Перспективное планирование коррекционно-логопедической работы в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР
календарно-тематическое планирование по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Представлен перспективный план работы учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР. 2 младшая группа, средняя группа, таршая группа, подготовительная к школе шгруппа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР | 89.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
учителя-логопеда ______________________
в младшей группе МБДОУ «Детский сад № _____ «________»
Направления работы | I КВАРТАЛ (сентябрь, октябрь, ноябрь) | II КВАРТАЛ (декабрь, январь, февраль) | III КВАРТАЛ (март, апрель, май) |
1-й раздел. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия |
|
3. Развитие внимания к ритмической основе, слоговой структуре слова. |
|
2-й раздел. Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков |
|
|
|
3-й раздел. | Формирование фонематического восприятия 1. Формирование умения воспроизводить гласные звуки на основе восприятия беззвучной артикуляции. 2 Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] - [а], [и] - [у], [э] - [о], [и] - [о], [э] - [у]. | Развитие фонематического восприятия, дифференциации звуков. Работа над слоговой структурой слова
| |
4-й раздел. Формирование и совершенствование лексического состава языка | Лексические темы Октябрь 1-я неделя — «Семья»; 2—3-я недели — «Игрушки»; 4-я неделя — «Части тела и лица». Ноябрь 1-я неделя — «Туалетные принадлежности»; 2—3-я недели — «Одежда»; 4-я неделя — «Обувь». | Лексические темы Декабрь 1-я неделя — «Обувь»; 2—3-я недели — «Мебель»; 4-я неделя — «Новый год. Ёлка». Январь 1—2-я недели — зимние каникулы; проводится только индивидуальная работа; 3-я неделя — «Продукты питания»; 4-я неделя — «Посуда». Февраль 1-я неделя — «Посуда»; 2—3-я недели — «Домашние птицы»; 4-я неделя — «Домашние животные». | Лексические темы Март 1-я неделя — «Мамин праздник»; 2-я неделя — «Домашние животные»; 3—4-я недели — «Дикие птицы». Апрель 1—2-я недели — «Дикие животные»; —4-я недели — «Транспорт». Май 1-я неделя —весенние каникулы, проводится только индивидуальная работа; 2-я неделя — «Лето. Цветы»; 3-я неделя — «Лето. Насекомые»; 4-я неделя — «Лето. Игры с водой». |
Развитие импрессивной речи |
5 Развитие пассивного предикативного словаря. Обучение пониманию смысла сюжетных картинок, на которых люди совершают различные действия. 6. Обучение выполнению одно- и двухступенчатых инструкций. |
2.Закрепление понимания обобщающих понятий.
5. Обучение пониманию вопросов по сюжетной и предметным картинкам, вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой. | Продолжение работы по расширению пассивного словаря. Повторение и заменив пройденного: закрепление и дифференциация единственного и множенного числа имен существительных; закрепление и дифференциация единственного и множественного числа глаголов. Различение глаголов, противоположных по значению (сними — надень, завяжи- развяжи). Различение возвратных и невозвратных глаголов (одевается — одевают). обучение пониманию действий, изображенных на сюжетных картинках. Различение глаголов прошедшего времени по родам (вымыл — вымыла ,надел — надела). Обучение пониманию падежных окончаний существительных. Обучение пониманию пространственных отношений предметов, выраженных :,предлогами на, в, под, из, около, от, за (по демонстрации действий). Обучение пониманию предлогов с, без. Закрепление обобщающих понятий. Различение противоположных по значению прилагательных (большой — маленький). Обучение пониманию наречий, выражающих пространственные отношения впередu—сзади, вверху—внизу, далеко—близко, справа—слева). |
Развитие экспрессивной речи |
|
7. Введение в речь местоимений, наречий, числительных, простых предлогов. | Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение. Формирование глагольного словаря, активное усвоение инфинитива и повелительного наклонения глаголов. Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов. Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождения предметов (там, тут, вот, здесь), сравнение (больше, меньше), количество много, мало), оценку действий (хорошо, плохо), ощущения (тепло, холодно, вкусно). |
5-й раздел. Формирование и совершенствование грамматического строя речи | 1. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей: где? куда? откуда? кому?
|
5. Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и
|
|
6-й раздел. Развитие речевого общения |
|
|
Развитие умения передавать содержание знакомой сказки по серии картин с помощью логопеда. |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
учителя-логопеда __________________
в средней группе МБДОУ «Детский сад № __________ «____________»
Направления работы | I КВАРТАЛ (сентябрь, октябрь, ноябрь) | II КВАРТАЛ (декабрь, январь, февраль) | III КВАРТАЛ (март, апрель, май) |
1-й раздел. Звукопроизношение | 1. Уточнить произношение гласных звуков, а также согласных [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов. 2. Отработать чистое произношение в звукоподражаниях: ко-ко-ко, ку-ку, га-га-га, гав-гав и т. д. 3. С помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, артикуляционного массажа и специальной артикуляционной гимнастики начать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции свистящих звуков. | 1. Продолжить подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа. 2. Сформировать правильную артикуляцию свистящих звуков и начать их автоматизацию. 3. Закрепить в речи чистое произношение гласных и наиболее легких согласных звуков: [б], [и], [м], [н], [д], [т], [г]. [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов. | 1. Завершить работу по подготовке артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции всех групп звуков. 2. Завершить процесс автоматизации свистящих звуков в речи у всех детей. 3. Начать формирование правильной артикуляции шипящих звуков и звука |р|. |
2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова | 1. Упражнять детей в различении на слух длинных и коротких слов (мак — погремушка, кот — велосипед, дом — черепаха). 2. Учить детей передавать ритмический рисунок слова. 3. Работать над двусложными, а потом над трехсложными словами из открытых слогов (дыня, мука, батоны, вагоны). | 1. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слова. 2. Работать над односложными словами из закрытого слога. | 1. Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова. 2. Работать над двусложными словами с закрытым слогам (бидон, вагон) и двусложными словами со стечением согласных в начале, середине, конце (стена, паста, аист). |
3-й раздел. Развитие навыков звукового анализа и синтеза | 1. Учить детей выделять из ряда звуков гласные звуки [а], [у]. 2. Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков: [ау], [уа]. 3. Учить выделять начальные ударные гласные [а], [у] в словах, различать слова с начальными ударными [а], [у]. | 1. Закрепить умение различать на слух слова с начальными ударными звуками [а], [у]. 2. Учить детей выделять из ряда звуков гласные [о], [и]. 3. Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков: [ои], [ио], [ao], [оа], [уо], [оу], [иу], [уи]. 4. Учить детей выделять начальные ударные звуки [у], [о] в словах и различать слова с начальными ударными звуками [а], [у], [и], [о]. | 1. Закрепить умение различать на слух слова с начальными ударными гласными [а], [у], [о], [и]. 2. Упражнять детей в выделении звуков [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков. 3. Учить выделять конечные, а затем начальные согласные [т] [п] [н], [м], [к] в словах. 4. Упражнять детей в анализе и синтезе обратных слогов: an, on, уп, ип; am, от, ут, ит; ак, ок, ук, ик и т.д., а затем и прямых слогов: та, то, ту, ти и т.д. 5. Дать детям представление о гласном и согласном звуках их различиях. 6. Учить детей подбирать слова на заданный согласный звук. |
