Конспект логопедического занятия с детьми средней группы с общим недоразвитием речи (взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя)
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Материал полезен для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zvuki_a_i_u.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
в средней группе с общим недоразвитием речи
«Путешествие в Звукоград»
«Звуки [А; У]»
Автор: Ибатуллина Регина Раисовна – учитель-логопед МБДОУ № 59;
Файзуллина Лилия Раифовна – воспитатель МБДОУ № 59 г. Салавата
Доминирующая область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»
Интегрированные задачи:
Коррекционно-образовательные цели. Формировать умения различать на слух и по артикуляции звуки А, У. Закреплять умение выделения гласных звуков в начале слова. Продолжать закреплять умения различать неречевые звуки. Закреплять умения проводить слухо - произносительную дифференциацию звуков [А], [У], обратив особое внимание на сравнение следующих пар [А-У], [У-А]. Учить выкладывать буквы А и У из палочек. Совершенствование навыка чтения.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, фонематических представлений, артикуляционной, тонкой и общей моторики, слухового внимания, зрительного восприятия.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Воспитание мягкой атаки голоса.
Виды деятельности: речевая, игровая, двигательная, коммуникативная
Материал и оборудование:
игрушки: две куклы; настольные логопедические зеркала на каждого ребенка; раздаточные картинки с названиями предметов на ударный гласный в словах, пластмассовые объемные буквы, карточки раскладушки «Один-много», макет «Слоговые домики». Макет «Город букв»
Предварительная работа:
Дидактические упражнения и игры в свободной деятельности на различение звуков окружающего мира, развитие фонематического восприятия. Выкладывание из кубиков и букв на магнитной доске: Ау, Уа. Подбор слов на заданные звуки [а], [у].
Формы работы:
- Организационный момент
Дети входят в групповую комнату.
Логопед:
Утром встали малыши,
В детский садик все пришли.
Вам мы рады как всегда.
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь друзья!
Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. И пусть это пожелание будет тёплым и радостным.
Дети: "Здравствуйте!"
Логопед: Ребята, прислушайтесь, мне кажется, что я что-то слышу!
Входит Пеппи Длинный чулок(ПДч) в руках чемодан.
ПДч: Ой, здравствуйте! Я как знала, с утра проснулась и решила, пойду-ка я схожу к своим друзьям в детский сад. Мой папа путешественник посмотрите что он привез мне (Достает из чемодана музыкальные инструменты). Знаете что они делают? Они все звенят, издают звуки.
Логопед: Правильно. Мы слышим много различных звуков: звуки музыкальных инструментов, звуки леса: шелест листвы, пение птиц, шум дождя, шум проезжающих машин - это все неречевые звуки, а ещё есть звуки речи. Я говорю и вы меня слышите - это звуки речи.
ПДч: О, а я знаю, где живут эти звуки речи в городе Звукоград. Меня папа иногда тоже берёт в путешествия и я там была. Там живут мои друзья.
Логопед: Я предлагаю всем нам отправится в этот город.
ПДч: Я знаю на чем мы доберемся, у меня есть ковер - самолет. (На ковре стоят 3 стола, дети садятся по 2 чел.)
Логопед: Пока мы летим предлагаю сделать зарядку для язычка.
- Артикуляционная гимнастика «Путешествие»
Нас время в путешествие зовет
Этому мы очень-очень рады (улыбка)
Вот наше чудо ковер-самолет (лопаточка)
Пронесет нас через преграды (горка)
Мы полетим то вверх, то вниз (качели)
То вправо, влево повернем (часики)
А облака вокруг так похожи
На лошадок, что скачут вперед (лошадка)
И их обогнать мы сможем
У нас же есть ковер самолет.
Логопед: Вот мы и прилетели.
ПДч: Посмотрите какие интересные домики со шторками.
Логопед: Давайте подуем на шторки.
3. Дыхательная гимнастика «Веселый ветерок»
Подул прохладный ветерок (Ф-ф-ф...)
ПДч: Ребята, вы так сильно дули, что у этого домика разлетелись шторки. Сейчас как мы узнаем где какая шторка висела?
4. Дидактическое упражнение книжки - раскладушки «Один – много»
Л: А мы сейчас с ребятами всё развесим. А шторки непростые – с заданиями.
Логопед показывает наглядно картинку, где изображен один предмет. Спрашивает, что здесь нарисовано? - комод. Далее разворачивает картинку, где изображено много предметов – комоды.
Кот – коты
Кит – киты
Банан - бананы
Батон – батоны
Мак – маки
5. Дидактическая игра «Слоговые домики»
Л: Нужно определить количество слогов в слове и закрепи картинку на домике, с соответствующим количеством слогов.
6. Дидактическая игра «Угадай звук – назови имя куклы»
ПДч: Вот мои друзья куклы, а их имена вы вспомните, угадав звук, который я буду произносить шепотом.
Как ты догадался?
