Доклад на педсовете: «Приёмы формирования неречевых функций при ОНР»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Филина Людмила Алексеевна

Доклад на педсовете: «Приёмы формирования неречевых функций при ОНР»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filina_l.a._kons._dlya_vospitat_2020.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

№ 25 «КАЛИНКА»

Доклад на педсовете:

«Приёмы формирования неречевых функций при ОНР»

Филина Л.А.

МАДОУ д/с 25 «Калинка»

г. Химки

2020 год

Консультация для воспитателей:

«Приёмы формирования неречевых функций при ОНР»

Общее недоразвитие речи - это системное нарушение, проявляющееся в качественных недостатках фонетической, фонематической и лексико-грамматической сторонах речи. При этом также нарушается    психологическая база речи, механизмы, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи. Правильное понимание структуры и причин дефекта, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для выбора эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

           Доказано, что помимо речевого недоразвития у детей с ОНР имеется ряд других проблем: трудности формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Часто у детей с ОНР, оказываются нарушенными и другие высшие психические функции:  восприятиевоображениепамятьмышление.

       Исследования психологов Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна позволяют сделать выводы, что у дошкольников с речевой патологией психическая функция восприятия отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий: узнавание предметов в условиях наложения, зашумления. Так, дети с общим недоразвитием речи воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознавания. Число ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов. Следовательно, развитие оптико-пространственного гнозиса является необходимым условием для обучения детей грамоте.

         При изучении сенсомоторной координации (по материалам Л.В. Лопатиной,Г.В., Дедюхиной,Е.Ф., Архиповой) были выявлены особенности ориентировки детей с недоразвитием речи в пространстве. Оказалось, что дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта, а также наблюдаются трудности ориентировки на собственном теле, особенно при усложнении заданий.                                         

              Исследование функции внимания выявило, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны взрослого, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. У ряда детей отмечается недостаточная устойчивость внимания.

Выделяют следующие особенности внимания детей с речевой патологией:

– нарушения концентрации внимания как следствие утомления;

– неадекватные колебания внимания;

– ограниченный объем внимания. Дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы.

    Таким образом, нарушения внимания у детей с ОНР отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми.

             В работах таких ученых как С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. А. Крутецкий указано, что воображение — это условие успешного овладения ребенком новой информацией, творческих изменений его умений, самостоятельного развития его личности. Таким образом, воображение оказывает непосредственное влияние на успешность процесса обучения и воспитания. Посредством воображения сознание человека отражает окружающий мир. Отмечается, что мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи. Дети, речевое развитие которых идет с отклонениями от нормы, оказываются с чрезвычайно бедными формами воображения. По наблюдениям Л. С. Выготского, задержки речевого развития всегда приводят к недоразвитию воображения ребенка. Посредством речи у ребенка формируются и фиксируются представления о предметах, а также есть способность воображать то, чего он никогда не видел, думать о каком-либо предмете и изменять его в своих мыслях Нарушения одного из главных средств общения — речи, приводят к неточности представлений о предметах, недостаточности закрепления и обобщения практического опыта ребенка в слове, из-за чего происходит запоздалое формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.

           Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти.

У детей с ОНР нарушена как непроизвольная, так и произвольная память. Причиной трудностей непроизвольного запоминания является сниженная познавательная активность этих детей. Наглядный материал детьми запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает в меньшей степени, чем произвольное.

У детей с общим недоразвитие в речи страдает как механическая, так и логическая память. Снижение уровня логической памяти обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации.

Отмечается и своеобразие кратковременной памяти: снижение объема и скорости памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания, нарушение порядка воспроизведения рядов, излишнее торможение за счет побочных факторов. Нередки ошибки привнесения, повторного называние предметов, картинок. Дети забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), элементы и последовательность предложенных для выполнения действий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

          Познавательная функция речи связана с возможностью общения ребенка с окружающими. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи, т.к. ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. Ребенок часто нуждается в наглядной ситуации и ему понятна только информация, связанная со знакомыми, наглядно воспринимаемыми предметами, людьми в игровой ситуации. Передача новых знаний, сведений, способов действий, личных переживаний невозможна.

          Недостаточная речевая способность детей с ОНР не дает возможность правильно воспринимать информацию и расширять ее при речевом общении с окружающими. Исследователи считают, что задержка одного компонента приводит к задержке развития другого - мышления. Ребенок не владеет в соответствии с возрастом понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется выполнять анализ и синтез поступающей информации. Названные затруднения во многом определяются недоразвитием обобщающей функции речи и обычно успешно компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.

            Правильная оценка недостаточности в сфере неречевых процессов необходима для выявления закономерностей аномального развития детей с общим недоразвитием речи и в то же время для определения компенсаторного фона. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что для их преодоления требуется специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс логопедических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование компонентов языковой системы, коммуникативной и регулирующей функции речи.

Целью выступает активизация высших психических функций-нейрокоррекция.

Задачами становятся:

- развитие произвольности психической деятельности;

- развитие движений, различных видов праксиса;

- развитие пространственного восприятия;

- развитие речевой деятельности.

         Как же организовать коррекционную деятельность?

