Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков «л», и «р»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Качалкина Наталья Андреевна

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков «л», и «р», наглядный материал к ним 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_differentsiatsiya_r_i_l.docx22.81 КБ
Файл morskie_sudna.docx2.98 МБ
Файл upr_na_diff-iyu_l_i_r.docx373.46 КБ
Файл zhivotnye.docx1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Студента ЗФ/206-101-5-1, Качалкиной Натальи Андреевны

Вид занятия: подгрупповое

возрастная группа: подготовительная к школе группа

этап обучения

1.Тема «Дифференциация звуков [л] и [р]».

2.Цель: научить дифференцировать звуки [[р]и [л] в устной речи, слогах, словах, предложениях.

3.Задачи:

коррекционно-обучающие:

- формировать умение дифференцировать звуки [р]и [л]

- закреплять правильное произношение звука [р]и [л] в словах, предложениях, коротких фразах.

коррекционно-развивающие:

- активизация словарного запаса;

- отработка техники чтения;

- развивать слуховое и речевое внимание, память, логическое мышление;

- развивать фонематический анализ

 коррекционно-воспитательные:

-воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

- воспитывать выдержку, усидчивость, аккуратность;

- воспитывать контроль за собственной речью.

4. Методическое обеспечение: наглядный и дидактический материла, цветные карандаши

6.Ход занятия

№ п/п

Этапы занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

Продолжительность этапа

1

Организационный момент

Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие по воде. Скажите, а на чём можно путешествовать по воде. (Теплоход, лодка, фрегат корабль)

Педагог прикрепляет на доске иллюстрации транспорта и дает им определения.

Теплоход- морское или речное судно, приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания

Лодка- судно, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов по воде.

Фрегат-военно-морское судно

Корабль- морское судно, плавучее сооружение для перевозки пассажиров и грузов, водного промысла, добычи полезных ископаемых, а также для военных целей.

Сегодня в небольшое путешествие мы отправимся на корабле. Для этого вам нужно назвать третий и шестой звуки слова «корабль».

Давайте посчитаем.

Кто мне скажет с какими звуками мы будем сегодня работать?

Мы будем говорить о дифференциации звуков р и л, будем повторять и закреплять произношение этих трудных звуков.

Включение в образовательную деятельность

3 минуты

2.

Основная часть

- Ребята, приготовились, мы отплываем на остров скалистых берегов и песчаных пляжей. Вот мы приплываем к первому острову. Этот остров называется

1. «Чистоговорки».

Приплыли мы к острову, сойдем на пляж.

- Давайте все вместе произнесём чистоговорки с данными звуками:

Ра – ра – ра – новая игра. Ар – ар – ар – кипит наш самовар.

Ла – ла – ла- хорошие дела Ал-ал-ал – наш малыш упал.

Ре-ре-ре– дети во дворе. Ур – ур – ур – повесим абажур

Ле-ле-ле – узоры на стекле. Ул –ул -ул – наш малыш уснул.

Абажур- колпак, надеваемый на лампу для защиты глаз от света

Молодцы, ребята.

2. Продолжаем наш путь. Приближаемся к острову

«Звуковичок.

Мы будем играть в интересную игру «Замени звук» [р] на [л].

Если в слове заменить звук, слово превращается в другое слово:

Отвечаем по поднятой руке, не выкрикиваем.

рак – лак бар – бал борт – болт

ров – лов жир – жил стар – стал

рот – лот пир – пил рожь – ложь

рама – лама мир – мил город – голод

игра – игла жарко-жалко

рука – Лука рожки - ложки

3. Плывём мимо острова «Животный мир» и причаливаем здесь. Вот картинки животных.

 - В названиях животных есть звук Л и звук Р.

Распределяем их на две группы: в левый столбик со звуком Л (логопед вывешивает на доске карточку с буквой Л, в правый – со звуком Р (педагог вывешивает на доске карточку с буквой Р): лиса, жираф, тигр, слон, зебра, волк, корова, лошадь.

