Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре старшей группы для детей с ОВЗ.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Эффективность коррекционно-развивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении во многом определяется взаимодействием учителя логопеда и инструктора по физической культуре.
Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием логомоторных функций детям с нарушениями речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, «застревание» на одной позе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoped_i_fiz.docx | 421.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕТРАДЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗ. КУЛЬТУРЕ
Старшей группы для детей с ОВЗ
МКДОУ «Д/с № …»
ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗ.КУЛЬТУРЕ: ФИО
УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД: ФИО
20… – 20… уч. г.
Список детей старшей группы с ОВЗ МКДОУ «Д/с № …»
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Дата рождения | № протокола | Речевое заключение |
Учитель-логопед ФИО
Календарный план работы на 20… – 20… год
Старшая логопедическая группа.
дата | тема | Лексическая тема | дата | тема | Лексическая тема |
диагностика | До свиданья лето. День знаний. | Х – ХЬ | Транспорт | ||
диагностика | Детский сад. (Игрушки). | Ш | Азбука безопасности. Правила дорожного движения. | ||
Вводное А | Урожай. (Овощи. Описание по схеме). | Ж Ш - Ж | Моя страна. Моя планета. (в соответствии с возрастом) | ||
У А – У | Урожай.(Фрукты. Описание по схеме.Сравнение овощей и фруктов). | Й | Мой дом. Мой город. (в соответствии с возрастом) | ||
О | Краски осени. (Осень. Признаки осени). | С - Ш З - Ж | Наш быт. Мебель. Бытовые приборы | ||
И | Моя семья. (Семья.Дом). | Ч | Наши защитники. | ||
Ы И – Ы | Животный мир. Рыбы. | Г-Гь | Миром правит доброта. | ||
Э | Животный мир. Домашние животные. | Ц Ц – С | Женский день. | ||
Дружба. День народного единства. Народная культура и традиции. | Щ Ш – Щ | Город мастеров. Профессии. Инструменты. | |||
Гласные. | Животный мир. Кто как готовится к зиме. Дикие животные. | Б - БЬ П – Б | Весна шагает по планете. | ||
М – МЬ | Я человек. | Встречаем птиц. (Ранняя весна.Перелётные птицы). | |||
П - ПЬ | Наш быт. Посуда. | Д – ДЬ Т – Д | Азбука безопасности. (безопасность дома и на улице) | ||
С-Сь | Наш быт. Одежда. Обувь. Головные уборы. | В – ВЬ | Космос. Приведем планету в порядок | ||
Н - НЬ | Быть здоровыми хотим. | Ф – Фь В – Ф | В гостях у сказки. (Библиотека.Книги). | ||
З – ЗЬ | Здравствуй, зимушка-зима! | Л – ЛЬ | Праздник весны и труда. | ||
К – КЬ | Этикет. | Р – РЬ | День победы.. | ||
Новогодний калейдоскоп. | Л – Р итоговое | До свиданья детский сад. Здравствуй школа. Вот какие мы стали большие | |||
Каникулы | диагностика | Мир природы. Скоро лето. | |||
Т – ТЬ П-Т-К | Новогодний калейдоскоп. Зимние забавы. | диагностика |
Осуществляя свою работу и логопед, и инструктор по физкультуре
должны учитывать:
структуру речевого нарушения;
осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;
всесторонне развивать личность дошкольника.
Основные задачи, стоящие перед логопедом и инструктором по физкультуре
при проведении коррекционно-образовательной работы:
коррекция звукопроизношения;
упражнение детей в основных движениях;
становление координации общей моторики;
умение согласовывать слово и жест;
воспитание умения работать сообща.
Основные коррекционные задачи физической культуры:
Развитие и укрепление правильного дыхания;
Стабилизация эмоционально –волевой сферы средствами психо-гимнастики;
Развитие слухового, зрительного, речевого внимания;
Развитие когнитивных и мнемических функций;
Преодоление двигательного автоматизма
Целью проведения коррекционной работы инструктором по физической культуре являются:
развитие общей и мелкой моторики;
пространственной ориентации;
физиологического и речевого дыхания;
координации речи с движением;
развитие речи у детей.
