Педагогический опыт "Использование комплекса нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда как средство коррекции речевых и неречевых функций у детей с тяжёлыми нарушениями речи"
материал по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Использование нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Карта инновационного педагогического опыта учителя - логопеда Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №8 г.Сим"
Ашинского муниципального района Челябинской области
Лисиной Ирины Владимировны
1. Формальные параметры
Наименование педагогического опыта | Использование комплекса нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда как средство коррекции речевых и неречевых функций у детей с тяжёлыми нарушениями речи |
Автор – разработчик педагогического опыта | Лисина Ирина Владимировна - учитель - логопед |
Тип и вид представляемого образовательного учреждение | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №8» города Сим Ашинского района Челябинской области |
Период формирования и функционирования педагогического опыта | 2013 – 2018 гг. |
Адрес педагогического опыта | г.Сим, ул. Курчатова, 5а |
2. Содержательные параметры:
2.1. Актуальность проекта.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Самую многочисленную группу — до 60% от всех детей дошкольного возраста — сегодня составляют малыши с отклонениями в речевом развитии.
Среди них значительную часть составляют дети 6 – 7 летнего возраста, не овладевшие в положенные сроки звуковой стороной языка. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости в школе, особенно при овладении письмом и чтением.
Научные исследования и практический опыт доказывает, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, т.к. именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольше пластичностью.
При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижаются память и работоспособность.
Поэтому использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Использование здоровьесберегающих технологий оказывает положительное влияние на познавательную активность, таким образом повышает эффективность логопедической работы в целом. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления дошкольников. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье.
Актуальность данного опыта работы состоит в том, что традиционные здоровьесберегающие технологии не всегда дают высокие результаты в коррекции речи детей. Деятельность логопеда по устранению дефектов речи, сохранению и укреплению здоровья дошкольников, требует новых, современных и более гибких подходов к организации педагогической деятельности, внедрению осознанных и простых в употреблении форм оздоровления детей, доступных самим дошкольникам.
Актуальность данной проблемы и запросы родителей подвели меня к необходимости использования не только традиционных, но и нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками.
В качестве гипотезы педагогического опыта работы выступило предположение, если применять нетрадиционные элементы здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, то процесс коррекции речевых расстройств и укрепление здоровья будет более эффективным и быстрым.
При разработке педагогического опыта работы учитывались принципы:
-принцип развития, который определяет исходную позицию педагога по отношению к ребенку: опираться на имеющийся природный потенциал, искать и раскрывать его дарования, стимулировать внутренние духовные силы;
-принцип природосообразности, он говорит о том, что воспитание должно соответствовать как внутренней природе ребенка, так и внешним условиям;
-принцип доверительного сотрудничества рассматривает отношения педагог и ребенок как показатель успешности и завершенности образовательного взаимодействия, развивающего личность конкретного ребенка;
-принцип осознания совершаемых действий полезен для формирования межфункциональных связей мозговых структур;
-принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Педагог отрабатывает навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме;
-принцип обратной связи позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются основой педагогического опыта.
Практическая значимость данного опыта заключается в том, что полученные результаты, позволяют осуществить качественную коррекцию речи детей и укрепление здоровья через терапевтические возможности комплекса элементов нетрадиционных здоровьесберегающих технологий, и могут быть широко применены специалистами групп компенсирующей и комбинированной направленности при минимальных затратах.
2.2. Содержательная форма представления педагогического опыта.
Инновационный проект.
Вид: информационно - практико - ориентированный.
Участники: дети 6 - 7 лет, педагоги, родители.
Срок реализации: 1 год.
Название проекта: " Использование комплекса нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда как средство коррекции речевых и неречевых функций у детей с тяжёлыми нарушениями речи ".
Цель проекта: обеспечение положительной динамики в коррекции речевых функций у детей с тяжелыми нарушениями речи, и сохранение психофизического развития посредством использования комплекса нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий.
Задачи проекта:
Коррекционно - образовательные :
1. Осуществить теоретико- методологический анализ проблемы коррекционного развития детей с тяжёлым нарушением речи посредством использования комплекса нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий.
2. Реализовать в корекционно - образовательном процессе комплекс здоровьесберегающих условий, обеспечивающих эффективное развитие речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проводить диагностику состояния нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста и осуществлять коррекционную деятельность посредством комплекса элементов здоровьесберегающих технологий.
Коррекционно - развивающие:
1. Развивать речь детей - логопатов и проводить коррекцию её нарушений (связную речь, звукопроизношение, грамматический строй речи, словарь) посредством использования комплекса элементов здоровьесберегающих технологий.
2. Развивать мотивацию стремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через использование комплекса нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий в различных ее видах.
3. Развивать высшие психические функции детей (развитие внимания, памяти, мышления).
Воспитательные:
1. Расширять знания детей о здоровом образе жизни.
2. Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста потребность в сохранении и укреплении своего здоровья.
Реализуя Адаптированную образовательную программу дошкольного образования для детей с нарушением речи МКДОУ №8 г.Сим, изучая работы таких авторов, как И.Г. Выготской, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенской, Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой и другие новинки методической литературы как педагогической так и медецинской направленности, анализируя результаты педагогической диагностики, была разработана система целенаправленной работы по влиянию здоровьесберегающих технологий у детей старшего дошкольного возраста посредством применения комплекса нетрадиционных элементов здоровьесбережения. .
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
- Организация образовательного пространства в логопедическом кабинете и группе.
- Обеспечение положительной динамики в коррекции речевых функций у детей с тяжелыми нарушениями речи, и сохранение психофизического развития посредством использования комплекса нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий.
- Создание у воспитанников, педагогов и родителей познавательного интереса к элементам нетрадиционных здоровьесберегающих технологий.
