Лингвистический материал для развития понимания речи и накопления речевых средств у детей.
материал по логопедии на тему
Лингвистический материал для развития
понимания речи и накопления речевых средств у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лингвистический материал для развития
понимания речи и накопления речевых средств у детей.
Большое развивающее значение имеет оречевление воспитателем всего процесса ухода за ребенком: одевания и раздевания, умывания и кормления. В перечисленных режимных моментах речь воспитателя не должна быть стереотипной. В связи с этим не рекомендуется начинать обращение к детям одной и той же фразой. «Пошли мыть руки» можно заменить на «Вымоем руки»; «Сейчас будем мыть руки»; «Пора мыть руки» и т. д.; вместо «Сейчас будем заниматься» можно сказать: «Приготовьтесь к занятию».
Время бодрствования детей (вне занятий) следует максимально использовать для развития их речевых навыков. Воспитатель должен отвечать на любые обращения ребенка, задавать ему вопросы, комментировать свои действия и действия детей и т. д. Во всех режимных моментах организованная разговорная речь основывается на вопросах воспитателя с учетом имеющихся у детей речевых навыков, а также индивидуальных особенностей произвольной деятельности каждого ребенка. Кроме речи, организованной по побуждению взрослого, поощряется инициативная речь детей. Не следует останавливать детей, подавлять их желание высказываться, а, наоборот, поддерживать инициативу, расширять содержание разговора вопросами, создавать интерес к теме разговора, углублять понимание ребенком темы в целом и отдельных используемых слов, вовлекать и других детей в беседу, Режимные моменты для поддержания инициативной речи детей даже более благоприятны, чем занятия.
Предложенный лингвистический материал может быть использован при развитии речевой коммуникации у детей в различных ситуациях во время пребывания ребенка в детском саду.
Во время прогулки.
*** ***
Клен, клен, выйди вон! Заблудились мы в лесу,
Закричали все: «Ау – ау – ау!»
***
Чух – чух! Солнышко ясное,
Чух – чух! Нарядись,
Мчится поезд Солнышко красное,
Во весь дух. Покажись,
Паровоз Платье алое надень,
Пыхтит: Подари нам красный
- Тороплюсь! День!
Гудит:
- Тороплюсь,
Тороплюсь,
Торопл-ю-ю-сь!
*** ***
Дождик, дождик, У меня есть лейка,
Не дожди, Ой, какая лейка!
Дождик, дождик , Видели вы лейку
Подожди! Новую мою?
Дай дойти до дому Как луна сияет…
Дедушке седому! Если будет сухо,
Я ее наполню
И цветы полью.
*** ***
Снег, снег кружится, Цветок на лугу
Белая вся улица! Я сорвался на бегу.
Собралися мы в кружок, Сорвал,
Завертелись, как снежок. А зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день постоял – и завял.
А сколько бы он
На лугу простоял?
***
Облако за облаком
По небу гналось.
За облаком – лодкой –
Облако – лось.
Во время выполнения гигиенических процедур
*** ***
Моем шею, моем уши. На носочки поднимайся,
Вытираемся посуше, приседай и выпрямляйся.
Не спеша, не спеша. Ноги вместе, ноги врозь,
Чистота всего дороже. Ноги прямо, ноги вкось
Мы и зубы чистим тоже
Порошком, порошком.
*** ***
Раз, два, раз, два, Я под краном руки мыла,
Замелькали пятки. А лицо помыть забыла.
Как чудесно босиком Увидал меня Трезор,
Бегать на зарядке. Зарычал: «Кокой позор!»
Раз, два, Раз, два,
Бегать на зарядке.
***
Мама Милу
Мылом мыла,
Мила мыло
Не любила.
Во время подготовки ко сну или после сна
*** ***
Спать пора! Уснул бычок, Кто, кто
Лег в коробку на бочок. В этой комнате живет?
Сонный мишка лег в кровать, Кто, Кто
Только слон не хочет спать. Вместе с солнышком встает?
Головой качает слон, Это Машенька проснулась,
Он слонихе шлет поклон. С боку на бок повернулась
И, откинув одеяло,
Вдруг сама на ножки встала.
