Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности (1уровень)
календарно-тематическое планирование по логопедии (средняя группа)

Пономарева Ольга Николаевна
Данное планирование используется при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи первого уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_kor-raz_raboty_1_uroven.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 19 хутора Лосево Кавказского района

Принято педагогическим советом                         Утверждено:

МБДОУ д/с-о/в №19                                           Заведующий МБДОУ д/с-о/в № 19

Протокол №_________________                            Асташкина Н. С.__________________

От ________________20_______г.                                 От___________________20_____г.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РОМАШКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (1 УРОВЕНЬ) НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учитель-логопед Пономарева О.Н.

Характеристика детей с 1 уровнем речевого развития

Отмечается отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступают стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. В тоже время нельзя говорить о полном отсутствии у них вербальных средств коммуникации. Этими средствами для них являются отдельные звуки  и их сочетания – звукокомплексы  и звукоподражания, обрывки лепетных слов, отдельные слова, совпадающие с нормами языка. При воспроизведении слов ребенок преимущественно сохраняет корневую часть, грубо нарушая их звукослоговую структуру. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами.

При восприятии обращенной речи дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, интонацию и мимику взрослого. Это позволяет им компенсировать недостаточное развитие импрессивной стороны речи. В самостоятельной речи отмечается неустойчивость в произношении звуков, их диффузность. Дети способны воспроизводить в основном одно-, двусложные слова, тогда как более сложные слова подвергаются сокращениям. Словоизменение для таких детей недоступно.

1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Развитие импрессивной речи

1.Расширение понимания речи. Накопление пассивного словаря. Закрепление понимания слов, обозначающих  части тела и лица человека, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов. Формирование умения соотносить предметы, действия , признаки с их словесным обозначением.

2.Обучение пониманию обобщающих слов : «семья», «игрушки», «части тела и лица», «туалетные принадлежности», «одежда», «обувь».

3.Уточнение понимания личных местоимений (я, мы, вы, он, она, они), притяжательных местоимений  (мой, наш), притяжательных прилагательных (мамин, папин)

4.Обучение пониманию предлогов, наречий, выражающих пространственные отношения (в, на, здесь, вверху, внизу, спереди, сзади)

5.Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (кого? что? чего?)

6.Обучение пониманию одно-, двухступенчатых инструкций.

7.Развитие понимания простых предложений в ситуативной речи.

8.Обучение пониманию содержания сказок «Курочка Ряба», «Репка» с опорой на наглядность.

Развитие экспрессивной речи

Развитие экспрессивного словаря

1.Обучение повторению за взрослым слов, обозначающих близких ребенку людей (мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля).

2.Активизация в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения (игрушки, туалетные принадлежности, обувь, одежда, семья) и действия с ними.

3.Введение в речь личных местоимений (я, мы, он, она) и притяжательного местоимения (мой).

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

1.Обучение образованию и использованию в речи форм ед. и мн. числа имен сущ. муж. и жен. рода в именит. падеже (кот-коты, мяч-мячи, дом-дома, книга-книги, кукла-куклы).

2.Формирование умения согласовывать прилагательные и числительное «один» с существительными в роде и числе в именительном падеже: один жук, синий мяч.

Развитие фонематической системы речи

1.Формировать умение различать гласные звуки по принципу контраста:/ а/-/о/, /у/-/а/, /и/-/а/, /и/-/у/.

Развитие фонетической стороны языка

1.Воспитание правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного речевого выдоха (2-3 секунды) на материале гласных и их слияний.

2.Развитие силы, динамики и модуляции голоса на материале слияний гласных и звукоподражаний (произнесение с разной громкостью и высотой тона)

3.Развитие подражания речевым звукам.

4.Уточнение артикуляции гласных звуков/ а/,/ у/,/ о/, /и/.

5.Воспитание правильного, умеренного темпа речи (путем подражания педагогу).

6.Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи на материале подражаний.

Развитие речевого общения и фразовой речи

1.Воспитание потребности в речевом общении. Формирование речи как средство общения.

2.Формирование умения заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихах, знакомых сказках.

3.Обучение ответам на вопросы  Кто это? Что это?

4.Обучение выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.

2 период обучения (декабрь, январь, февраль)

Развитие импрессивной речи

1.Дальнейшее развитие пассивного словаря существительных и глаголов в рамках лексических тем «Обувь», «Мебель», «Новый Год», «Посуда», «Продукты питания», «Домашние птицы и животные». Обучение детей узнаванию предметов и объектов по их назначению и описанию.

2.Обучение пониманию обобщающих понятий: обувь, мебель, посуда, продукты питания, домашние животные, домашние птицы.

