Картотека для работы с детьми 2-3 лет с задержкой речевого развития
картотека по развитию речи (младшая группа)
Проблема выявления задержки речевого развития (ЗРР) на ранних этапах онтогенеза давно стала одной из важнейших проблем и ранняя помощь детям с задержкой речевого развития в настоящее время является чрезвычайно актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_dlya_rabotys_detmi_2-3_let_s_zrr.docx | 90.28 КБ |
prilozhenie_1.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Таборинский детский сад
Утверждено: Заведующим МКДОУ Таборинский детский сад ________________Т.Ю. Абляйкина Приказ № 198-од от 19.12.2024г. |
Картотеки для работ с детьми 2-3 лет с задержкой речевого развития
- Картотека дыхательных упражнений – стр. 1
- Картотека артикуляционной гимнастики – стр. 6
- Картотека для работ с детьми 2-3 лет с ЗРР – стр. 7
Дыхательные упражнения.
Карточка № 1
«Качели»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох), Крепче ты, дружок, держись.
Карточка № 2
«Дерево на ветру»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Исходное положение: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
Карточка № 3
«Дровосек»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
Карточка № 4
«Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
Карточка № 5
«Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха
Исходное положение: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Карточка № 6
«Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Карточка № 7
«Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
Карточка № 8
«Жук»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
Исходное положение: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
Карточка № 9
«Петушок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Исходное положение: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».
Карточка № 10
«Ворона»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
Карточка № 11
«Паровозик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
Карточка № 12
«Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
Карточка № 13
«Часики»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
Карточка № 14
«Каша кипит»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Карточка № 15
«Воздушный шарик»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.
Карточка № 16
«Насос»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Карточка № 17
«Ножницы»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
Карточка № 18
«Снегопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
Карточка № 19
«Трубач»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.
Карточка № 20
«Пружинка»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
Карточка № 21
«Кто дальше загонит шарик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
Карточка № 22
«Подуй на одуванчик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Карточка № 23
«Ветряная мельница»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
Карточка № 24
«Бегемотик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Карточка № 25
«Курочка»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.
Карточка № 26
«Аист»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.
Карточка № 27
«В лесу»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Карточка № 28
«Волна»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
Карточка № 29
«Хомячок»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
Карточка № 30
«Лягушонок»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.
Карточка № 31
«Ныряльщики за жемчугом»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
Карточка № 32
«Подуем на снежинку»
Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
Карточка № 33
«Бабочка летает»
Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
Карточка № 34
«Плывет, плывет кораблик»
Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
Артикуляционная гимнастика.
Карточка № 1
«Окошко»
При команде «жарко» малыш должен широко открыть рот. Когда родитель говорит «холодно», рот нужно закрыть.
Карточка № 2
«Чистим зубки»
Фишка в том, что зубки чистить нужно кончиком языка. Ребенок улыбается, приоткрывает рот и с внутренней стороны аккуратно «прочищает» зубы. Это задание входит в разные комплексы логопедической гимнастики для языка, оно простое и полезное.
Карточка № 3
«Замешиваем тесто»
Тесто в нашем случае — язык. Ученик улыбается и шлепает языком между губами. Затем нужно зубками аккуратно покусать язычок. Эти упражнения делают поочередно несколько раз.
Карточка № 4
«Лягушка» При сомкнутых зубах нужно улыбнуться максимально широко.
Карточка № 5
«Маляр»
Ребенку нужно улыбнуться, чуть приоткрыть рот и острым языком «покрасить», то есть, погладить нёбо.
Карточка № 6
«Лошадка»
Нужно вытянуть губы, чуть приоткрыть рот и цокать «узким» языком.
Карточка № 7
«Ловим мышку»
Нужно улыбнуться, чуть приоткрыв рот. В таком положении следует произнести «А» и поймать мышку за хвостик, прикусив кончик языка.
Карточка № 8
«Как пьет слоник»
Ученик вытягивает губы вперед, как будто хобот у слоника», и втягивает в себя воздух — «набирает водичку», при этом нужно немного причмокивать.
Карточка № 9
«Разговор индюка»
Нужно быстро двигать языком по верхней губе вперед-назад.
Карточка № 10
«Орешки»
При закрытом рте кончик языка ребенка должен упереться сначала в одну щеку, образуя «орешек», потом в другую.
Карточка № 11
«Качели»
Начальное положение — улыбка с чуть приоткрытым ртом. Языком нужно дотронуться сначала снаружи до верхних зубов, потом до нижних.
Карточка № 12
«Часики»
Рот открыт, малыш улыбается, и кончиком языка передвигает из одного уголка рта в противоположный.
Карточка № 14
«Вкуснятина»
Ребенок улыбается, рот приоткрыт. Язык широкий, в форме чашечки, облизывает верхнюю губу.
Карточка № 15
«Шарик»
Нужно попеременно надувать и сдувать щеки.
Карточка № 16
«Парашютик»
Понадобится кусочек ватки — нужно положить его на кончик детского носа, ребенок должен сдуть вату, при этом широкий язык в форме чашечки прижимается к верхней губе.
Картотеки для работ с детьми 2-3 лет с задержкой речевого развития
Карточка №1
Чтение художественной литературы
«Где мой пальчик», Н. Саконская
Цель: Помочь детям почувствовать красоту и юмор произведения. Воспитывать умение слушать стихотворение, следить за развитием действия. Развивать память, внимание. Создавать положительный настрой.
Маша варежку надела,
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла,
- Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь – и найдёшь.
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?
Карточка №2
Игра не развитие мелкой моторики
«Прокатывание шариков»
Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).
Карточка №3
Чтение художественной литературы
«Малышам о гигиене» Н. Мигунова
Цель: На примерах художественной литературы просто и доходчиво рассказывается о важности личной гигиены. Веселые задания в игровой форме напомнят о правильном питании, значимости физической зарядки и занятий спортом.
Пузыри из мыльной пены
Словно в небе облака.
Как приятно мягкой губкой
Потереть бочёк слегка.
Поросёнку - чумазуле
Как не стыдно грязным быть?
Даже кроха - лягушонок
Не желает с ним дружить.
Карточка №4
Игра не развитие мелкой моторики
«Пересыпание»
Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.
Карточка №5
Чтение художественной литературы
«Репка» русская народная сказка
Цель: Познакомить с содержанием русской народной сказки. Формировать у детей умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, отвечать на несложные вопросы воспитателя по сказке с использованием иллюстраций.
Посадил дед репку – выросла большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут – вытащили репку!
Карточка №6
Дидактическая игра
«Кто как кричит»
Цель: Развитие понимания речи, навыков звукоподражания, расширение активного словаря.