Направления в работе инструктора по физ. культуре
по преодолению речевого недоразвития детей старшей группы для детей с ОВЗ МКДОУ «Д/с № …».
Учитель – логопед ФИО Инструктор по физ. культуре ФИО
20…-20… уч. г.
Слуховое внимание | Чувство ритма | Восприятие цвета | Восприятие формы | Пространственные ориентировки | Двигательная память | Статическая и динамическая координация движений | Слоговая структура слов | Фонематический слух |
Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре |
Ознакомление с диагнозами детей, их психологической характеристикой, возрастными особенностями | Составление плана индивидуально-коррекционных занятий | Наблюдения на занятиях физкультурой с целью контроля выполнения рекомендаций учителя-логопеда | Ознакомление с комплексом речевого материала для развития движений согласно тематического плана |
Диагностика | Ознакомление с тематическим планом работы группы | Отчет по итогам проделанной совместной работы | Консультации |
Коррекционно-развивающая деятельность |
Развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия | Работа над координацией движений, общей и мелкой моторикой | Закрепление звуков речи | Развитие речевого и физиологического дыхания | Развитие темпа ритма, интонационной выразительности речи | Развитие мимической мускулатуры |
Перспективный план работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре
месяц | неделя |
Лексическая тема | Дыхательные упражнения |
Игры и упражнения с пальчиками. |
Физкультурные минутки | ||||
Сентябрь | 1 | До свиданья лето. День знаний. | диагностика | ||||||
2 | Детский сад. (Игрушки). | ||||||||
3 | Урожай. (Овощи. Описание по схеме). | «Собираем урожай» И. п. - стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед, вверх – вдох. Опустить руки на колени, приседая и расслабляясь – выдох. | «У Лариски – две редиски» У Лариски – две редиски, У Алёшки – две картошки, У Серёжки- сорванца – два зелёных огурца! А у Вовки – две морковки, Да ещё у Петьки – две хвостатых редьки! Одновременно разгибать одноимённые пальчики из кулачков обеих рук, начиная с больших пальцев рук. | УРОЖАЙ В огород пойдем, Урожай соберем.(Маршировать на месте) Мы морковки натаскаем И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты (Имитировать, как срезают, таскают, копают). Круглый, сочный, очень вкусный.(Показать руками). Щавеля нарвем немножко ("Рвут») И вернемся по дорожке. | |||||
4 | Урожай. (Фрукты. Описание по схеме. Сравнение овощей и фруктов).
| «Собираем урожай» И. п. - стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед, вверх – вдох. Опустить руки на колени, приседая и расслабляясь – выдох. | «Апельсин» Начиная с мизинца загибать попеременно все пальцы. Мы делили апельсин. Много нас, а он один. Эта долька для кота, Эта долька для ежа, Эта долька для улитки, Эта долька для чижа, Ну а волку – кожура. Волк сердит на нас, беда! Разбегайтесь кто куда! | ФРУКТЫ Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину) Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево) Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев) Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев) Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой) Она удивилась (развести руки) Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг) | |||||
Октябрь | 1 | Краски осени. (Осень. Признаки осени). | «Солнце и тучка» Вдох За тучку солнышко зашло, (съежиться, обнимая Стало зябко и темно. себя за плечи, выдох) Солнце вышло из-за тучки, (расправить плечи) Мы теперь погреем ручки. (задержать дыхание. Выдох. Расслабиться) | «Осенние листья»: Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.) Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.) Листья берёзы, (Загибают пальчики, начиная с большого.) Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками). | «Листопад» (выполняют волнообразные движения рук из стороны в сторону) (кружатся на носочках) (выполняют наклоны с движением рук) (идут по кругу, шоркая ногами по полу, и произносят звук [Ш-Ш-Ш]) (имитируют подбрасывание листьев вверх) Шурш, Шуршиха и Шуршонок — (идут по кругу, шоркая ногами по полу, и произносят звук [Ш-Ш-Ш]) (имитируют подбрасывание листьев вверх) | ||||