Этапы реализации работы по коррекции речевых функций у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, и сохранение психофизического развития посредством нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий:
Период | Мероприятия | Ответственные | |
I этап. Организационный | |||
Сентябрь - Октябрь | 3-ая неделя | 1. Изучение и анализ методической литературы по теме. 2. Накопление методического материала. 3.Знакомство с новыми нетрадиционными здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения на логопедических занятиях. 4. Анкетирование родителей и педагогов 5. План работы 6. Разработать содержание проекта | Учитель-логопед Учитель-логопед Учитель-логопед Учитель-логопед Воспитаттель Учитель-логопед Учитель-логопед |
II этап. Диагностический | |||
Ноябрь - Декабрь | 1. Выявление общего уровня детей, имеющие проблемы речевого развития 2. Диагностирование детей | Учитель-логопед Учитель-логопед | |
III этап. Внедренческий | |||
Январь - Март | 1. Проведение работы с детьми по развитию речи с использованием нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий. 2. Привлечение родителей к работе по формированию правильной речи посредством нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий. | Учитель-логопед, Воспитатель Учитель-логопед, Воспитатель | |
IVэтап. Обобщающий | |||
Апрель - Май | 1. Определение эффективности проведённой работы. 2. Проведение анализа полученных результатов | Учитель-логопед Учитель-логопед |
Поставленные задачи реализовывались с применением инновационных, нетрадиционных педагогических технологий по здоровьесбережению. По условиям ФГОС возникла необходимость внесения здоровьесберегающих технологий в коррекционную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, которая даст каждому ребенку равные стартовые возможности для последующего успешного обучения в школе. В связи с этим наряду с традиционными методами в педагогическом процессе становится актуальным введение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий для оптимизации процесса коррекции речи и оздоровления организма ребенка.
Формой коррекционной работы является непрерывно образовательная деятельность, направленная на решение задач индивидуального коррекционного воздействия на ребенка в соответствии с его проблемами, на отслеживание динамики развития детей, на укрепление психофизического здоровья воспитанников, на успешное исправление дефектов речи. Схема построения занятий с применением здоровьесберегающих технологий отличается от общепринятой следующими моментами: в организационный момент занятия включаются психофизические, логоритмические упражнения.
В ходе занятий используется артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики. Проводятся мимические, голосовые и дыхательные упражнения, используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, гимнастика для глаз "Пальминг".
Проводился дифференцированный логопедический массаж и самомассаж лица, пальцев рук с массажерами «Чудо – пальчик», колючие коврики "Травка", с учётом биологически активных точек; пальцевой массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми, гидрогимнастика.
В заключительной части занятия, чтобы ребёнок расслабился, пришёл в спокойное состояние использовались упражнения на релаксацию и психогимнастика "Световой стол для рисования"(песком)
Виды непрерывной образовательной деятельности:
- индивидуальная непрерывная образовательная деятельность;
- подгрупповая непрерывная образовательная деятельность;
- фронтальная непрерывная образовательная деятельность.
Приемы.
В здоровьесберегающих технологиях приемы классифицируются следующим образом:
- защитно-профилактические: личная гигиена и гигиена обучения;
- компенсаторно – нейтрализующие : физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, артикуляционная, дыхательная и другие виды гимнастики, массаж, самомассаж, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации, элементы релаксационных упражнений;
- стимулирующие: элементы закаливания, приемы психотерапии, цветотерапии, музыкотерапии;
- информационно-обучающие: заучивание текстов к различным видам гимнастик и массажам, и другая предварительная работа к занятиям.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- эксперимент – констатирующий, формирующий, контрольный;
- теоретический анализ (обработка и осмысление полученных данных);
- тесты;
- диагностические методы
Перспективный план работы на учебный год по использованию традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
Месяц | Неделя | № НОД | Лексическая тема | Традиционные здоровьесберегающие технологии | Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии |
Сентябрь | 1 | 1 | День знаний | 1 и 2 недели диагностика | |
2 | 2 | Осень. Признаки осени | |||
3 | 3 | Международный день красоты. Человек. Части тела. Строение артикуляционного аппарата. | 1. Артикуляционная гимнастика: "Улыбка". "Птенчики" 2. Пальчиковая гимнастика: "Пошли пальчики гулять" 3. Дыхательная гимнастика на выработку воздушной струи: "Ветряная мельница" 4. Физкультминутки "Ёжик","Бутон" | 1. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой 2. Биоэноргопластика 3. Самомассаж активных точек лица
| |
4 | 4 | День дошкольного работника. Детский сад. Игрушки. | 1. Артикуляционная гимнастика: "Улыбка". "Птенчики" 2. Пальчиковая гимнастика: ""Слон" 3. Дыхательная гимнастика на выработку воздушной струи:"Дует ветер" 4. Физкультминутки: "Бутон" 5. Логораспевки 6. Аромотерапия | 1. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой 2.Самомассаж активных точек. (Аурикулотерапия). 3. Биоэноргопластика
| |
Октябрь | 1 | 5 | Осень. Грибы. Ягоды. | 1. Дыхательная гимнастика : "Сдуем жука" 2.Артикуляционная гимнастика ( для свистящих): "Улыбка", "Заборчик", "Птенчик", "Блинчик", "Накажем непослушный язычок" 3 .Упражнения для общей моторики "Гриша шёл, шёл белый гриб нашёл" 4. Пальчиковая гимнастика "За ягодами" 5. Мимические упражнения | 1. Биоэнергопластика 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Пальцевой массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" |
