Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з], [з’]»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з],[з’]»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differenciaciya_zvukov__z_z.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №28
Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте
«Дифференциация звуков [з], [з’]»
Подготовила:
Ткаченко Е.М
г. Белгород,2012
Цель: Дифференциация звуков: [з], [з’].
Задачи:
- Закрепить произношение звуков : [з], [з’] в слогах, словах, предложениях, дифференцировать эти звуки на слух и в речи.
- Продолжать учить звуко - слуховому анализу.
- Активизировать словарь детей по теме "Зима".
- Обогащать словарь прилагательными, сравнениями.
- Учить подбирать родственные слова.
- Развивать связную речь, фонематический слух, внимание, память, мышление.
- Воспитывать любовь к природе, животному миру.
Оборудование: Картина "3имний лес", картинки: "Зима", "Вьюга",
Чудесный мешочек, домики, раздаточный материал.
Игра «Снежки» Комочки сделанные из ваты - снежок.
Ход занятия
I. Организационный момент:
Входят дети, становятся в круг, здороваются с гостями.
- Дети, внимательно послушайте, я вам сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте: " Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнет перинки, над миром пушинки".
Ответы детей (Зима).
- Ребята, вы рады зиме? - Да!
- Изобразите это на ваших лицах. (Дети показывают, эмоции мимикой).
- Ребята, вдруг подул ветер, налетела вьюга, стало холодно.
- Нам холодно, мы недовольны. (Дети показывают, выражают).
- Выглянуло солнышко, потеплело, можно выйти на улицу.
- Мы вышли и стали с радостью играть в снежки.
- Как вы это делаете? (Дети показывают, изображают радость, бросают снежки).
II. Основная часть:
1. Сообщение темы занятия.
Раздается стук под музыку «Вальс А. Жилина».
- Ребята, я сейчас посмотрю, кто к нам пришел?
- Ой, ребята, в гости к нам пришла Зима.
- Она что-то с собой принесла. Посмотрю.
(Она принесла с собой два любимых звука).
2. Характеристика звуков [з], [з’] по артикуляционным признакам:
- Первый звук мы слышим в ее имени - Зима.
- Какой первый звук мы слышим? [з].
Дети уточняют. (Спрашиваю несколько детей).
- А какой это звук, кто скажет?
( Это согласный, звонкий, мягкий).
Ребята, у Зимы есть подруга - Вьюга. Она любит произносить звук з-з-з-. (произносим вместе).
- А какой это звук? (Это согласный, звонкий, твердый).
- Ребята, давайте поселим звуки в домики. Звуки мы обозначаем человечками.
- Кто поселит человечков в домики?
- Почему?
- В синем доме живет согласный, звонкий, твердый.
- В зеленом домике (согласный, звонкий, мягкий)
3. Произношение звуков [з], [з’] в словах.
Игра "Эхо". Я вам буду говорить слоги с твердым звуком([з], а вы мне с мягким звуком [з’] : за -зя, зо - зе, зу - зю, зы-зи, зэ-зе ( слоги можно проговаривать тихо, громко).
4. Звуко - слоговой анализ слова "Зима".
- Ребята, сели за столы правильно, как школьники.
- Ребята, зима увидела на столах полоски, квадратики. И спрашивает, зачем они вам?
- Ксюша, для чего нужна полоска? Что она обозначает? (длинная полоска обозначает слово, а короткие слоги).
- А квадратики? (они обозначают звуки).
- Зимушке - зиме интересно. Как вы это делаете?
- Покажем зиме?
- Да!
*Дети выкладывают слово зима - схемой.
- Какой первый звук в слове зима? (согласный, з, звонкий, мягкий).
- Каким квадратиком обозначили звук? (зеленым)
- Почему? (это согласный, звонкий, мягкий)
- Какой второй звук, звук и, это гласный звук
- Какой квадратик положили? (красный)
- Какой третий звук? (звук м - согласный, звонкий, твердый) Каким квадратом обозначили? (синим)
- И четвертый звук? (звук а), красный квадрат.
5. Произношение звуков [з], [з’] в словах и словосочетаниях.
- Ребята, в гостях у нас " Зима".
Мы соберем в " Чудесный мешочек" красивые слова о зиме. Зима какая - красивая, чудесная, долгожданная, волшебная, суровая, морозная, снежная, длинная, вьюжная, теплая, холодная.
- Зима очень рада, что столько красивых слов ребята знают о зиме, и приглашает нас с собой в путешествие в зимний лес.
В какой мы лес пойдем? (в зимний лес).
- Какую одежду наденем (зимнюю),
- Какие сапоги? (зимние, теплые)
- По какой дороге отправимся в лес? (зимней)
- Посмотрите. Что сделала с лесом зима? ( заколдовала, запорошила, заморозила, завьюжила, забросала снегом)
Ребята, так какой мы видим лес? (заколдованный, заснеженный, задумчивый, сказочный). - А кого мы видим в лесу? (птиц).
- А каких мы видим птиц? (зимующих).
А кто еще зимует в лесу, кроме птиц? (животные)
- Какие (лось, заяц, а вот идет пар, что здесь - берлога медведя), а здесь : зимовье барсука. А здесь зимовье ежа.
- Какое новое слово вы узнаете? (зимовье).
- Какой первый звук в слове (зимовье)? [з].
Назовите родственные слова: зимовье, зимовать, зимний, зимующие, зима.
- Ребята, похожи эти слова.
- Да. Эти слова называют родственные слова.
III. Физминутка.
- Ребята, мы были в зимнем лесу. Замерзли.
И сейчас мы погреемся.
Не боимся мы пороши,
Любим снег - хлопок в ладоши,
Руки в стороны, по швам,
Хватит снега нам и вам.
Произношение звуков в предложениях.
Мы собирали много красивых слов, путешествуя в лесу, Всё это поможет нам составить красивые предложения о зиме.
Итог занятия.
У детей конверты со снежинками (в середине кружок). Напишите слово в кружке “Зима” и подарите нашим гостям.
Литература:
Волшебный мир звуков и слов
Автор: Е. А. Пожиленко
Издательство: КАРО
Серия: Популярная логопедия 2008 г.
Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп
Автор: Н. В. Нищева
Издательство: Детство-Пресс 2009 г.
Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики
Автор: Н. В. Нищева
Издательство: Детство-Пресс 2011 г.
Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками
Автор: Е. А. Борисова
Серия: Библиотека журнала «Логопед» 2008 г.
Праздники в детском саду: Сценарии, песни и танцы. - М .: Рольф, 2002.
Зарецкая Н. В., Роот З.Я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия на этапе автоматизации звука «Путешествие по стране звука «С»
На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это прои...
конспект игровой технологии ознакомления детей со звуком«Веселый звук [ ш ]» старшая группа
Актуальность.У детей дошкольного возраста существует неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или опускание звуков и слогов в слове. Наблюдается речь быстрая, нечетка...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».
В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.
Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...
Конспект занятия "В гостях у гласных звуков. Звук и буква О"
занятие для детей старшей группы...
Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ».
Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ»....
Конспект занятия в старшейгруппе Игра-викторина «Что? Где? Когда?»
Ход занятия: Дети вместе с воспитателем становятся в круг. В круг широкий, вижу я, Встали все мои дру...