КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [а], [у]»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ:
«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [а], [у]»
Цель: закрепить навык произношения и различения звуков [а], [у].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Дифференциация звуков [а], [у] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, в связной речи.
- Закрепления навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Совершенствование навыков звукового анализа, умения определять и выделять первый звук в слове.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие лексико-грамматического строя речи, согласования слов в предложении о субъектно-объектных отношений.
- Развитие способность составлять предложения с использованием зрительной опоры.
- Развитие связной речи, способности восстанавливать стихотворный текст с опорой на рисуночный план.
- Развитие произвольного внимания, переключаемости и концентрации внимания.
- Развитие просодических компонентов речи. Развитие модуляции силы голоса.
- Развитие мышления, способности устанавливать логические связи.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие общей и мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение слушать сверстника при ответе, не перебивая его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_a_u.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ:
«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [а], [у]»
Цель: закрепить навык произношения и различения звуков [а], [у].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Дифференциация звуков [а], [у] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, в связной речи.
- Закрепления навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Совершенствование навыков звукового анализа, умения определять и выделять первый звук в слове.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие лексико-грамматического строя речи, согласования слов в предложении о субъектно-объектных отношений.
- Развитие способность составлять предложения с использованием зрительной опоры.
- Развитие связной речи, способности восстанавливать стихотворный текст с опорой на рисуночный план.
- Развитие произвольного внимания, переключаемости и концентрации внимания.
- Развитие просодических компонентов речи. Развитие модуляции силы голоса.
- Развитие мышления, способности устанавливать логические связи.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие общей и мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение слушать сверстника при ответе, не перебивая его.
Оборудование:
- предметные картинки со звуками [а], [у];
- сюжетные картинки;
- символы звуков;
- конверты для игры «Почтальон»;
- пластмассовая радуга с отделяющимися деталями;
- аудиозапись со звуками природы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Закройте глаза и прислушайтесь. Мы слышим голоса птиц, шум ветра, шелест листьев, журчание ручья. Куда мы попали?
Дети: В лес.
Логопед: Откройте глаза. Ребята мы заблудились. Будем искать дорогу домой.
II. Сообщение темы. Сравнительная характеристика звуков [а], [у] по артикуляционным и акустическим признакам.
Логопед: Вот ползёт улитка. Давайте попросим улитку нам помочь. Как сказать ласково?
Дети: Улиточка, помоги пожалуйста.
Логопед: Верно! Улиточка нам поможет, если мы выполним все её задания. Какой первый звук в слове «улитка»?
Дети: Звук [у].
Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите звук [у]. Горлышко гудит, воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [у] гласный. Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на маленький круг. Звук [у] можно петь, тянуть, его легко говорить.
Логопед: Смотрите, к нам летит аистёнок. Попросите его помочь нам найти дорогу домой. Давайте ласково попросим аистенка нам помочь.
Дети: Аистёнок помоги нам пожалуйста.
Логопед: Он согласен. Какой первый звук в слове «аист»?
Дети: Звук [а].
Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите звук [а]. Горлышко гудит. Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [а] гласный. Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на большой круг. Возьмите на столе большой красный круг. Звук [а] можно петь, тянуть, его легко говорить. Чем похожи звуки [а] и [у]?
Дети: Их можно петь, тянуть, они гласные.
Логопед: Чем отличаются эти звуки?
Дети: А – воротца большие, У – воротца маленькие.
Логопед: Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [а], [у]. А аистёнок и улиточка будут задавать нам задания и давать подсказки, как же добраться до дома.
III. Дифференциация звуков [а], [у] изолированно.
Развитие слухового внимания, модуляции голоса.
- Игра «Какой звук [а]».
Инструкция: Слушайте внимательно. Вместе с аистёнком произносите звук [а] по разному.
Со мною вместе пойте, -А!
Пошире рот откройте, -А!
Споём мы высоко, -А!
Теперь протянем низко, -А!
Как будто далеко, -А…
А теперь близко, -А…
Шепнём слегка, -А…
И крикнем звонко, -А!
Тихонько, -А.
Так громко, -А!
Теперь мы будем знать,
Как «А» может звучать.
2. Игра «Подудим, погудим».
Логопед: Слушайте внимательно. Вместе с улиточкой произносите звук [у].
