровозике.

Воспитатель проводит пальчиковое упражнение:

«Паровоз»

Паровоз кричит «Ду - ду», (дети выполняют круговые движения руками)

Я - «Иду – иду – иду». (у пояса, имитируют движения колес паровоза)

А вагончики стучат, (дети стучат кулачками (тыльной стороной))

А вагоны говорят

- «Так – так – так!».

Упражнение дети выполняют в речевом сопровождении: сначала тихим голосом (едут на маленьком паровозике), а затем громким голосом (едут на большом паровозике).

Приезжают в сказку «Колобок».

В.: Мы попали с вами в сказку. Нас уже встречают. Посмотрите, кто это?

Перед детьми на театральной ширме дедушка и бабушка.

Д.: Дедушка, бабушка.

В.: Какой дедушка? Какая баба?

Д.: Старенькие, слабенькие.

В.: А из какой они сказки?

Д.: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок».

В.: Сегодня мы попали в сказку «Колобок».

Воспитатель начинает рассказывать сказку.

В.: «Жили – были дед и баба. Вот как-то раз дед просит бабку:

-Испеки мне, старая, колобок.

Бабушка пошла: по амбару помела, по сусеку поскребла, набрала муки горсти две. Замесила бабка тесто, да и испекла колобок»

Воспитатель достает игрушку – колобок.

В.: Какой колобок?

Д.: Зажаристый, румяный, круглый.

В.: Правильно. Колобок получился зажаристый, румяный, круглый. Да вот беда непослушный он получился. Лежал себе колобок на окошечке, лежал, да и покатился в лес. Хорошо колобок поступил?

Д.: Нет, не спросил разрешения, в лес ходить нельзя без взрослых.

В.: Но колобку так хочется пойти в лес погулять. Вот я и решила, давайте будем сопровождать колобка в его прогулке, тогда и бабушка с дедушкой переживать не будут. А когда мы прейдем, то расскажем им о его приключениях.

Колобок покатился по дорожке в лес.

В.: Покатился колобок прямо в лес, а в лесу ветер дует. Сначала тихо (дети и воспитатель изображают ветер), а теперь сильно (дети и воспитатель изображают ветер).

В.: Катится колобок, катится, а на встречу ему зайчик идет.

Какой зайчик?

Д.: Маленький, беленький, шубка у него пушистая, ушки длинные, хвостик коротенький, трусливый.

В.: «Увидел зайчик колобка и говорит. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок и говорит: Не ешь меня, я с тобою поиграю».

Воспитатель проводит игру «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит, (Дети, сидя на корточках, имитируют движения)

И ушами шевелит, (движения ушей зайчика руками у головы)

Вот так, вот так,

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, (Дети встают, хлопают в ладоши)

Надо лапочки погреть,

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, (Дети прыгают, как зайчик)

Надо зайке поскакать,

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать.

В.: Зайчику очень понравилось, как детки играли, и решил он не есть колобка. Отпустил он его.

Катится колобок, катится, а на встречу ему волк идет.

В.: Какой волк?

Д.: Злой, страшный, серый, ушки у него короткие, хвостик длинный, зубки острые.

В.: «Увидел волк колобка и говорит. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок и говорит: Не ешь меня, дети других колобков тебе нарисуют».

Дети раскрашивают кисточками по крупе колобков.

В.: Волку очень понравились нарисованные колобки, и решил он не есть нашего колобка. Отпустил он его.

Катится колобок, катится, а на встречу ему медведь идет.

В.: Какой медведь?

Д.: Большой, косолапый, ушки у него короткие, хвостик короткий.

В.: «Увидел медведь колобка и говорит. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок и говорит: Не ешь меня, дети с тобой в прятки поиграют»

Дети играют с медведем в прятки.

Воспитатель уточняет месторасположение медведя (под елкой, на елке, под елкой)

В.: Медведю очень понравилось, как детки играли, и решил он не есть колобка. Отпустил он его.

Катится колобок, катится, а на встречу ему лиса идет.

В.: Какая лиса?

Д.: Хитрая, рыжая, льстивая, ушки у нее короткие, хвостик длинный, пушистый.

В.: «Увидела лиса колобка и говорит. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок и говорит: Не ешь меня, я тебя за это похвалю».

Воспитатель предлагает детям похвалить лисичку, что бы она не ела колобка.

Дети хвалят лису (хорошая, красивая, веселая, умная, рыжая).

В.: Лисичка льстивая была, очень ей понравились наша похвала, и решила она не есть нашего колобка. Отпустила его.

В.: Обрадовался колобок, покатился домой к дедушке с бабушкой, и стал рассказывать, кого он видел в своем путешествии.

Давайте ему в этом поможем.

Далее воспитатель проводит моделирование сюжета сказки с использованием опорных картинок.

Далее бабушка и дедушка благодарят детей, за то, что они помогли остаться в живых колобку и угощают их испеченными колобками. Прощаются с ними.

Дети и воспитатель отправляются в детский сад на паровозике.

Едет, едет паровоз,

Две трубы, сто колес,

Чу – чу – чу - чу,

Далеко я укачу!


  1. Список литературы.

- Гербова В.В. «Занятия по развитию речи», 2008г.

- Губанова Н.Ф, «Развитие игровой деятельности», 2008г.

- Соляник Е.Н., «Развивающие игры», 2010г.

- Янушко Е.А., «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», 2007г.

- Нищева Н.В., «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики», 2010г.

- Айрих О.А., «Эмоциональное развитие детей», 2010г.

- Томашевская Л.В., Герц Е.Ю., Андрющенкова Е.В., «Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду», 2010г.

- Гербова В.В., Максаков А.И., «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада», 1979г.

- Теплюк С.Н., «Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада», 2008г.

- Бондаренко Т.М., «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада», 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период. Консультация для молодых воспитателей групп раннего возраста.

Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в дошкольное учреждение - процесс сложныйдля малыша. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со ...

Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста по теме: «Развитие понимания речи и активизация словарного запаса ребенка в ходе совместной деятельности».

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе. Задачи:Ак...

Развитие культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста в процессе совместной деятельности

    Формирование культурно-гигиенических навыков начинается с полутора лет. В этом возрасте дети становятся более самостоятельными в мытье рук, умывании, пользовании горшком. В этом в...

Конспект игры-занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи с детьми второй группы раннего возраста №3 на тему: "Прогулка в зимний лес"

Конспект игры-занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речис детьми  второй группы раннего возраста №3на тему: "Прогулка в зимний лес"...

Сопровождение детей раннего возраста в ходе проектной деятельности (роль педагога-психолога)

Статья "Сопровождение детей раннего возрастав ходе проектной    деятельности (роль педагога-психолога)"...

Тема: «Организация взаимодействия воспитателя и детей раннего возраста в ходе проектной деятельности»

Тема: «Организация взаимодействия воспитателя и  детей раннего возраста в ходе проектной деятельности»...