3.Обучение пониманию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (котик, зайчик, носочек, чашечка, котенок, котята).

4.Обогащение пассивного глагольного словаря по изучаемым лексическим темам (слова, связанные с процессом еды, одевания; действия, которые можно совершать с помощью орудий труда, при выполнении гигиенических требований; действия, совершаемые человеком и животными).

5.Дальнейшее уточнение понимания личных местоимений ( я, мы, ты, вы, он, она, они).

6.Обучение различению глаголов и прилагательных, противоположных по значению (одевать-снимать, завязывать-развязывать, большой-маленький).

7.Дальнейшее обучение пониманию предлогов и наречий, выражающих пространственные отношения (в, на, здесь, вот, тут, туда, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, высоко, низко).

8.Обучение различению количественных числительных (один, два, три).

9.Обучение дифференциации форм ед. и множ. числа глаголов (спит-спят), глаголов прошедшего времени по родам (ела-ел), возвратных и невозвратных форм глаголов (одевает-одевается).

10.Формирование умения разливать падежные формы личных местоимений (меня, мне, тебя, тебе).

11.Развитие понимания простых распространенных предложений в ситуативной речи.

12.Развитие понимания сказок со зрительной опорой.

Развитие эспрессивной речи

Развитие экспрессивного словаря

1.Развитие номинативного  и предикативного словаря по изучаемым лексическим темам: «мебель», «Продукты питания», «Посуда», «Домашние птицы и животные».

2.Пополнение словаря за счет прилагательных, обозначающих свет(красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), размер (большой, маленький).

3.Активизация в речи личных (я, мы, ты, вы, он, она, они) и притяжательных  (мой, наш, твой) местоимений, притяжательных прилагательных (мамин, папин).

4.Активизация в речи указательных наречий (вот, здесь, тут).

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

1.Закрепление умения образовывать и использовать в речи имена существительные единственного и множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже (кот-коты, мяч-мячи, дом-дома, книга-книги, кукла-куклы).

2.Формирование умения образовывать и использовать в речи родительный падеж имен сущ. со значением отсутствия (Чего нет у кота? хвоста).

3.Формирование умения образовывать и использовать в речи глаголы настоящего времени (стою-стоим-стоит).

4.Формирование умения образовывать и использовать глаголы в повелительном наклонении (иди, сиди).

5.Обучение согласованию прилагательных с сущ. мужского и женского рода един. числа в именит. падеже (большой мяч, маленькая груша).

6.Обучение употреблению предлога У.

7.Обучение самостоятельному изменению числа существительных, глаголов, местоимений по образцу.

8.Формирование простого предложения. (Дай мяч. Катя сидит. Аня, иди. Я пою. Можно кубик?).

9.Формирование фразы с прямым дополнением. (Вова, дай мяч. Аня, на кубик. Даня ест суп.).

Развитие фонематической системы речи

1.Совершенствование умения различать гласные звуки по принципу контраста: /а-о/,/ у-а/, /и-у/,/ и-о/.

2.Развитие внимания к звукослоговой структуре слова. Формирование умения прохлопывать , отстукивать ударный слог вместе с педагогом.

Развитие фонетической стороны языка

1.Воспитание речевого диафрагмального дыхания. Формирование длительного плавного ротового выдоха (3-4 секунды).

2.Развитие силы и динамики голоса на материале звукоподражаний.

3.Развитие подражания речевым звукам.

4.Активизация движений речевого аппарата. Уточнение произношения гласных/ а/, /у/,/ о/, /и/ и согласных раннего онтогенеза.

5.Пение гласных звуков/ а/, /о/, /у/,/ и/, их слияний, слогов с согласными звуками /м/, /мь/, /п/, /пь/, /б/,/ бь/, /в/, /вь/, /ф/, /фь/, /д/, /дь/, /т/,/ ть/, /н/, /нь/, /к/, /кь/, /г/,/ гь/, /х/,/ хь/, звукоподражаний с перечисленными звуками (му-му, ме-ме, пиф-паф, бум-бум, бе-бе, ав-ав, ду-ду, динь-динь, ту-ту, тук-тук, тень-тень, но-но, ням-ням, гав-гав, ко-ко, ку-ку, га-га, ха-ха, хи-хи).

6.Воспитание умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).

7.Развитие интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями.

Развитие навыков речевого общения и связной речи

1.Обучение  пониманию вопросов по сюжетной и предметной картинкам, вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой и ответам на них.

2.Формирование умения заканчивать фразу, договаривать слова и словосочетания в знакомых потешках, стихах, сказках.

3.Заучивание маленьких стихотворений с опорой на картинки.