2 | 6 | Осень. Сад. Фрукты. Ягоды. | 1. Дыхательная гимнастика : "Лебединые пёрышки" " 2. Артикуляционная гимнастика ( для свистящих): "Улыбка", "Заборчик", "Птенчик", "Блинчик", "Накажем непослушный язычок" 3. Упражнения для общей моторики "Дары осени" 4. Пальчиковая гимнастика "За фруктами" 5. Логоритмика 6. Гимнастика для глаз "Нарисуй круги глазами" | 1. Биоэноргопластика 2. Гимнастика для глаз "Пальминг" 3. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой 4. Гидрогимнастика
| |
3 | 7 | Осень. Огород. Овощи. | 1. Дыхательная гимнастика : "Шторм в стакане" 2. Артикуляционная гимнастика ( для свистящих): "Улыбка", "Заборчик", "Птенчик", "Блинчик", "Накажем непослушный язычок" 3 .Упражнения для общей моторики "Овощи" 4. Мимические упражнения 5. Аромотерапия | 1. Биоэноргопластика 2. Психогимнастика "Камешки Мераблс" 3.Самомассаж активных точек. 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" 5. Самомассаж активных точек. (Аурикулотерапия). | |
4 | 8 | Домашние животные и их детёныши. | 1. Дыхательная гимнастика : "Загоним мяч в ворота" 2. Артикуляционная гимнастика ( для свистящих): "Улыбка", "Заборчик", "Птенчик", "Блинчик", "Накажем непослушный язычок" 3.Упражнения для общей моторики "Звери на водопои"" 4. Пальчиковая гимнастика "Шустрый заяц" 5. Релаксация под классическую музыку | 1. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Пальцевой массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" | |
Ноябрь | 1 | 9 | Дикие животные и их детёныши. | 1. Дыхательная гимнастика : "Загоним мяч в ворота" 2. Артикуляционная гимнастика ( для свистящих): "Улыбка", "Заборчик", "Птенчик", "Блинчик", "Накажем непослушный язычок" 3.Упражнения для общей моторики "Охота на льва " 4. Пальчиковая гимнастика "Прогулка " 5. Гимнастика для глаз "Рыбки" 6. Логораспевки | 1. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой 2. Пальчиковая гидрогимнастика 3.Пальцевой массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" 5. Психогимнастика "Световой песочный стол"
|
2 | 10 | Моя Родина - Россия. Наш город. Адрес. | 1. Дыхательная гимнастика : "Змея шипит" 2. Артикуляционная гимнастика ( для свистящих): "Улыбка", "Заборчик", "Птенчик", "Блинчик", "Накажем непослушный язычок" 3. Упражнения для общей моторики "Парад " 4. Пальчиковая гимнастика "Строим дом из палочек " 5. Музотерапия | 1. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Пальцевой массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" | |
3 | 11 | Осень. Деревья. | 1. Дыхательная гимнастика : "Листопад" 2. Артикуляционная гимнастика ( для свистящих): "Улыбка", "Заборчик", "Птенчик", "Блинчик", "Накажем непослушный язычок" 3. Упражнения для общей моторики "Деревья " 4. Пальчиковая гимнастика " раз. два, три, четыре, пять идём листья собирать" 5. Психогимнастика "В осеннем лесу" | 1. Биоэноргопластика 2. Гимнастика для глаз "Пальминг" 3. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой 4. Гидрогимнастика | |
4 | 12 | Ткани и другие материалы. Одежда. Обувь. Головные уборы. | 1. Дыхательная гимнастика : "Летающие шарики" 2. Артикуляционная гимнастика ( для свистящих): "Улыбка", "Заборчик", "Птенчик", "Блинчик", "Накажем непослушный язычок" 3.Упражнения для общей моторики " Мы шьём " 4. Пальчиковая гимнастика " Одежда" 5. Кинезиологические упражнения. | 1. Биоэноргопластика 2. Психогимнастика "Камешки Мераблс" 3.Самомассаж активных точек. 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" 5. Самомассаж активных точек. (Аурикулотерапия). | |
5 | 13 | Домашние птицы и их детёныши. | 1. Дыхательная гимнастика : "Птичка с дерева слетает" " 2. Артикуляционная гимнастика ( для свистящих): "Улыбка", "Заборчик", "Птенчик", "Блинчик", "Накажем непослушный язычок" 3. Упражнения для общей моторики "Мы пришли на птичий двор" 4. Пальчиковая гимнастика " Птички невелички " 5. Гимнастика для глаз " Птичка летает" 6. Логоритмика | 1. Биоэноргопластика 2. Психогимнастика "Камешки Мераблс" 3.Самомассаж активных точек. 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" 5. Самомассаж активных точек. (Аурикулотерапия). | |
Декабрь | 1 | 14 | Зима. Признаки зимы. | 1. Дыхательная гимнастика : " Сдуем снежинки" 2. Артикуляционная гимнастика ( для шипящих): "Чашечка", "Вкусное варенье", "Чистим зубки", "Грибок", "Лошадка" 3 .Упражнения для общей моторики "Мы на лыжах идём" 4. Пальчиковая гимнастика " Лепим снеговика 5. Гимнастика для глаз " Снежинка падает" 6. Логоритмика | 1. Биоэнергопластика 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Пальцевой массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" |
2 | 15 | Зимние забавы и развлечения. | 1. Артикуляционная гимнастика для шипящих: "Чашечка", "Вкусное варенье", "Чистим зубки", "Грибок", "Лошадка" 2. Пальчиковая гимнастика: "Пошли пальчики гулять" 3. Дыхательная гимнастика на выработку воздушной струи: "Ветряная мельница" 4. Физкультминутки 5. Мимические упражнения | 1. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Пальцевой массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" | |
3 | 16 | Зима. Зимующие птицы. | 1. Артикуляционная гимнастика для шипящих: "Чашечка", "Вкусное варенье", "Чистим зубки", "Грибок", "Лошадка" 2.Упражнения для общей моторики "Беговая дорожка" 3. Кинезиологические упражнения 4. Логораспевки 5. Аромотерапия | 1. Гидрогимнастика 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Пальцевой массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" | |
4 | 17 | Новогодний праздник. Новогодняя ёлка. Ёлочные украшения. | 1. Артикуляционная гимнастика для шипящих: "Чашечка", "Вкусное варенье", "Чистим зубки", "Грибок", "Лошадка" 2. Физкультминутки 3. Упражнения на дыхание "Сдуем с ёлки снежинки" 4. Мимические упражнения. | 1. Биоэноргопластика 2. Психогимнастика "Камешки Мераблс" 3.Самомассаж активных точек. 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" 5. Самомассаж активных точек. (Аурикулотерапия). | |
Январь | 2 | 18 | Рождество. | 1. Артикуляционная гимнастика для шипящих: "Чашечка", "Вкусное варенье", "Чистим зубки", "Грибок", "Лошадка" 2. Упражнения на релаксацию по классическую музыку 3. Упражнения на общую моторику "Водим хоровод" 4. Пальчиковая гимнастика | 1. Биоэноргопластика 2. Гимнастика для глаз "Пальминг" 3. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой 4. Гидрогимнастика |
