Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Осень. Приметы осени»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Светлячок»
Конспект логопедического занятия
в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
на тему «Осень. Приметы осени»
Составила и провела:
Учитель-логопед
Аксенова О.В.
д.Гавриловка, 2021 г.
Цели занятия:
Коррекционно-образовательная:
- учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;
- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;
- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;
- упражнять в образовании множественного числа имен существительных.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;
- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.
Оборудование: сюжетные картины «Осень в городе», «Осень в лесу», «Осень в саду»; предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов, ягод, грибов.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки и осинки
Скучные стоят.
- Ребята, про какое время года это стихотворение? (про осень).
2. Объявление темы.
Сегодня мы поговорим с вами про это удивительное время года! А почему оно удивительное? (листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, собираем урожай на огороде). Молодцы!
Игра «Собери урожай»
- У меня три корзинки. В первую кладем фрукты, во вторую – овощи, которые растут в земле, в третью – овощи, которые растут на земле.
- давайте вспомним, что происходит в природе? (опадают листья, дует ветер)
Игра «С какого дерева листочки»
- Ребята, у вас есть листочки, вам нужно найти свое дерево.
- С какого дерева твой листочек? (с клена, дуба, березы, рябины)
- Значит он какой? (кленовый, дубовый, березовый, рябиновый)
Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, Удары по коленям пальцами обеих рук
четыре, пять, Левая - с мизинца, правая - с большого.
Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары.
Шел неспешно по привычке, «Шагают» средним и указат. палъцами.
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: Ударяют то ладонями, то кулачками.
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько: Часто и ритмично бьют в ладоши.
«Ох!» И ушел. Ритмичные хлопки по коленям.
Газон засох.
Рассматривание картин («Осень в сентябре, октябре, ноябре»)
- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какой можно назвать осень в сентябре? (ранняя, золотая)
- Какой можно назвать осень в октябре? (дождливая)
- Какой можно назвать осень в ноябре? (поздняя)
Гимнастика для глаз «Вот стоит осенний лес»
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес!
Слева – сосна, справа – дуб.
Дятел сверху, тук да тук.
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!
- Ребята! Осень прислала нам картинки, на которых нарисована осень. Осени очень нравится, когда о ней много знают. Она хочет, чтобы вы рассказали, все, что о ней знаете.
- Что вы можете сказать про солнце осенью? (греет плохо, солнечных дней стало меньше)
- А какое небо осенью? (хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное)
- Что происходит осенью с деревьями? (листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают, деревья стоят голые)
- Как называется явление в природе, когда с листьев опадают листья? (листопад)
- Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)
- С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)
- Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края)
- Почему? Как называют этих птиц? (перелетные)
- Что делают осенью насекомые? (прячутся в старые пни, коряги, забиваются под кору деревьев)
- Что делают животные осенью? (готовятся к зиме, одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук), другие меняют шкуру (заяц, белка, лиса), третьи (белка, ёж) делают запасы на зиму)
- Какая погода осенью? (холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег)
- Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад)
Физкультминутка «Осенние листочки»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (Дети встают в круг, руки над головой в кольцо.)
Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели, (Бег по кругу.)
И на землю тихо сели, (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Встали, руки в стороны.)
Повертел их, покрутил (Покружились.)
И на землю опустил. (Присели.)
Игра «Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая,
Если дует ветер – ветреная,
Если на улице холодно, какая погода? – холодная,
Если пасмурно – пасмурная,
Если сыро – сырая,
Если хмуро – хмурая,
Если по небу плывут серые, темные облака – облачная.
Если солнечно – солнечная,
Если ясно – ясная.
Игра «Подбери признак»
Осень (какая?) - … (холодная, дождливая, золотая, багровая, щедрая, красочная, разноцветная и т.д.)
- Ребята! Посмотрите внимательно на картинки. Что там изображено? (Пшеница, овощи, фрукты, ягоды, грибы)
А теперь закончите предложения.
Игра «Закончи предложения»
В поле собирают урожай (чего?) - … (Пшеницы)
В огороде собирают урожай (чего?) - … (Овощей)
В саду собирают урожай (чего?) - … (Фруктов)
В лесу собирают урожай (чего?) - … (Ягод, грибов)
3. Итог занятия. Рефлексия
- В чьем царстве мы побывали?
- Какая она Осень?
- Что собирают осенью?
- Где собирают урожай пшеницы (овощей, фруктов, ягод, грибов)?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: Уголок природы, как средство повышения речевой активности. Посев семян травы для кошек.
Материал может быть полезен воспитателям детских садов....
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Представляю вашему вниманию конспект логопедического занятия для детей 4-5 лет....
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ОНР (с участием родителей)
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующейнаправленности для детей 6-7 лет с ОНР(с участием родителей)...
Конспект подгруппового занятия старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР Тема: «Насекомые».
Конспект подгруппового занятия старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР Тема: «Насекомые».Ход деятельности занятия ТемаЦельЗадачиСловарная работаОборудование&laqu...
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста «Как мы осень встречали»
Логопедическое занятие...
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Осень" (Подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Осень" (Подготовительная группа) Цели :Коррекционно-образовательная: - закреплять и...
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет «Звук [в], [в’] ».
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет «Звук [в], [в’] ». Цели:- Коррекционно-образовательные: Знакомство с согласн...