2 | Моя семья. (Семья. Дом). | «Солнце и тучка» Вдох За тучку солнышко зашло, (съежиться, обнимая Стало зябко и темно. себя за плечи, выдох) Солнце вышло из-за тучки, (расправить плечи) Мы теперь погреем ручки. (задержать дыхание. Выдох. Расслабиться) | «Семья» Раз, два, три, четыре Кто живёт в моей квартире? Раз, два, три, четыре, пять- Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестрёнка, Кошка Мурка, Два котёнка, Мой щенок, Щегол, И я - Вот и вся моя семья! | «Семейная зарядка». Осенью, весною, Летом и зимой. Мы во двор выходим Дружною семьёй. Встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает (руки вверх и вниз). Папа бодро приседает (приседания). Повороты вправо-влево Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом). А я сам бегу трусцой (бег на месте) И качаю головой (наклоны головой в стороны). | |||||
3 | Животный мир. Рыбы. | «Вырасти большой» Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха. ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз. | «Жил да был один налим» Жил да был один налим, Два ерша дружили с ним. Прилетали к ним три утки По четыре раза в сутки И учили их считать: Раз, два, три, четыре, пять. Движения имитирующие движения плавников. Взмахи ладонями. Сжимать и разжимать кулачки. Загибать пальчики. | Аквариум Как в аквариуме нашем Рыбки золотые пляшут. Они весело резвятся В чистой тепленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке, То помашут плавниками, То закружатся кругами (движения по тексту). Дети изображают резвящихся рыбок. | |||||
4 | Животный мир. Домашние животные. | «Вырасти большой» Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха. ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз. | «Буренушка». Дай молока, Буренушка, (Показывают, как доят корову) Хоть капельку — на донышке. Ждут меня котятки. (Делают «коготочки» из пальчиков) Малые ребятки. Дай им сливок ложечку, (Загибают по одному пальчику Творогу немножечко, на руках, начиная с мизинцев, на Масла, простоквашки, название молочного продукта). Молока для кашки. (Снова «доят»).Всем дает здоровье Молоко коровье. | НА ФЕРМЕ Мы на ферме побывали, (шагать на месте) Белых кроликов видали. (Прыгают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков) Шустренькие кролики То ложились, (присесть) То кружились (Кружатся) Лапками стучали. (Хлопают в ладоши) Весело пищали. (Топают ногами) | |||||
Ноябрь | 1 | Народная Культура и традиции. Дружба. День народного единства. | «Надуй шар» ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух. | «ДРУЖБА» Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются ритмично в «замок»). Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноимённых пальцев обеих рук). Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдное касание одноимённых пальцев, начиная с мизинцев), Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять, Мы закончили считать(руки вниз, встряхнуть кистями) | Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе - хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок! | ||||
2 | Животный мир. Кто как готовится к зиме. Дикие животные. | «Надуй шар» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух. | «Белка»: Сидит белка на тележке, (хлопки ладонями и удары кулачками попеременно) Продает она орешки. Лисичке-сестричке, (загибают по одному пальчику, начиная с большого) Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок, (ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками) Кому в зобок, Кому в лапочку. | На водопой Зимним днем лесной тропой Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосенок, За мамой-лисицей крался лисенок, За мамой-ежихой катился ежонок, За мамой-медведицей шел медвежонок, За мамою-белкой скакали бельчата, За мамой-зайчихой — косые зайчата, Волчица вела за собою волчат, Все мамы и дети напиться хотят. (Дети спокойно идут по кругу друг за другом.) (Идут, громко топая.) (Крадутся на носочках.) (Приседают, медленно двигаются вперед.) (Идут вперевалку.) (Скачут вприсядку.) (Скачут на прямых ногах.) (Идут на четвереньках.)(Лицом в круг, делают движения языком — «лакают».) | |||||