3 | 19 | Мой дом Южный Урал. Путешествие по Южному Уралу. | 1. Артикуляционная гимнастика для шипящих: "Чашечка", "Вкусное варенье", "Чистим зубки", "Грибок", "Лошадка" 2. Упражнения на общую моторику "Экскурсия в зимний лес" 3. Дыхательная гимнастика "Вьюга" 4. Логоритмика | 1. Гидрогимнастика 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Пальцевой массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" | |
4 | 20 | Зима. Животные Южного Урала. Как звери зимуют. | 1. Артикуляционная гимнастика для шипящих: "Чашечка", "Вкусное варенье", "Чистим зубки", "Грибок", "Лошадка" 2. Дыхательные упражнения на выработку воздушной струи "Дует ветер" 3. Упражнения на общую моторику "Солнце землю греет" 4. Логораспевки 5. Аромотерапия | 1.Биоэнергопластика 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Пальцевой массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" | |
Февраль | 1 | 21 | Посуда. | 1. Артикуляционная гимнастика для шипящих: "Чашечка", "Вкусное варенье", "Чистим зубки", "Грибок", "Лошадка" 2. Пальчиковая гимнастика "Лепим посуду" 3. Кинезиологические упражнения. 4. Музотерапия | 1.Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Пальцевой массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" |
2 | 22 | Профессии | 1. Артикуляционная гимнастика для шипящих: "Чашечка", "Вкусное варенье", "Чистим зубки", "Грибок", "Лошадка" 2. Мимические упражнения. 3.Упражнения на общую моторику 4. Упражнения на мелкую моторику "Вырежи силуэт машины" | 1.Гидрогимнастика 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Пальцевой массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" | |
3 | 23 | Продукты питания | 1. Артикуляционная гимнастика для шипящих: "Чашечка", "Вкусное варенье", "Чистим зубки", "Грибок", "Лошадка" 2. Дыхательная гимнастика "Надум шары" 3. Логоритмика 4. Логораспевки | 1.Биоэнергопластика 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Пальцевой массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" | |
4 | 24 | День защитника Отечества | 1. Артикуляционная гимнастика для шипящих: "Чашечка", "Вкусное варенье", "Чистим зубки", "Грибок", "Лошадка" 2. Пальчиковая гимнастика "Мы радисты" 3. Мимические упражнения 4. Аромотерапия | 1.Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Гидрогимнастика 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" | |
Март | 1 | 25 | Дом. Мебель. | 1. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков: "Вкусное варенье", "Лошадка", Грибок", "Барабан". "Гармошка" 2.Упражнения на общие движения "Мы строители" 3. Пальчиковая гимнастика "Выложи дом из палочек" 4.Мимические упражнения | 1.Гидрогимнастика 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Пальцевой массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" |
2 | 26 | 8 марта - Международный женский день. | 1. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков: "Вкусное варенье", "Лошадка", Грибок", "Барабан". "Гармошка" 2. Пальчиковая гимнастика "Обведи цветы" 3. Логораспевки 4. Упражнения на общие движения | 1.Биоэнергопластика 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Пальцевой массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" | |
3 | 27 | Волшебный мир книги. Библиотека. | 1. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков: "Вкусное варенье", "Лошадка", Грибок", "Барабан". "Гармошка" 2. Пальчиковая гимнастика "Обведи цветы" 3. Упражнения на общую моторику 4. Кинезиологические упражнения. | 1.Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Гидрогимнастика 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" | |
4 | 28 | Ранняя весна. Признаки весны. Первоцветы. | 1. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков: "Вкусное варенье", "Лошадка", Грибок", "Барабан". "Гармошка" 2. Логоритмика 3. Упражнения на общую моторику "За цветами в лес" 4. Релаксация | 1.Гидрогимнастика 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Пальцевой массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" | |
Апрель | 1 | 29 | Весна. Перелётные птицы. | 1. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков: "Вкусное варенье", "Лошадка", Грибок", "Барабан". "Гармошка" 2. Пальчиковая гимнастика "Летающий голубь" 3. Мимические упражнения 4. Кинезиологические упражнения. | 1.Биоэнергопластика 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Пальцевой массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" |
2 | 30 | Космос. 12 апреля - День космонавтики | 1. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков: "Вкусное варенье", "Лошадка", Грибок", "Барабан". "Гармошка" 2.Упражнения на общую моторику"Мы космонавты" 3. Пальчиковая гимнастика"Строим ракету" 4. Аромотерапия | 1. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Гидрогимнастика 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" | |
3 | 31 | Времена года. Комнатные растения. | 1. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков: "Вкусное варенье", "Лошадка", Грибок", "Барабан". "Гармошка" 2.Логоритмика 3. Мимические упражнения 4. Релаксация | 1.Гидрогимнастика 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Пальцевой массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" | |
4 | 32 | Весна. Дикие животные в природе. | 1. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков: "Вкусное варенье", "Лошадка", Грибок", "Барабан". "Гармошка" 2.Упражнения на общие движения "Превращалки" 3. Пальчиковая гимнастика"Лепим зайца" 4. Логораспевки | 1.Биоэнергопластика 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Пальцевой массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" | |
5 | 33 | Инструменты. | 1. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков: "Вкусное варенье", "Лошадка", Грибок", "Барабан". "Гармошка" 2. Мимические упражнения. 3.Упражнения на общую моторику "Мы строим дом" 4. Релаксация | 1.Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Гидрогимнастика 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" | |
Май | 1 | 34 | Весна. Труд. | 1. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков: "Вкусное варенье", "Лошадка", Грибок", "Барабан". "Гармошка" 2.Упражнения на общую моторику "Мы трудимся" 3. Пальчиковая гимнастика "Раскрась весну" 4. Логоритмика | 1.Гидрогимнастика 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Пальцевой массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми 4. Гимнастика для глаз "Пальминг"