Мы в дудочку дудим, -У…
Как поезд мы гудим, -У!
Вперёд потянем губки, -У.
И выдыхаем в трубку, -У…
3. Игра «Будь внимателен, не проспи, [а] и [у] не пропусти»
Логопед: Я буду называть разные звуки. Слушайте внимательно, когда услышите звук [а], поднимите большой красный кружочек. Когда услышите звук [у], поднимите маленький красный кружочек.
А-о-о-и-у-и-а-о-и-а-а-о-у-у-и-а-и-у-и-а-и-у…
Логопед: Молодцы! Улиточка и аистёнок очень нами довольны и дают нам первую подсказку (красная деталь).
IV. Дифференциация звуков [а], [у] в слогах.
Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.
1. Игра «Измени слог».
Логопед: Аистёнок и улитка будут называть слоги со звуками [а], [у]. Если вы услышите слог со звуком [а], замените его на [у]. Если вы услышите слог со звуком [у], замените его на [а]. Например: «мА» нужно поменять на «мУ», а «рУ»-на «рА». (Слоги: му, ра, УК, па, ан, ну, ру, ма).
Логопед: Правильно! Улиточка и аистёнок дают нам вторую подсказку (оранжевая деталь).
2. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.
Игра «Потерялись в лесу».
Логопед: Вдруг мы уже близко от дома, давайте попробуем кого-нибудь позвать: «Ау!Ау!». Все вместе «Ау!Ау!». Какой первый звук мы произносили?
Дети: Звук [а].
Логопед: Какой звук был после звука [а]?
Дети: Звук [у].
Логопед: Выложите кружочки в правильной последовательности. Сначала звук [а] – (дети должны положить большой красный кружочек), потом звук [у] – (маленький красный кружочек). Посмотрите на кружочки, произнесите, что получилось.
Логопед: Послушайте, вдалеке кто-то плачет «Уа!». Это потерялся малыш. Какой первый звук мы услышали?
Дети: Звук [у].
Логопед: Какой звук был после звука [у]?
Дети: Звук [а].
Логопед: Выложите кружочки в правильной последовательности. Сначала звук [у] – (маленький красный кружочек), потом звук [а] – (большой красный кружочек). Посмотрите на кружочки, произнесите, что получилось. Малыш больше не плачет, его нашла мама. Улиточка и аистёнок дают нам третью подсказку (жёлтая деталь).
V. Дифференциация звуков [а],[у] в словах, выделение первого звука.
1. Игра «Посмотри и разложи».
Инструкция: Возьмите конверты, аккуратно достаньте картинки. Посмотрите внимательно и разложите картинки, названия которых начинается на [а], к большому красному кружку и картинки, названия которых начинается на [у], к маленькому красному кружку.
Картинки: апельсин, абрикос, учебник, утюг, утка, автобус, арбуз, ананас, аккордеон, утята, аист, улитка, аквариум.
2.Игра «Почтальон».
Логопед: Аистёнок и улитка решили отправить письма своим мамам. В конверт с большим красным кружком опустите картинки, названия которых начинаются на звук [а]. Назовите эту картинку. Подумайте, как можно сказать ласково. В конверт с маленьким красным кружком опустите картинку, названия которых начинаются на звук [у]. Назовите эту картинку. Подумайте, как можно сказать ласково. Улиточка и аистёнок дают нам четвёртую подсказку (зелёная деталь).
VI. Физминутка.
Аист, аист длинноногий, – Дети попеременно топают ногами
Покажи скорей дорогу.
Топай правою ногой,
После левою ногой,
Снова правою ногой,
После левою ногой.
И тогда придёшь домой.
Уля, милая улитка, – Дети складывают руки в виде «улитки», высовывают «рожки»
Дом найти нам помоги-ка.
Высунь рожки покажись.
Помоги, не откажись.
VI. Дифференциация звуков [а], [у] в предложениях.
1. Игра «Исправь ошибку».
Инструкция: Аистёнок и улитка решили нас перехитрить и задать непростое задание. Послушайте внимательно. Аистёнок и улитка специально будут делать ошибки. Вам нужно их исправит и повторить правильно неправильное.
Антон ловит удочку рыбой.
Аня гладит утюг рубашкой.
Аквариум сидит на улитке.
