Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з], [з’]»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Ткаченко Елена Моисеевна

Конспект логопедического  занятия в старшей  группе по  обучению  грамоте  «Дифференциация звуков  [з],[з’]»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differenciaciya_zvukov__z_z.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

БЕЛГОРОДСКАЯ    ОБЛАСТЬ

АДМИНИСТРАЦИЯ    ГОРОДА     БЕЛГОРОДА                  УПРАВЛЕНИЕ   ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №28

Конспект логопедического  занятия в старшей  группе по  обучению  грамоте

«Дифференциация звуков  [з], [з’]»

Подготовила:

  Ткаченко Е.М

г. Белгород,2012

Цель: Дифференциация звуков: [з], [з’].

Задачи:

  1. Закрепить произношение звуков : [з], [з’] в слогах, словах, предложениях, дифференцировать эти звуки на слух и в речи.
  2. Продолжать учить   звуко - слуховому анализу.
  3. Активизировать словарь детей по теме "Зима".
  4. Обогащать словарь прилагательными, сравнениями.
  5. Учить подбирать родственные слова.
  6. Развивать связную речь, фонематический слух, внимание, память, мышление.
  7. Воспитывать любовь к природе, животному миру.

Оборудование: Картина "3имний лес", картинки: "Зима", "Вьюга",

Чудесный мешочек, домики, раздаточный материал.

Игра «Снежки» Комочки сделанные из ваты - снежок.

Ход занятия

I. Организационный момент:

 Входят дети, становятся в круг, здороваются с гостями.

 -   Дети, внимательно послушайте, я вам сейчас загадаю загадку, а вы  отгадайте: " Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнет перинки, над миром пушинки".

Ответы детей (Зима).

-  Ребята, вы рады зиме? - Да!                                                                           

-  Изобразите это на ваших лицах.  (Дети  показывают, эмоции мимикой).

- Ребята, вдруг подул ветер, налетела вьюга, стало холодно.

-  Нам холодно, мы недовольны. (Дети  показывают, выражают).

- Выглянуло солнышко, потеплело, можно выйти на улицу.

-  Мы вышли и стали с радостью играть в снежки.

-   Как вы это делаете? (Дети показывают, изображают радость, бросают снежки).

II.    Основная часть:

1.  Сообщение темы занятия.

Раздается стук  под  музыку «Вальс А. Жилина».

-  Ребята, я сейчас посмотрю, кто к нам пришел?

- Ой, ребята, в гости к нам пришла Зима.

- Она что-то с собой принесла. Посмотрю.

(Она принесла с собой два любимых звука).

2. Характеристика звуков   [з], [з’] по   артикуляционным признакам:

- Первый звук мы слышим в ее имени - Зима.

-  Какой первый звук мы слышим?   [з].

Дети уточняют. (Спрашиваю несколько детей).

- А какой это звук, кто скажет?

( Это согласный, звонкий, мягкий).

Ребята, у Зимы есть подруга - Вьюга. Она любит произносить звук  з-з-з-. (произносим вместе).

-  А какой это звук? (Это согласный, звонкий, твердый).

-   Ребята, давайте поселим звуки в домики. Звуки мы обозначаем человечками.

-  Кто поселит человечков в домики?

-  Почему?

-   В синем доме живет согласный, звонкий, твердый.

-   В зеленом домике (согласный, звонкий, мягкий)

3.  Произношение звуков [з], [з’]  в словах.

Игра "Эхо". Я вам буду говорить слоги с твердым звуком([з], а вы мне с мягким звуком [з’] : за -зя, зо - зе, зу - зю, зы-зи, зэ-зе ( слоги можно проговаривать тихо, громко).

4. Звуко - слоговой анализ слова "Зима".

- Ребята, сели за столы правильно, как школьники.

- Ребята, зима увидела на столах полоски, квадратики. И спрашивает, зачем они вам?

- Ксюша, для чего нужна полоска? Что она обозначает? (длинная полоска обозначает слово, а короткие слоги).