3 | Я человек. | Упражнение «обнимашки» Исходное положение: стоя, руки перед собой. На счет 1 – руки — в стороны, вдох; 2 – ребенок обхватывает свои плечи руками, выдох | «Пальчики». Раз, два, три, четыре, пять – Пошли пальчики гулять, Этот пальчик рыл песок, Этот делал пирожок, Этот с горки катался, Этот в траве валялся, Этот умницей был – Хорошо говорил. | Мы проверили осанку И свели лопатки, Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишко, И как серый волк-волчишко. Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. | |||||
4 | Наш быт. Посуда. | Упражнение «обнимашки» Исходное положение: стоя, руки перед собой. На счет 1 – руки — в стороны, вдох; 2 – ребенок обхватывает свои плечи руками, выдох | «Помощники». Раз, два, три, четыре, (удар кулачками, хлопки в ладоши). Мы посуду перемыли: (одна ладошка скользит по другой).Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку (Загибают пальчики, начиная с большого пальца). Мы посуду перемыли, (одна ладошка скользит по другой).Только чашку мы разбили,И кастрюлю уронили, Ковшик тоже развалился,Нос у чайника отбился.Ложку мы чуть-чуть сломали, (Загибают пальчики, начиная с большого пальца). Так мы маме помогали. (Удар кулачками, хлопки в ладоши). | ПОСУДА Вот большой стеклянный чайник, ("Надуть" живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик) Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки. (Приседать, одна рука на поясе) Вот фарфоровые блюдца, Только стукни - разобьются. (Кружиться, рисуя руками круг) Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой) Вот пластмассовый поднос - Он посуду нам принес. (Сделать большой круг) | |||||
5 | Наш быт. Одежда. Обувь. Головные уборы. | Упражнение «Лесенка» Цель. Преодоление твердой атаки гласных. Пение гласных звуков. Дышать по схеме: вдох- задержка дыхания – выдох (говорить на выдохе) Пропевание гласных А, У с постепенным повышением и понижением тона. Педагог показывает детям, как голос «поднимается и опускается по лесенке». | "Новые кроссовки" Как у нашей кошки на ногах сапожки, Как у нашей свинки на ногах ботинки. А у пса на лапках голубые тапки. А козленок маленький обувает валенки. А сыночек Вовка - новые кроссовки. (загибать пальчики, начиная с большого) Вот так. Вот так. Новые кроссовки. («шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук) | «Сапожки». Нарядили ножки в новые сапожки, Выставляем носочки поочерёдно Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. Ходьба на месте Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, Топот на месте В грязь не заходите, сапожки не рвите. Прыжки на месте | |||||
Декабрь | 1 | Здравствуй, зимушка-зима! | «Лыжник». И. п. – ноги полусогнуты, расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука С. Аналогично – со звуком З. | "«Мы во двор пошли гулять» " Мы во двор пошли гулять 1,2,3,4,5. Мы во двор пришли гулять. Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку) Птичек крошками кормили (Крошить хлеб) С горки мы потом катались.(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой). А еще в снегу валялись (Класть ладошки на стол то одной то другой стороной). Все в снегу домой пришли (Отряхивать ладошки) Съели суп и спать легли. (Движения ложкой, положить руки под щеку). | «Зима» Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков) По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени) И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях) на коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях) И снегурку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения) Гостью-зиму любим мы, любим мы. ( развести руки в поклоне и поставить на пояс) | ||||
2 | Быть здоровыми хотим. | «Лыжник». И. п. – ноги полусогнуты, расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука С. Аналогично – со звуком З. | «ЧТОБ ЗДОРОВЫМИ МЫ БЫЛИ…» Чтоб здоровыми мы были. Звуки все произносили, (сжимаем и разжимаем кулачки) Кто заботится о нас? Логопеды — это раз, Массажисты, медсестра И, конечно, доктора. (Загибают по одному пальчику на обеих руках) | НАШЕ ТЕЛО (движения по тексту) Девочки и мальчики Прыгают как мячики, Ножками топают, Ручками хлопают, Низко наклоняются, Быстро выпрямляются, Глазками моргают, После отдыхает. | |||||