*** ***
Спит спокойно Надоело мне скакать,
Старый слон. Бить, топтать и убегать,
Стоя спать Захотелось мне чуть-чуть
Умеет он. Полежать и отдохнуть.
Во время подготовки к прогулке
*** ***
Подвою я бабушке Вова взял у папы шляпу,
Голубые варежки. Чтоб похожим стать на папу.
Я из ниток шерстяных Надевает шляпу эту…
Десять дней вязала их, Где же Вова? Вовы нету.
Пусть она их носит,
Руки не морозит.
*** ***
Маша варежку надела. У девочки, у Варюшки
- Ой, куда я пальчик дела? Потерялись варежки.
Нету пальчика, пропал, Помогали две Валюшки
В свой домишко не попал! Искать Варе варежки.
Маша варежку сняла,
Поглядите - ка , нашла!
Ищешь, ищешь – и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?
*** ***
Наша Маша маленька, Утром дед спросил у внучки:
На ней шубка аленька. – Почему не моешь ручки?
Нравятся Насте Дали туфельку слону,
Голубые краски: Взял он туфельку одну.
Голубые платья,
Голубые глазки!
В свободное время от занятий
*** ***
Кады – дады, Раз, два, три, четыре, пять -
Налей воды. В прятки мы хотим играть.
Коров поить, Да и нет не говорить,
Тебе водить. Все равно тебе водить
*** ***
Научились мы считать: Гололед! Гололед!
Раз, два, три, четыре, пять. Это значит – голый лед!
Никуда не выходи,
Лучше дома посиди!
И в окошко погляди!
*** ***
Злые люди Раз, два, три, четыре-
Бедной киске Заяц уши оттопырил.
Не дают украсть сосиски!
***
*** Бедный мишка заболел.
Маше каша надоела, Мишка много меда съел.
Маша кашу недоела, Мишка плачет и кричит:
Маша, кашу доедай, - У меня живот болит!
Маме не надоедай.
***
*** Села птичка на окошко.
Хорош пирожок – Посиди у нас немножко!
Внутри творожок. Посиди не улетай.
У летела. – Ай!
***
Я сегодня медсестра, А колючему ежу
Кукол я лечу с утра. Ножку я перевяжу.
Я пою их чаем с медом, Медвежонку Тяпке срочно
Раны смазываю йодом, Нужно вырвать зуб молочный.
Витамины дам по штучке: Кукол я лечу с утра,
Курам, уткам, кошке, Жучке, Я сегодня медсестра.
Во время конфликтных ситуаций
*** ***
Все капризы у Оксанки Бена – Бена – барбарис,
Соберем в большие санки, Два мальчишки подрались
Отвезем в далекий бор
Дальше моря, дальше гор! ***
И оставим возле елки – -А – а – а! – заплакала Аленка.
Пусть едят их злые волки - На! – сказала ей сестренка,
Алый цветик сорвала
И Аленушке дала.
***
А у нас есть девочка, Круглая головушка.
Звать ее Аленушка Целый день «уа-уа» -
Девочка – припевочка Вот и все ее слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Развитие понимания речи у дошкольников второй младшей группы для детей с ОНР"
У детей с общим недоразвитием речи наблюдается та же последовательность в развитии понимания и усвоения речи, что и у нормально развивающихся сверстников, но в более растянутые сроки. При этом дошколь...
Развитие понимания речи у детей раннего возраста
Консультация для родителей...
Перспективный план по развитию понимания и употребления предложно - падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи посредством системы специальных упражнений.
Планирование работы по развитию предложно - падежных конструкций, подготовительная к школе группа....
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию понимания речи. Тема: Игра «Ладушки» для детей 6-12 месяцев
Направление: «Речевое развитие»...
Формирование понимания речи и стимуляция речевой и психической активности у детей раннего возраста.
Основные моменты при работе с детьми...
формирование понимания речи и стимуляция речевой и психической активности у детей раннего возраста
формирование понимания речи и стимуляция речевой и психической активности у детей раннего возраста...
Речевое упражнение для развитие понимания речи у дошкольников
Одним из важных и основных направлений логопедической работы с детьми дошкольного возраста является развитие понимания речи, различных речевых конструкций. Дидактическая игра "Найди пр...