Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "В гостях у Пака и Пика: дифференциация звуков [п] - [п']"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "В гостях у Пака и Пика: дифференциация звуков [п] - [п']
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_obucheniyu_gramote_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
по обучению грамоте
в подготовительной группе на тему:
«В гостях у Пака и Пика:
дифференциация звуков [п] и [п’]»
Цели:
- закреплять понятия звук и буква;
- закреплять понятие гласных и согласных звуков;
- уточнять артикуляцию звука [п[;
- упражнять в умении давать характеристику звука [п];
- упражнять в дифференциции звуков [п] - [п’] по акустическим признакам;
- упражнять в произношении звуков [п] - [п’] в слогах, словах, предложениях;
- развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза; умение делить слова на слоги;
- развивать слухо-моторную координацию;
- закреплять прослеживающую функцию глаз;
- воспитывать навыки самоконтроля и произвольной регуляции деятельности;
- воспитывать чувства успешности и значимости
Материал:
Раздаточный:
- индивидуальные настольные зеркала по количеству детей;
- индивидуальные фланелеграфы по количеству детей с подставками;
- кастрюли с крупами (по количеству детей): рис, пшено, греча, перловка;
- таблицы с буквами для игровизора на каждого ребёнка;
- маркеры по количеству детей;
- предметные картинки: портфель, печенье, петух, пшено, пушка, поросёнок, попугай, пенал;
- картинки-символы: синий квадрат, зелёный квадрат, картинка-кирпич, картинка-подушка (на каждого ребёнка)
Демонстрационный:
- плоскостные изображения двух гномов;
- два домика: синего и зелёного цвета;
- картинки-символы: синий квадрат, зелёный квадрат, картинка-кирпич, картинка-подушка;
- фонограмма для динамической паузы;
- плоскостные буквы: А, О, У, И, П;
- плоскостное изображение поезда с тремя вагонами;
- лазерная указка для зрительной гимнастики
Используемые современные технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- гимнастика для глаз;
- положительная оценка;
- физминутка
Ход занятия:
1. Организационный этап
Психогимнастика
Учитель-логопед: Дети, вы помните сказку «Белоснежка и семь гномов»? Попробуйте изобразить разных гномов. Первым будем изображать гнома Ворчуна. Какое у него лицо? Покажите, каким был гном Весельчак. Изобразите гнома Лентяя. Покажите сердитого, грустного гнома.
(дети мимикой и движениями изображают гномов)
2. Основной этап
- Упражнение «Поселим гномов в домики»
Учитель-логопед: Сегодня к нам в гости пришли гномы. Одного гнома зовут Пак, а другого – Пик.
(показываются плоскостные изображения гномов)
Учитель-логопед: С какого звука начинаются имена наших гостей?
Дети: Со звука [п].
(работа перед зеркалом)
Учитель-логопед: Как образуется звук [п]? Звук мы произносим губами. Воздушная струя встречает преграду – губы. Струя прорывается сквозь преграду, губы размыкаются и получается звук [п], похожий на звук хлопушки.
Учитель-логопед: Если есть преграда, значит звук [п] – это гласный или согласный звук?
Дети: Согласный.
Учитель-логопед: Если приложить руку тыльной стороной к горлу, оно дрожит или нет?
Дети: Не дрожит.
Учитель-логопед: Значит звук [п] согласный, и ещё …
Дети: Глухой.
Учитель-логопед: Мы с вами знаем, что все согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Давайте ещё раз повторим имена гномов: Пак, Пик. Скажите, пожалуйста, звук [п] в имени Пак отличается от звука [п] в имени Пик?
Дети: В имени Пак звук [п] твёрдый, мы его обозначаем синим квадратом, звук твёрдый, как кирпич. А в имени Пик звук [п’] мягкий и мы его обозначаем зелёным квадратом, этот звук мягкий, как подушка.
Учитель-логопед: Молодцы, тогда поселим Гнома Пака в домик синего цвета, Гнома Пика - в домик зелёного цвета.
- Упражнение «Дразнилки»
Учитель-логопед: Гном Пак решил проверить, внимательные ли ваши ушки. Поиграем с мячом?
(учитель-логопед или ребёнок произносит ряд слогов,
бросая другому ребёнку мяч, ребёнок повторяет их в той же последовательности, возвращая мяч: па-по-пу, пу-пи-па…)
- Упражнение «Звук [п] добавляй – слово называй»
Учитель-логопед: Гном Пик тоже предлагает поиграть.
(учитель-логопед произносит слово без первого звука,
дети добавляют звук [п] и называют получившееся слово:
…ушки-пушки, …оля-поля, …алка-палка, …очк-почка, …олка-полка, …оле-поле, …аук-паук, …аста-паста)
- Упражнение «Угощенье для гостей»
Учитель-логопед: Когда приходят гости, конечно, их нужно чем-то угостить. Предлагаю угостить гномов кашей. Но для этого нужно перебрать крупу в кастрюлях: рис, пшено, гречу, перловку.
(дети перебирают крупу поочерёдно каждой рукой)
Учитель-логопед: Как называется каша из рисовой (пшённой, гречневой, перловой) крупы?
Дети: Рисовая, пшённая, гречневая, перловая.
Учитель-логопед: В названии какой каши слышим звук [п]?
Дети: Пшённая, перловая.
