Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи. Тема: «Весна. Перелетные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лукащук Юлия Анатольевна
Данный материал поможет воспитателям расширить, обобщить и закрепить  представления детей о весне и перелетных птицах. Использование игровых технологий поможет активизировать воспитанников, повысит познавательный интерес, вызовет эмоциональный подъём, позволит педагогу максимально эффективно построить образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vesna._pereletnye_ptitsy.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

для детей подготовительной группы

с общим недоразвитием речи.

Тема: «Весна. Перелетные птицы»

Цель: расширение представлений детей о весне и  перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные: 

систематизировать представления детей о весне по основным существенным признакам;

расширять представления детей о перелетных птицах, их внешнем виде, жизни в весенний период;

познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность;

расширять и активизировать словарь.

Развивающие:  развивать внимание, мышление, связную речь детей.

Воспитательные:  воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам;

формировать навыки сотрудничества, доброжелательности

Оборудование:

Магнитная доска,  картинки о весне, письмо, карта с заданиями, разрезные картинки, изображения птичьих гнезд, мяч, презентация « Птичья гавань».

Предварительная работа:

беседа о весне, наблюдение за птицами во время прогулок, чтение рассказов стихов, пословиц о весне, о перелетных птицах, составление рассказов о перелетных птицах (индивидуально)

Ход занятия

1. Организационный момент

Доброе утро! Добрый час!

Очень рада видеть вас.

Доброе утро! – нам птицы щебечут,

Доброе утро! – нам шепчут деревья,

Доброе утро! – нам солнышко светит.

Доброе утро! Здравствуйте дети!

2. Основная часть

- Как сегодня светло и тепло! Какое время года наступило? (весна)

- Назовите весенние месяцы.

- А какая она весна? (Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая)

- Расскажите о весне при помощи небольших подсказок (садятся на стулья, под стульями лежат конверты с элементами для составления рассказа о весне)

Примерный рассказ: Весной солнца светит ярко и согревает землю. На улице становится теплее. Небо высокое, голубое и чистое. По небу плывут легкие облака. С приходом весны снег начинает таять. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход . Вскоре появится зеленая трава и первые цветы. На деревьях набухают почки. Дикие животные начинают линять. Просыпаются медведи, ежи. Весной у животных рождаются детеныши. Просыпаются насекомые. С наступлением теплых дней люди надевают демисезонную одежду. Дети гуляют, пускают кораблики.

- Ребята, обо всем мы рассказали? Мне кажется, чего-то не хватает на нашей картине (нет птиц)

- Где же конверт с птицами? (в нем зашифрованное письмо)

- Что это? От кого письмо? Давайте прочитаем:

Здравствуйте, девочки и мальчики! Пишет вам старичок - лесовичок. В моем лесном царстве случилась беда – тихо в лесу, не слышны голоса птиц. Слышал я, что и на озерах, и в городах нет птиц.

Злая колдунья лишила птиц возможности летать. И птицы не могут вернуться на родину. Чтобы птицы могли вернуться и приступить к весенним хлопотам, необходимо выполнить 7 заданий злой колдуньи. Следуйте по карте. Удачи вам!

- Ребята, поможем птицам вернуться домой?

- Что для этого надо сделать? (следовать по карте и выполнять задания злой колдуньи)

1.Собери картинку. Объясни, чем птицы отличаются от животных 

- Ребята, нам нужно собрать картинку, интересно, что же у нас получится..

( дети делятся на 2-3 группы и собирают разрезные картинки – птицы и животные, объясняют, чем они отличаются - клюв, крылья, перья, откладывают яйца)

- Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь, - хлопайте в ладоши.

«Прилетели птицы — голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы — голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы — голуби, куницы, вороны и страницы
.
Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.
Все вы просто молодцы!»

Хорошо, с первым заданием мы справились. Какое же следующее задание?

