Особенности работы с детьми с ТНР III-IV уровня речевого развития
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Особенности работы с детьми с ТНР III-IV уровня речевого развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 107.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Характеристика детей с Тнр Онр III - iv уровня речевого развития
Характеристика Обиходная фразовая речь с проблемами лексико-грамматического и фонетического строя. Обиходная фразовая речь с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Понимание речи Недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками , суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения. Недостаточный уровень лексических средств языка выражен в понимании слов, фраз, пословиц с переносным значением. Онр - Iii онр - iv
Словарный запас В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования (лиса-лисий хвост, книга из бумаги – бумажная) Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению. При достаточно разнообразном предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц, людей разных профессий, частей тела. При ответах смешиваются родовые и видовые понятия. При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются типовыми названиями и названиями приблизительного значения: овальный — круглый; переписал — писал. Имея определенный запас слов, обозначающих разные профессии, дети испытывают большие трудности при дифференцированном обозначении для лиц мужского и женского рода.
Грамматический строй речи Ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа(в зоопарке кормили белков); в использовании некоторых сложных предлогов (солнце выглянуло из тучи);
Звуковая сторона речи Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет. Остаточные проявления нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слов
Связная речь Преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Присутствуют трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств. В беседе, при составлении рассказа констатируются нарушения логической последовательности, « застревание » на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов; рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, дети пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями; остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
Особенности работы с детьми с ТНР
Особенности развития восприятия у детей с ТНР: ▫ Узость, замедленность ▫ Неумение выделять главное ▫ Сложность восприятия связи объекта со словом ▫ Выраженные сложности в формировании пространственно-временных представлений
Особенности развития памяти у детей с ТНР: -Отмечается снижение продуктивности запоминания -Характерно долгое запоминание и быстрое забывание -Объём зрительной памяти практически не отличается от нормы -Объем слуховой памяти значительно снижен (трудности при запоминании стихов) -Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания
Особенности внимания детей с ТНР: -низкий уровень произвольного внимания -неустойчивость -трудности переключения и распределения -трудности в планировании и контроле своих действий -трудности сосредоточения на вербальном материале
Особенности развития мышления у детей с тнр : -с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. -вербальные задания логической направленности вызывают стойкие трудности. -Характерен недостаточный объём сведений об окружающем мире, свойствах предметов. Вследствие двигательных и сенсорных нарушений недостаточно развивается наглядно - действенное и наглядно - образное мышление. Задержано формирование словесно - логического мышления, что проявляется в трудностях установления сходства и различия между предметами, несформированности многих обобщающих понятий, в трудностях классификации предметов по существенным признакам.
Особенности эмоционально – волевой сферы у детей с ТНР: -Эмоциональная незрелость -Трудности произвольного поведения -Зависимость от окружающих, склонность с спонтанному поведению -Нарушение коммуникативной функции, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм) -Заниженная самооценка -Повышенная обидчивость, ранимость -Тревожность -Агрессивное поведение разной степени выраженности
Специфика учебной деятельности детей с ТНР • замедленный темп восприятия информации, • сниженный уровень работоспособности, • трудности в организации произвольной деятельности, • низкий уровень самоконтроля и мотивации, • возможное ослабление памяти, • отклонение в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, • нарушение мелкой моторики, • нарушение зрительно-моторной и слухо-моторной координации, • затруднения в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным анализаторами.
Специальные образовательные условия обучения, воспитания и развития детей с ТНР Раннее выявление детей с речевой патологией Систематическая коррекционно-логопедическая помощь Возможность модификации и адаптации учебной программы Выбор индивидуального темпа обучения Щадящий, здоровьесберегающий , комфортный режим обучения и нагрузок
Использование материалов, которые заставляют работать сразу несколько анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный) не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Ежедневное использование игровых и практических приемов и методов обучения, повышающих интерес к занятиям, познавательную активность, формирующих учебную мотивацию Предоставлять каждому ребенку работать в удобном для него темпе Учитывать смену состава подгруппы для формирования у детей адекватной самооценки. Исключить соревнования между детьми.