4-й раздел. Развитие общих речевых навыков | 1. Начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания. 2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных. Работать над плавностью речи. 3. Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом. 4. Выработать правильный темп речи. 5. Работать над четкостью дикции. 6. Начать работу над интонационной выразительностью речи. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации. Следить за соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и в ролевом поведении детей. | 1. Продолжить работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания. 2. Работать над плавностью речи и мягкостью голоса. 3. Закрепить умение изменять силу голоса, учить детей говорить тише, громче. 4. Продолжить работу над темпом речи. 5. Совершенствовать интонационную выразительность речи. 6. Стимулировать, развивать и поддерживать игры, развивающие голос, интонацию. | 1. Продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания. 2. Работать над плавностью речи. 3. Отрабатывать четкость дикции и интонационную выразительность речи. |
5-й раздел. Лексика | Лексические темы Сентябрь 4-я неделя — «Осень». («Названия деревьев», «Дикие животные осенью».) Октябрь 1-я неделя — «Огород». («Овощи», «Домашние животные осенью».) 2-я неделя — «Сад». «Фрукты». 3-я неделя — «Лес». «Грибы и лесные ягоды». 4-я неделя — «Игрушки». Ноябрь 1-я неделя — «Одежда». 2-я неделя — «Обувь». 3-я неделя — «Квартира», «Мебель». 4-я неделя — «Кухня», «Посуда». 1. Обобщить первичные представления детей об осени по существенным признакам сезона: состоянию погоды и основным осенним погодным явлениям. Ввести в речь наречия, обозначающие состояния погоды: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено. Ввести в речь прилагательные хмурый, дождливый. 2. Учить детей узнавать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов. Ввести в словарь существительные — названия деревьев: береза, рябина, дуб, клен, ель. 3. Расширить представления детей об овощах и фруктах (цвет, размер, запах, вкус). Ввести в словарь существительные — названия овощей и фруктов: помидор, огурец, лук, морковь, капуста, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин. 4. Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, о подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища). Ввести в словарь существительные — названия животных: медведь, лиса, еж, заяц, белка; корова, лошадь, кошка, собака. » 5. Закрепить в речи детей существительные с обобщающим значением: игрушки, обувь, одежда, посуда, мебель. Ввести в словарь следующие существительные: мяч, машинка, кубики, кукла, мишка; тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки; платье, брюки, рубашка, кофта, шорты; чайник, кастрюля, чашка, тарелка, ложка; шкаф, стол, стул, кровать, диван. 6. Ввести в словарь прилагательные — названия цвета: красный, желтый, зеленый. Подвести детей к пониманию того, что цвет может передавать настроение. 7. Создавать ситуации для обогащения словаря в различных видах деятельности, опираясь на зрительный анализ (связь «образ — слово»). | Лексические темы Декабрь 1-я неделя — «Зима». 2-я неделя — «Зимующие птицы». 3-я неделя — «Комнатные растения». 4-я неделя — «Новогодний праздник». Январь 2-я неделя — «Домашние птицы». 3-я неделя — «Домашние животные и их детеныши». 4-я неделя — «Дикие животные и их детеныши». Февраль 1-я неделя — «Профессии. Продавец». 2-я неделя — «Профессии. Почтальон». 3-я неделя — «Транспорт». 4-я неделя — «Профессии на транспорте». 1. Обобщить и расширить представления детей о явлениях неживой природы зимой. Ввести в речь существительные: мороз, метель, снегопад, сугроб. Ввести в речь прилагательные: белый, снежный, пушистый. Закрепить знание белого цвета. 2. Расширить представления о разнообразии птиц и об их общих признаках. Ввести в речь существительные — названия зимующих птиц: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица. Ввести в словарь существительные — названия домашних птиц: петух, курица, цыплята, гусь, гусыня, гусята, утка, утята. 3. Учить различать и называть комнатные растения по признакам внешнего вида (листьям, характеру расположения стеблей, размеру). Ввести в словарь существительные — названия комнатных растений: толстянка, розан, герань, кактус. 4. Уточнить представления об образе жизни диких и домашних животных зимой. Учить устанавливать простейшие связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. Ввести в речь детей глаголы, обозначающие способы передвижения животных: ходят, бегают, прыгают, скачут. 5. Расширить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить в речи существительные: карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка. 6. Привлечь внимание детей к труду взрослых, его общественному значению. Дать детям представление о профессиях продавца, почтальона, шофера, водителя, летчика, машиниста. Ввести в словарь глаголы, обозначающие трудовые действия: продает, разносит, водит, управляет. | Лексические темы Март 1-я неделя — «Весна». 2-я неделя — «Мамин праздник», «Профессии наших мам». 3-я неделя — «Первые весенние цветы». 4-я неделя — «Цветущие комнатные растения». Апрель 1-я неделя — «Дикие животные весной». 2-я неделя — «Домашние животные весной». 3-я неделя — «Птицы прилетели». 4-я неделя — «Насекомые». Май 1-я неделя — «Рыбки в аквариуме». 2-я неделя — «Наш город», «Моя улица». 3-я неделя — «Правила дорожного движения». 4-я неделя — «Лето», «Цветы на лугу». 1. Уточнить представления о признаках весны (изменение цвета неба, таяние снега, оттепель, солнечные лучи, проталинки, сосульки, появление травы). Ввести в речь существительные: оттепель, проталинка, сосулька. Ввести в речь прилагательные: синий, голубой, прозрачный. Закрепить знание синего и голубого цветов, умение различать их. 2. Познакомить детей с первыми весенними цветами: мимозой, подснежниками, мать-и-мачехой. Ввести названия этих цветов в словарь. 3. Дать детям представление о профессиях мам. Закрепить в речи глаголы, обозначающие трудовые действия. 4. Познакомить детей с цветущими комнатными растениями. На их примере уточнить представления о биологических процессах в природе. Ввести в словарь существительные — названия цветущих комнатных растений: бегония, фиалка. 5. Расширить представления о жизни диких животных весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них, воспитание). Закрепить в речи названия животных и их детенышей. 6. Расширить представления о жизни домашних животных весной, о труде людей по уходу за домашними животными. Закрепить в речи названия домашних животных и их детенышей; глаголы, обозначающие трудовые действия: кормить, поить, чистить, ухаживать. 7. Расширить представления о птицах, их образе жизни; установить связь между изменением природных условий и прилетом птиц. Ввести в речь существительные: стая, гнездо, скворец, грач, ласточка. 8. Дать представление о жизни насекомых. Учить различать их. Ввести в речь существительные: жук, бабочка, пчела, шмель, муравей, оса, божья коровка. 9. Расширить представления детей об аквариумных рыбках, научить узнавать рыбку по характерным признакам. Ввести в словарь названия рыбок: золотая рыбка, гуппи, меченосец. 10. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Ввести в словарь существительные: переход, светофор. 11. Расширить представления детей о родном городе. Ввести в речь названия родного города и улицы, на которой живет ребенок. 12. Обобщать представления детей о лете и летних явлениях в природе. Ввести в словарь существительные: гроза, радуга, молния, солнцепек. 13. Расширить представления детей о дикорастущих цветущих растениях. Ввести в речь существительные: колокольчик, ромашка, мак, василек, лютик. Закрепить в речи прилагательные, обозначающие цвета: белый, красный, желтый, зеленый, синий, голубой. |