3 | Этикет. | «Лыжник» имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м-м-м» 1,5 – 2 минуты. | «Доброе утро, здравствуй, Иван!» Пальцы сомкнуты, чуть растопырены, ладони соединены. Доброе утро, здравствуй, Иван (перекрещивают справа налево большие пальцы). Доброе утро, здравствуй, Степан (перекрещивают указательные пальцы). Доброе утро, здравствуй, Сергей (перекрещивают средние пальцы) и т. д. (все пальцы). | «Весёлая минутка» (движения по тексту) Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше подтянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели, встали, сели, встали И на месте побежали. | |||||
4 | Новогодний калейдоскоп. | «Лыжник» имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м-м-м» 1,5 – 2 минуты. | «Перед нами елочка…» Перед нами елочка (пальцы рук переплетены из больших пальцев – верхушка елки) Шишечки, иголочки, (кулачки, указательные пальцы выставлены) Шарики, фонарики, («шарики» из пальцев вверх, вниз) Зайчики и свечки, («ушки», обе ладони сложены, пальцы сжаты) Звезды, человечки. (ладони сложены, пальцы расставлены; средний и указательный пальцы стоят на столе) | ЗИМА Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков) На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях) И снегурочку лепим мы, лепим мы . (соответствующие движения) | |||||
Январь | 2 | Новогодний калейдоскоп. Зимние забавы. | «Лыжник» имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м-м-м» 1,5 – 2 минуты. | « СНЕГ» Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики) Мы с тобой снежок лепили. ( "Лепят снежок") Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (Показывают круг, сжимают ладони гладят одной ладонью другую)И совсем-совсем не сладкий.( Грозят пальником) Раз — подбросим. ("Подбрасывают") Два — поймаем. (Приседают, "ловят") Три — уроним. (Встают, "роняют") И... сломаем. (Топают) | ЗИМА Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков) На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях) И снегурочку лепим мы, лепим мы . (соответствующие движения) | ||||
3 | Транспорт | «Шины шуршат». И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. 1- вдох носом, стать на носки, руки вверх – в стороны. 2- вернуться в и.п., произнося на выдохе 4-6 раз: ш-ш-ш-ш. Повторять 3-4 раза. | «МАШИНА» У машины есть мотор, есть колеса. (движение «мотор»: вращают руками со сжатыми кулачками на уровне груди) В ней шофер. («крутят руль) Только я в машину сяду – (приседают, руки вперед) Вмиг домчит, куда мне надо. (хлопают в ладоши) | САМОЛЁТ Мы садимся в самолёт, (дети приседают) Отправляемся в полёт! («заводят» самолет, встают, говорят «ж-жу») Мы летим над облаками. (руки в стороны) Машем папе, машем маме. (по очереди обеими руками) Видим, как течёт река, (показывают руками волны Видим в лодке рыбака. («забрасывают» удочку) Осторожнее: гора! (наклоняются влево, вправо, говорят «ж-жу») Приземляться нам пора! (приседают) | |||||
4 | Азбука безопасности. Правила дорожного движения. | Упражнение «Насос» («Накачивание шины») Из шины выходит воздух. Вдох – задержать дыхание – на выдохе (протяжно): «Ш-ш-ш». Накачаем шину (насос). Вдох – задержать дыхание – на выдохе (отрывисто): «С, с, с». | «МАШИНА» У машины есть мотор, есть колеса. (движение «мотор»: вращают руками со сжатыми кулачками на уровне груди) В ней шофер. («крутят руль) Только я в машину сяду – (приседают, руки вперед) Вмиг домчит, куда мне надо. (хлопают в ладоши) | САМОЛЁТ Мы садимся в самолёт, (дети приседают) Отправляемся в полёт! («заводят» самолет, встают, говорят «ж-жу») Мы летим над облаками. (руки в стороны) Машем папе, машем маме. (по очереди обеими руками) Видим, как течёт река, (показывают руками волны Видим в лодке рыбака. («забрасывают» удочку) Осторожнее: гора! (наклоняются влево, вправо, говорят «ж-жу») Приземляться нам пора! (приседают) | |||||
5 | Моя страна. Моя планета. (в соответствии с возрастом) | упр. «Большой и маленький дома» Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). | «Небо синее в России…» Небо синее в России, Загибают по одному пальцу на каждое название. Реки синие в России. Васильки и незабудки Не растут нигде красивей. Белоствольные березы, Да пушистые мимозы. Есть и клены, и дубы, А какие здесь грибы! А еще пекут в печи Вот такие калачи! | «Зарядка» Все выходят по порядку (ходьба на месте) Раз – два – три – четыре! Дружно делают зарядку – Раз – два – три – четыре! Руки выше, ноги шире! Влево, вправо поворот, Наклон назад, Наклон вперед. | |||||