|
2 | 35 | 9 мая - День Победы | 1. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков: "Вкусное варенье", "Лошадка", Грибок", "Барабан". "Гармошка" 2. Мимическая гимнастика 3. Музотерапия 4. Аромотерапия | 1.Биоэнергопластика 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Пальцевой массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" | |
3 | 36 | Транспорт. Азбука дорожного движения. | 1. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков: "Вкусное варенье", "Лошадка", Грибок", "Барабан". "Гармошка" 2. Упражнения на общую моторику "Мы водители" 3. Логораспевки 4. Кинезиологические упражнения. | 1.Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Гидрогимнастика 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" | |
4 | 37 | Лето. Насекомые. | 1. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков: "Вкусное варенье", "Лошадка", Грибок", "Барабан". "Гармошка" 2. Упражнения на основные движения "В летнем лесу" 3. Пальчиковая гимнастика "Выложи из цветных геометрических фигур бабочек" 4. Логоритмика | 1.Гидрогимнастика 2. Психогимнастика "Световой песочный стол" 3. Пальцевой массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми 4. Гимнастика для глаз "Пальминг" | |
Июнь | 1 - 4 | Повторение пройденных тем. |
2.3. Инновационная направленность педагогического опыта
Современный этап развития общества определяет направления совершенствования системы образования.
Инновация опыта состоит в разработке и применение комплекса элементов нетрадиционных здоровьесберегающих технологий, направленных на эффективную коррекцию тяжёлого нарушения речи детей, выравнивание и сохранение их психофизического развития.
В реализации опыта использованы инновационные технологии:
- проектный метод, позволяющий привлечь в оздоровительный процесс детей педагогов, родителей;
- использование ИКТ, позволяющий более наглядно, доступно, красочно, эмоционально преподнести используемый материал;
- интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала.
2.4. Методологическая база педагогического опыта.
Педагогический опыт базируется на исследованиях И.Г. Выготской, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенской, и др., которые занимались разработкой специальных оздоровительных приемов, оказывающих психотерапевтическое воздействие на детей с тяжелыми нарушениями речи.
Здоровьесберегающие технологии в настоящее время признанны самыми актуальными средствами логопедического воздействия.
Данное понятие появилось в педагогической среде несколько лет назад и означает специально организованное взаимодействие взрослого с ребенком, направленное на обеспечение психофизического благополучия последнего.
В специальной литературе здоровьесберегающие технологии рассматриваются как «совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения к своему здоровью». Для детей с нарушениями речи это особенно значимо, поскольку эти дети, как правило, соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере.
По мнению Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой, программы коррекционно-развивающего обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях обязательно должны включать раздел «Здоровье», поскольку, чем раньше ребенок овладевает конкретными приемами, способствующими сохранению и укреплению его здоровья, тем больше он будет готов к повседневной активной деятельности, поддерживающей его тело и душу в рабочем и радостном состоянии.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием головного мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияния манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией». Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена учеными Института физиологии детей и подростков АПН РФ. Исследователи установили, что если движения пальцев не соответствуют возрасту ребенка, то и речь не соответствует возрастным нормам (Л.В. Фомина, М.М. Кольцова и др.).
Исследования Н.М. Щелованова, Н.Л. Фигурина, М.П. Денисовой, М.Ю. Кистяковской выявили, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются и начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.
Т.А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки позволяет стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
О.Г. Приходько в своих работах подчеркивает тесную взаимосвязь и единство речевой терапии с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Сочетание логопедической работы с медицинскими мероприятиями (медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК и др.) является важным условием комплексного воздействия специалистов медико-педагогического блока при речевых нарушениях. Необходима согласованность действий логопеда-дефектолога, невропатолога, а иногда и врача ЛФК и их общая позиция при обследовании, постановке диагноза и медико-педагогической коррекции речи.
На протяжении долгих лет в логопедической практике для формирования правильного звукопроизношения применяются различные комплексы артикуляционной и мимической гимнастики, которые направлены на развитие подвижности мышц речевого и лицевого аппарата. Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся на расстройствах речи (М.Е. Хватцев, О.В. Прав-дина, М.Ф. Фомичева и др.).
2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта.
В представленном проекте разработан и реализован на деятельностном этапе комплекс оздоровительно-коррекционной работы с детьми с использованием элементов нетрадиционных здоровьесберегающих технологий. Комплекс включает в себя элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой, артикуляционную гимнастику в форме бионергоппластики, пальчиковую гимнастику и пальцевый массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми, гидрогимнастику, упражнения с песком на световом столе для релаксации и развития высших психических функций (внимания, памяти, мышления), нетрадиционную гимнастику для глаз "пальминг". В основу данной системы работы положены принципы обучения:
- от простого к сложному;
- самостоятельно по способностям.
С целью коррекции речи детей и укреплению здоровья через нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в логопедическом кабинете и в группе оборудован уголок здоровья, состоящий из специального дидактического материала и занимательных игр.