6-й раздел. Развитие грамматического строя речи | 1. Учить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа — названия овощей, фруктов, грибов, деревьев, игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели. 2. Упражнять детей в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок, чашек, платьев, мячей). 3. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 4. Закрепить в речи простые предлоги: на — с, в — из. 5. Учить детей образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -чик, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-. | 1. Закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 2. Закрепить в речи простые предлоги: на — с, в — из, по. 3. Упражнять детей в употреблении существительных с суффиксами: -онок, -енок, -am, -ят. 4. Упражнять детей в употреблении некоторых относительных прилагательных: стеклянный, бумажный, резиновый. | 1. Закрепить в речи все пройденные предлоги: на, с, в, из, по. 2. Продолжить работу над умением согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 3. Учить употреблять в речи формы повелительного наклонения глаголов: идти, лежать, бежать. 4. Учить употреблять существительные с суффиксами -онок, -енок в форме родительного падежа множественного числа: лисят, волчат и т.д. |
7-й раздел. Обучение связной речи | 1. Развивать умение вслушиваться в обращенную речь. 2. Развивать диалогическую речь. Стимулировать речевые реакции. Учить отвечать на вопросы предложениями из 2—3 слов: — Кто это? — Это кот. — Что ты видишь? — Я вижу дом. — Где книга? — Книга на столе. 3. Учить детей составлять простые предложения из 2—3 слов (по демонстрации действия и по картинке). 4. Учить детей повторять за взрослыми рассказы-описания, загадки-описания из 2—3 предложений об овощах, фруктах, грибах, диких и домашних животных, игрушках, предметах одежды, обуви, посуды, мебели. | 1. Заниматься совершенствованием диалогической речи. Закрепить умение отвечать на вопросы предложениями из 2—3 слов. Поддерживать и развивать активную позицию ребенка в диалоге. 2. Закрепить умение строить предложения из 2—3 слов по демонстрации действий и по картинке. 3. Закрепить умение повторять рассказ из 2—3 предложений. Упражнять детей в составлении рассказов-описаний и загадок-описаний о зимующих и домашних птицах, диких и домашних животных. 4. Учить детей пересказывать тексты из 2—3 простых предложений. | 1. Закрепить умение составлять предложения из трех слов. 2. Продолжать упражнять детей в пересказе текстов из 2—3 предложений. 3. Учить детей составлять рассказы из 3 предложений о предмете и по картинке, сначала предметной, а потом сюжетной. 4. Учить детей поддерживать беседу: задавать вопросы и правильно отвечать на них. 5. Поддерживать общение между детьми, учить детей выслушивать друг друга до конца. |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
учителя-логопеда _______________________
в старшей группе МБДОУ «Детский сад № ____ «__________________»
Направления работы | I КВАРТАЛ (сентябрь, октябрь, ноябрь) | II КВАРТАЛ (декабрь, январь, февраль) | III КВАРТАЛ (март, апрель, май) |
1-й раздел. Звукопроизношение | 1. Закрепить в речи чистое произношение свистящих звуков у всех детей. 2. Закончить формирование правильной артикуляции шипящих звуков у всех детей и начать их автоматизацию в слогах и словах. 3. Формировать правильную артикуляцию звука [р] у всех детей. | 1. Продолжить у всех детей автоматизацию шипящих звуков в словах, предложениях, рассказах и в обыденной речи. 2. Закончить формирование правильной артикуляции звука [р] у всех детей и начать его автоматизацию в слогах и словах. 3. Формировать правильную артикуляцию звука [р'] у всех детей и начать его автоматизацию в слогах и словах. | 1. Закончить автоматизацию шипящих звуков у всех детей. 2. Работать над дифференциацией свистящих и шипящих звуков в речи: в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, текстах — у всех детей. 3. Закончить автоматизацию звука [р] у всех детей. 4. Формировать правильную артикуляцию звука [р'] и его автоматизацию. 5. Формировать правильную артикуляцию звуков [л], [л'] и их автоматизацию. |
2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова | 1. Работать над двусложными словами с закрытым слогом и стечением согласных (фонтан, стакан). | 1. Работать над трехсложными словами с закрытым слогом {молоток, утенок). | 1. Работать над трехсложными словами со стечением согласных (аптека). 2. Работать над трехсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (абрикос, будильник, самосвал). |
3-й раздел. Развитие навыков звукового анализа и синтеза | 1. Упражнять детей в выделении начальных ударных гласных [а], [у], [о], [и] в словах; в выделении согласных [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков; в выделении конечных согласных [т], [п], [н], [м], [к] в словах. 2. Закрепить умение производить анализ и синтез обратных слогов типа am, уп, он, им, а также прямых слогов типа та, пу, но, ми. 3. Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях. 4. Познакомить детей с согласными звуками: [б], [д], [г], [ф], [б'|, [д'], [г'], [ф']- Научить детей выделять их из ряда звуков, слогов, слов, анализировать обратные слоги с ними. 5. Дать представление о твердости — мягкости, звонкости — глухости согласных. 6. Учить выделять пройденные согласные из слов. | 1. Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях, о твердости и мягкости, звонкости — глухости согласных. 2. Познакомить детей с согласными звуками [в], [х], [в'], [х'], [с], [з], [с'], [з']. Научить выделять эти звуки из ряда звуков, слогов, слов, производить анализ и синтез слогов с ними. Познакомить детей с гласным [ы]. Научить выделять его из ряда звуков, слогов, слов. 3. Упражнять детей в выделении пройденных согласных из слов. 4. Учить детей звуковому анализу слов типа: осы, мак. 5. Дать представление о гласных звуках как о слогообразующих. 6. Упражнять детей в членении на слоги односложных, двусложных и трехсложных слов. Ввести понятия: «слово», «слог». 7. Ввести понятие «предложение». Учить составлять графические с. мы предложений без предлогов. 8. Познакомить с некоторыми правилами правописания: раздельное написание слов в предложении; употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных; точки в конце предложения. | 1. Уточнить и закрепить представление о гласных и согласных звуках и их признаках; о глухости — звонкости, твердости — мягкости согласных.