Задачи:
1. Закреплять представления детей о домашних животных и птицах (петух, курица, корова, кошка, собака);
2. Вовлекать в диалог, развивать умение слушать вопросы и адекватно на них отвечать;
3. Стимулировать и поощрять речевую активность (звукоподражание голосам животных, названия домашних животных и птиц)
В песенке просты слова,
Спой с лягушкой вместе: ... (Ква!)
Я - корова! Почему
Я мычу всё время: ... (Му-у-у?)
Ой, Не спится петушку!
Он кричит: ... (Ку-ка-ре-ку!)
У вороны певчий дар,
На весь лес запела: ... (Кар!)
Кто играет на трубе?
Это я - барашек: ... (Бе-е...)
Мой щенок, меня узнав,
Весело залаял: ... (Гав!)
Карточка №7
Чтение художественной литературы
«Заяц Егорка» потешка
Цель: Познакомить детей с потешкой «Заяц Егорка», помочь запомнить текст.
Заяц Егорка
Свалился в озёрко.
Бегите под горку,
Спасайте Егорку!
Карточка №8
Игра на развитие мелкой моторики
«Часовщик»
Задачи: умение пользоваться пинцетом для перекладывания предметов. Развитие тонких движений пальцев, координации движений, подготовка руки к письму.
Материал: платформа с ячейками для бус, пинцет, чашка с бусами.
Ход игры: ребёнок ставит перед собой маленький поднос, на котором лежит платформа с ячейками для бус, пинцет и стоит чашка с бусами. Он берёт в руки пинцет и, аккуратно захватывая концами бусинку, кладёт её в ячейку. Так постепенно он перекладывает все бусины из чашки на платформу.
Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки. Он требует предельной концентрации внимания. Заметим, что материал имеет внутренний контроль. Если ребёнок неловко работал пинцетом и бусина упала на поднос, он всегда может увидеть это и исправить ошибку. Работа требует большой точности в движениях.
Карточка №9
«Приказ» (в сокр.) Э. Мошковская
Цель: Дать детям представление о здоровом образе жизни. Развивать память, внимание и речь детей. Желание учить стихотворение.
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойся сразу
Оба глаза!
Мойтесь, ушки!
Мойся, шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!
Карточка № 10
Дидактическая игра
«Эхо»
Цель игры: Развитие правильного произношения звуков.
Что нужно для игры: Ничего.
Описание обучающей игры: произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо. Например, вы громко говорите «УУУ». А ребёнок тихо отвечает «ууу». Как только освоитесь, начините использовать сочетания гласных звуков. Например «ау», «ао», «ия» и т.д. На следующем этапе добавляйте согласные «му», «мы», «на». А потом переходите к коротким и длинным словам.
Следите за правильностью произношения звуков. Поправляйте ребёнка и просите снова произносить сложные для него сочетания звуков.
Карточка №11
Игра на развитие психических процессов
Чего не стало?
Цель: способствовать развитию зрительной памяти.
Материал: предметы, картинки, игрушки.
Руководство: Детям предлагается от 4 (до 9-12) картинок (предметов, игрушек), на которые они внимательно смотрят и запоминают. Затем закрываю глаза. Взрослый убирает 1 (2-4-5) предметов (картинок, игрушек). Дети, открыв глаза, отвечают на вопрос: «Чего не стало?»
Карточка №12
Чтение художественной литературы
«Больная кукла» В. Берестов
Цель: Познакомить детей с содержанием стихотворения; учить слушать без наглядного сопровождения и выполнять разнообразные игры с куклой, формировать умение разговаривать с игрушкой; развивать интонационную речь.
Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
Карточка №13
Игра на развитие мелкой мотрикирук
«Бусы для куклы»
Задачи: развитие мелкой моторики, координации движений, обучение умению различать предметы по форме и цвету, тренировка концентрации внимания.
Материал: нитка, пуговицы разной величины и цвета, бусы к качестве образца.
Ход игры: Предложить ребёнку самому сделать бусы. Для этого он должен нанизать на одну нитку пуговицы. Изготовить бусы можно имеющемуся образцу или подбирать пуговицы по форме и цвету по вашему заданию.
Карточка №14
Чтение художественной литературы
«Апельсин» Л. Зубкова
Цель: приобщать детей к чтению детских стихов через игру; вырабатывать потребность в приобретении знаний, расширять кругозор детей. воспитывать сплоченность в детском коллективе.
Мы делили апельсин —
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас — беда!!!
Разбегайтесь — кто куда!
Карточка № 15
Дидактическая игра
«Волшебный кубик»
Цель: Упражнять детей в правильном воспроизведении звукоподражаний.
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.
Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что
нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.
Ход.
Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок
ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт.
Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит имитировать гул самолёта.
Карточка №16
Игра на развитие мелкой моторики
«Цветные капли»
Задачи: развитие движений пальцев рук, концентрации внимания, координации движений, подготовка руки к письму. Эта игра также позволяет ребёнку тренироваться в сопоставлении и различении цветов.
Материал: формочка для льда с ячейками. Первые ячейки обозначьте фломастером красного цвета. Вторые ячейки синего цвета, а последние- жёлтого цвета. Три пузырька - с водой своего цвета. Три пипетки с колпачками из тугой резины, которые надо вставить в пузырьки. Маленькая губка.
Ход игры: Ребёнок начинает по капле переносить воду из пузырьков в ячейки платформы, постепенно наполняя их водой. Затем с помощью пипеток он вновь переносит воду в пузырьки. После окончания игры ребёнок губкой должен собрать нечаянно пролитую воду и убрать всё остальное.
Карточка №17
Чтение художественной литературы
«Кто как кричит» А.Барто
Цель: Познакомить детей с произведением А. Барто «Кто как кричит?»; учить понимать содержание произведения, отвечать на вопросы.
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Пить, пить, пить!
Воды попить.
Мурр-мурр…
Пугаю кур.
Кра, кра, кра!
Завтра дождь с утра.
Му-у, му-у!
Молока кому?
Карточка №18
Игра на развитие психических процессов
«Где спрятана игрушка?»
Цель: развитие зрительной памяти, внимания.
Материал: 3 спичечных коробка, мелкие игрушки, предметы.
Руководство: В один из ящиков, на глазах ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку, предмет (шарик, солдатика, колечко и др.). Затем шкафчик на некоторое убирают. После этого ребенка просят достать спрятанную игрушку.
Игру можно усложнить:
- убрать ящички на более длительное время;
- спрятать 2, а потом и 3 игрушки.
- заменять игрушку.
Карточка №19
Игра на развитие мелкой моторики
«Грива у лошадки»
Задачи: развитие мышц кистей рук, активация речевого центра мозга, подготовка к застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков.
Материал: корзинка с прицепками, макеты лошадки.