Для развития артикуляционного аппарата изготовлен материал по биоэнергопластики: "Весёлые пальчики","Волшебные перчатки", "Мои руки не знают скуки". Применение биоэнергопластики - соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки, эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Синхронизация позволяет быстро убрать зрительную опору - зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Использование биоэнергопластики в сочетании с артикуляционными упражнениями поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога, помогает длительно удерживать интерес ребенка к артикуляционной гимнастике, помогает повысить мотивацию ребенка на логопедических занятиях, существенно экономит время индивидуального логопедического занятия (нет необходимости проводить отдельно артикуляционную гимнастику и упражнения для развития моторики рук), повышает при этом его эффективность.
Данная технология способствует естественному распределению энергии в организме, активизирует интеллектуальную деятельность, координацию движений и мелкую моторику. Овладев техникой биоэнергопластики, дети постепенно подходят к самостоятельному выполнению упражнений, от простых к сложным, развитие артикуляционного аппарата происходит намного быстрее и эффективнее.
Для развития мелкой моторики, тренировки координированных движений пальцев и кисти рук, повышению работоспособности коры головного мозга, активизации мануального интеллекта, используется пальцевый массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми. Массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган. Но поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:
- работа рук способствует психическому успокоению;
- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах;
- способствует возникновению успокоительного эффекта.
По этой методике проводится массаж четками, грецкими орехами, шестигранными карандашами, металлическими шарами, которые имеются в логопедическом кабинете.
Благодаря массажу мы активизируем так называемый мануальный интеллект, находящийся на кончиках пальцев рук, происходит сенсомоторное развитие.
Проводя самомассаж и массаж по методике Ю. Картушиной биологически – активных зон, имеется массажоёр "Чудо – пальчик", колючие коврики "Травка".
С целью лечебного воздействия на все органы и системы организма ребёнка, применяется точечный самомассаж ушных раковин - аурикулотерапия (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга. Выполнение массажа дети проводят с зеркалами. Для каждого ребёнка имеется индивидуальное зеркало. Успешность усвоения упражнений массажа и самомассажа зависит от развития высших психических функций (внимания, памяти, мышления). Постепенно у ребёнка вырабатывается привычка самостоятельно проводить массаж и самомассаж.
Для развития мелкой моторики рук и закаливания, использую гидрогимнастику.
Гидрогимнастика способствует:
- совершенствованию зрительного восприятия,
- развитию зрительно-моторной координации,
- формированию плавности и точности движений,
- подготовкируки к письму,
- развитиюмелкой моторики и воображения,
- развитию связной речи ребёнка,
-закаливанию рук
Для этого проводятся упражнения и игры с водой: "Рыбалка", "Мыльная пена с помощью губки", "Переложи камушки Мераблс из прохладной воды в тёплую", Выложи на дне узор", имеются настольные бассейны, наборы для упражнений и игр с водой. Постепенно происходит закаливание рук ребёнка, уменьшается процент заболеваемости детей.
Нетрадиционная гимнастика для глаз "пальминг"- используется после зрительных нагрузок. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включается спокойная музыка или читаются стихи по лексической теме. Данная гимнастика помогает не только отдохнуть глазам, но и в целом позволяет ребёнку расслабиться. Постепенно дети данную гимнастику используют самостоятельно на других занятиях в течении дня.
Одним из условий формирования речи является правильное дыхание. Поэтом, регулярно использую дыхательную гимнастику, которая укрепляет дыхательную мускулатуру, развивает диафрагмальное речевое дыхание, повышает сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям, выносливость при физических нагрузках. В комплексе дыхательных упражнений использую элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой и различные игры на развитие речевого дыхания.
Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые. Для проведения парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой использую видеоупражнения. Данная гимнастика позволяет кардинально укрепить здоровье детей.
Для психического развития детей использую "Световой стол для рисования песком".
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.
Рисование песком - завораживает. Песок - материал, который притягивает к себе. Специалисты парапсихологи утверждают, что песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка.
Очень полезно рисование песком гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учиться лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений. Особенно показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка. Использую такой стол на индивидуальных занятиях.
2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта.
Правильный подход к формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста должен не только всесторонне учитывать возможности дошкольников, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений. Это и будет психологической базой, на которой возможна организация различных видов здоровьесберегающих мнроприятий, позволяющие каждому ребёнку найти своё место в здоровьеоберегающей деятельности, независимо от уровня способностей.
Основными субъектами, вовлеченными в осуществление опыта, являются дети в возрасте 6-7 лет.
Учитывая возрастные и индивидуальные способности детей, составлен план реализации инновационного опыта. Это помогает развивать физические и психические процессы детей на уровне данного возраста.
Разработаны педагогические наблюдения детей, соответствующие возрасту. Это позволяет отследить результат приобретённых умений и навыков по здоровьесбережению в начальном этапе и в конце реализации проекта.
Инновационный педагогический опыт направлен на обеспечение положительной динамики в коррекции речевых функций у детей с тяжелыми нарушениями речи, и сохранение психофизического развития.
2.7. Социальная направленность педагогического опыта.
Основными субъектами реализации педагогического проекта являются дети, педагоги ДОУ (воспитатели, муз. работник, инструктор по физвоспитанию) и родители.
Полноценная работа и положительный результат по здоровьесбережению детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий невозможна без педагогов. Приоритетным направлением в моей работе явилось создание единого речевого пространства, необходимых условий в группе для проведения коррекционного часа, с использованием здоровьесберегающих технологий, во время которого воспитатели отрабатывают с конкретным ребенком или группой детей задания, данные учителем – логопедом: артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастику, упражнения на основные движения, мимику, голос и т. д. В помощь воспитателям были разработаны тетради взаимодействия. Подбирались коррекционные задания, с использованием элементов здоровьесберегающих технологий для закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях, в различные режимные моменты. В процессе НОД воспитатели используют психогимнастику, упражнения на развитие дыхания и голоса. На занятиях по музыке используются следующие здоровьесберегающие технологии - вокалотерапия, музыкотерапия, т.е обеспечивается преемственность усвоения музыкального, двигательного и речевого материалов. На физкультурных занятиях большое внимание уделяется развитию общей моторики, мышечной мускулатуры, ориентировки в пространстве с использованием здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, в течение недели с детьми, всеми специалистами проводится комплекс элементов здоровьесберегающих технологий, направленных на улучшение здоровья и результативности в речевом развитии.