Февраль | 1 | Мой дом. Мой город. (в соответствии с возрастом | упр. «Большой и маленький дома» Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). | «Люблю по городу гулять» Люблю по городу гулять, (дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу) Люблю смотреть, Люблю считать (имитация) Коркино — это раз, Площадь Ленина — это два, (загибают по одному пальчики) Дворец Культуры – это три. А четыре — я живу в квартире. Пять – гуляю в парке я опять. | МОЙ ГОРОД Мы по городу шагаем (идут по кругу) То, что видим, называем (образуют пары) Светофоры и машины, (поворот головы вправо) Ярмарки и магазины (поворот головы влево) Скверы, улицы, мосты (взмах левой, правой рук) И деревья, и кусты (поднять руки вверх и опустить). | ||||
2 | Наш быт. Мебель. Бытовые приборы | Игра «Паровозик свистит» (выработка плавной непрерывной струи). Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала. | «МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ» Раз, два, три, четре, (Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.) Много мебели в квартире. (Сжимают и разжимают кулачки.) В шкаф повесим мы рубашку, (Загибают пальчики, начиная с большого). А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, Чай с вареньем дружно пили. (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками). Много мебели в квартире. | «Строим дом». Стук-стук молотком, (дети сидят стучат кулачками по полу) Строим, строим новый дом. Ты, пила, пили быстрей, (медленно встают, руками изображая пилу) Домик строим для людей. | |||||
3 | Наши защитники. | Дыхательное упражнение «Партизаны». Стоя, палка (ружьё) в руках. Ходьба высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6-8 шагов – выдох с произвольным произношением слова «ти-ш-ш- е». Повторять 1,5 мин. | «Бойцы- молодцы» Пальцы эти — все бойцы, Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами. Удалые молодцы. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Два — больших и крепких малых Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие. И солдат в боях бывалых, Два — гвардейца-храбреца, Показывают указательные пальцы. Два — сметливых молодца, Показывают средние пальцы. Два — героя безымянных, показывают безымянные пальцы. Но в работе очень рьяных, Два мизинца-коротышки — Показывают мизинцы. Очень славные мальчишки! Один, два, три, четыре, пять Поочередно считают пальцы на левой руке, начиная с мизинца, затем на правой. Будем молодцев считать. (2 раза) Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Пальцы встали дружно в ряд Показывают ладони с прямыми пальцами, Десять крепеньких солдат. хлопают в ладоши. | «Солдаты» Солдаты выстроились в ряд и готовы идти на парад. Как солдаты на параде мы шагаем ряд за рядом Левой - раз, левой - раз, посмотрите все на нас. Мы захлопали в ладоши, дружно, веселее, Застучали наши ножки громче и быстрее. По коленочкам ударим, тише, тише, тише, Мы на месте покружились и остановились. Мы глазами миг, мг, мы плечами чик, чик. Раз – сюда, два – сюда, повернись вокруг себя. Сели – встали, сели – встали, словно Ванькой-встанькой стали. Снова выстроились в ряд, словно вышли на парад. Левой – раз, левой – два, заниматься нам пора. | |||||
4 | Миром правит доброта. | Упражнение «Фокус» (направление воздушной струи по середине языка). Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа. | Если пальчики грустят – доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит. трясем кистями Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем.«моем» руки, дышим на них К себ ладошки мы прижмем,поочередно, 1 вверху, 1 внизу. Гладить ласково начнем.гладим ладонь другой ладонью Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко.скрестить пальцы, ладони прижать пальцы двух рук быстро легко стучат Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать.каждый палец зажимаем в кулачке | Мы проверили осанку (движения по тексту) И свели лопатки, Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишко, И как серый волк-волчишко. Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. | |||||