Ход игры: Ребёнок берёт корзинку с прицепками и ставит на рабочий стол. Воспитатель говорит: « Скоро праздник, на котором будут выступать лошадки, надо красиво украсить гриву». Ребёнок самостоятельно берёт прицепки тремя пальчиками и украшает гриву лошадки. В дальнейшем ставится задача: украсить чередуя прищепки по цвету. После игры ребёнок убирает самостоятельно всё на место.
Карточка № 20
Дидактическая игра
«Ветерок»
Цель. Развитие фонематического слуха.
Ход.
Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.
Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения.
Карточка №21
«Под грибом» В.Сутеев
Цель: Развивать познавательную деятельность и речь ребенка в процессе ознакомления с художественной литературой.
Как-то раз застал Муравья сильный дождь.
Куда спрятаться?
Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.
Сидит под грибом — дождь пережидает.
А дождь идёт всё сильнее и сильнее…
Ползёт к грибу мокрая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!
— Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился.
— Ничего! В тесноте, да не в обиде.
Пустил Муравей Бабочку под грибок.
А дождь ещё сильнее идёт…
Бежит мимо Мышка:
— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
— Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
— Потеснитесь немножко!
Потеснились — пустили Мышку под грибок.
А дождь всё льёт и не перестаёт…
Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
— Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
— Тут и места нет.
— Подвиньтесь, пожалуйста!
— Ладно.
Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..
— Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.
— Зайца не видели? — спрашивает.
— Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
— Не тут ли он спрятался?
— Где ему тут спрятаться!
Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба — радуются.
Муравей задумался и говорит:
— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
— Эх, вы! Гриб-то…
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?
Карточка № 22
Дидактическая игра
«Прятки»
Цель. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)
Материал. Мелкие игрушки.
Ход.
Приготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли?
Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»
Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку, договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.
Карточка №23
Чтение художественной литературы
«Бу-бу, я рогатый» обраб. Ю.Григорьва
Цель: Вызвать интерес к фольклору; учить понимать содержание поэтического произведения; развивать эмоциональную сферу, слуховое внимание, речевую активность.
Бу-бу, я рогатый,
Бу-бу, я хвостатый,
Бу-бу, я ушастый,
Бу-бу, очень страшный,
Бу-бу, испугаю,
Бу-бу, забодаю.
Карточка №24
Игра на развитие мелкой моторики
«Зашнуруй ботинок»
Задачи: развитие мелкой моторики, координации движений, обучение умению обуваться, ориентироваться в пространстве.
Материал: пара ботинок или кроссовок и шнурки к ним.
Ход игры: покажите ребёнку, как по- разному можно зашнуровать ботинок или кроссовку. Зашнуруйте его одним из способов и попросите малыша точно так же зашнуровать второй ботинок или кроссовку.
Важно!
Вначале зашнуровывайте обувь вместе с ребёнком.
Карточка №25
Чтение художественной литературы
«Чьи башмачки?» Н.Павлова
Цель: Познакомить с новым художественным произведением.
Наши башмачки стоят на окошке. Прыгнула на окошко киска. Нюхает наши башмачки.
— Кыш, кыш, киска! Не нюхай наши башмачки! Кыш! Киска испугалась. Киска повернулась, толкнула башмачки и — прыг! — на пол. А башмачки — бух! — во двор.
Лежат башмачки во дворе и плачут:
— Где же тут ножки? На кого мы наденемся?
Подошёл к башмачкам гусь:
— Го-го-го! Надевайтесь на мои ножки!
— Нет, не наденемся: у тебя ножки красные, между пальчиками тряпочки. Нет, не наденемся!
— Го-го-го! Надевайтесь!
— Кыш, кыш, гусь! Не лезь к нашим башмачкам. Кыш, кыш!
Вот гусь и убежал. Лежат башмачки во дворе и плачут:
— Где же тут ножки? На кого мы наденемся?
Подошёл к башмачкам петушок:
— Ко-ко-ко! Надевайтесь на мои ножки!
— Нет, не наденемся: у тебя ножки гладкие, как палочки, а на пальчиках — острые когти. Нет, не наденемся!
— Ко-ко-ко! Надевайтесь!
— Кыш, кыш, петушок! Не лезь к нашим башмачкам. Кыш, кыш!
Вот петушок и убежал. Лежат башмачки во дворе и плачут:
— Где же тут ножки? На кого мы наденемся?
Подошла к башмачкам собачка:
— Гав-гав-гав! Надевайтесь на мои ножки!
— Нет, не наденемся: у тебя ножки лохматые, везде шёрстка, и пальчиков не видно.
— Собачка, собачка, возьми-ка башмачки. Принеси-ка их нам. Здесь наша детка. Ждёт свои башмачки.
Собачка послушалась, взяла башмачки в зубы.
— Иди, иди, собачка! Иди, иди к нам!
Вот и принесла собачка наши башмачки домой! Вот теперь где башмачки! Вот на чьих ножках!
Карточка №26
Игра на развитие мелкой моторики
«Собери матрёшку»
Задачи: учить выполнять простые действия с предметами, различающихся по величине, развивать моторику рук, координацию движений.
Описание игры.
Воспитатель показывает матрёшку, слегка встряхивая её. В ней что-то гремит. Воспитатель открывает матрёшку и достаёт вкладыш. Обе матрёшки ставит рядом и говорит: « Матрёшки красивые, но разные -большая и маленькая»Достав ещё одну матрёшку, воспитатель выстраивает все три предмета в один ряд и подчёркивает разницу в величине. Дети рассматривают матрёшек.
Затем воспитатель собирает матрёшку в обратном порядке: в среднюю прячется маленькая. Затем воспитатель открывает большую матрёшку и прячет в неё среднюю.
После предварительного показа детям раздаётся индивидуальный материал для самостоятельной работы.
Карточка №27
Чтение художественной литературы
«Где обедал, воробей?» С.Маршак
Цель: Познакомить детей с яркими образами животных в стихотворениях С.Я. Маршака из цикла «Детки в клетки»; развивать поэтический слух, память, внимание, любовь и интерес к литературе.
Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Карточка №28
Игра на развитие мелкой моторики
«Пирамидка»
Задачи: обобщение сенсорного опыта, развитие координации движений рук под контролем зрения и осязания.
Описание игры.
Показать ребёнку пирамидку, дать потрогать её, чтобы ребёнок увидел: кольца отличаются друг от друга своими размерами. Потом предложить ребёнку снять с пирамидки колечки. Воспитатель фиксирует внимание детей на том, что кольца у пирамидки разные. Сопровождая снятие каждого кольца словами. Одновременно показать как надо брать кольца пальчиками обеих рук.
На столе все кольца Раскладываются ровно, по возрастающей величине справа от пирамидки. Затем в соответствующем порядке пирамидка собирается.
Карточка №29
Чтение художественной литературы
«Айболит», К.Чуковский.
