Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи «Расскажи об осени».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны особенности  состояния не только речевого статуса, но и неречевых психических функций. У детей отмечается сниженный объем различных видов памяти, особенности в развитии внимания, мыслительных процессов, повышенная отвлекаемость, низкий уровень работоспособности. Логопедические занятия с использованием  графической символики позволяют совершенствовать  как  речевые умения и навыки, так и активизировать мыслительную деятельность, повысить интерес к учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspektno1_red.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Оборудование: графические модели календарей; картинки- символы (черно-белого изображения) с изображениями изменений неживой и живой природы в зависимости от времени года; листья из цветной бумаги; пары картинок для подбора цветов и их оттенков; геометрические фигуры из картона различных цветов и размеров для работы на ковролине.

Предварительная работа: предварительная работа с детьми с графическими моделями календарей; наблюдение за изменениями в природе на прогулке; рассматривание листьев различных деревьев.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

Чтение логопедом стихотворения об осени.

Логопед спрашивает у детей о характере этого стихотворения.

Дети отвечают, что оно грустное, печальное, тоскливое, нерадостное.

Введение в тему

Работа с графическими моделями календарей.

Логопед спрашивает детей, что же такое осень. Предлагает рассмотреть уже знакомые детям графические модели календаря, вспомнить понятия «год», «времена года», «месяц». Логопед просит детей объяснить выбор цвета для каждого времени года. При помощи картинок-подсказок логопед помогает вспомнить названия осенних месяцев.

Дети рассматривают календарь, отвечают на вопросы, закрепляют в ответах временные понятия.

Основная часть

Работа с картинками-символами.

Логопед предлагает детям самостоятельно выбрать картинки- символы, которые помогут рассказать об осени:

Небо - закрытое тучами; тучи и дождь; светит солнце; туча и снежинки.

Деревья - крона с листьями; голые; с набухшими почками и небольшими листочками; с опадающими листьями.

Одежда и обувь людей - майка и шорты; кофта, штаны и туфли; теплая куртка, штаны и сапоги; шуба, шапка, сапоги с мехом.

Животные и птицы-  гнездо с яйцами; ежиха с маленькими ежатами; гнездо с птенцами, и ежиха с ежатами; улетающие птицы, еж на иголках которого яблоки; вороны на голой ветке и еж, свернувшийся клубком под корнями дерева.

 Логопед следит за ответами детей полными предложениями.

Дети подбирают картинки, объясняя свой выбор. В случае ошибочного выбора дети сами исправляют ошибки товарища, при дальнейших затруднениях помощь оказывает педагог.

Зрительная гимнастика.

Игра: «Поищи листья».

Логопед просит детей поискать глазами листья, которые расположены в разных частях кабинета.

Затем логопед спрашивает, лист какого цвета находиться на доске, на окне, на полке, на лампе. Логопед просит назвать листья деревьев.

Дети находят взглядом листья:

красный - на доске,

зеленый - на окне,

жёлтый - на полке

коричневый – на лампе.

Дети называют: кленовый, тополиный, берёзовый, дубовый.

Развивающая игра: «Цвет предметов рассмотри- картинки внимательно ты подбери».

Логопед предлагает внимательно рассмотреть картинки, подобрать их по цвету, обращая внимание на его оттенок: капли и тучи, три пары сапог, три пары перчаток, перья птиц (ворон, цапля, воробьи). При затруднениях детям предлагается выполнять задание путем сравнения и подбора картинки нужного цвета. Логопед следит за возможными ошибками в согласовании сущ. с прилагательными.

 

Дети выбирают картинки, озвучивают названия цветов и оттенков:

синие, темно- синие, голубые;

желтые, оранжевые, темно - жёлтые;  

красные, тёмно- красные, розовые;

черные, серые, коричневые.

Динамическая пауза

Солнце спит и небо спит

Солнце спит и небо спит,

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало

Все лучи свои послало.

Вдруг повеял ветерок,

Небо тучей заволок,

И деревья раскачал.

Дождь по крышам застучал,

Барабанит дождь по крышам,

Солнце клонится все ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик.

Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.

Качаем поднятыми вверх руками.

Подняли руки вверх, потянулись.

Качаем поднятыми вверх руками.

Качаем раскрытыми в стороны руками.

Закрыли лицо руками.

Качание туловища влево - вправо.

Прыжки на месте.

Хлопаем в ладоши.

Наклоны вперед.

Приседаем

Встали, спрятали руки за спину.

Развивающая игра: «Необычная осенняя картина».

Логопед предлагает детям выполнить необычную картину из плоскостных геометрических фигур разных цветов и размеров (круги, овалы, квадраты, треугольники, прямоугольники) на ковролине.

Дети рассматривают предложенные фигуры, выбирают подходящие

желтый круг – солнце; синие, темно-синие овалы – тучи, квадраты и треугольники разных цветов по выбору -домики; маленькие треугольники красного, оранжевого, желтого, зелёного цвета- листья, черные прямоугольники – стволы деревьев, из нескольких коричневых треугольников дорожку).

Составление рассказа об осени с использованием картинок – символов.

Логопед обращает внимание детей на то, что теперь можно выбрать подходящую осеннюю картину и составить по ней рассказ.

Дети указывают на картинки – символы, объясняют свой выбор; составляют связанный рассказ об осени.

Итог деятельности

 Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка, предлагает в группе нарисовать настоящие осенние картины и подарить их мамам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность Индивидуальная работа с ребенком c общим недоразвитием речи( I -II уровень), моторная алалия

Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, закрепление звукоподражаний.  Цель: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных ...

«Сказанья старины глубокой». План-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в группе для детей с общим недоразвитием речи (второй период обучения)

Цель: Развивать познавательный интерес к устному народному творчеству. Задачи: Учить слышать красоту, богатство и неповторимость русского языка.Закрепить знаний детей о характерах героев нар...

Конспект непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми подготовительной группы с диагнозом общее недоразвитие речи с использованием здоровьесберегающих и компьютерных технологий. Тема: «Космическая школа».

Использование здоровье сберегающих технологий для расширения возможности восприятия ребенком мира с помощью взаимодействия трех каналов: аудиального, визуального и кинестетического, а также развитие с...

План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по формированию произношения "Приключения маленькой бабочки"

Данный план-конспект НОД представлен как итоговое мероприятие по формированию произношения на конец года, разработан для детей старшей группы с общим недоразвитием речи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми подготовительной группы с диагнозом общее недоразвитие речи с использованием здоровьесберегающих и компьютерных технологий. Тема: «Космическая школа».

Участники: Дошкольники подготовительной группы с диагнозом – Общее недоразвитие речи.Количество детей: 5 человек.Длительность: 25 минут.Цель: Использование здоровье сберегающих технологий для расширен...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи. Тема: «Весна. Перелетные птицы»

Данный материал поможет воспитателям расширить, обобщить и закрепить  представления детей о весне и перелетных птицах. Использование игровых технологий поможет активизировать воспитанников, повыс...