Апельсин, ананас и абрикос-это овощи.
Улица едет по автобусу.
Папа Анатолий отрастил длинные уши.
Улиточка и аистёнок дают нам пятую подсказку (голубая деталь).
2. Игра «Посмотри и расскажи».
Логопед: Перед вами лежит картинка. Посмотрите на неё внимательно и расскажите, что там произошло. Не забывайте про слова со звуками [а], [у].
Картинки: Рыбак удит рыбу. Утки летят на юг. Уж ползёт по тропинке. Автобус стоит на остановке. Рыбки плавают в аквариуме. Утка и утята плавают в пруду. Дети рисуют на асфальте. Улиточка и аистёнок дают нам шестую подсказку (синяя деталь).
VIII. Дифференциация звуков [а], [у] в связной речи.
1. Потешка «Аты-баты».
Логопед: Послушайте потешку. Какой звук часто встречается в этой потешке?
Аты-баты, шли солдаты
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты самовар.
Дети: Звук [а].
Логопед: Давайте её споём еще раз вместе.
2. Потешка «Утки».
Логопед: Послушайте потешку. Какие слова со звуком [у] вы услышали в этой потешке?
Давайте её споём.
Раз, два, три, четыре,
Утки жили на квартире.
Чай пили, чашки били,
«Ути-ути» говорили.
3. Стихотворение «Апельсин».
Логопед: Жители леса собрались все вместе проводить нас домой. Посмотрите, кто пришёл с нами попрощаться? (волк, кабан, бельчата, ёж). Как можно назвать их ласково? Аистёнок и улитка приготовили последнее задание. Послушайте внимательно.
Мы дели апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа.
Эта долька для ужа.
Эта долька для бельчат.
Эта долька для утят.
Долечка для кабана.
А для волка кожура.
Смотрите внимательно на картинки и вспоминайте стихотворение. Вспомните, какие герои не нарисованы (утята, уж).
Молодцы! Улиточка и аистёнок дают нам последнюю седьмую подсказку (фиолетовая деталь).
IX. Итог.
Логопед: Ребята, давайте посмотрим на подсказки, которые нам давали аистенок и улиточка за правильное выполнение заданий. Ничего они вам не напоминают?
Дети: Это цвета радуги.
Логопед: Правильно! Давайте соберем радугу. (Дети собирают пластмассовую радугу).
Логопед: Каждый цвет на разуге – это ступенька, которая приближает нас к дому. Красный – какие звуки мы сегодня слушали и произносили?
Дети: Звуки [а], [у].
Логопед: Оранжевый – как мы зовём друг друга в лесу?
Дети: Ау, ау…
Логопед: Жёлтый – как плачет маленький ребёнок?
Дети: Уа, уа…
Логопед: Зелёный – назовите слова со звуком [а].
Дети: арбуз, аист…
Логопед: Голубой – назовите слова со звуком [у].
Дети: утка, улитка…
Логопед: Синий – кто нам помогал найти дорогу домой?
Дети: Аистенок и улиточка.
Логопед: Фиолетовый – вот наш дом! Давайте громко крикнем Ура!
Дети: Ура!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Конеспект логопедического занятия "Звуки Т и Ть, букава Т". В данном конспекте предлашаются новые игоровые примемы для оптимизации коррекционной работы с детьми....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Дифференциация звуков Х - Хь"
Занятие по обучению грамоте для детей 6 лет с ОНР....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква М»
Уточнить знания о звуках [М], [М\']; упражнять детей в выделении звуков [М], [М\'] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; продолжать закреплять графические навыки; ра...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "В гостях у Пака и Пика: дифференциация звуков [п] - [п\']"
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "В гостях у Пака и Пика: дифференциация звуков [п] - [п']...
конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ФФНР. "Звуки Л-Ль.Буква Л."
Занятие по обучению грамоте для детей с ФФНР. Знакомство со звуками и графическим изображением буквы Л. Развитие навыка чтения слогом....
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ТНР. Звук [ы] Буква Ы
В данном конспекте даны игры и упражнения, где дети закрепляют навык четкого произношения звука [ы], знакомятся с буквой ы....
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Дифференциация звуков Г-К"
На занятии дети знакомятся с новым звуком К и участся различать на слух звуки Г-К....