Март | 1 | Женский день. | Упражнение «Охотник идет по болотам» (распределение воздушной струи по бокам). Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук. | «Мамин праздник» Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.) Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.) Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.) Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.) | Маме надо отдыхать, (маршируют) Маме хочется поспать. (руки под щеку) Я на цыпочках хожу (ходьба Я ее не разбужу. на цыпочках) Тук-тук, тук-тук, (ходьба Моих пяток слышен стук. на пятках) Мои пяточки идут, Меня к мамочке ведут. | ||||
2 | Город мастеров. Профессии. Инструменты | Игра «Чья фигурка дальше улетит». Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ. | «ПОВАР» Повар готовил обед, А тут отключили свет. (Ребром ладони дети стучат по столу.) Повар леща берет И опускает в компот. (Загибают большой палец на левой руке.) Бросает в котел поленья, В печку кладет варенье. (Загибают указательный палец.) Мешает суп кочерыжкой,(Загибают средний палец.) Угли бьет поварешкой.(Загибают безымянный палец.) Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец.) И очень доволен он! (Разводят руками.) | ПРОФЕССИИ Я – шофёр, помыл машину Сел за руль, расправил спину. Загудел мотор и шины Зашуршали у машины. (имитация вождения автомобиля) А сапожник сапоги Для любой сошьёт ноги. К сапогам прибьёт подковки И пляши без остановки. (шитьё, прибивание молотком, пляска) А портной сошьёт для нас Брюки – просто высший класс. ( имитация шитья) Я - маляр, шагаю к вам С кистью и ведром Свежей краской буду сам Красить новый дом. (плавные взмахи руками вверх-вниз) | |||||
3 | Весна шагает по планете. | Игра «Кораблик» Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ. Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу». | «ДРОЗД-ДРОЗДОК» Дружок ты мой, дрозд, В крапинку хвост, (Дети машут сложенными ладонями, как крыльями.) Носик — остренький, Бочок — пестренький, Перья — тонкие, Песни — звонкие. Весной распеваются, (Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого.) Зимой забываются. (Снова машут сложенными накрест ладонями.) | подвижная игра «Веснянка» Солнышко, солнышко, ( Дети шагают на месте) Золотое донышко. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей, ( Бегут ). Прилетело сто грачей, («Летят»). А сугробы тают, тают, (Медленно приседают) А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх). | |||||
4 | Встречаем птиц. (Ранняя весна. Перелётные птицы). | Упражнение «Эхо» Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Педагог показывает картинку, на которой дети в лесу кричат «Ау!». дети делятся на 2 команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричит: «Ау!». Вторая команда (эхо) тихо отвечает: «Ау». Повторять 3-5 раз. Педагог читает стих: Заблудились мы в лесу, Закричали мы : «Ау!» Никто не отзывается, Лишь эхо откликается: «Ау». | «Птичка». Птичка летела, (скрестить ладони рук) Птичка устала. Птичка крылышки сложила, (сделать замок) Птичка пёрышки помыла. (вращение замком) Птичка клювом повела (выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв) Птичка зёрнышки нашла. Птичка зёрнышки поела, (соединённые мизинцы стучат по столу) Снова крылышки раскрыла, | ПТИЧКИ Птички прыгают, летают. (Машут руками и подпрыгивают) Птички крошки собирают. ("Клюют") Перышки почистили. Клювики почистили. (Погладить руки, носики) Птички летают, поют, (Машут руками) Зернышки клюют. ("Клюют") | |||||
Апрель | 1 | Азбука безопасности. (безопасность дома и на улице) | Игра «Надуй игрушку». Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть. | «Наша квартира» В нашей комнате стол – Есть отличный стол дубовый, Стулья-спинки все резные, ножки гнутые, витые. И ореховый буфет Для варенья и конфет. В комнате для взрослых-в спальне – Есть для платьев шкаф зеркальный, две широкие кровати с одеялами на вате и березовый комод, мама там белье берет. А в гостиной кресла есть, телевизор смотрят здесь. Есть диван и стол журнальный, в стенке-центр музыкальный. (на каждое название предмета мебели загнуть по одному пальчику) | «Кошкин дом» Тили - бом, тили – бом, | ||||