- А квадратики? (они обозначают звуки).

- Зимушке - зиме интересно. Как вы это делаете?

-  Покажем зиме?

- Да!                                                                                       

 *Дети выкладывают слово зима - схемой.

-  Какой первый звук в слове зима? (согласный, з, звонкий, мягкий).

-   Каким квадратиком обозначили звук? (зеленым)

- Почему? (это согласный, звонкий, мягкий)

-  Какой второй звук, звук и, это гласный звук

- Какой квадратик положили? (красный)

- Какой третий звук? (звук м - согласный, звонкий, твердый) Каким квадратом обозначили? (синим)

- И четвертый звук? (звук а), красный квадрат.

5. Произношение звуков [з], [з’]  в словах и словосочетаниях.

- Ребята, в гостях у нас " Зима".

Мы соберем в " Чудесный мешочек" красивые слова о зиме. Зима какая   - красивая, чудесная, долгожданная, волшебная, суровая, морозная, снежная, длинная, вьюжная, теплая, холодная.

-   Зима очень рада, что столько красивых слов ребята знают о зиме, и приглашает нас с собой в путешествие в зимний лес.

В какой мы лес пойдем? (в зимний лес).

- Какую одежду наденем (зимнюю),

- Какие сапоги? (зимние, теплые)

- По какой дороге отправимся в лес? (зимней)

-   Посмотрите. Что сделала с лесом зима? ( заколдовала, запорошила, заморозила, завьюжила, забросала снегом)

Ребята, так какой мы видим лес? (заколдованный, заснеженный, задумчивый, сказочный). - А кого мы видим в лесу? (птиц).

- А каких мы видим птиц? (зимующих).

А кто еще зимует в лесу, кроме птиц? (животные)

-  Какие (лось, заяц, а вот идет пар, что здесь - берлога медведя), а здесь :              зимовье барсука. А здесь зимовье ежа.

- Какое новое слово вы узнаете? (зимовье).

-  Какой первый звук в слове (зимовье)? [з].

Назовите родственные слова: зимовье, зимовать, зимний, зимующие, зима.

- Ребята, похожи эти слова.

 - Да. Эти слова называют  родственные слова.

III.   Физминутка.

-   Ребята, мы были в зимнем лесу. Замерзли.

И сейчас мы погреемся.

Не боимся мы пороши,

Любим снег - хлопок в ладоши, 

Руки в стороны, по швам,

Хватит снега нам и вам.

Произношение звуков в предложениях.

Мы  собирали много красивых слов,  путешествуя  в лесу,  Всё это поможет нам составить красивые предложения о зиме.

Итог занятия.

У детей конверты со снежинками (в середине кружок). Напишите слово в кружке “Зима”  и подарите  нашим гостям.

Литература:

Волшебный мир звуков и слов

Автор: Е. А. Пожиленко

Издательство: КАРО 

Серия: Популярная логопедия 2008 г.

Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп

Автор: Н. В. Нищева

Издательство: Детство-Пресс  2009 г.

Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики

Автор: Н. В. Нищева

Издательство: Детство-Пресс 2011 г.

Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками

Автор: Е. А. Борисова

Серия: Библиотека журнала «Логопед»   2008 г.

Праздники в детском саду:  Сценарии, песни и танцы. - М .: Рольф, 2002.

Зарецкая Н. В., Роот З.Я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия на этапе автоматизации звука «Путешествие по стране звука «С»

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это прои...

конспект игровой технологии ознакомления детей со звуком«Веселый звук [ ш ]» старшая группа

Актуальность.У детей дошкольного возраста существует неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или опускание звуков и слогов в слове. Наблюдается речь быстрая, нечетка...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».

В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ».

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ»....

Конспект занятия в старшейгруппе Игра-викторина «Что? Где? Когда?»

Ход занятия: Дети вместе с воспитателем становятся в круг.               В круг широкий, вижу я, Встали все мои дру...