2. Раздели птиц на 2 группы

Дети берут по одной карточке и определяют зимующая или перелетная птица

- Как одним словом назвать птиц этой группы (зимующие)

- А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? (Эти птицы могут добывать еду в самые холодные зимы)

- Как назвать одним словом этих птиц? (перелетные)

- А почему птиц называют перелетными? (Потому что они улетают на зиму в теплые страны, а весной возвращаются)

- А почему птицы улетают в теплые края? (Потому что им страшен голод, перелетные птицы не приспособлены добывать корм в зимних условиях)

- Ребята, а как вы думаете, почему перелетные птицы из теплых стран возвращаются обратно к нам (у птиц здесь родина, они родились здесь, научились летать, добывать себе пищу и т. д.).

- Правильно, ребята! Да и нам становится веселее, когда вокруг слышится пение птиц.

- А мы каким птицам помогаем сейчас? Что мы для этого делаем? (перелетным птицам помогаем, спасаем от чар злой колдуньи, для этого надо выполнить все ее задания)

3. Отгадай загадку (отгадывают загадку, на экране появляется картинка – отгадка)

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей. (грач)

Рассказ о граче.   Грач самым первым возвращается на родину. Это большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач  питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева. Грачи живут большими группами, их гнезда образуют целые грачиные деревни.

На шесте дворец,

во дворце — певец.

А зовут его…(скворец)

С ледоходом прилетает,
Черным хвостиком мотает,
Черный с белым хвостик узкий
У изящной ...(Трясогузки)

Рассказ о трясогузке

- У трясогузки спинка и бока серые, брюшко белое, грудка, хвост и крылья черные, блестящие. Прилетает она в наши края, когда на реках начинается ледоход. Птица бегает по льдинам, ищет вмерзших в лед жучков, трясет хвостиком, в народе говорят – «лед ломает». Свои гнезда трясогузка строит в кустах на берегу рек и озер, вблизи воды им легче отыскать корм – комаров, мотыльков, мошек.

Бродит по болотам грязным,

ловит в них лягушек -

бестолковых попрыгушек. (цапля)

Что за диво, что за птица,

На воде она царица,

И окрас ей так под стать,

Просто глаз не оторвать! (лебедь)

Рассказ о лебеде

 Лебедь – это большая грациозная водоплавающая птица. Окраска у лебедя чаще всего белого цвета, но бывают серые и черные. У него длинная, изящная шея. Хвост короткий, а оперение очень пышное. Это самая тяжелая птица, которая умеет летать. Для того чтобы взлететь, лебедь разбегается по поверхности воды. В воде они плавают при помощи своих перепончатых лап. Они очень верные, поэтому создают семью один раз и на всю жизнь. Самка вьет большое гнездо и откладывает в него яйца, высиживает в течение месяца. Самец все время находится рядом и охраняет свою семью.

Не ворона, не синица -

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку -

Раздалось в лесу "ку-ку". (кукушка)

Рассказ о кукушке

Кукушка живет в негустых лесах. Несмотря на небольшие размеры, кукушка любит плотно поесть. Птицы этого вида питаются насекомыми, ягодами и способны склевать яйцо другой птицы. Гнезд кукушки не строят. Вместо этого, они откладывают свои яйца в гнезда других птиц. Когда птенец кукушки вылупляется, он выталкивает из гнезда других птенчиков и приемные родители кормят его одного.

Прилетает к нам с теплом,

путь проделав длинный,

лепит домик под окном

из травы и глины. (ласточка)

Физкультурная минутка.

Ласточки летели, (бегать по кругу и махать руками)

Все люди глядели. (руки биноклем возле глаз)

Ласточки садились, (присесть)

Все люди дивились (подняться и развести руки в стороны)

Сели посидели. (присесть)

Взвились, полетели.

4. Определи где чье гнездо

- Ребята, а кто знает какая первая забота у птиц весной? (Построить гнезда, поправить старые)

- А из чего птицы строят гнезда? (из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха, лоскутков, березовой коры и т. д.)

- Покажи гнездо грача (работа с картинками)

- Грачи строят гнезда на высоких деревьях, гнездятся стаями. Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев - а внутри, чтобы мягче было будущим птенцам, выстилают сухой травой и тонкими ветками.