3. Познакомить детей с правилом правописания: жи-ши пиши с буквой И. 4. Совершенствовать навык фонематического анализа слов типа: кот, уха. 5. Научить звуковому анализу и синтезу слов типа: кит, лось. 6. Упражнять в подборе слов на заданный звук и слов с этим звуком в определенной позиции в слове (начало, конец, середина слова). 7. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений без предлогов. |
4-й раздел. Развитие общих речевых навыков | 1. Продолжать работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания, используя упражнения, отработанные в средней группе. 2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных и проговаривании предложений, работать над плавностью речи. 3. Продолжать отрабатывать четкость дикции в упражнениях с использованием шепотной речи. 4. Активно работать над интонированием речи; развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями, в играх-диалогах. 5. Продолжать развитие силы голоса в упражнениях и играх. 6. Проводить специальные упражнения, формирующие умение правильно использовать паузы, чередовать ударность и паузу. | 1. Работать над эмоциональной отзывчивостью детей на увиденное и услышанное, активно развивать интонационную выразительность их речи, тембровую окраску голоса в инсценировках, играх-драматизациях. 2. Продолжать воспитание правильного физиологического и речевого дыхания, используя чистоговорки и потешки с отработанным звукопроизношением. 3. Совершенствовать в повседневных занятиях навык правильной голосоподачи. 4. Совершенствовать четкость дикции детей, используя чистоговорки и потешки с отработанными звуками. 5. Продолжать работу по развитию качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в играх-драматизациях. | 1. Продолжать развивать интонационную выразительность речи, работать над выразительным исполнением ролей в играх-драматизациях, над активным участием в творческом разыгрывании сюжета. Развивать и поощрять речевое творчество детей. 2. Совершенствовать четкость дикции. 3. Закреплять навык правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни. 4. Развивать способность изменять голос по силе, высоте и тембру, используя игры-драматизации, диалоги. 5. Следить, чтобы дети говорили постоянно в спокойном темпе, правильно брали дыхание. |
5-й раздел. Лексика | Лексические темы Октябрь 1-я неделя — «Осень. Признаки осени». «Деревья осенью». 2-я неделя — «Овощи». «Огород». 3-я неделя — «Фрукты». «Сад». 4-я неделя — «Грибы». «Ягоды». «Лес». Ноябрь 1-я неделя — «Одежда». 2-я неделя — «Обувь». 3-я неделя — «Игрушки». 4-я неделя — «Посуда». 1. Сформировать представление об осени как времени года, о существенных признаках сезона: похолодании, сокращении светового дня, холодных затяжных осадках. Ввести в активный словарь: — существительные: осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад; — прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный; — глаголы: идти, дуть, желтеть, опадать; — наречия: пасмурно, солнечно, ветрено, дождливо, ясно. 2. Закрепить умение различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Сформировать представление о многолетних и однолетних растениях. Ввести в активный словарь: — существительные: береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна; — прилагательные: белоствольный, тонкий, могучий, раскидистый, вечнозеленый, лиственный, хвойный. 3. Закрепить и расширить обобщенные представления об овощах и фруктах, о сборе урожая, о заготовке овощей и фруктов на зиму. Ввести в активный словарь: — существительные: овощи, фрукты; помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свекла, картофель; яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин; огород, сад, грядка, дерево; — прилагательные: спелый, сочный, ароматный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый; — глаголы: зреть, собирать, убирать, заготавливать. 4. Сформировать представления о растениях осеннего леса, о грибах и ягодах. Ввести в активный словарь: — существительные: мухомор, боровик, подосиновик, лисичка; земляника, малина, черника, клюква; гриб, ягода, ножка, шляпка; — глаголы: собирать, прятаться, висеть, заготавливать; — прилагательные: ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый, мягкий, душистый; — наречия: вкусно, сладко, кисло. 5. Уточнить и расширить представления детей об окружающих предметах и их назначении (об одежде, обуви, посуде, игрушках); их существенных признаках, материалах, из которых они сделаны. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы. Ввести в активный словарь: — существительные: одежда, обувь, посуда, игрушка; мяч, машина, кубики, кукла, мишка, пирамидка, конструктор; комбинезон, плащ, пальто, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан; галоши, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, сандалии, тапки; чайник, кастрюля, сковорода, ковш, тарелка, ложка, вилка, нож, масленка, солонка, хлебница; — прилагательные: шерстяной, шелковый, теплый, удобный; резиновый, кожаный, легкий; стеклянный, фарфоровый, металлический, пластмассовый, деревянный; — глаголы: носить, надевать, обувать, играть, пить, есть, готовить, резать, чистить. 6. Использовать разнообразные приемы (инструкции, указания, беседы), способствующие обогащению и активизации словаря. | Лексические темы Декабрь 1-я неделя — «Зима». «Зимующие птицы». 2-я неделя — «Домашние животные зимой». 3-я неделя — «Дикие животные зимой». 4-я неделя — «Новый год». Январь 2-я неделя — «Мебель». «Части мебели». 3-я неделя — «Транспорт грузовой и пассажирский». 4-я неделя — «Профессии на транспорте». Февраль 1-я неделя — «Детский сад. Профессии. Трудовые действия». 2-я неделя — «Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия». 3-я неделя — «Стройка. Профессии. Трудовые действия». 4-я неделя — «Наша армия». 1. Углубить представления детей о зиме, о состоянии погоды зимой, о явлениях зимней природы, о повадках зимующих птиц, их поведении в разную погоду. Ввести в активный словарь: — существительные: зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь; кормушка, корм, помощь; — прилагательные: холодный, белый, пушистый, морозный, сильный, легкий, голодный; — глаголы: замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать. 2. Расширить и углубить представления детей о зимовке диких и домашних животных, установить связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона. Ввести в активный словарь: — существительные: медведь, лиса, еж, заяц, белка, волк, барсук; корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака; берлога, дупло, нора, хлев; запасы, сено, пойло; шуба, мех; — прилагательные: теплый, толстый, густой, вкусный; — глаголы: зимовать, -питаться, запасать, кормить, поить. 3. Расширить представления детей о транспорте, сформировать представления о пассажирском и грузовом транспорте. Ввести в активный словарь: — существительные: машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон; — прилагательные: грузовой, пассажирский, электрический, удобный, быстрый; — глаголы: перевозить, грузить. 4. Дать детям представления о труде людей, показать результаты труда, его общественную значимость. Расширить представления о труде работников транспорта, детского сада, ателье, стройки. Дать знания о том, что для облегчения труда людей используется разнообразная техника. Учить использовать существительные с обобщающим значением: строитель, хлебороб, рабочий, военный и др. Ввести в активный словарь: — существительные: шофер, водитель, машинист, летчик, капитан, кондуктор, воспитатель, логопед, методист, повар, прачка, врач, медсестра, кладовщица; портниха (швея), закройщица; каменщик, крановщик, штукатур, маляр, плотник, кровельщик; пограничник, моряк; экскаватор, трактор, картофелечистка, электромясорубка, пылесос и т.д.; — прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый; — глаголы: водить, управлять, воспитывать, учить, лечить, готовить, стирать, выдавать; кроить, шить; строить, штукатурить, красить, делать, крыть; защищать, охранять; — наречия." старательно, слаженно, умело, бережно. | Лексические темы Март 1-я неделя — «Весна. Приметы весны. Прилет птиц» 2-я неделя — «Комнатные растения» 3-я неделя — «Речные, озерные и аквариумные рыбы» 4-я неделя — «Наш город» Апрель 1-я неделя — «Весенние сельскохозяйственные работы» 2-я неделя — «Космос» 3-я неделя — «Откуда хлеб пришел?» 