3 период обучения (март, апрель, май)

Развитие импрессивной речи

1.Продолжение работы по расширению пассивного словаря существительных и глаголов в рамках лексических тем «Мамин праздник», «Дикие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт», «Лето, цветы», «Насекомые». Совершенствование умения соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.

2.Закрепление понимания обобщающих понятий: игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, посуда, птицы, животные.

3.Продолжать уточнять понимание всех частей речи, введенных в пассивный словарь раннее.

4.Закрепление навыков дифференциации един. и  множ. числа имен сущ.

5.Закрепление дифференциации глаголов и прилагательных (надеть-снять, завязать-развязать, большой-маленький, хороший-плохой, сладкий-кислый), противоположных по значению.

6.Закрепление дифференциации глаголов един. и мн. числа, возвратных и невозвратных глаголов, глаголов прошедшего времени и по родам.

7.Обучение пониманию падежных окончаний существительных.

8.Закрепление понимания пространственных отношений предметов, выраженных предлогами и наречиями (в, на, под, здесь, вот, тут, туда, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, высоко, низко, слева, справа).

9.Дальнейшее развитие понимания простых распространенных предложений и сказок.

Развитие экспрессивной речи

Развитие экспрессивного словаря

1.Расширение, уточнение и активизация номинативного и предикативного словаря по изучаемым лексическим темам.

2.Обогащение прилагательными, обозначающими признаки и качества предметов.

3.Уточнение и активизация в речи личных и притяжательных местоимений.

4. Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение предметов (вот, здесь, тут, там), сравнение (больше, меньше), количество (много, мало), оценку действий (хорошо, плохо), ощущения (тепло, холодно, вкусно).

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

1.Обучение образованию и использованию в речи сущ. в дательном падеже (маме, коту), творительном падеже (карандашом, лопаткой), родительном падеже с предлогом У (у киски), предложном падеже (на столе).

2.Обучение образованию и использованию сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами (домик, носочек, чашечка, зайчонок, зайчата).

3.Закрепление умения образовывать и использовать в речи глаголы настоящего времени (иду, идет, идут).

4.Обучение дифференциации рода и числа глаголов прошедшего времени  (упал, упала, упали).

5.Обучение согласованию подлежащего и сказуемого. (Он идет. Дети спят).

6.Закрепление навыка согласования относительных прилагательных, обозначающих признаки предметов, с сущ. муж. и жен. рода в именит. падеже един. числа.

7.Обучение согласованию местоимений с сущ. ( Моя книга. Мой мяч.).

8. Обучение ответам на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам. (Что это? Кто это? Что он делает?).

9.Развитие умения составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Дети спят. Мама варит суп).

Развитие фонематической стороны речи

1.Развитие умения различать гласные звуки по принципу контраста и гласные, близкие по артикуляции.

2.Обучение дифференциации согласных раннего онтогенеза в открытых слогах.

3.Обучение различению сущ., сходных по звучанию (кот-кит, дом-ком, миска-киска).

4.Дальнейшее развитие внимания к звукослоговой структуре слова.

Развитие фонетической стороны языка

1.Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного ротового выдоха (5-6 сек).

2.Развитие силы и динамики голоса на материале звукопродражаний.

3.Дальнейшая активизация движений речевого аппарата. Уточнение произношения гласных  и согласных звуков раннего онтогенеза в звукоподражаниях и словах.

4.Воспитание правильного, умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).

5.Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями и при рассказывании маленьких потешек и стишков вместе с педагогом.

Развитие навыков речевого общения, связной речи

1.Совершенствование умения договаривать словосочетания в стихах, при пересказе знакомых сказок и небольших рассказов.

2.Заучивание небольших потешек, песенок, стишков с опорой на картинки.

3.Развитие умения передавать содержание знакомой сказки по серии картин с помощью педагога.

4.Закрепление умения отвечать на вопросы по предметной , сюжетной картинкам, по демонстрации действия.

5.Совершенствование умения вести диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗAПИСКА Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и развивается личность. Цель современного дошкольного образования – ...

Информационно - коммуникативные технологии в коррекционно - развивающей деятельности с детьми групп компенсирующей направленности

В статье рассказывается о  использовании ИКТ в работе с детьми групп компенсирующей. направленности....

Конспект игровой коррекционно – развивающей деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Конспектигровой коррекционно – развивающей деятельностив средней группе компенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речи...

Самоанализ игровой коррекционно – развивающей деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 8 «Речецветик»

Самоанализигровой коррекционно – развивающей деятельностив средней группе компенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речи№ 8 «Речецветик»...

Перспективное планирование коррекционно-логопедической работы в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР

Представлен перспективный план работы учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР. 2 младшая группа, средняя группа, таршая группа, подготовительная к школе шгруппа....

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 год обучения – подготовительная группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...