Цель: Знакомство с новым произведением, побуждение детей отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришёл к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
Карточка №30
Игра на развитие мелкой моторики
« Поиск предметов в миске с крупой»
Задачи: детям необычайно приятно возится, копаться в большом количестве однородного материала, пропуская крупу или песок через пальцы, отыскивая спрятанные в ней камушки или мелкие игрушки. Это благотворно на их психику, малыши успокаиваются, сосредотачиваются на поиске сюрпризов и учатся концентрации внимания и аккуратности. Развивать тактильные чувства кончиков пальцев рук.
Материал: Глубокая устойчивая миска, заполненная какой- либо крупой; несколько маленьких предметов- игрушки, камушки 9 предметы надо периодически менять, чтобы поддержать интерес и любопытство ребёнка).
Описание игры.
Воспитатель и малыш приносят материал на стол. Погружаем свои руки в крупу и побуждаем малыша к этому же действию. «Неожиданно» находим спрятанный предмет и ставим его на стол. Просим малыша найти и остальные спрятанные предметы. Показываем, как можно спрятать предмет обратно в крупу, закопав его. Заостряем внимание ребёнка на особой аккуратности- крупы на столе быть не должны. Если вдруг часть крупы случайно просыпалась- необходимо её убрать с помощью щётки для стола.
Карточка №31
Чтение художественной литературы
«Разговоры», чуваш.пер. Л.Яхнина
Цель: Вызвать желание проговаривать знакомые слова и фразы. Закрепление умение четко произносить звук "у".
Кукушка кукует: - Ку-ку! Ку-ку!
Голубь воркует: - Гу-гу! Гу-гу!
Петух зорюет: - Кукареку!
Филин кричит в ночи: - Угу!
А рыба молчит - ни гу-гу.
Карточка №32
Игра на развитие мелкой моторики
«Завязывание и развязывание бантиков»
Классическое упражнение Марии Монтессори, прямая цель которого – овладение умением завязывать и развязывать шнурки и бантики. В то же время ребёнок учится точным движением пальцев, последовательности операций и сосредоточен на каждом шаге работы. В этом контексте завязывания и развязывания на рамках, как и застёгивание пуговиц и пряжек, косвенно готовят ребёнка к освоению процесса письма.
Материал Деревянная рамка, на которой прикреплены две половинки ткани, соединённые красными и белыми бантиками. Всего бантиков пять.
Как работать с материалом.
Развязывание. Ребёнок начинает развязывать верхний бантик и работает всегда сверху вниз. Он берётся за концы ленточки двумя руками и растягивает их в стороны. Верхний бантик, а за ним и все остальные – развязаны. Теперь подденем указательным пальцем узелки, начиная с верхнего, движением вперёд развязываем и их. Концы ленты расправим по сторонам и отогнём половинки ткани, чтобы отметить, что банты и узелки развязаны полностью.
Завязывание. Половинки ткани соединим к центру. Возьмёмся за концы верхней тесьмы, и перекинем их в противоположные стороны. Указательным пальцем
Левой руки сдвинем ленту и образуем из неё большую петлю. Правой рукой обведём другой конец ленты вокруг этой петли по часовой стрелке и просунем его в отверстие. Растянем концы ленты в стороны. Узелок завязан. Также завяжем остальные узлы, двигаясь сверху вниз. Теперь приступаем к завязыванию бантов. Будем поступать точно также, как с узлами, но петли из концов ленты будем делать узкие, собранные к основанию банта. При этом вторая петля аккуратно вытаскивается из-под первой и сам бантик выравнивается.
Карточка №33
Чтение художественной литературы
«Водичка-водичка», потешка
Цель: Формировать умение на слух воспринимать потешку (текст, запоминать отдельные слова и фразы, проговаривать их. Координировать движения (показывать руками)со словами потешки.
Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Карточка №34
Игра на развитие мелкой мотрики
«Катушка»
Задачи: учить наматывать нить на катушку. Развивать координацию мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений, подготовка руки к письму.
Материал: деревянная катушка с намотанным на ней толстым шнуром ( или толстой нитью).Катушек может быть 2-3( разного размера) для захвата всей ладонью или тремя ведущими пальцами.
Описание игры.
Воспитатель с ребёнком приносят на стол корзинку с катушками. Воспитатель придлагает ребёнку вначале разматать нитку с катушки. Катушку держит правой рукой за круглую часть, круговыми движениями от себя левой рукой разматываем нить. Далее ребёнок разматывает нить сам. Потом предлагает намотать нить на катушку тем же способом, но совершая круговые движения левой рукой в обратную сторону( к себе). Аккуратно намотанная нить свидетельствует о хорошо выполненной работе.
Упражнения.
После того как детьми хорошо освоен процесс наматывания нити на катушки, можно предложить наматывать нить на небольшие разноцветные клубочки.
Карточка №35
Чтение художественной литературы
«Га-га-га!», Д.Биссет
Цель: Познакомить детей с произведением; вызвать симпатию к маленькому гусенку, открывающему мир; упражнять в произношении звукоподражаний.
Жил на свете гусёнок, по имени Уильям. Но мама звала его всегда Вилли.
– Гулять пора, Вилли! – говорила ему мама. – Зови остальных, га-га-га!
Вилли очень любил гагагакать, сзывая всех на прогулку.
– Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га! – так и пел он всю дорогу.
Однажды на прогулке он встретил котёнка. Симпатичного чёрного котёнка с белыми передними лапками. Вилли он очень понравился.
– Га-га-га! – сказал он котёнку. – Га-га-га!
– Мяу! – ответил котёнок.
Вилли удивился. Что значит “мяу”? Он всегда думал, что кошки, как и гуси, говорят “га-га-га!”
Карточка №36
Игра на развитие мелкой моторики
«Скрепки»
Задачи: учить правильно пользоваться концелярскими скрепками. Развивать мелкую моторику, координацию движений, подготовка руки к письму, развивать фантазию и воображение.
Материал: в плоской корзинке лежат: картонный круг( или другие формы), обклеенный цветной бумагой, концелярские скрепки разного цвета и размера в маленькой коробочке.
Описание игры.
Воспитатель с ребёнком приносит на стол корзинку с материалом. Взрослый тремя пальцами левой руки берёт круг, тремя пальцами правой руки – скрепку. Надевает скрепку на круг так, чтобы она оказалась на лицевой и тыльной сторонах одновременно( как скрепляют листы бумаги). Далее ребёнок продолжает работу самостоятельно, комбинируя цвет скрепок, их размер, создавая узоры и орнамент по окружности.
Упражнения
Можно предложить ребёнку скрепить концелярской скрепкой несколько листов бумаги.
Карточка №37
Чтение художественной литературы
«Три веселых братца» пер. с нем. Л. Яхнина
Цель: Формировать у детей умение слушать стихотворный текст, проговаривать звукоподражательные слова, выполнять движения, о которых говорится в тексте песенки.