Учитель-логопед: В названии какой каши звук [п]–твёрдый, а в названии какой–мягкий?
Дети: В слове пшённая звук [п]–твёрдый, в слове перловая-звук [п’] – мягкий.
- Упражнение «Путешествие»
Учитель-логопед: Надоело гномам сидеть в своих домиках, они предлагают нам отправиться в путешествие. Но только на том транспорте, в названии которого есть звук [п].
(учитель-логопед называет виды транспорта:
поезд, самолёт, пароход)
Дети: Поезд, пароход.
Учитель-логопед: А почему на самолёте не полетим?
Дети: В слове самолёт слышим звук [с].
- Динамическая пауза «Рельсы, рельсы» - массаж друг другу
(выполняется под фонограмму)
- Упражнение «Песенки»
Учитель-логопед: Посмотрите, к нам пришла гостья.
(на фланелеграф вывешивается буква П)
Учитель-логопед: Это буква П. Из каких элементов состоит буква П?
Дети: Две прямые палочки справа и слева, вверху перекладинка.
Учитель-логопед: Что это: звук или букв? Почему?
Дети: Буква. Мы её видим.
Учитель-логопед: На что похожа буква П?
Дети: На ворота, на турник…
Учитель-логопед: Стоит буква П, пыхтит, и говорит: как мне хочется научиться петь. Кто может букве П в этом помочь?
Дети: Гласные буквы.
(на фланелеграф вывешиваются гласные буквы А, У, И, О;
с помощью дорожек они соединяются с буквой П)
Учитель-логопед: Давайте споём песенки с буквой П. Мы знаем, что это не просто песенки, эти песенки называются как?
Дети: Слоги.
(учитель-логопед с помощью лазерной указки
прослеживает дорожку слева – направо, от гласных букв к букве П,
дети: читают слоги: ап, оп, уп, ип)
Учитель-логопед: А сейчас выложите на своих фланелеграфах символами слоги, которые мы прочитали.
(например: слог ап: круг красного цвета+квадрат синего цвета)
Учитель-логопед: Надоело гласным буквам стоять впереди буквы П и спрятались они за букву П, получились совсем другие песенки.
(учитель-логопед с помощью лазерной указки
прослеживает дорожку слева – направо, от буквы П к гласным буквам,
дети: читают слоги: па, пу, по, пи)
Учитель-логопед: Теперь выложите на своих фланелеграфах символами слоги, которые мы сейчас прочитали.
(например: слог па: квадрат синего цвета+круг красного цвета;
слог пи: квадрат зелёного цвета+круг красного цвета)
- Упражнение «Внимательные глазки»
Учитель-логопед: Гномы Пак и Пик предлагают игру «Найди букву П».
(детям раздают игровизоры с изученными ранее буквами, которые расположены в виде таблицы; дети обводят кружком только букву П)
- Упражнение «Подарки»
Учитель-логопед: Гномы очень любят подарки. Гному по имени Пак подарим подарки с твёрдым или мягким звуком [п]?
Дети: С твёрдым звуком [п].
Учитель-логопед: А гному по имени Пик?
Дети: С мягким звуком [п’].
(учитель-логопед предлагает двум детям выбрать подарки-картинки с твёрдым звуком [п], а другим двум детям-с мягким звуком [п’]:
портфель, печенье, петух, пшено, пушка, поросёнок, попугай, пенал)
- Упражнение «Поезд»
(на фланелеграфе плоскостное изображение поезда с тремя вагонами)
Учитель-логопед: Пора нашим гномам уезжать. Поедут они на поезде. Давайте поможем гостям занести подарки-картинки в вагоны. В первый вагон занесём подарки, в названии которых один слог, во второй вагон подарки, в названии которых два слога, в третий вагон, в названии которых три слога.
(дети распределяют по вагонам картинки-подарки:
портфель, печенье, петух, пшено, пушка, поросёнок, попугай, пенал)
3. Заключительный этап
Учитель-логопед подводит итог занятия: Скажем спасибо, нашим гостям-гномам. А за что?
Дети: За то, что познакомили нас со звуком [п] и буквой П. (Ответы детей). Учитель-логопед: благодарит детей и подчеркивает успешную работу каждого ребенка на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук [а], буква А.»
Тема: Звук [а], буква А.Цель: познакомить со звуком [а], с буквой А.Задачи:Коррекционно –образовательные:- познакомить со звуками [а], буквой А.- уточнить правильную артикуля...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме "Звук, слог, слово".
Конспект занятия для повторения и закрепления понятий: речевые и неречевые звуки; звуки гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие; слог; слово. Дети вспомнят из чего состоит сл...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Знакомство с звуком [А]"
Методическая разработка Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Знакомство с звуком [А]"...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [а], [у]»
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ:«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [а], [у]» Цель: закрепить навык произношения и различения звуков [а], [у].Задачи:К...
конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ФФНР. "Звуки Л-Ль.Буква Л."
Занятие по обучению грамоте для детей с ФФНР. Знакомство со звуками и графическим изображением буквы Л. Развитие навыка чтения слогом....
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ТНР. Звук [ы] Буква Ы
В данном конспекте даны игры и упражнения, где дети закрепляют навык четкого произношения звука [ы], знакомятся с буквой ы....
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Дифференциация звуков Г-К"
На занятии дети знакомятся с новым звуком К и участся различать на слух звуки Г-К....