Логопедическая работа с детьми раннего возраста по преодолению задержки речевого развития
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
В статье кратко раскрываются основные целми и этапы коррекционной работы по формированию речевой системы у детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_preodolenie_zrr.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа учителя-логопеда с детьми раннего возраста по преодолению задержки речевого развития
Среди родителей и педагогов общеобразовательных дошкольных учреждений бытует мнение, что логопед должен заниматься только с детьми старше 3-4 лет. Более того, даже от коллег смежных специальностей нередко можно услышать, что логопеду с безречевыми детьми делать нечего. Однако это не так.
В нашем Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции в течение последних пяти лет организована логопедическая работа именно с детьми раннего возраста как с задержкой речевого развития, так и с более тяжелыми отклонениями в развитии. Ведущая форма работы – детско-родительские группы для детей от 1 года до 3лет. Занятия проводятся двумя специалистами одновременно: учителем-логопедом и социальным педагогом (или психологом), и состоят из нескольких блоков, идущих в строгом порядке:
- Игра-приветствие
- Развитие речи и движения
- Игровой массаж
- Продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация и тд)
- Сюжетные игры и игры по правилам
- Сказка
- Игра-прощание
Любое обучение строится на подражании, и этот навык нам предстоит сформировать. На первом (адаптационном) этапе наша задача – организовать игровое пространство и деятельность пары «мама и малыш», сформировать доверительные отношения между педагогом, мамой и ребенком. Каждое занятие неизменно начинается с двух-трех игр-приветствий, одна из которых проводится в течение всего учебного года и является сигналом к началу игрового сеанса. В конце каждого занятия мы поем песенку-прощание, которая означает его завершение. Таким образом очерчиваются временные рамки совместной работы, у детей и родителей появляется ощущение стабильности, вырабатывается четкий алгоритм проведения занятий.
Для налаживания контакта с малышом в случае необходимости используется персонаж-посредник – игрушка, соответствующая теме занятия. Логопед внимательно следит за степенью эмоционального воздействия на ребенка и корректирует его в зависимости от реакции малыша на вторжение в его пространство. Игрушечный персонаж здоровается с каждым ребенком, приглашает его в игру, проводит элементы беседы. Постепенно вводятся тактильные игры: малыша можно погладить по ладошке, взять за руку, пощекотать и тд. Таким образом, создается комфортная игровая и речевая ситуация, ребенок привыкает доверять педагогам и подражать их действиям.
Адаптация к группе касается не только детей, но и мам, и проходит у всех по-разному. Одни сразу включается в работу, другие некоторое время наблюдают за процессом, третьим трудно дается привыкание к соблюдению общего порядка и правил игры. Обязательным условием работы группы является активное участие мамы, ее заинтересованное и включенное посредничество между педагогом и малышом. Если нам удается в короткое время сделать маму своим союзником, значит, мы на правильном пути.
Первый этап позади: правила работы группы усвоены, алгоритм занятия выработан, эмоциональный контакт с детьми установлен, помещение освоено, мамы привыкли к педагогам, четко понимают цели каждого этапа занятия, активно включаются в работу и помогают своим малышам. Переходим к основному этапу – формирование навыка двигательного и речевого подражания.
Сначала делаем акцент на развитии слухового внимания, крупной моторики и общего двигательного подражания. Это хороводные, жестовые, а чуть позже и пальчиковые игры с обязательным использованием ритмизированного речевого материала. Богатый фольклорный материал сочетается с логоритмической программой Е.Железновой «Музыка с мамой». Малыши с мамами двигаются по кругу с помощью стилизованного «солнца» - обруча с лентами, сначала в одну, затем в другую строну:
Как у наших у ворот вьется, вьется хоровод,
Вьется, вьется хоровод, собирается народ,
Уж как ждать-пождать, у ворот постоять,
Ночку провожать, ясный день встречать! (русская народная закличка)
Игра проводится в течение всего учебного года, вначале закличку поют педагоги, затем подключаются мамы. Через 10-15 занятий логопед начинает делать паузу перед последним словом в строке, побуждая детей продолжить хорошо знакомый текст. Это может быть и все слово целиком, и его слог. Этот же прием используется и в других речевых играх. Здесь важно не просить ребенка: «Скажи! Повтори!». Малыш чаще всего осознает свое затруднение и таким требованием мы только закрепим в нем сознание его неуспешности.
Стимуляция речевой активности подразумевает сперва формирование и закрепление пассивного словаря в конкретной комфортной игровой ситуации, а затем «как бы» непроизвольной эмоциональное оречевление. Иногда ребенок сам удивляется – у меня получилось что-то сказать? Примерно по этой же схеме действует логопед при работе с более старшими детьми при отсутствии у них активного речевого высказывания.