Дети выходят к доске и выполняют задание.

В каком столбике картинок больше: в правом или в левом?

Проводится физкультминутка.

-Наш теплоход качает на волнах. Мы на острове «Загадок». А теперь попробуем отгадать загадки.

1. Это чей тоскливый вой часто слышится зимой? (Волк.)

2. Рыжий молокозавод, день жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко, переделать в молоко (корова)

3. С бородой, на свет явился

И ни разу, не побрился. (Козёл)

4. Похожий на пони, но слишком ушастый,

И с места не сдвинешь, упрямец ужасный. (Осёл)

5.Уж очень вид у них чудной: у папы – локоны волной,

А мама ходит стриженой. На что она обижена? (Львица)

6. Шерсть как шёлк у киски, а на ушах кисти.

Только вряд ли скажешь «брысь», посерьёзней киски (Рысь)

7. Чемпионка в быстром беге, я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес: воду, сено и овес. (Лошадь)

8. Хоть верь,хоть не верь: пробегал по лесу зверь.

Нёс на лбу он неспроста два развесистых куста. (Олень)

-Молодцы, ребята.

Дети вместе с педагогом четко проговаривают чистоговорки и звуки в словах

Игра «Замени звук».

Упражнение в образовании новых слов, путём замены звука «р-л» (слова – паронимы).

Словарный диктант.

Дети делятся на 2 подгруппы и выполняют задания

Отгадывание загадок

15 минут

3.

физкультминутка

-Давайте сойдем на берег одного из островов и отдохнем:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

-Отлично!

Выполнение движений по словесному образцу

2 минуты

4.

Заключительная часть

И у нас на пути последний остров.  Для начала достаньте зеленый и желтый карандаш. Предлагаю такое задание:

вы должны закрасить кружки под картинками со звуком «Р» в названии слова зеленым цветом, а если в слове встречается звук «Л», то желтым цветом. Спрашивайте, если непонятно какое-то слово.

Дети закрашивают кружки под словами нужным цветом.

5 минут

5.

Итог занятия

И так, молодцы, вижу, что вы справились с последним заданием. Наш корабль снова возвращается в детский сад, а мы подведем итоги.

Ребята, какие звуки мы сегодня сравнивали, закрепляли в устной и письменной речи?

Чем похожи звуки?

Чем различаются?

Расскажите, что для вас было трудно, а что легко?

Вы молодцы! Отлично справились со всеми заданиями!

Дети подводят итоги занятия совместно с педагогом

5 минут

Дата: «___» _______ 20.. г.

                                                           _______________/ _________________________

                                                                                                 ПОДПИСЬ                             РАСШИФРОВКА


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\ADMIN\Desktop\р и л.png

C:\Users\ADMIN\Desktop\р и л.png


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ж], [ш]"

Конспект открытого логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [с][с,]»

Цель: знакомство с акустико-артикуляционной характеристикой звуков С, Сь.Задачи: уточнить произношение звуков С, Сь; дифференцировать их изолированно, в слогах, словах; закрепить умение проводить звук...

Конспект логопедического занятия: Дифференциация звуков С-Ш.

уточнять и сравнивать артикуляцию звуков, учить дифференцировать буквы С-Ш, давать их сравнительную характеристику, формировать умение различать на письме С-Ш в слогах, словах, предложениях;разви...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [С]-[Ш]".

Дифференциация звуков  [С]-[Ш] изолированно, в слогах, словах и предложениях....

Конспект логопедического занятия.Дифференциация звуков Б и Бь.

Конспект занятия для развития фонематического слуха у детей, умение определять место звука в слове, умение дифференцировать твердые и мягкие звуки. На данном занятии звуки б и бь....

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [3] - [С]» (средняя группа)

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [3] - [С]» (средняя группа) подготовлен в целях развития фонематического слуха....

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж».

Тема «Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж».Цель: Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж;Развивать слуховое внимание и память;Привлекать внимание детей к родственным  словам;Анализ  и  синт...