методы и Приемы работы с детьми с ТНР Смена видов деятельности Индивидуальные и дифференцированные задания в соответствии с возможностями детей Соблюдение охранительного режима Систематическое повторение изученного материала Использование максимальной наглядности, активное применение рисунков, схем, символов; игровых приемов Активизация тактильных ощущений Осуществление индивидуализации обучения через систему специальных заданий: карточки, дополнительный материал Постепенное увеличение доли самостоятельности при построении высказываний, использование большого количества тренировочных упражнений Деление учебной инструкции на части Увеличение времени на выполнение работы
Особенности работы с детьми с ТНР Опираться на более сильные стороны развития ребёнка Регулярная смена видов деятельности и форм работы Чаще предлагать детям задания, которые бы они выполняли с удовольствием. Требовать выполнение неинтересных или более сложных заданий следует осторожно и дозировано Организация, форма работы, привлекаемый материал должен соответствовать возрасту ребенка
Методы и приемы речевого развития детей с тнр Одновременная работа над всеми компонентами речи Специальные упражнения по развитию речи Развитие мыслительных операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения Заучивание потешек , чистоговорок , стихотворений Составление плана ответа Проговаривание, комментирование, систематическое повторение Использование карточек-консультаций, схем, опор
Этапы коррекции : Подготовительный этап Тренировочный этап Закрепительный этап ЛОГОНЕВРОЗ
Специальный речево й режим Шёпотная речь Неречевая коммуникация - все средства общения, не относящиеся к речи и действующие на органы чувств человека — позы, жесты, движения, мимика, движения глаз, направление и длительность взгляда, улыбка . Организация специальных игр-«молчанок». Привлечения внимания безречевым способом (звук колокольчика, световой сигнал) Аутогенные тренировки Релаксация ( 2-3 раза в день ( утром , днем и вечером )) Дыхательные упражнения Исключить:
Развитие координации и ритмизации движений ритмическая разминка, упражнения, регулирующие мышечный тонус, упражнения для развития чувства темпа и ритма, упражнения на развитие координации речи с движением, пение, Игра.
Развитие чувства ритма Чтение стихотворений , Упражнения , направленные на выработку ритмических артикуляций в сочетании с движением руки ( « послоговый ритм » или теппинг , полный стиль произнесения , пословный ритм ).
Формирование речевого дыхания Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата ( постановка диафрагмально -р ё берного дыхания и формирование длительного выдоха через рот ). Формирование длительного фонационного выдоха . Формирование речевого выдоха . Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают в положении лежа . Оптимально , чтобы постановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне мышечного расслабления . Как правило , в этот период уже знакомы с элементами релаксации .
Развитие просодической стороны речи тембр; темп; логическое ударение; мелодика; ритм: интенсивность; дикция . Задачи : Развитие навыка интонационного оформления фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка ( вопросительные , восклицательные , завершенности и незавершенности ). Нормализация процесса речевого паузирования . Формирование навыка интонационного ударения . Н еобходима длительная тренировка Ф иксация внимания на просодической стороне речи значительно улучшает плавность речи .
Развитие планирующей функции речи Сопряженная речь Отраженная речь Ответы на вопросы по знакомым картинкам Самостоятельное описание картинок Пересказ прослушанного небольшого текста
Плавная спокойная речь взрослых ; Предупреждать торопливую речь детей ; Избегать перегрузок сложным речевым материалом ; Сохранение здорового состояния нервной системы ; Развитие и укрепление речевого аппарата , правильное развитие произносительной стороны речи , развитие лексико-грамматической стороны речи ; Не перегружать избыточными впечатлениями (+/-) , которые вызывают у них эмоциональное перенапряжение ; Положительный эмоциональный фон общения взрослого с ребенком .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/26/picture-223709-1366965669.jpg)
Доклад. Использование дидактических игр в работе с детьми раннего возраста, имеющими отставание в речевом развитии
Вниманию педагогов и родителей, представляю материал, по использованию дидактических игр для детей раннего возраста, имеющими отставание в речевом развитии.В процессе действий с предметами у детей с м...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-240210-1477849688.jpg)
Логопедическая работа с детьми раннего возраста по преодолению задержки речевого развития
В статье кратко раскрываются основные целми и этапы коррекционной работы по формированию речевой системы у детей раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-492376-1412527813.jpg)
План – программа коррекционно-развивающей работы с детьми от 6 до 7 лет с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.
План – программакоррекционно-развивающей работыс детьми от 6 до 7 летс общим недоразвитием речи III уровняречевого развития....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/31/picture-577822-1422737540.jpg)
Изучение родственных слов при работе с детьми с ОНР III уровня речевого развития.
Дети старшего дошкольного возраста с ОНР Ш уровня речевого развития имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значен...
Коррекционная работа с детьми ТНР и ЗПР на неделю (Речевое развитие)
Коррекционная работа с детьми ТНР и ЗПР на неделю (Речевое развитие)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/21/picture-1356690-1634813370.jpg)
Особенности грамматического строя у дошкольников с ТНР по уровням речевого развития
Особенности грамматического строя у детей-логопатов по уровням речевого развития.Чтобы начать говорить на определенном языке, нужно овладеть арсеналом языковых единиц, созданным предшествующими поколе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/06/picture-1113020-1549438402.jpg)
Картотека для работы с детьми 2-3 лет с задержкой речевого развития
Проблема выявления задержки речевого развития (ЗРР) на ранних этапах онтогенеза давно стала одной из важнейших проблем и ранняя помощь детям с задержкой речевого развития в настоящее время является чр...