2 | Космос. Приведем планету в порядок | Игра «Хомячки» Цель: тренировка носового дыхания. Ход игры. Педагог рассказывает, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести зерно через болото. Необходимо от стула до стула шагая по листам бумаги, преодолеть болото. Ребенок надувает щеки и переносит зерно по кочкам. | ЖИЛ НА СВЕТЕ ЗВЕЗДОЧЕТ… На Луне жил звездочет, (показывают руками круглую луну) он планетам вел подсчет: (считают указательным пальцем) Меркурий - раз, Венера - два, три - Земля, четыре - Марс, пять - Юпитер, шесть - Сатурн,семь - Уран, восьмой - Нептун,девять - дальше всех - Плутон...(Загибают поочередно все пальчики.) Кто не видит - выйдет вон (хлопают в ладоши) | РАКЕТА. (движения по тексту) А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Вот летит ракета ввысь! | |||||
3 | В гостях у сказки. (Библиотека. Книги). | Игра «шарик» Шарик мой воздушный. Какой ты непослушный! Зачем ты отвязался, Зачем помчался ввысь? Вернись скорее, шарик! Вернись!.. Поднять руки вверх — вдох, медленно опускать вниз — длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш...». | «Зайка книгу нашел…» Зайка книгу нашел, И открыл, и прочел, А закрыл, все забыл. И снова открыл, И все повторил, А закрыл, опять забыл. - Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу. | «А теперь на месте шаг… » А теперь на месте шаг. (Поднимать и опускать плечи.) (Руки перед грудью, рывки руками.) (Прыжки на месте.) (Потягивания — руки вверх и в стороны.) | |||||
4 | Праздник весны и труда. | Игра «Надуй игрушку». Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть. | «Посадили зернышко…» Посадили зернышко, (кладем пальчиками в ладошку зернышко) | « Мы весной сажали сад…» Мы весной сажали сад, (Обеими руками выполнить пальчиковую игру «Дерево») А Семен лежал у гряд. (Положить ладони под щеку). Вот мы яблоки едим (поднести ко рту «яблоко» – сложенные вместе два кулака и пощелкать зубами), А Семену не дадим. (Погрозить указательным пальцем). Нам лентяев здесь не надо — (Помахать кистями рук перед грудью из стороны в сторону). Выходи, Семен, из сада! | |||||
Май | 1 | День победы | Игра «шарик» Шарик мой воздушный. Какой ты непослушный! Зачем ты отвязался, Зачем помчался ввысь? Вернись скорее, шарик! Вернись!..Поднять руки вверх — вдох, медленно опускать вниз — длительный выдох «Ш-ш-ш...» | ВЫШЛИ ТАНКИ НА ПАРАД Вышли танки на парад. Встали строем ровно в ряд. 1,2,3,4,5, - очень просто их считать. (Загибают поочередно все пальчики.)
| На одной ноге постой-ка, (руки на пояс, стоять на правой ноге) Будто ты солдатик стойкий. (то же на левой ноге) Ну, смелее подними, (поднять левую ногу) Да гляди, не упади. (вперед, руки в стороны) А сейчас постой на левой, (то же на левой) Если ты солдатик смелый. | ||||
2 | До свиданья детский сад. Здравствуй школа. Вот мы какие стали большими | Игра «Чей листик дальше улетит?» | «Были маленькие мы…» Были маленькие мы (пальцы согнуты, прижаты к ладони) Стали вдруг большие ( расправить пальцы, растопырить) Шалунишки, шалуны (движение «фонарики») А дружные какие! (сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони сжаты) | «Мы ладонь к глазам приставим» Мы ладонь к глазам приставим, ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек И – направо! И ещё Через левое плечо! (текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребёнка) | |||||
3 | Мир природы. Скоро лето. | диагностика | |||||||
4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".
«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...
Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска.
Тема : "Лес. Деревья" Пример таблицы взаимодействия учителя-логопеда с педагогами детского сада....
Интеграция взаимодействия учителя- логопеда и воспитателя в ходе НОД в старшей группе.
Интеграция – это глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды художественно - творческой деятельности и речевой, раз...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами через логоритмические занятия в старшей группе.
Русско-народная игра бабушка Меланья...
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»Цель: Физическое ...