Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Знакомство с звуком [А]"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)
Методическая разработка Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Знакомство с звуком [А]"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
логопедического занятия по обучению грамоте
в старшей группе на тему:
«Знакомство со звуком [А]»
Цели:
- познакомить детей со звуком [А];
- уточнить артикуляцией звука [А];
- учить выделять звук [А] из начала слов;
- учить давать характеристику звуку;
- учить согласованию существительных с числительными;
- закреплять умение образовывать множественное число существительных;
- развивать слуховое внимание;
- воспитывать чувство успешности и значимости;
- воспитывать навыки самоконтроля, произвольной регуляции деятельности
Материал:
Раздаточный:
- картинки (лежат на столах на тарелочках): арбуз, аист, акула, апельсин, автобус, кит, кот, утюг, колесо, улитка;
- символы звука [А] на палочках (большой круг красного цвета);
- красные ниточки на тарелочках;
- индивидуальные зеркала
Демонстрационный:
- кукла; картинки: аист, акула, апельсин, автобус (по пять штук);
- символ звука [А] - большой круг красного цвета
Используемые современные технологии:
- ТРИЗ;
- здоровьесберегающие технологии;
- динамическая пауза;
- положительная оценка
Ход занятия:
1. Организационная часть:
Учитель-логопед: Ребята сегодня к нам пришла гостья, которая поможет нам познакомиться с одним звуком. Что бы узнать, кто эта гостья, вам надо отгадать загадку:
Я хорошая игрушка,
Буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
Я прошу меня любить,
Не ронять меня, любить.
Дети: Это кукла.
Учитель-логопед: Правильно, это кукла!
(вноситься игрушка-кукла)
2. Практическая часть:
Учитель-логопед: Молодцы! Куклу зовут Аня. Аня хочет нас познакомить со своим главным звуком. Это звук, на который начинается ее имя Аня. Какой это звук?
Дети: Это звук [А].
Учитель-логопед: Правильно. Имя Аня начинается на звук [А]. Давайте возьмем нашу волшебную ниточку красного цвета и посмотрим, как долго мы сможем произносить звук [А].
Дети: «Протянув» ниточку, делают вывод, что звук поется, тянется, преграды во рту нет.
Учитель-логопед: Ребята, звуки, которые долго произносятся, называются «гласными» и обозначаются красным цветом.
Учитель-логопед: Возьмите, пожалуйста, зеркала и скажите, что делают наши губы, когда мы произносим звук [А]?
(дети, глядя в зеркала, определяют положение губ
при произнесении звука [А])
Учитель-логопед: Когда мы произносим звук [А], наши губы становятся похожи на большой круг, поэтому этот звук мы будем обозначать большим кругом красного цвета.
(выкладывается символ звука [А])
Упражнение «Поймай звук»
Учитель-логопед: Кукла Аня предлагает вам поиграть со звуком [А]. Я сейчас буду называть разные звуки, а если вы услышите звук [А], то поднимайте карточку с символом звука [А].
Дети: Выполняют задание.
Учитель-логопед: Попробуем усложнить задание. Я закроюсь экраном, чтобы вы не видели, как работают мои губы, а вы слушайте звук [А]. Если услышите звук [А], то поднимайте карточку с символом звука [А].
Дети: Выполняют задание.
(на столах у детей символы звука [А] на палочке)
Упражнение «Определение слов, начинающихся на звук [А]
Учитель-логопед: Аня принесла картинки. У вас на тарелочках лежат по две картинке. Положите их перед собой, рассмотрите. Из двух картинок вам нужно выбрать одну. У меня тоже есть две картинки и на своём примере я покажу, как надо выбирать картинку.
(на ковролине картинки – «арбуз» и «колесо»)
Учитель-логопед: Я выбираю «арбуз», потому что слово «арбуз» начинается на звук [А].
Дети: Выбирают картинки, обосновывая свой выбор.
