Конспект логопедического занятия в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Дифференциация звуков С и Ш в слогах и словах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kaplan_e._v.docx | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №69» г. Рязани
Тема логопедического занятия в старшей группе на тему:
«Дифференциация звуков С –Ш в слогах и словах»
учитель-логопед Каплан Екатерина Валерьевна
Конспект образовательной деятельности
Цель: Умение различать звуки С-Ш в слогах, в словах.
Задачи:
1.Закрепление правильное произношение звуков [с] и [ш].
2. Дифференцирование звуков [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах.
Развитие артикуляционной моторики.
Развитие фонематического слуха и слухового внимания.
Воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда.
Формирование контроля обучающихся за собственной речью.
Воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.
Оборудование: вязаные игрушки Гномики, звукозапись, мячики, предметные картинки, карточки с символами звуков, мнемотаблица, стрелочки, зеркала, рукавички-муляжи языка,
Ход занятия.
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! За дверью кабинета раздается звукозапись шипения змеи и звука насоса, логопед привлекает внимание детей к звукам.
Сюрпризный момент: Сегодня к нам на занятие пришли гномик Шумелыч и гномик Свистелыч.
Ребята, догадайтесь, какие у гномов любимые звуки?
- Звук [с] и звук [ш].
- Сегодня мы будем учиться различать звуки [с] - [ш] на слух и учиться правильно их произносить, а гномики за нами будут наблюдать и помогать нам.
Анализ артикуляции звуков.
Логопед показывает символы звуков «С» - изображение насоса, «Ш» - изображение змеи
- Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук [с]?
- Наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.
- А при произнесении звука [ш]?
- Губы вытягиваются вперед «бубликом», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу.
- Что мы можем сказать про эти звуки?
- Они согласные, глухие, твердые.
- Правильно, звуки [с] - [ш] – согласные, так как их нельзя пропеть, воздух, выходя изо рта, встречает препятствия. Когда мы произносим звуки [с] и [ш] наш голосок не включается, горлышко отдыхает. Дети выкладывают схему звуков с помощью условных символов в мнемотаблице.
-Гномики нам говорят, чтоб красиво говорить, нужно с язычком дружить.
Его мы будем разминать, упражнения выполнять.
Артикуляционная гимнастика выполняется под песню «Гномы- мы малюсенький народ», движения языка выполняются сопряженно с движением рук.
Дидактическая игра «Поймай звук».
- Ребята, сейчас мы поиграем. Я закрою рот забавной маской и буду произносить звуки, вы мои губу не будете видеть, а будете только слышать. Когда услышите звук [с] один раз хлопните в ладоши, а когда услышите звук [ш] – топните ногой.
С-Ш-С-С-Ш-Ш-С-Ш и т. д
А теперь так же поиграем со слогами.
ША, СА, СО, ШО, АШ, АС…
- А теперь гномики нам предлагают поиграть со словами. Они для вас принесли стрелочки-подсказки. Вы будете выкладывать на магнитной доске стрелочки вверх и вниз, если услышите слово со звуком С – стрелочку вниз, если услышите слово со звуком Ш – выложите стрелочку вверх, так же как работает ваш язычок во рту при произнесении этих звуков.
ВИШНЯ, ЛЯГУШКА, САЛЮТ, ОСА, ОВЕС, ШУБА. Затем дети проверяют друг у друга последовательный ряд и сравнивают ряд стрелочек с образцом логопеда.
Игра «Шифровальщики»
Сейчас мы с вами представим, что мы шифровальщики и будем зашифровывать, то есть загадывать звуки друг для друга. Вам нужно работать в парах. Один ребенок выкладывает на столе цепочку из картинок-символов (солнышко и снежинка), а другой ребенок разгадывает эту шифровку и произносит звуки по порядку. Если вы услышите звук «С», значит ветерок изо рта выходит холодной струйкой, то выложим картинку с изображением снежинки, а если звук «Ш» , то ветерок теплый, как солнышко.
Игра с мячом «Скажи наоборот».
- Ребята, я буду называть слоги, а вы будете мне их называть наоборот. Например, я произнесу слог со звуком [с] и ударю мяч об пол, а вы наоборот, произнесете слог со звуком [ш] и подбросите мяч над головой.
СА – ША СО – ШО АС – АШ ОС – ОШ и др.
«Дидактическое упражнение «Измени слово».
- А сейчас мы с вами поиграем в волшебников. Одни слова будем превращать в другие. Я буду называть слова, а вы звук [с] замените на звук [ш] и у нас получатся новые слова. Дети выкладывают парные картинки с изображением слов-паронимов.
Сутки – шутки каска – кашка крыса-крыша
Марс – марш миска – мишка
Басня – башня маска – Машка
Дидактическое упражнение «Добавь звук».
- Ребята, гномики нам рассказать хотят, что в их лесу живет Звукоешка, который съедает первый звук в словах. Давайте все исправим. В начало слова нужно вставить либо звук [с], либо звук [ш]. Наденьте на ладонь рукавичку, произнесите слово правильно и покажите ладонью положение языка. С –ладошка вниз, как и язык, Ш-ладошка вверх, как и язык.
…амолет …ляпа
…анки …апог
…уба …апка
…обака …алаш
…ина …амокат
Дидактическая игра «Подари картинки»
- Ребята, Шумелычу и Свистелычу друзья подарили картинки, но они не знают, как поделить их между собой. Поможем им, разложим картинки по мешочкам.
- Как вы думаете, какие картинки мы отдадим Свистелычу, а какие гномику Шумелычу, и почему?
Шумелыч и Свистелыч говорят вам, ребята, большое спасибо за то, что вы верно поделили между ними все картинки. Они с вами прощаются и обещают, что придут к вам обязательно еще раз.
Итог занятия. Рефлексия.
- Дети, что вам запомнилось, понравилось на занятии?
Кто у нас был в гостях?
Во что играли с Шумелычем и Свистелычем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в старшей группе.
Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе. Тема занятия: звуки [Л-][ль]....
Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з], [з’]»
Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з],[з’]»...
Конспект логопедического занятия в старшей группе (для родителей)
• На мой взгляд, самой эффективной формой работы являются фронтальные открытые занятия для родителей. Они проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети п...
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Осень»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Осень» ...
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР Обитатели наших лесов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА» Конспект логопедического занятия в старшей группедля детей с ОНР Обитатели наших лесов ...
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей сОНР. Обучение пересказу....