4-я неделя — «Почта» Май 1-я неделя — «Правила дорожного движения» 2-я неделя — «Насекомые» 3-я неделя — «Лето» 4-я неделя — «Полевые цветы» 1. Обобщить представления о характерных признаках весны: увеличении светового дня, таянии снега, ледоходе и его причинах, росте травы, набухании почек и распускании листьев, появлении насекомых, возвращении птиц. Уточнить представления о жизни растений весной. Ввести в активный словарь: — существительные: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, мать-и-мачеха, подснежник, травинка, грач, грачиха, гнездо, насекомое, бабочка, муха; — прилагательные: голубой, чистый, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий, белоносый; — глаголы: наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать, прилетать, вить, выводить. 2. Показать, что весной происходит оживание и бурный рост комнатных растений. Обобщить представления об уходе за комнатными растениями весной. Ввести в активный словарь: — существительные: растение, кактус, розан, толстянка, сенполия, бегония, подкормка, черенкование, рыхление, полив, пересадка; — прилагательные: зеленый, сочный, гладкий, блестящий, опушенный, колючий, рыхлый, влажный, теплый; — глаголы: ухаживать, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, пересаживать, черенковать. 3. Уточнить и расширить представления об аквариумных рыбах, сформировать представления о пресноводных рыбах, их образе жизни, повадках, размножении. Ввести в активный словарь: — существительные: аквариум, река, озеро, пруд, рыба, малек, икра, охота, хищник; (золотая) рыбка, меченосец, гуппи, скалярия, щука, сом, окунь, лещ, карась: — прилагательные: прозрачный, юркий, хищный, длинный, зубастый, усатый, полосатый, широкий, золотистый; — глаголы: плавать, охотиться, притаиться, размножаться, питаться. 4. Обобщить и расширить знания детей о родном городе, его истории, его достопримечательностях. Ввести в активный словарь: — существительные: город, Санкт-Петербург, Нева, (Невский) проспект, (Дворцовая) площадь, Эрмитаж, (Исаакиевский) собор; — прилагательные: красивый, прекрасный, замечательный, великолепный, позолоченный; — глаголы: возникать, стоять, раскинуться, течь, возвышаться. 5. Познакомить с трудом взрослых на полях, в садах, огородах весной. Показать роль техники в весенних сельскохозяйственных работах. Ввести в активный словарь: — существительные: пахота, трактор, плуг, сев, сеялка, перекопка, грядка, побелка, лопата, кисть, семена; — прилагательные: весенний, черный, влажный, белый; — глаголы: пахать, рыхлить, копать, белить, сеять. 6. Сформировать представления о космосе, об освоении космоса людьми. Ввести в активный словарь: — существительные: космос, космонавт, ракета, корабль (космический), станция (орбитальная), спутник, полет; — прилагательные: первый, космический, орбитальный; — глаголы: осваивать, запускать, летать. 7. Сформировать представления о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании, о труде хлебороба, мельника, пекаря. Ввести в активный словарь: — существительные: хлеб, злак, пшеница, рожь, колос, сноп, хлебороб, комбайн, мельник, мука, пекарь, тесто, булка, сдоба; — прилагательные: золотой, усатый, тяжелый, белый, свежий, ржаной, вкусный, сдобный; — глаголы: растить, ухаживать, убирать, молоть, месить, печь. 8. Расширить представления о труде работников почты. Ввести в активный словарь: — существительные: почта, почтальон, сумка, газета, журнал, письмо, открытка, телеграмма, бандероль, ящик, марка, конверт; — прилагательные: свежий, поздравительный, почтовый; — глаголы: разносить, отправлять, получать. 9. Уточнить и расширить знания о правилах дорожного движения. Ввести в активный словарь: — существительные: движение, дорога, тротуар, переход, светофор, остановка, милиционер, регулировщик, жезл, свисток; — прилагательные: дорожный, пешеходный, милицейский; — глаголы: соблюдать, переходить, нарушать, регулировать, следить. 10. Обобщить и расширить знания о жизни насекомых весной, о вредных и полезных насекомых. Ввести в активный словарь: — существительные: насекомое, бабочка, жук, коровка, кокон, гусеница, комар, муха, пчела, оса, шмель; — прилагательные: вредный, полезный, майский; — глаголы: вредить, уничтожать, точить, грызть, помогать, лежать, ползать. 11. Обобщить представления о лете, его признаках, жизни животных и растений летом, отдыхе людей. Ввести в активный словарь: — существительные: лето, жара, солнце, солнцепек, пляж, загар, купание, отдых; — прилагательные: жаркий, прохладный, холодный, теплый, дождливый, солнечный, радостный; — глаголы: отдыхать, загорать, купаться, играть, кататься, ходить, ездить, летать. 12. Расширить представления о растениях луга, леса, об охране природы. Ввести в активный словарь: — существительные: мак, колокольчик, ромашка, лютик, кашка, клевер, купальница, незабудка, охрана, природа; — прилагательные: красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий; — глаголы: рвать, уничтожать, охранять, нюхать, рисовать. 13. В процессе обогащения словаря и уточнения смыслового значения слов — названий свойств, действий фиксировать внимание на их полноценном слуховом восприятии и правильном воспроизведении. |
6-й раздел. Развитие грамматического строя речи | 1. Закрепить в речи формы единственного и множественного числа имен существительных по всем лексическим темам. 2. Упражнять детей в употреблении форм родительного, дательного, винительного, творительного, предложного падежей имен существительных по всем лексическим темам. 3. Продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже по всем лексическим темам. 4. Закрепить в речи употребление простых предлогов: на, с, в, из, по. Научить использовать в речи простые предлоги: над, под. 5. Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные: шерстяной, шелковый, резиновый, кожаный, пластмассовый, деревянный, стеклянный, металлический, фарфоровый. 6. Закрепить в речи формы повелительного наклонения глаголов: сидеть, есть, пить, рисовать, лепить, играть. 7. Упражнять детей в умении подбирать слова со сходными значениями (синонимы). 8. Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными: пальто, кофе, какао и т.д. | 1. Продолжить работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже по всем лексическим темам. 2. Закрепить в речи предлоги: на, с, в, из, по, над, под. Научить использовать в речи предлоги: перед, за, около, возле. 3. Учить образовывать и использовать в речи существительные с суффиксами: -онок, -енок, -am, -ят по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». 4. Учить образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». 5. Ввести в речь глаголы, обозначающие трудовую деятельность людей, характеризующие ее. 6. Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова (кот-котик— котенька—котище) по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». | 1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (по темам «Рыбы», «Насекомые», «Полевые цветы»). 2. Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными (по всем лексическим темам). 3. Продолжать работу по обучению образованию и практическому использованию в речи притяжательных прилагательных (по темам «Перелетные птицы весной», «Рыбы»), относительных прилагательных (по теме «Откуда хлеб пришел?»). 4. Закрепить умение использовать в речи все простые предлоги (по всем темам). 5. Учить согласовывать числительные два и пять с существительными (по темам «Рыбы», «Насекомые», «Полевые цветы»). 6. Учить образованию и практическому употреблению глаголов в единственном и множественном числе (по темам «Весенние сельскохозяйственные работы», «Откуда хлеб пришел?»). |
7-й раздел. Обучение связной речи | 1. Учить составлять предложения из четырех, пяти и более слов по картинке, по демонстрации действия, на заданную тему. 2. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умение задавать вопросы и правильно отвечать на них. Помочь перейти на качественно новую ступень ведения диалога — от соучастия к сотрудничеству. 3. Развивать умение пересказывать небольшие тексты по предложенному плану, составлять рассказы-описания и загадки-описания по всем лексическим темам по предложенному плану. | 1. Совершенствовать навык составления и распространения предложений по картинке, по демонстрации действия на заданную тему. 2. Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи, развивать умение задавать вопросы и грамотно отвечать на них. 3. Совершенствовать умение пересказывать тексты по плану, составлять рассказы-описания и загадки-описания по предложенному плану (по всем лексическим темам). 4. Обучать составлению рассказов из 2—3 предложений по картинке с использованием данного плана. | 1. Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи. Стимулировать собственные высказывания детей — вопросы, ответы, реплики, являющиеся основой познавательного общения.