Проект предоставляет возможность для профессионального роста педагогов, позволяет проявить такие профессиональные качества, как умение планировать, анализировать, наблюдать, выбирать способы достижения цели.
Перспективный план работы на учебный год логопеда с педагогами по использованию традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
№ п/п | Содержание работы | Сроки |
1 | Выступление на педсовете "Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе учителя - логопеда" | Август |
2 | Семинар-практикум: "Методика проведения Парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой" | Октябрь |
3 | Консультация "Биоэнергопластика в работе с детьми, имеющими тяжёлое нарушение речи" | Декабрь |
4 | Тренинг "Пальцевой массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми и его влияние на здоровье детей" | Февраль |
5 | Тренинг" Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения ( охрана зрения)". "Пальминг". | Март |
6 | Консультация "Психогимнастика "Световой песочный стол" | Апрель |
7 | Открытый показ НОД "Комплексное использование нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий в процессе НОД" | Май |
Положительный результат в коррекции речевых и неречевых функций у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи немыслим без взаимодействия с родителями. Поэтому одна из основных задач работы с семьёй – вовлечение родителей в процесс здоровьеформирующей деятельности через взаимодействие и ознакомление их с методами и приёмами работы с проблемными детьми. Для этого проводились консультации, давались рекомендации по выполнению упражнений с применением элементов нетрадиционных здоровьесберегающих технологий. А также информация располагается на специальном логопедическом стенде, где помещались не только упражнения, но и советы родителям по сохранению, укреплению здоровья, о профилактических мероприятиях. Весь коррекционно - развивающий процесс строился по принципу от простого к сложному; проводился в системе, согласно плану работы.
Перспективный план работы на учебный год логопеда с родителями по здоровьесбережению
№ п/п | Содержание работы | Сроки |
1 | Выступление на родительском собрании "Роль здоровьесберегающих технологий в развитии речи ребёнка" | Сентябрь |
2 | Практикум "Применение гидрогимнастики для рук в домашних условиях | Ноябрь |
3 | Лекторий для родителей: "Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе логопеда". | Декабрь |
4 | Консультации для родителей: "Развитие речевого дыхания с помощью парадоксальной дыхательной гимнастикиА.Н. Стрельниковой" | Январь |
5 | Консультация "Как действует пальцевой массаж по японской технологии Йосиро Цуцуми на укрепление мелкой моторики рук ребёнка " | Март |
76 | Открытое занятие "Использование нетрадиционно сберегающих технологий в прцессе НОД" | Май |
3. Результативные параметры
3.1.Эффективность педагогического опыта
В целях исследования эффективности проведённой работы по применению комплекса элементов нетрадиционных здоровьесберегающих технологий, была проведена диагностика воспитанников и опрос родителей по эффективности коррекции речевых расстройств и укреплению здоровья детей.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе МКДОУ №8 г. Сим В исследовании принимали участие 2 группы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Количество детей в контрольной и экспериментальной группе - 12 человек.
Сводная таблица результатов диагностики
Обозначения: В – высокий С – средний Н- низкий
Критерии | 2017– 2018 уч. год | |||||
На начало в % | На конец в % | |||||
уровни | уровни | |||||
в | с | н | в | с | н | |
Связная речь | 12 | 63 | 49 | 85 | 39 | 1 |
Звукопроизношение | 2 | 42 | 86 | 95 | 22 | 1 |
Грамматический строй речи | 23 | 39 | 38 | 88 | 41 | 1 |
Развитие словаря | 25 | 56 | 31 | 92 | 36 | 2 |
Развитие мотивации и произвольной регуляции деятельности | 15 | 85 | 29 | 89 | 30 | 1 |
Развитие внимания, памяти и памяти | 25 | 68 | 33 | 62 | 31 | 1 |
Развитие мелкой моторики кистей рук и общей координации движений | 25 | 33 | 42 | 89 | 26 | 1 |
В среднем в % | 15, 3 | 46,4 | 36,1 | 72 | 27 | 1 |
Общий % | 98 | 99 |
Результаты отображены в диаграмме
Развитие речи детей на начало учебного года в группе №1(экспериментальная)
Развитие речи детей на начало учебного года в группе №2 (контрольная группа)
Развитие речи детей на конец учебного года в группе №1(экспериментальная)
Развитие речи детей на конец учебного года в группе №2 (контрольная группа)
Результаты диагностики показали значительный рост оценочных показателей в эксперементальной группе, где проводилась целенапрвленная работа по коррекции речи детей с помощью комплекса нетрадиционных элементов здоровьеоберегающих технологий. Использование комплекса нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий позволило улучшить не только речь детей, но и их здоровье, в чём и состояла цель проекта, помимо этого повысило качество моей работы.
У детей – логопатов:
- нормализовался мышечный тонус органов артикуляции
- сформировались двигательные функции органов артикуляции
- активизировались речевые функции
- повысилась работоспособность, улучшилось соматическое состояние
- улучшились внимание, память, мышление, восприятие
- снизились эмоциональное напряжение и тревожность.
3.2. Распространение педагогического опыта.
Распространение опыта работы - неотъемлемая часть деятельности каждого педагога. Со своим опытом работы неоднократно выступала на заседаниях методического объединения дошкольного образовательного учреждения, где знакомила коллег с использованию в коррекционной работе комплекса нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий.