Три весёлых братца гуляли по двору,
Три весёлых братца затеяли игру,
Делали головками ник-ник-ник,
Пальчиками ловкими чик-чик-чик.
Хлопали ладошками хлоп-хлоп-хлоп,
Топотали ножками топ-топ-топ.
Карточка №38
Игра на развитие мелкой моторики
«Свиток»
Задачи: уметь пользоваться резинками для волос. Развивать мелкую моторику, координацию движений. Концентрацию внимания, умение ухаживать за собой.
Материал: маленькая корзинка, в ней картонный цилиндр, диаметром около 5см, 5-6 резинок для волос, разного цвета.
Описание игры.
Воспитатель с ребёнком приносит корзинку на стол. Воспитатель берёт тремя основными пальцами правой руки достаёт резинку. С помощью левой руки продевает ведущие пальцы правой руки в резинку и разводит пальцы немного в стороны – резинка натянулась. Затем вынимает из корзины цилиндр левой рукой и держит его горизонтально за середину. Обхватывает пальцами правой руки цилиндр и надевает на него резинку. Цилиндр кладёт перед собой. Воспитатель повторяет показ ещё 1-2 раза. Далее ребёнок работает самостоятельно. Чтобы снять резинки, скатываем их по одной на край цилиндра пальцами правой руки, держа сам цилиндр в левой руке.
Карточка №39
Чтение художественной литературы
«Пых»
Цель: Закрепить представление детей об овощах; развивать интерес к сказкам; учить отвечать на вопросы.
Жили-были дедушка, бабушка да внучка Алёнка. И был у них огород. Росли в огороде капуста, свёколка, морковка и репка жёлтенькая. Захотелось однажды дедусе репки покушать. Вышел он в огород. Идёт-идёт, а в огороде жарко да тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят.
Прошёл дед грядку с капустой, прошёл грядку со свёколкой, прошёл грядку с морковкой... А вот и репка растёт.
Только наклонился, чтоб репку вытащить, а с грядки кто-то как зашипит на него:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, дедка? Не за репкой ли пришёл?
Испугался дед и бежать. Бежит мимо морковки, бежит мимо свеколки... Аж пятки сверкают. Еле-еле до хаты добрался. Сел на лавку, отдышаться никак не может.
— Ну что, дед, принёс репку?
— Ох, бабка, там такой зверь страшный сидит, что я еле ноги унёс!
— Да полно, дед! Я сама пойду, уж, верно, репку принесу...
И пошла бабка в огород, а в огороде жарко да тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят.
Шла-шла бабка мимо грядки с капустой, мимо грядки со свёколкой, мимо грядки с морковкой. Идёт бабка, торопится...
А вот и репка. Нагнулась бабка, чтобы репку вытащить, а из борозды как зашипит на неё кто-то:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, бабка? Не по репку ли пришла?
Испугалась бабка да бежать. Бежала-бежала она мимо морковки, мимо свёколки, бежала мимо капусты. Еле-еле до хатки добралась. Села на лавку, тяжёло дышит, отдышаться не может.
— Ой, дедка, твоя правда! Кто-то там под кустом сидит, страшный такой, и пыхтит. Еле-еле ноги унесла!
Поглядела на деда с бабкой внучка Атёнка, пожалела их и говорит:
— Я принесу репку!
Пошла Алёнка в огород. А в огороде жарко да тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят.
Шла-шла и пришла к тому месту, где репка росла.
И только наклонилась она, чтоб репку вытащить, а с грядки как зашипит кто-то:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не Алёнка ли это? Не по репку ли пришла?
Засмеялась тут Алёнка и как крикнет звонким голоском:
— Так! Это я, Алёнка! Бабке с дедкой за репкой пришла.
А на грядке кто-то снова как запыхтит:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!
Нагнулась Алёнка над грядкой, чтоб разглядеть, кто там такой страшный сидит, и вдруг увидела: лежит на грядке какой-то колючий клубочек, глазками-бусинками поблёскивает и пыхтит:
— Пшш-ппы-ы-хх!
Засмеялась девочка:
— Ах ты, ёжик, ёжик колючий! Это ты дедушку с бабушкой напугал? Это ты их домой прогнал?
А ёжик вытянул кверху острую мордочку и опять:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!
Потянула Алёнушка репку раз, потянула другой и третий и вытянула репку. Да такую большую, круглую да жёлтенькую. Сладкую-пресладкую. Взяла Алёнка репку, ёжика в передничек положила — и домой. Бежала мимо морковки, бежала мимо свёколки, бежала мимо капусты. Быстро-быстро бежала! И мигом к своей хатке прибежала. А навстречу ей дедка с бабкой вышли. И спрашивают:
— А где же репка?
— А вот вам и репка!
Обрадовались тут дедка с бабкой:
— Ну и внучка у нас! Ну и Алёнушка! Молодец девочка! А как же зверь этот — Пых страшный? Не испугалась ли ты его?
Раскрыла тут Алёнка передничек:
— А вот вам и Пых!
Засмеялись старички:
— Ну и молодец Алёнка! Ну и смелая девчонка!
Карточка №40
Игра на развитие мелкой моторики
«Игра с мыльными пузырями»
Задачи: ребёнок учится делать мыльную смесь и выдувать мыльные пузыри. Развивать самостоятельность, сосредоточенность, точность движений и правильность в последовательности действий.
Материал: поднос, на нём маленькая миска, тёрка, маленькая ложка, одноразовые трубочки для сока, губка для вытирания пролитой воды.
Описание игры.
Дети и воспитательница приносят материал на стол. Достаём мыло из мыльницы и немного натираем его на тёрке, мыло кладём обратно в мыльницу. С помощью ложки перекладываем мыльный порошок в миску. Наливаем в стакан воды и добавляем воду к мыльному порошку. Размешиваем смесь ложкой до полного растворения мыльной крошки в воде. Достаём одноразовую соломинку из упаковки и, опустив один его конец полностью в миску, дуем( осторожно: вдыхаем носом, а выдыхаем ртом воздух через трубочку). Наблюдаем за образованием красивых мыльных пузырей. Обращаем внимание детей на то, что пузыри не должны «убегать» из миски, когда пузырей уже много, вынимаем трубочку и дуем на пузыри просто воздухом. Они лопаются! По окончании игры миска моется под краном, трубочка выбрасывается.
Карточка №41
Чтение художественной литературы
«Яблоко» В.Сутеев
Цель: Вызвать интерес к произведению Сутеева, развивать речь детей, формировать навык пересказа, развивать внимание, память детей.
Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.
В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.
Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!
— Крра-крра!
Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеется.
— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко!
Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.
— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое?
Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.
— Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил?
Остановился Ежик и говорит:
— Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.
Заяц подскочил к Ежу:
— Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!
К ним Ворона подлетела.
— Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала.
Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:
— Моё яблоко!
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…
Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:
— Что такое? Что за шум?
Все к нему:
— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.
И рассказали Медведю всё, как было.
Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:
— Кто яблоко нашёл?
— Я! — сказал Заяц.
— А кто яблоко сорвал?
— Как р-раз я! — каркнула Ворона.
— Хорошо. А кто его поймал?
— Я поймал! — пискнул Еж.
— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…
— Но тут только одно яблоко! — сказали Еж, Заяц и Ворона.
— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.
И все хором воскликнули:
— Как же мы раньше не догадались!
Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал Зайцу:
— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек Вороне отдал:
— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.
Третий кусочек Ежик себе в рот положил:
— Это мне, потому что я поймал яблоко.
Четвёртый кусочек Ежик Медведю в лапу положил:
— А это тебе, Михаил Иванович…
— Мне-то за что? — удивился Медведь.
— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!
И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.
Карточка №42
Изотерапия
Марания в буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Данный приём нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей. Определение «марание» выбрано в связи с не структурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и 4 цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоёв и смешивании цветов. Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребёнку без опасений удовлетворить деструктивные влечения.
Карточка №43
Чтение художественной литературы
«Котауси и Мауси» англ.обраб К.Чуковский
Цель: Познакомить детей с новым художественным произведением.
Жила-была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые-презлые зубауси.
Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси:
«Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси,
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!»
Но ответила умная Мауси:
«Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые-презлые зубауси!»
Так ответила умная Мауси —
И скорее бегом от Котауси.
Карточка №44
Игра на развитие мелкой моторики
«Солёное тесто»
Задачи: развивать сосредоточенность, освоение последовательности действий, развитие фантазии и воображения, развитие мелкой моторики руки, развитие глазомера.
Материал: разделочные доски, маленькая скалка, кулинарные плоские формочки, губка.
Описание работы.
Перед каждым ребёнком на столе разделочные доски. Каждому ребёнку выделяется кусочек теста. Ребёнок может мять, рвать, раскатывать тесто.
Можно дать каждому ребёнку формочку-трафарет. Дети выдавливают с её помощью в тесте фигурки, лишнее тесто отодвигают на край доски. Достают фигурку из формочки, полученные фигурки сушат в отдельном месте. Оставшееся тесто опять раскатывают и продолжают делать фигурки, пока тесто не закончится. Можно просто без формочек делать по показу воспитателя любые поделки.
Карточка №45
Чтение художественной литературы
«Козлятки и волк» обраб. К. Ушинского
Цель: Учить детей внимательно слушать сказку, способствовать ее запоминанию; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; обогащать словарный запас дошкольников.
Жила-была коза.
Сделала себе коза в лесу избушку и поселилась в ней со своими козлятами.
Каждый день уходила коза за кормом в бор.
Сама уйдёт, а деткам велит крепко-накрепко запереться и никому дверей не отпирать.
Воротится коза домой, постучит в двери и запоёт:
«Козлятушки, детятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Я, коза, во бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студёную;
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечкам,
А с копытечек во сыру землю».
Козлятки услышат мать и отопрут ей двери.
Она покормит их и опять уйдёт пастись.
Подслушал козу волк и, когда коза ушла, подошёл к дверям избушки и запел толстым-претолстым голосом:
«Вы, детушки, вы, батюшки,
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла,
Молока принесла…
Полны копытцы водицы!»
Козлятки выслушали волка и говорят: «Слышим, слышим! Не матушкиным голосом поёшь, матушка поёт тоньше и не так причитывает!» — И не отворили дверей волку.
Волк так и ушёл несолоно хлебавши.
Пришла мать и похвалила деток, что её послушались: «Умницы вы, деточки, что не отпёрли волку, а то бы он вас съел».
Карточка №46
Изотерапия
Рисование пальцами, ладошками. Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытывает ребёнок, когда опускает палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешивает краску в баночке, подцепляет некоторое количество, переносит на бумагу и оставляет первый мазок. Ценность рисования пальцами и ладонями заключается в свободе от двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления. Рисование пальцами, ладонями — это разрешённая игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально приемлемой форме. Ребёнок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которых обычно не совершает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила. Далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторые, заинтересовавшись и попробовав этот способ, возвращаются к кисти или губке, как к более привычным средствам изображения. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
Карточка №47
Чтение художественной литературы
«Кто сказал мяу», В Сутеев.
Цель: Познакомить детей с новым произведением, доставить малышам удовольствие от восприятия сказки.
Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал:
— Мяу!
Щенок поднял голову, посмотрел — никого нет. «Это, наверно, мне приснилось», — подумал он и улёгся поудобнее. И тут кто-то опять сказал:
— Мяу!
— Кто там?
Вскочил Щенок, обежал всю комнату, заглянул под кровать, под стол — никого нет! Влез на подоконник, увидел — за окном во дворе гуляет Петух.
«Вот кто не дал мне спать!» — подумал Щенок и побежал во двор к Петуху.
— Это ты сказал «мяу»? — спросил Щенок Петуха.
— Нет, я говорю… Петух захлопал крыльями и закричал: — Ку-ка-ре-ку-у-у!
— А больше ты ничего не умеешь говорить? — спросил Щенок,
— Нет, только «кукареку», — сказал Петух.
Щенок почесал задней лапой за ухом и пошёл домой… Вдруг у самого крыльца кто-то сказал:
— Мяу!
«Это тут!» — сказал себе Щенок и быстро начал рыть под крыльцом всеми четырьмя лапами. Когда он вырыл большую яму, оттуда выскочил маленький серый Мышонок.
— Ты сказал «мяу»? — строго спросил его Щенок.
— Пи-пи-пи, — запищал Мышонок. — А кто так сказал?
— Кто-то сказал «мяу»…
— Близко? — заволновался Мышонок.
— Вот здесь, совсем рядом, — сказал Щенок.
— Мне страшно! Пи-пи-пи! — запищал Мышонок и юркнул под крыльцо.
Щенок задумался. Вдруг около собачьей конуры кто-то громко сказал:
— Мяу!
Щенок обежал вокруг конуры три раза, но никого не нашёл. В конуре кто-то зашевелился… «Вот он! — сказал себе Щенок. — Сейчас я его поймаю…» Он подкрался поближе… Навстречу ему выскочил огромный лохматый Пёс.
— Р-р-р-р! — зарычал Пёс.
— Я… я хотел узнать…
— Р-р-р-р!
— Это вы сказали… «мяу»? — прошептал Щенок, поджимая хвостик.
— Я? Ты смеёшься, Щенок!
Со всех ног бросился Щенок в сад и спрятался там под кустом. И тут, прямо над его ухом, кто-то сказал:
— Мяу!