 Не забывать о том, что для дошкольника игра является основной ведущей деятельностью. По словам В. Сухомлинского:

 «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Предлагаю некоторые варианты игр для развития неречевых функций у детей с ОНР для индивидуальной или подгрупповой (2-4 человека) работы с детьми:

- Игра «Сосчитай предметы»

Эта игра дает детям возможность приятно и весело практиковаться в устном счете, развивать зрительное восприятие предметов.

--Игра «Скопируй рисунок»

Эта игра развивает логику и пространственное мышление.

- Игра «Найди и обведи»

Эта игра направлена на развитие внимания у ребенка. Задача: найди на картинки все предметы, озвученные в задании.

- Игра «Математические раскраски»

Игры помогут освоить математические основы, разовьют внимание и логическое мышление.

- Игра «Соедини по точкам»

Эта игра на мышление, не только поможет закрепить правильный порядок счета, но и поможет ребенку в развитии воображения.

- Игра «Ребусы»

Ребусы развивают логическое образное мышление, нестандартное восприятие, зрительную память, и фонематический слух.

- Игра «Лабиринты»

С помощью игр лабиринтов пятилетние и шестилетние дети смогут научиться логически прокладывать ходы, перебирать все возможные варианты, они учат детей анализировать, развивает внимание. Лабиринты помогают детям развивать такие качества как целеустремленность, концентрацию внимания.

- Игра «Зашумленные картинки»

Эта игра помогает развить у детей произвольное внимание и зрительное восприятие предметов. Зашумленные картинки можно подбирать как для автоматизации поставленных звуков, так и для закрепления лексической темы недели.

Для индивидуальной или подгрупповой работы с детьми я использую такие предметы как пластиковую прозрачную папку для документов, фломастеры, шаблоны игр и влажные салфетки.

Шаблон игры вкладываю в папку, и дети фломастерами пишут или рисуют по ней.

          Игры на развитие высших психических функций нужно проводить не только индивидуально или небольшими подгруппами, но и со всей группой. Предлагаю вашему вниманию такие игры как

- «Будь внимателен»

Перед началом игры разучите условные сигналы. При слове «зайчики» дети должны попрыгать, при слове «цапли» - стоять на одной ноге, а при слове «лошадки» - остановиться и стучать одной ногой об пол.

Теперь попросите идти детей по кругу. Ведущий с разными интервалами и в различном порядке называет слова-команды, а дети их выполняют.

В дальнейшем можно набор команд расширить.

-«Земля, вода, огонь, воздух»

Дети садятся в круг. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все опускают руки вниз, слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, а слово огонь - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Дети повторяют слова за ведущим и выполняют соответствующие движения. Сначала можно говорить медленно, потом быстрее и быстрее.

Выигрывает тот, кто не сбился и выполнил все команды правильно.

- «Послушай и запомни»

Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча - дождь, ночь - луна, постель - сон, солнце - день, лампа - свет. Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача ребенка - вспомнить второе слово.

Усложняя задание, увеличивайте количество пар.

Обязательно меняйтесь ролями

- «Слушай хлопки»

Договариваетесь с детьми, что на данное количество хлопков они будут выполнять определенное движение. Эти движения могут придумывать дети или предлагать взрослый. Например, услышав один хлопок – бить в ладоши, два хлопка – махать руками, три хлопка – подуть изо всех сил, четыре хлопка – поднять руки. Играет музыка, дети двигаются, как хотят. На остановку музыки и определенное количество хлопков выполняют заданное движение.

«Летает - не летает»,

- «Съедобный - несъедобный»,

- «Что изменилось?» и т.д.

              Все эти и другие подобные игры помогают педагогу в полном объеме развивать у детей с общим недоразвитием речи внимание, память, мышление, воображение, а вместе с ними и речь.

И заниматься этим необходимо и во время непрерывной непосредственно образовательной деятельности, и во время игровой деятельности, и во время режимных моментов.

               

Выводы:

1. Правильное понимание структуры общего недоразвития речи и причин, лежащих в основе дефекта, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для выбора эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

2. Процесс активизации высших психических функций необходимо проводить через двигательные и игровые упражнения, направленные на получение сенсомоторного и когнитивного опыта, что способствует расширению адаптационных  возможностей и приобретению жизненных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Формирование неречевых средств общения у детей с общим недоразвитием речи

         Развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состоян...

Схема диагностики речевых и неречевых функций у детей с общим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией

В данной методической разработке представлен материал,определяющий направления коррекционной работы с детьми с осложненным вариантом общего недоразвития речи, а также описана технология работы по осущ...

Формирование неречевых функций у детей с ОНР.

рекомендации и упражнения для развитии речи...

Консультация для воспитателей «Приёмы формирования неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Общее недоразвитие речи - это системное нарушение, проявляющееся в качественных недостатках фонетической, фонематической и лексико-грамматической сторонах речи. При этом также нарушается...

Доклад на педсовете по формированию ЗОЖ в группе младшего возраста

Доклад на педсовете  воспитателя разновозрастной группы младшего возраста (2-4 года)  на тему: «О целях,  задачах и результатах работы с воспитанниками  по  формиро...

Доклад на педсовете. Тема "Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности", 23.03.20

Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной, творческой, мыслящей, занимающей активную жизненную позицию личности. В современном мире, когда возрастает значение...