3. Учить детей понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом. |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
учителя-логопеда ____________________
в подготовительной к школе группе МБДОУ «Детский сад № ___ «_______________»
Направления работы | I КВАРТАЛ (сентябрь, октябрь, ноябрь) | II КВАРТАЛ (декабрь, январь, февраль) | III КВАРТАЛ (март, апрель, май) |
1-й раздел. Звукопроизношение | 1.Уточнить произношение гласных и наиболее легких согласных звуков у вновь поступивших детей. 2.Сформировать правильное произношение звуков и начать их автоматизацию у вновь поступивших детей. 3.Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей. | 1. Продолжать работу над автоматизацией правильного произношения звуков у всех детей. 2. Формировать правильное произношение шипящих и сонорных звуков у вновь поступивших детей. | 1. Закончить автоматизацию всех звуков у всех детей. |
2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова | 1. Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (абрикос, апельсин). 2. Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост). 3. Работать над двусложными словами с двумя стечениями согласных (планка). | 1. Работать над четырехсложными словами из открытых слогов (кукуруза). | 1. Работать над трех-, четырех- и пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура). |
3-й раздел. Развитие навыков звукового анализа и синтеза | I. Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, их признаках. Упражнять летей в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заланные гласные и согласные звуки. 2. Закрепить представления о твердости — мягкости, глухости — звонкости согласных пиков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по твердости — мягкости, глухости — звонкости. 3. Закрепить умение выделять звук из слова. Упражнять детей в выделении звука из слова. 4. Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа: мак. осы, лес. 5. Учить производить анализ и синтез слов типа: мама, слон, мост, лиса, лист, влип. 6. Познакомить детей с новым звуком [й]. Упражнять детей в выделении этого звука из слова, в подборе слов с этим звуком. 7. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений без предлога. Учить анализировать предложения с простыми предлогами и составлять их графические схемы. | 1. Закрепить у детей умение подбирать слова на заданный звук. 2. Упражнять детей в различении твердых — мягких, звонких — глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложении. 3. Совершенствовать навык выделения заданного звука из слова. 4. Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа; папа, стол, куст, липа, лист, крик. 5. Учить производить анализ и синтез слов из пяти звуков. 6. Познакомить детей с новыми звуками |ц], (ч], [щ|. Упражнять детей в выделении этих звуков из слова, в подборе слов с этими звуками. 7. Познакомить детей с правилами правописания: ча-ща пиши с буквой -А-, чу-щу пиши с буквой -У-. 8. Совершенствовать навык звукового анализа слов и анализа предложений без предлогов и с простыми предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений. | 1. Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, в различении твердых — мягких, звонких — глухих согласных, в выделении звука из слова. 2. Закрепить умение проводить полный звуковой анализ слов типа: трава, слива, маска, миска, машина. 3. Познакомить детей с новыми звуками: [л], [л'], [р], [р']. Упражнять детей в выделении этих звуков из слова, в подборе слов с этими звуками. 4. Сформировать представление о том, что буквы Ь и Ъ не обозначают звуков. 5. Совершенствовать навык слогового анализа одно-, двух- и трехсложных слов. Учить членить на слоги четырехсложные слова. 6. Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами. Учить анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений. 7. Закрепить знания известных правил правописания. |
4-й раздел. Развитие общих речевых навыков | 1. Продолжить работу по развитию речевого дыхания. 2. Продолжить работу по формированию правильной голосопо-дачи и плавности речи. Соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика. 3. Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише; громче, громко, тихо, шепотом. 4. Развивать тембровую окраску голоса, высоту тона в играх со звукоподражаниями, в играх-драматизациях. 5. Учить детей говорить в спокойном темпе. 6. Продолжить работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. | 1. Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания. 2. Совершенствовать у детей умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса. 3. Совершенствовать навык голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе. 4. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. | 1. Развивать длительность речевого выдоха. 2. Продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в повседневном общении. 3. Совершенствовать звучность и подвижность голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру). |
5-й раздел. Лексика | Лексические темы Сентябрь 4-я неделя — «Осень». («Периоды осени. Осенние месяцы», «Деревья осенью».) Октябрь 1-я неделя — «Овощи». («Труд взрослых на полях и в огородах».) 2-я неделя — «Фрукты». («Труд взрослых в садах».) 3-я неделя — «Насекомые». («Подготовка насекомых к зиме».) 4-я неделя — «Перелетные птицы». («Водоплавающие птицы». «Подготовка к отлету».) Ноябрь 1-я неделя — «Поздняя осень». «Грибы». «Ягоды». («Сбор грибов и ягод осенью».) 2-я неделя — «Домашние животные и их детеныши». («Содержание домашних животных осенью».) 3-я неделя — «Дикие животные и их детеныши». («Подготовка животных к зиме».) 4-я неделя — «Осенние одежда, обувь, головные уборы». («Материалы, из которых они сделаны».) 1. Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами. Закрепить знание названий деревьев. Дать знания о причинах опадания листьев. Ввести в активный словарь: — существительные: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туман, листопад, заморозок, изморозь, лес, листья, клен, дуб, осина, рябина, береза, тополь, ясень, ель, сосна; — прилагательные: ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный; — глаголы: падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, убирать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть. 2. Уточнить понятия: «овощи», «фрукты». Расширить представления о труде взрослых в огородах, в садах, на полях осенью. Закрепить знание названий основных цветов и их оттенков. Ввести в активный словарь: — существительные: урожай, картофель, морковь, капуста, лук, свекла, огурцы, помидоры, баклажаны, кабачки, чеснок, яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, виноград, грядка, парник, теплица; — прилагательные: спелый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый; — глаголы: зреть, спеть, копать, срезать, подкармливать, окапывать, пахать. 3. Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, особенностях их внешнего строения, месте обитания, способах передвижения, питания. Ввести в активный словарь: — существительные: комар, муха, бабочка, жук, стрекоза, кузнечик, водомерка, крылышки, головка, брюшко, лапки, спинка, хоботок, личинки, куколка; — прилагательные: маленький, хрупкий, прозрачный, тонкий, вредный, полезный, опасный; — глаголы: летать, прыгать, порхать, выходить, засыпать, вредить, поедать, откладывать. 4. Закрепить и расширять знания детей о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью (объединение в стаи, отлет, добывание корма). Ввести в активный словарь: — существительные: ласточки, грачи, скворцы, гуси, утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи; — прилагательные: длинношеий, длинноногий, красноклювый, ко-роткоклювый; — глаголы: летать, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть. 5. Расширять представления детей о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания о грибах и лесных ягодах. Ввести в активный словарь: — существительные: мухомор, подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, опенок, поганка; клюква, брусника, черника, земляника, малина; — прилагательные: ядовитый, съедобный, кислый, С/шдкий, ароматный; глаголы: срезать, искать, наклоняться, различать. 6. Систематизировать представления детей о местах обитания домашних животных и диких зверей. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме. Добиться понимания детьми роли челобека в подготовке домашних животных к зиме. Ввести в активный словарь: — существительные: кот, собака, лошадь, корова, овца, баран, коза, козел, свинья; лиса, волк, медведь, заяц, барсук, бобр, белка, лось; стадо, ферма, конюшня, сено, пойло, рога, грива, копыта, нора, берлога, клыки, мех, шкура; — прилагательные: густой, пушистый, шелковистый, плотный, толстый, хитрый, ловкий, бурый, зубастый, косолапый, куцый, острый, хищный, рогатый, добрый; — глаголы: линять, меняться, запасать, засыпать, рыскать, рычать, выть, охранять, притаиться, жевать, хрюкать, мычать, блеять, мяукать, кусаться, бодаться, царапаться. 7. Уточнить и расширить представления об осенней одежде, обуви, головных уборах. Углубить представления о материалах, из которых они сделаны. Ввести в активный словарь: — существительные: ботинки, полуботинки, туфли, кроссовки, сапоги; плащ, куртка, пальто, перчатки, шарф, берет, кепка, шапка, платок; фетр, шерсть, кожа, мех, трикотаж, вельвет, драп, твид, резина; рукав, капюшон, подол, пуговица, петля, манжета, подошва, шнурки, каблуки, носок, задник; — прилагательные: фетровый, шерстяной, кожаный, меховой, трикотажный, вельветовый, драповый, твидовый, резиновый, осенний, удобный, модный, нарядный; — глаголы: надевать, одевать, обувать, носить, снимать, расстегивать, застегивать, развязывать, завязывать, вешать, складывать, ставить. 8. Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и пр. | Лексические темы Декабрь 1-я неделя — «Зима». («Зимние месяцы», «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой».) 2-я неделя — «Мебель». («Назначение мебели, части предметов мебели; материалы, из которых они сделаны».) 3-я неделя — «Посуда». («Виды посуды, материалы, из которых сделана посуда».) 4-я неделя — «Новый год». Январь 2-я неделя — «Транспорт». («Виды транспорта, профессии на транспорте, трудовые действия».) 3-я неделя — «Профессии». («Трудовые действия».) 4-я неделя — «Труд на селе зимой». Февраль 1-я неделя — «Инструменты». 2-я неделя — «Животные жарких стран». («Повадки, детеныши».) 3-я неделя — «Комнатные растения». («Размножение, уход за ними».) 4-я неделя — «Животный мир морей и океанов». «Речные, аквариумные рыбы». 1. Систематизировать знания детей о зиме, о зимних явлениях природы. Познакомить детей с зимними месяцами. Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристеля. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц. Расширить представления о жизни диких животных зимой. Ввести в активный словарь: — существительные: зима, декабрь, январь, февраль; снегопад, пурга, метель, вьюга, буран, мороз, оттепель; ворона, воробей, синица, снегирь, свиристель, голубь; кормушка, корм, медведь, берлога, белка, дупло, барсук, нора, еж, норка; — прилагательные: холодный, морозный, снежный, сильный, легкий, красногрудый, теплый, резвый; — глаголы: падать, покрывать, сковывать, оттаять, кружиться, завывать, заметать, трещать, прилетать, замерзать, клевать, выводить, кормить, спать, сосать. 2. Уточнить понятия: мебель, посуда. Расширить представления о назначении мебели, о видах посуды, о частях, из которых состоят предметы мебели, о материалах, из которых сделаны мебель и посуда. Ввести в активный словарь: — существительные: мебель, кресло, диван, кровать, комод, шкаф, сервант, буфет, стенка, стол, стулья, тумба, ножка, дверца, полка, спинка, сиденье, подлокотник; посуда, поднос, чайник, чашка, блюдце, стакан, кофейник, сахарница, конфетница, молочник, масленка, солонка, супница, тарелка, салфетница, ложка, вилка, нож, поварешка, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг; — прилагательные: дубовый, березовый, ореховый, сосновый, мягкий, зеркальный, кожаный, полированный, стеклянный, фарфоровый, металлический, серебряный, чугунный, эмалированный, чайный, столовый, кухонный; — глаголы: ставить, сидеть, лежать, отдыхать, спать, работать, убирать, пить, есть, готовить, варить, жарить, резать. 3. Закрепить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить знания о том, что в году 12 месяцев, что год начинается 1 января. Дать представление о том, как встречают Новый год в разных странах. Ввести в активный словарь: — существительные: месяц, ночь, праздник, украшение, елка, карнавал, хоровод, серпантин, гирлянды, Дед Мороз, Снегурочка, подарок, гость, поздравление; — прилагательные: новогодний, праздничный, веселый, разноцветный, нарядный, шумный, красивый, радостный; — глаголы: выступать, отмечать, поздравлять, дарить, укреплять, зажигать. 4. Систематизировать представления детей о транспорте, сформировать представление о видах транспорта, расширить представление о профессиях на транспорте. Ввести в активный словарь: — существительные: машина, грузовик, самосвал, цистерна, контейнеровоз, платформа, поезд, тепловоз, электровоз, трамвай, троллейбус, метро, автобус, пассажир, груз, поездка, шофер, водитель, капитан, летчик, пилот; — прилагательные: легковой, грузовой, пассажирский, дорожный, водный, воздушный, железнодорожный, наземный, подземный, смелый, умный, сильный; — глаголы: ехать, везти, доставлять, перевозить, лететь, плыть, управлять, вести. 5. Закрепить и расширить знания детей о профессиях, о содержании труда, о роли механизации труда. Воспитывать уважение к людям труда и потребность трудиться. Ввести в активный словарь: — существительные: работа, труд, профессия, воспитатель, учи-mejib, врач, инженер, строитель, библиотекарь, рабочий, повар, портной, сапожник, парикмахер; — прилагательные: нужный, полезный, интересный, трудный, красивый; — глаголы: работать, трудиться, создавать, лечить, учить, строить, выдавать, готовить, шить, читать, чинить, стричь. 6. Сформировать представления о труде людей на селе зимой, о пользе и значимости их труда. Ввести в активный словарь: — существительные: механизатор, снегозадержание, ремонт, техника, трактор, комбайн, доярка, ферма, дойка, скотник, уборка, конюх, конюшня, телятник, телятница, птичник, птичница, корм, поилка; — глаголы: ремонтировать, готовить, чинить, доить, чистить, поить, ухаживать. 7. Закрепить и расширить знания детей об инструментах, используемых представителями различных профессий, и действиях, выполняемых с помощью этих инструментов. Ввести в активный словарь: — существительные: молоток, топор, пила, клещи, гвозди, тиски, ключ, гайка, болт, кисть, краска, валик, раствор, мастерок, ножницы, расческа, игла, нитки, мел, выкройка, нож, кастрюля, поварешка; — прилагательные: нужный, необходимый, острый, металлический, разный, различный; — глаголы: рубить, пилить, вбивать, точить, закручивать, отвинчивать, красить, штукатурить, подстригать, шить, готовить. 8. Расширять представления детей о животных жарких стран, об их повадках, поведении, образе жизни. Ввести в активный словарь: — существительные: животные, детеныши, крокодш, слон, жираф, бегемот, лев, тигр, носорог, обезьяна, зебра, кенгуру, слоненок, пища, растение; — прилагательные: жаркий, знойный, южный, опасный, хищный, хитрый, толстый, неповоротливый; — глаголы: лежать, тыть, нападать, доставать, глотать, носить, жевать, ухаживать, кормить, оберегать. 9. Систематизировать и расширять представления детей о комнатных растениях. Дать представление о светолюбивых и теневыносливых, влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. Закреплять умение ухаживать за растениями. Познакомить со способами вегетативного размножения растений. Ввести в активный словарь: — существительные: азалия, амариллис, стебель, лист, цветок, черенок, ус, лейка, удобрение, подкормка, поливка; -- прилагательные: сочный, зеленый, хрупкий, влажный, теплый; -- глаголы: поливать, протирать, подкрашивать, пересаживать, размножать. 10. Сформировать у детей представления о жизни морей и океанов. Расширить представления о жизни обитателей рек, прудов, озер. Систематизировать и расширить представления об аквариумных рыбах. Ввести в активный словарь: — существительные: акула, дельфин, скат, меч-рыба, пила-рыба, игла-рыба, скумбрия, ставрида, окунь, сом, щука, лещ, судак, плотва, карась, гуппи, меченосец, скалярия, гурами, барбус; — прилагательные: подводный, глубоководный, хищный, опасный, разнообразный, изумительный. | Лексические темы Март 1-я неделя — «Ранняя весна. Весенние месяцы». («Первые весенние цветы». «Мамин праздник».) 2-я неделя — «Наша Родина — Россия». 3-я неделя — «Столица Родины Москва». 4-я неделя — «Санкт-Петербург». («Родной город, село»). Апрель 1-я неделя — Знакомство с творчеством С. Я. Маршака. 2-я неделя — Знакомство с творчеством К. И. Чуковского. 