Во время проведения игрового массажа так же используется сочетание речи и ритмичного движения. Ребенок получает не только сенсорно-тактильный опыт. Постепенно дети и мамы меняются местами, мамы ложатся на подушки, а малыши выполняют массажные движения под музыку. Здесь, помимо развития речи и моторики, важно установление более тесного эмоционального контакта между мамой и малышом. Мамы детей с ОВЗ – особая категория. Они учатся принимать своего ребенка таким, какой он есть, и получать удовольствие от общения с ним. В свою очередь, у ребенка появляется возможность стать лидером в паре, выразить свою любовь к маме языком тела. Игровой массаж является стимулирующим фактором для развития коммуникативной функции речи.
Итак, в активной речи детей стали появляться звукоподражания, усеченные и общеупотребительные слова. Следующий этап работы логопеда – формирование фразы и навыков словоизменения. Здесь используется прежде всего сюжетная игровая и речевая ситуация и игра по правилам.
Авторы, занимающиеся вопросами изучения становления детской речи, отмечают, что в возрасте 1год 7 мес – 1 год 10 мес у ребенка должны появиться первые двусловные фразы. На практике мы видим, что у детей и в два, и в три года фразовая речь отсутствует, хотя ребенок пользуется номинативной лексикой. А где же предикат? Для его появления в активной речи требуется действие, сюжет. Поэтому логопед переходит к играм, где мы не просто называем игрушки или предметы, не только отвечаем на вопрос «Что это?», «Кто пришел?» Моделируется игровая ситуация, подбирается речевой материал и планируется диалог так, чтобы ответом на вопрос было слово-действие. Например, в соответствии с алгоритмом занятия дети знают, в какой момент мы будем играть с мыльными пузырями. Только теперь логопед спрашивает «Что будем делать?» - «Дуть!». В другой игре, где мишка зимой спал, станем стимулировать договаривание знакомой рифмовки:
Мишка, мишка, хватит ….СПАТЬ!
Надо, мишенька, …..ВСТАВАТЬ!
Или:
Бабу снежную ……ЛЕПИЛИ,
Птичек крошками …….КОРМИЛИ И тд
Обязательным условием является соответствие слова и происходящего действия:
Вот ворона ….ПОЛЕТЕЛА, дети бегут по кругу, машут руками
Вот она на землю …СЕЛА все приседают на корточки
Таким образом, можно обозначить основные условия, способствующие формирование и развитие активной речи как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях:
- Многократное повторение доступного и краткого речевого материала
- Положительный эмоциональный фон
- Игровая форма проведения занятия
- Активное участие мамы
- Использование ритмов, сочетание речи и движения
- Сюжетная игра
В завершение хочется отметить, что раннее начало коррекционной работы дает возможность предупредить возникновение вторичных отклонений в развитии малышей. Дети с задержкой речевого развития в течение учебного года успешно преодолевают свое отставание в формировании активного высказывания. Другим детям - с минимальной динамикой - мы рекомендуем изменение образовательного маршрута: индивидуальные занятия с логопедом, дефектологом, психологом, либо другие формы работы в зависимости от актуального развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад. Использование дидактических игр в работе с детьми раннего возраста, имеющими отставание в речевом развитии
Вниманию педагогов и родителей, представляю материал, по использованию дидактических игр для детей раннего возраста, имеющими отставание в речевом развитии.В процессе действий с предметами у детей с м...
Сказка в логопедической работе с детьми раннего возраста
Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Использование сказочных сюжетов помогает развитию речевой активности детей: накоплению словарного запаса, развитию связной речи, развитию причинно-...
Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста
Учебное пособие по логопедической работе с детьми первых трех лет жизни. В нем представлен отечественный и зарубежный опыт реализации программы «Абилитация младенцев»....
Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой психоречевого развития
Направления коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой психоречевого развития...
статья "Коррекционно- логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития"
статья "Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития"...
План – конспект подгруппового логопедического занятия с детьми третьего года жизни с задержкой речевого развития. Лексическая тема: «Птицы»
Программное содержание:Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым.Обучение родителей различным формам общения со своим ребёнком; умению наблюдать за ребёнком, создать ситуацию речевого ...
"Консультирование родителей детей раннего возраста с риском задержки речевого развития в рамках проекта МБДОУ ДС № 333 г.Челябинска Семья + Я"
Независимо от возможных вариантов организации специальной помощи по преодолению задержки речевого развития (ЗРР) у ребёнка раннего возраста огромное значение имеет консультирование логопедом его...