На муниципальном уровне результаты опыта были представлены на Региональном форуме по вопросам организации инклюзивного образования и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья "Мы вместе" в 2015 году. Тема выступления была озвучена как "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда" , где подробно были освещены здоровьесберегающие технологии.
Выступления на методическом объединении учителей - логопедов и учителей - дефектологов АМР в 2017 учебном году: "Проектирование индивидуально - образовательного маршрута в работе с детьми ОВЗ", раскрыла подходы в индивидуальной работе с ребёнком ОВЗ, с применением здоровьесберегающих технологий.
Выступление на РМО учителей - логопедов и учителей - дефектологов АМР в 2017 учебном году: "Логопедическое обследование в ДОУ", затронуло раннее выявление отклонений в развитии ребёнка.
В 2018 учебном году выступала на РМО учителей - логопедов и учителей - дефектологов АМР с темой: "Использование дидактического материала М.Монтессори в здоровьесберегающей работе логопеда", оно было посвящено нетрадиционным элементам здоровьесберегающих технологий.
Неоднократно участвовала в районных муниципальных педагогических конкурсах
Конкурс в 2015 г.: "Лучшая методическая разработка, посвящённая 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945г.г.", где использовала комплекс здоровьесберегающих технологий в проведении НОД и стала победителем среди педагогов.
Конкурс учителей - логопедов и учителей - дефектологов в 2017г.: "Лучшая методическая разработка", где знакомила коллег с применением элементов нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в процессе НОД и стала победителем среди специалистов.
Библиографический список
1. Базарный, В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс – контроль в школе и дома/ В.Ф. Базарный. – М.: АРКТИ, 2005. – 176с.
2. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие/
Т.В. Буденная. – Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001. – 128с.
3. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики/ Г.А. Волкова. – СПб.: Изд-во «Детство-Пресс», 2009. – 134с.
4. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольного образовательного учреждения /
Т.Н. Дронова. – М., 2002. – 120с.
5. Кабанова, Т.В., Домнина, О.В. Тестовая методика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями/ Т.В. Кабанова, О.В. Домнина. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2008. – 104с.
6. Каралашвили, Е.А. Физкультурная минутка/ Е.А. Каралашвили. – М.: Творческий центр, 2002. –156с
7. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии / В.И. Ковалько.
– М.:«ВАКО», 2004.
8. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить/ М.М.Кольцова. – М.: Советская Россия,1973.
9. Коноваленко, В.В. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми / В.В. Коноваленко. – М.: издательство «ГНОМ и Д», 2008. – 20с.
10. Кувшинова, И.А., Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией / И.А. Кувшинова.
–М.: 2009. –13 с.
11. Лалаева, И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение/ И.С. Лалаева. – СПб, 2004. – 300с.
12. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность/ А.А.Леонтьев. – М.: Красанд, 2010. – 2016с.
13. Маханева, М.Д. С физкультурой дружить – здоровым быть. Методическое пособие / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240с.
14. Пензулаева, Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет) /Л.И. Пензулаева. – М.: ВЛАДОС, 2002.
15. Сековец, Л.С. Изучение особенностей психофизического развития детей в системе дошкольных и школьных образовательных учреждений. Методическое пособие / Л.С.Сековец. – Нижний Новгород, 2009. – 221с.
16. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое сопровождение обучения/
А.Л. Сиротюк. – М., 2003.
17. Ткачева, В.И. Играем каждый день. Методические рекомендации/
В.И. Ткачева. – Мн.: НИО, 2001.
18. Утробина, К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7лет/ К.К. Утробина. – М., 2006.
19. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография/ Т.Б. Филичева. – М., 2000. – 314 с.
20. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г.В., Туманова, Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В. Туманова. – М.: Просвещение. 2009. – 271с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционная гимнастика Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Дыхательная гимнастика Цель дыхательной гимнастики – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Гимнастика для глаз Пальминг основывается на изоляции глаз от света на определённое количество времени при помощи ладоней. Упражнение не должно выполняться однократно, для достижения желаемого результата его необходимо делать ежедневно и не менее 5 минут.
Пальчиковая гимнастика Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камушков « Марблс » это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.
Упражнения на песочном столе Развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику. Снимают мышечное напряжение. Помогают ребенку чувствовать себя защищенным. Развивают активность, расширяют жизненный опыт. Стабилизируют эмоциональные состояния. Позволяют ребенку соотносить игры с реальной жизнью. Преодолевают комплекс «плохого художника». Развивают творческие действия. Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку. Способствуют расширению словарного запаса.
Точечный массаж Упражнения точечного массажа укрепляют защитные силы организма; учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний. Устраняет усталость, нормализует сон, повышает иммунитет .
Релаксация Целью проведения релаксации является способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя.
Логоритмика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство коррекции речевых и неречевых процессов у детей с нарушениями речи.
...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ (нарушения речи)
Слайдовая презентация из опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ), В ТОМ ЧИСЛЕ И У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.
В статье рассказывается об использовании различных здоровьесберегающих технологий в работе учителя-огопеда....
«Содержание совместной работы учителя логопеда и воспитателей по коррекции речевых нарушений»
Консультация для воспитателей...
Взаимодействие с педагогами "Дидактическая игра как средство коррекции речевых и неречевых процессов у детей с нарушениями речи"
Консультация для педагоговДидактическая игра как средство коррекции речевых и неречевых процессов у детей с нарушениями речи.Список используемой литературы:Быкова, И. А. Обучение детей грамоте в...
Консультация на методическое объединение "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда, с детьми, с тяжёлыми нарушениями речи (дизартрия)"
Консультация на методическое объединение "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда, с детьми, с тяжёлыми нарушениями речи (дизартрия)"...
Конкурс. Выступление на педагогическом совете 2021г. "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Данная методическая разработка будет полезна для педагогов и спкциалистов ДОУ....