3-я неделя — Знакомство с творчеством С. В. Михалкова. 4-я неделя — Знакомство с творчеством А. Л. Барто. Май 1-я неделя — «Поздняя весна». («Растения и животные весной».) 2-я неделя — «Перелетные птицы весной». 3-я неделя — Знакомство с творчеством А. С. Пушкина. 4-я неделя — «Скоро в школу». «Школьные принадлежности». 1. Обобщить представления детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе. Познакомить с весенними месяцами. Дать представление о том, что изменения в мире природы связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных. Ввести в активный словарь: — существительные: весна, март, апрель, май, оттепель, сосулька, проталина, ручей, грач, уборка (снега), обрезка (деревьев), первоцвет, пролеска, ветреница, лук, верба, ольха, половодье; — прилагательные: рых/гый, темный, ноздреватый, грязный, зернистый, снегоуборочная (машина), нежный, хрупкий, красивый, пушистый, душистый; — глаголы: таять, капать, прилетать, расцветать, убирать, обрезать, просыхать. 2. Углубить знания детей о России. Воспитывать чувство гордости за Родину. Ввести в активный словарь: — существительные: родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица; — прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная; — глаголы: любить, беречь, охранять. 3. Расширить представления о Москве — главном городе, столице России. Ввести в активный словарь: — существительные: Москва, город, столица, проспект, площадь, река, москвичи, холм; — прилагательные: прекрасная, белокаменная, златоглавая; — глаголы: стоять, раскинуться. 4. Углубить и расширить знания детей о Санкт-Петербурге, об отличительных чертах города (город рек, мостов, музеев). Воспитывать чувство гордости за родной город. Ввести в активный словарь: — существительные: город, Санкт-Петербург, Нева, Мойка, Фонтанка, река, канал, мост, проспект, площадь, Эрмитаж, музей, театр, петербуржец; — прилагательные: прекрасный, ослепительный, блистательный, Зимний (дворец), величавый, широкий; — глаголы: возникнуть, воздвигнуть, стоять, возвести. 5. Познакомить детей с творчеством С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, А. С. Пушкина. Развивать интерес к художественной литературе. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи. 6. Раскрыть и углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе поздней весной. Ввести в активный словарь: — существительные: солнце, гроза, примула, маргаритка, тюльпан, нарцисс, одуванчик, черемуха, скворец, ласточка, медведь, еж, барсук, лиса, заяц, белка, бабочка, комар, муха, рыба; — прилагательные: теплый, ласковый, первый, прекрасный, весенний, зеленый, золотистый. 7. Обобщить знания детей о жизни перелетных птиц поздней весной (строительство гнезд, выведение и выкармливание птенцов, ловля насекомых). Ввести в активный словарь: — существительные: зяблик, кукушка, журавль, аист, стриж, гнездо, яйцо, птенец, насекомое; — прилагательные: звонкий, веселый, удобный, маленький, беспомощный; — глаголы: прилетать, строить, откладывать, высиживать, выводить, выкармливать, воспитывать, летать, петь. 8. Расширить и обобщить представления детей о школе, об учебе, о школьных принадлежностях. Ввести в активный словарь: — существительные: школа, класс, урок, учитель, ученик, перемена, ранец,, пенал, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, краски, кисточка; — прилагательные: интересный, увлекательный, первый, умный, новый; — глаголы: учиться, читать, писать, считать, узнавать, знакомиться, трудиться. |
6-й раздел. Развитие грамматического строя речи | 1. Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (темы: «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Насекомые», «Птицы», «Животные», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы»). 2. Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи (по указанным темам). 3. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формировать у детей умение употреблять сложные предлоги: из-под, из-за. 4. Уточнить понимание детьми значений глаголов с различными приставками (окапывать, подкармливать, пригибать, подвязывать и т. п.) и начать обучать их образованию и практическому употреблению. 5. Совершенствовать умение согласовывать числительные два и пять с существительными (по указанным темам). | 1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (по темам: «Зимующие птицы», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», «Профессии», «Инструменты», «Животные». «Рыбы»). 2. Познакомить детей со способами словообразования (по теме «Посуда»). 3. Продолжить работу по обучению согласованию имен прилагательных с именами существительными (по всем лексическим темам). 4. Учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных (по темам: «Посуда», «Мебель», «Инструменты», «Животные», «Птицы», «Рыбы»). 5. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги (по темам: «Зимующие птицы», «Животные жарких стран», «Рыбы»). 6. Продолжать работу над обучением образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками; глаголы, обозначающие трудовые действия (по всем темам). | 1. Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных (по темам «Птицы», «Животные», «Цветы»), согласование прилагательных и числительных с существительными (по всем темам). 2. Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов (по теме «Перелетные птицы»). 3. Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (темы: «Санкт-Петербург» («Родной город, село»), «Мамин праздник», «Школьные принадлежности»). 4. Совершенствовать умение образовывать сравнительные прилагательные (тема: «Перелетные птицы»). |
7-й раздел. Обучение связной речи | 1. Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. 2. Продолжать обучать составлению предложения по картинкам, учить распространять предложение. 3. Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем. 4. Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения. 5. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов. 6. Совершенствовать навык составления рассказов по картине и по серии картин. | 1. Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по отработанным лексическим темам с использованием коллективно составленного плана; по серии картин, по картине. 2. Учить детей составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным, увиденным. 3. Учить использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно). Развивать коммуникативную функцию речи. Создавать условия для общения детей в игре. Формировать коммуникативные навыки. 4. Совершенствовать навык пересказа. 5. Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения. | 1. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картине и по серии картин, рассказа из личного опыта. 2. Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности. 3. Развивать умение отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства. 4. Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они видели. |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗAПИСКА Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и развивается личность. Цель современного дошкольного образования – ...
Перспективное планирование групповой деятельности в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) № 11
ЦЕЛЬ: развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нарвственноой основы социального поведения и формированнию привязанности, доброжелательности по отнош...
Тематическое планирование воспитательно-образовательной работы разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью.
Тематическое планирование воспитательно-образовательной работы разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью (легкая и умеренная)...
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности (1уровень)
Данное планирование используется при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи первого уровня ...
календарно - тематическое планирование воспитательно - образовательной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Космос"
календарно тематическое планирование воспитательно - образовательной деятельности с детьми старшей группы с ТНР на тему "Космос"...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ № 11 «ПЧЁЛКИ» (4-7 ЛЕТ) НА 2022–2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Перспективный план по конструированию для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая группа)
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...