Щенок выглянул из-под куста. Прямо перед ним, на цветке, сидела мохнатая Пчела. «Вот кто сказал «мяу»! — подумал Щенок и хотел схватить её зубами.
— З-з-з-з! — прожужжала обиженная Пчела и больно ужалила Щенка в кончик носа. Завизжал Щенок, побежал, а Пчела за ним! Летит и жужжит:
— Уж-ж-жалю! Уж-ж-жалю!
Подбежал Щенок к пруду — и в воду! Когда он вынырнул, Пчелы уже не было. И тут опять кто-то сказал:
— Мяу!
— Это ты сказала «мяу»? — спросил Щенок Рыбу, которая проплывала мимо него.
Рыба ничего не ответила, махнула хвостом и исчезла в глубине пруда.
— Ква-ква-ква! — засмеялась Лягушка, сидевшая на листе лилии. — Разве ты не знаешь, что рыбы не говорят?
— А может быть, это ты сказала «мяу»? — спросил Щенок Лягушку.
— Ква-ква-ква! — засмеялась Лягушка. — Какой ты глупый! Лягушки только квакают. И прыгнула в воду. Пошёл Щенок домой мокрый, с распухшим носом. Грустный, улёгся он на коврике около дивана.
И вдруг услышал:
— Мяу!!!
Он вскочил — на подоконнике сидела пушистая полосатая Кошка.
— Мяу! — сказала Кошка.
— Ав-ав-ав! — залаял Щенок, потом вспомнил, как рычал мохнатый Пёс, и зарычал: — Р-р-р-р! Кошка изогнулась, зашипела: «Ш-ш-ш!», зафыркала: «Фыр-фыр!» — и выпрыгнула в окно. Вернулся Щенок на свой коврик и улёгся спать. Он теперь знал, кто сказал «мяу».
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Перспективный план работы с ребенком
Период | Направление работы (Цель, задачи) | Содержание работы |
Перед каждым занятием в течение года чередовать дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику. Картотека «Дыхательные упражнения» и «Артикуляционная гимнастика» | ||
Декабрь | ||
1 неделя | Сенсорное развитие. | 1.Дидактические игры: «Сложи картинку», «Узнай на ощупь». |
Помочь детям почувствовать красоту и юмор произведения. Воспитывать умение слушать стихотворение, следить за развитием действия. Развивать память, внимание. Создавать положительный настрой. | 2. Карточка № 1 Чтение художественной литературы «Где мой пальчик» Н.Саконская | |
2 неделя | Игра на развитие мелкой моторики | 1. Карточка № 2 «Прокатывание шариков» |
На примерах художественной литературы просто и доходчиво рассказывается о важности личной гигиены. Веселые задания в игровой форме напомнят о правильном питании, значимости физической зарядки и занятий спортом. | 2. Карточка № 3 Чтение художественной литературы «Малышам о гигиене» Н.Мигунова | |
3 неделя | Игра на развитие мелкой моторики | 1. Карточка № 4 «Пересыпание» |
Знакомство с русской народной сказкой | 2.Карточка №5 «Репка» | |
4 неделя | Развитие слухового внимание, восприятие речевого слуха. | 1. Карточка № 6 Дидактическая игра «Кто как кричит» |
Познакомить детей с потешкой «Заяц Егорка», помочь запомнить текст. | 2. Карточка № 7 Чтение художественной литературы «Заяц Егорка» | |
Январь | ||
2 неделя | Развитие тонких движений пальцев | 1. Карточка № 8 Игра на развитие мелкой моторики «Часовщик» |
Познакомить детей с содержанием стихотворения; выполнять разнообразные игры с куклой, формировать умение разговаривать с игрушкой; развивать интонационную речь. | 2. Карточка № 9 При выполнение гигиенических процедур повторять с детьми стихотворение «Приказ». В течение всего месяца | |
3 неделя | Развитие правильного произношения звуков | 1. Карточка № 10 Дидактическая игра «Эхо» |
Способствовать развитию зрительной памяти | 2.Карточка № 11 Игра на развитие психических процессов «Чего не стало?» | |
Развивать память, внимание и речь детей. Желание учить стихотворение. | 3. Карточка № 12 Чтение художественной литературы «Больная кукла» | |
4 неделя | Развитие мелкой моторики, координации движений, обучение умению различать предметы по форме и цвету, тренировка концентрации внимания. | 1.Карточка №13 Игра на развитие мелкой моторики рук «Бусы для куклы» |
Приобщать детей к чтению детских стихов через игру; вырабатывать потребность в приобретении знаний, расширять кругозор детей, воспитывать сплоченность в детском коллективе. | 2. Карточка №14 Чтение художественной литературы «Апельсин» Л. Зубкова | |
Февраль | ||
1 неделя | Упражнять детей в правильном воспроизведении звукоподражаний | 1.Карточка №15 Дидактическая игра «Волшебный кубик» |
Развитие движений пальцев рук, концентрации внимания, координации движений, подготовка руки к письму | 2.Карточка №16 Игра на развитие мелкой моторики рук «Цветные капли» | |
Познакомить детей с произведением А. Барто «Кто как кричит?»; учить понимать содержание произведения, отвечать на вопросы. | 3.Карточка №17 Чтение художественной литературы «Кто как кричит?» А. Барто | |
2 неделя | Развитие зрительной памяти, внимания. | 1.Карточка № 18 Игра на развитие психических процессов «Где спрятана игрушка?» |
Развитие мышц кистей рук, активация речевого центра мозга, подготовка к застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков. | 1.Карточка №19 Игры на развитие мелкой моторики «Грива у лошадки» | |
3 неделя | Развитие фонематического слуха. | 1.Карточка № 20 Дидактическая игра «Ветерок» |
Развивать познавательную деятельность и речь ребенка в процессе ознакомления с художественной литературой. | 1.Карточка № 21 Чтение художественной литературы «Под грибом» В. Сутеев | |
4 неделя | Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа) | 1.Карточка №22 Дидактическая игра «Притки» |
Вызвать интерес к фольклору; учить понимать содержание поэтического произведения; развивать эмоциональную сферу, слуховое внимание, речевую активность. | 1.Карточка № 23 Чтение художественной литературы «Бу-бу, я рогатый» обр. Ю. Григорьевна | |
Март | ||
1 неделя | Развитие мелкой моторики, координации движений, обучение умению обуваться, ориентироваться в пространстве. | 1.Карточка № 24 Игра на развитие мелкой моторики рук «Зашнуруй ботинок» |
Познакомить с новым художественным произведением. | 1.Карточка № 25 Чтение художественной литературы «Чьи башмачки?» Н.Павлова | |
2 неделя | Учить выполнять простые действия с предметами, различающихся по величине, развивать моторику рук, координацию движений. | 1.Карточка № 26 Игра на развитие мелкой моторики рук «Собери матрешку» |
Познакомить детей с яркими образами животных в стихотворениях С.Я. Маршака из цикла «Детки в клетки»; развивать поэтический слух, память, внимание, любовь и интерес к литературе. | 1.Карточка № 27 Чтение художественной литературы «Где обедал воробей?» С.Маршак | |
3 неделя | Обобщение сенсорного опыта, развитие координации движений рук под контролем зрения и осязания. | 1.Карточка № 28 Игра на развитие мелкой моторики рук «Пирамидка» |