(у детей пары картинок: аист-кит, акула-кот, апельсин-утюг,
автобус-улитка. У логопеда: арбуз-колесо).
Динамическая пауза
Учитель-логопед: Кукла Аня предлагает вам поиграть в игру.
Раз, два, три, четыре. (шаги на месте)
Апельсин дадим мы Ире. (руки вперед, ладонями вверх)
Пять, шесть, семь, восемь, (шаги на месте)
Ананас у Сени спросим. (руки вперед, ладонями вверх)
Девять, десять – завернем, (моталочка руками)
Его Боре отнесем. (наклон вперед, руки тоже вперед,
ладонями вверх)
Вот на грядке посмотри: наклон вперед, дотронуться руками
до пола)
Есть арбузы - (руки вытянуть вперед и округлить,
затем развести в стороны)
Раз, два, три. (сцепить округленные руки перед собой,
поднять их вверх, развести в стороны)
А на ветке – абрикос. (потянуться вверх руками)
Он на солнце так подрос! (развести руки в стороны)
Ты за ним тянись, тянись, (подняться на носочки, потянуться
руками вверх)
Но смотри не оступись. (быстро присесть)
Игра с мячом «Назови много»
Учитель-логопед: Я буду кидать вам мячик и называть предмет, когда он один, а вы, возвращая мне мяч, называете, когда их много. Только я вам буду называть слова, которые начинаются на звук [А]. Например: аист-аисты, акула-акулы, апельсин-апельсины, автобус-автобусы и т.д.
Упражнение «Посчитай»
Учитель-логопед: Ребята, кукла Аня еще маленькая, и не умеет считать. Но очень хочет научиться. А вы умеете считать?
Дети: Умеем.
Учитель-логопед: Научим Аню? Я буду показывать предметы, а вы сосчитайте их.
(на ковролин поочередно выставляются картинки:
аисты (акулы, апельсины, автобусы): один, два, три, четыре, пять)
Дети (считают): 1 аист, 2 аиста, 3 аиста, 4 аиста, 5 аистов.
(затем дети считают акул, апельсины, автобусы)
Упражнение «Договори словечко»
Учитель-логопед: Перед вами лежат картинки, которые вы выбрали, выполняя задание: аист, акула, апельсин, автобус. Сейчас они нам пригодятся. Я буду произносить предложения и загадывать загадки, в которых потерялось последнее слово. Ваши картинки будут подсказками,
Учитель-логопед: Я видела в деревне на крыше дома гнездо … (аиста)
В море мы видели … (акулу)
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нем полезный витамин – это спелый … (апельсин)
Что за чудо этот дом?
Окна светлые кругом.
Носит обувь из резины,
И питается бензином … (автобус)
Дети: Договаривают подходящее слово.
3. Заключительная часть:
Учитель-логопед: С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? Молодцы. Вы правильно выполняли все задания, помогли кукле Ане. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук У".
В приложенном файле представлен конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Звук У". Он включает в себя цели и задачи, оборудование и ход занятия. К ко...
Конспект Фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе. На тему: «Путешествие в страну гласных звуков.»
Коррекционно-образовательные задачи: уточнять понятие «гласный звук»,учить различать и четко артикулировать гласные звуки [А,У,И,О,Ы ], определять наличие изолированного гласного звука в словах,...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук Т".
Конспект разработан с применением ИКТ технологий. К нему прилагается презентация....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Наши помощники - звуки С и Ш
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Наши помощники - звуки С и Ш...
Открытое занятие обучение грамоте в старшей группе на тему: "Знакомство со звуком и буквой П"
Современная начальная школа требует от будущих первоклассников развитого фонематического слуха, умения производить звуковой и слоговой анализ слов, предложений, читать слова, простые предложения и тек...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.Тема: «Мы построить дом хотим»Цель: развитие фонематических процессов.За...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе с ОНР
Знакомство детей со звуками [м], [м']...