-Когда мы произносим этот звук, то губки округляются.
Л: А в каком положении находятся зубки? Сжаты они или не прикасаются друг к другу?
- Зубки не прикасаются друг к другу.
Л: Скажи, где находится язычок, когда мы произносим звук А?
- Он лежит на дне рта.
(По беззвучной артикуляции дети называют звук [А] и вспоминают, что куклу зовут Аня)
Аналогичная работа проводится со звуком [У] – кукла Уля.
Л: Можем ли мы пропеть эти звуки?
-Да, эти звуки поются.
Л: Ребята, давайте для Ули и Ани споем песню.
7. Физминутка: Песенка гласных звуков
(произносим звуки одновременно с движениями)
А – широким жестом развести руки в стороны
У – руки вытянули вперед, ладошками вперед
И – руки согнуть в локтях и скрестить ладони перед собой, далее развести в стороны
О – руки через стороны поднять вверх, над головой
Э - наклон головы в сторону, руки овалом (активно работают губы)
ПДч: Ребята, я приготовила для своих друзей подарки - это картинки, но они все перепутались у меня в чемодане. Поможете мне составить картинки и подарить моим друзьям.
8. Дидактическое упражнение «Подарим подарки» Ане, Уле» (с раздаточными картинками)
ПДч: Ребята, у вас у каждого на столах картинки, нам нужно собрать картинку на соответствующий звук.
Логопед: Названия предметов начинаются с такого же звука, как и имена кукол.
Подарите каждой кукле свой подарок.
(Дети, собирают картинку и «дарят» кукле)
Дети: Ане подарю «аиста»
Уле подарю «утку»
Вопросы: - Почему ты подарил Ане картинку с рисунком «аист»
потому что слово «аист» начинается со звука [А], и слово Аня начинается со звука [А]
Аналогичная работа проводится со звуком [У]
Все гости – куклы благодарят вас за подарки. Вы хорошо умеете слушать и различать звуки [А, У]
ПДч: Уле и Ане очень понравились наши подарки, поэтому они тоже хотят подарить подарки. Уля вам дарит раскраски с картинкой утки, а Аня угощает вас апельсинами. Скажем им спасибо.
Логопед: А нам пора возвращаться в детский сад.
С вами мы опять в полете, на ковре, на самолете.
Он по небу быстро мчится – должен в группе очутиться.
9. Упражнение «Собери буквы».
ПДч: Пока мы летим, я предлагаю поиграть с палочками.
Возьмите палочки и сложите букву У и А перед собой в таком порядке, как вы хотите. По очереди прочитайте, что у вас получилось.
Дети читают слияния гласных.
1-й ребенок. Ау.
2-й ребенок. Уа.
10. Рефлексия
Логопед: А на доске появились два смайлика. Они хотят узнать ваши впечатления о путешествии в страну Звукоград. Если вам все было понятно и интересно – прикрепите магнит к веселому смайлику, а если не все ясно, и нужно еще позаниматься – к задумчивому.
Пеппи Длинный чулок: Ну я загостилась у вас, там наверно меня папа ждет. До свидания!
Литература:
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР — СПб.,ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2017.
- Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019 - (электронный вариант)
- Карточки - раскладушки "Один - много" – активная ссылка https://vk.com/korrrobok
- Макет «Город букв» - автор: Юлия Новоселова https://vk.com/club117483552
- Артикуляционная гимнастика «Гласные звуки» - Интернет – ресурсы: https://yandex.ru/video/preview/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия с воспитанниками средней группы с общим недоразвитием речи I уровня речевого развития
Конспектподгруппового логопедического занятия с воспитанниками средней группы с общим недоразвитием речи I уровня речевого развития...
Конспект игрового логопедического занятия с детьми компенсирующей группы с общим недоразвитием речи. Тема: "Путешествие на ЛЕГО - остров".
Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий детей. Такой подход легко реализовать в образов...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми средней группы с тяжелыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи.
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми средней группы с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с применением биоэнергопластики по теме "Домашние животные"...
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи
Целью данного занятия является совершенствование лексико-грамматических категорий речи у дошкольников 5-6 лет с ОНР...
Конспект логопедического занятия с детьми средней группы с общим недоразвитием речи и стертой дизартрией с использованием элементов логоритмики
Подробный конспект логопедического занятия с детьми четырехлетнего возраста с ОНР и стертой дизартрией с элементами логоритмики....
Подгруппового открытого логопедического занятия с детьми старшей группы, страдающими общим недоразвитием речи и стёртой дизартрией с использованием современных образовательных технологий: здоровье сберегающих и элементов логосказки..
Лексическая тема: «Зимующие птицы»...
Методическая разработка конспекта подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы, страдающими общим недоразвитием речи и стёртой дизартрией с использованием современных образовательных технологий: здоровье сберегающих и моделирования.
Лексическая тема: «Цветы». «В гостях у ФЕИ ЦВЕТОВ»...