Знакомство с новым произведением, побуждение детей отвечать на вопросы по содержанию сказки. | 1.Карточка № 29 Чтение художественной литературы «Айболит» К.Чуковский | |
4 неделя | Детям необычайно приятно возится, копаться в большом количестве однородного материала, пропуская крупу или песок через пальцы, отыскивая спрятанные в ней камушки или мелкие игрушки. Это благотворно на их психику, малыши успокаиваются, сосредотачиваются на поиске сюрпризов и учатся концентрации внимания и аккуратности. Развивать тактильные чувства кончиков пальцев рук. | 1.Картотека №30 Игра на развитие мелкой моторики рук «Поиск предметов в миске с крупой» |
Вызвать желание проговаривать знакомые слова и фразы. Закрепление умение четко произносить звук "у". | 1.Карточка № 31 Чтение художественной литературы «Разговоры» чуваш. пер. Л.Яхнина | |
Апрель | ||
1 неделя | Классическое упражнение Марии Монтессори, прямая цель которого – овладение умением завязывать и развязывать шнурки и бантики. В то же время ребёнок учится точным движением пальцев, последовательности операций и сосредоточен на каждом шаге работы. В этом контексте завязывания и развязывания на рамках, как и застёгивание пуговиц и пряжек, косвенно готовят ребёнка к освоению процесса письма. | 1.Картотека №32 Игра на развитие мелкой моторики рук «Завязывание и развязывание ботинок» |
Формировать умение на слух воспринимать потешку (текст, запоминать отдельные слова и фразы, проговаривать их. Координировать движения (показывать руками)со словами потешки. | 1.Карточка № 33 Чтение художественной литературы «Водичка-водичка» потешка При выполнение гигиенических процедур повторять с детьми в течение всего месяца | |
2 неделя | Учить наматывать нить на катушку. Развивать координацию мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений, подготовка руки к письму. | 1.Картотека №34 Игра на развитие мелкой моторики рук «Катушка» |
Познакомить детей с произведением; вызвать симпатию к маленькому гусенку, открывающему мир; упражнять в произношении звукоподражаний. | 1.Карточка № 35 Чтение художественной литературы «Га-га-га» Д. Биссет | |
3 неделя | Учить правильно пользоваться канцелярскими скрепками. Развивать мелкую моторику, координацию движений, подготовка руки к письму, развивать фантазию и воображение. | 1.Картотека №36 Игра на развитие мелкой моторики рук «Скрепки» |
Формировать у детей умение слушать стихотворный текст, проговаривать звукоподражательные слова, выполнять движения, о которых говорится в тексте песенки. | 1.Карточка № 37 Чтение художественной литературы «Три веселых братца» пер. с нем. Л. Яхнина | |
4 неделя | Учить пользоваться резинками для волос. Развивать мелкую моторику, координацию движений. Концентрацию внимания, умение ухаживать за собой. | 1.Картотека №38 Игра на развитие мелкой моторики рук «Свиток» |
Закрепить представление детей об овощах; развивать интерес к сказкам; учить отвечать на вопросы. | 1.Карточка № 39 Чтение художественной литературы «Пых» | |
Май | ||
1 неделя | Ребёнок учится делать мыльную смесь и выдувать мыльные пузыри. Развивать самостоятельность, сосредоточенность, точность движений и правильность в последовательности действий. | 1.Картотека №40 Игра на развитие мелкой моторики рук «Игры с мыльными пузырями» |
Вызвать интерес к произведению Сутеева, развивать речь детей, формировать навык пересказа, развивать внимание, память детей. | 1.Карточка № 41 Чтение художественной литературы «Яблоко» В. Сутеев | |
2 неделя | Данный приём нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции избыточно активного поведения ребенка. | 1.Карточка №42 Изотерапия «Марания» |
Приобщать детей к чтению детских стихов через игру; вырабатывать потребность в приобретении знаний, расширять кругозор детей. | 1.Карточка № 43 Чтение художественной литературы «Катауси и Мауси» анг. пер. К.Чуковский | |
3 неделя | Развивать сосредоточенность, освоение последовательности действий, развитие фантазии и воображения, развитие мелкой моторики руки, развитие глазомера. | 1.Карточка №44 Игра на развитие мелкой моторики рук «Соленое тесто» |
Учить детей внимательно слушать сказку, способствовать ее запоминанию; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; обогащать словарный запас дошкольников. | 1.Карточка № 45 Чтение художественной литературы «Козлятки и волк» обраб. К. Ушинского | |
4 неделя | Служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности. | 1.Карточка 46 Изотерапия «Рисование пальцами, ладошками» |
Познакомить детей с новым произведением, доставить малышам удовольствие от восприятия сказки. | 1.Карточка № 47 Чтение художественной литературы «Кто сказал мяу» В. Сутеев | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад. Использование дидактических игр в работе с детьми раннего возраста, имеющими отставание в речевом развитии
Вниманию педагогов и родителей, представляю материал, по использованию дидактических игр для детей раннего возраста, имеющими отставание в речевом развитии.В процессе действий с предметами у детей с м...
Проблема логопедической коррекции с детьми раннего дошкольного возраста с задержкой речевого развития
Данная статья посвящена проблеме логопедической коррекции с детьми раннего дошкольного возраста с задежкой речевого развития...
Логопедическая работа с детьми раннего возраста по преодолению задержки речевого развития
В статье кратко раскрываются основные целми и этапы коррекционной работы по формированию речевой системы у детей раннего возраста...
План – конспект подгруппового логопедического занятия с детьми третьего года жизни с задержкой речевого развития. Лексическая тема: «Птицы»
Программное содержание:Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым.Обучение родителей различным формам общения со своим ребёнком; умению наблюдать за ребёнком, создать ситуацию речевого ...
Индивидуальная коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития
В ряде исследований (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.) убедительно показана важная роль образного мышления при выполнении разного рода...
«Формирование навыков речевого дыхания с использованием здоровье сберегающих технологий в системе коррекционной работы с детьми 5-7 лет с задержкой психического развития»
laquo;Формирование навыков речевого дыхания с использованием здоровье сберегающих технологий в системе коррекционной работы с детьми 5-7 лет с задержкой психического развития»...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В настоящее время в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) «создан ряд теоретических положений о способах исправления нарушенных психомоторных функций, ...