- Найди гнездо аиста

Аист устраивает гнездо на видном месте - крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших прутьев и веток.

- Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария с боковым входом и строится только из комочков размокшей после дождя земли или глины.

- Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким мхом, пухом, травинками.

- Найди гнездо кукушки

Кукушка не вьет гнездо, а подкладывает свои яйца в чужие гнезда

5. Назови, у кого - кто

Я буду бросать мяч каждому из вас, и называть взрослую птицу. Вы ловите его, называете птенцов птицы и возвращаете мяч мне. 

Грач - грачата,

Скворец - скворчата ,

Кукушка - кукушата,

Гусь - гусята,

Скворец - скворчата

Утка - утята

Аист – аистята

Журавль – журавлята

- Как называются детеныши птиц одним словом? (птенцы)

- А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? (кормят, согревают, защищают)

- С утра до позднего вечера родители кормят своих птенцов. Согревают их холодными ночами, учат летать. Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. 

6. Расскажи, какую пользу приносят птицы человеку и природе?

- Какую пользу человеку приносят птицы? (Птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)

- Как надо относиться к птицам? (Птиц надо беречь, помогать им,  не разорять гнезда, не брать домой выпавших птенцов, не шуметь в лесу, не кричать, не включать громко музыку, не разжигать костров.)

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря,

Всегда в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья!

- К сожалению, многие птицы становятся редкими и нуждаются в особой охране.

У моста через реку Иртыш есть удивительное место – это природный парк «Птичья гавань».

Как вы думаете, почему он так называется?

Да, это пристанище для птиц. Здесь работают ученые, орнитологи, биологи, которые следят за здоровьем птиц, за чистотой воды и всего парка, изучают их повадки.

Среди обитателей  Птичьей гавани зарегистрировано 155 видов птиц, 26 из которых занесены в Красную книгу  России.

Здесь водятся такие виды, как утка  кряква,  чайка-хохотунья,  кулики, полевой и домовый воробей, синицы и трясогузки, озёрная чайка. Иногда появляются на водоёмах серый гусь, серый журавль, лебедь-кликун,  в Омске были замечены краснокнижные лебеди-шипуны

- Как вы думаете, почему птицы, каждый год весной возвращаются с тёплых краёв и гнездятся в этом месте?

Потому что им там хорошо: много еды, рыб, насекомых. Их там никто не беспокоит. Это их Родина.

3. Итог

- Где же следующее задание?

- Здесь какой-то конверт…

Это же птицы! Птицы вернулись!

(дети берут по одной птице и выставляют их на магнитную доску, отвечая на вопросы)

- Какая птица не вьет гнезда?

- Какая птица прилетает первой?

- Для какой птицы люди строят домики?

- Назови водоплавающих птиц.

- Ребята, чем мы сегодня занимались? (спасали птиц)

- Каких птиц мы спасли от злой колдуньи? (перелетных)

- Почему их так называют?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что было самым трудным? Самым интересным?

- Ребята, птицы вас благодарят за помощь и дарят вам свою весеннюю песенку (аудио «Голоса весеннего леса»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья ( с тяжёлыми нарушениями речи) "Зимующие птицы"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей подготовительной группы с использованием упражнения со счётными палочками...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности на тему: «Перелётные птицы» (с использованием информационно-коммуникационной технологии «MIMIO»)

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности на тему: «Перелётные птицы» (с использованием...

Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме «Автопортрет"? авторы ст.восптатель Ежова М.В. воспитатель Котова Л.В.

Методическая разработка разработана в соответствии с реализуемой ОП ДО ГДОУ детский сад № 30 Петродворцового района. Тема методической разработки может реализоваться с детьми подготовительного к школе...

Конспект непрерывно образовательной деятельности для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья(с тяжелыми нарушениями речи) тема: "Волшебница Зима".

Конспект непрерывно образовательной деятельностиОбразовательная область -речевое развитиеинновационные технологии: игровые, информационно-коммуникативные....