Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста «Как мы осень встречали»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста
«Как мы осень встречали»
Цель: Преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со здоровьесберегающими технологиями.
Задачи
Образовательные: закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; формировать двигательные умения и навыки; способствовать овладению детьми познавательных эталонов; развивать пространственные представления с помощью логопедической ритмики;
Коррекционно – развивающие: развивать речевое дыхание, ритмическое чувство, артикуляционный аппарат, грамматическую правильность речи; формировать координацию, переключаемость, плавность движений, оптико-пространственную ориентацию; развивать фонематический слух, общую моторику, зрительно-двигательную координацию, внимание, память, умение правильно согласовывать движения с текстом.
Воспитательные: воспитывать общую речевую и двигательную культуру; проявлять художественно-творческие способности, личностные качества, коммуникативные навыки.
Коррекционные технологии: Содружественная гимнастика (артикуляционная +биоэнергопластика), фонетическая и логопедическая ритмика, технология кинезиологических упражнений, технология Су-джок терапии, технология межполушарного взаимодействия.
Материаллы к занятию: Зеркала по количеству детей, бумажные салфетки по количеству детей; шарики Су-джок по количеству детей, цветик-семицветик с отрывными лепестками, разрезные картинки осенних листьев,
1. Организационный момент.
ЛОГОПЕД
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора
Громко ветер завывает,
Ребята, когда бывает?
ДЕТИ - Осенью.
ЛОГОПЕД Да сейчас на улице последние деньки ноября и совсем скоро мы попрощаемся с осенью Давайте сегодня мы вспомним самое яркое, красочное и щедрое временя года; расскажем гостям, что мы нового узнали.
ЛОГОПЕД Чтобы ничего не пропустить, все вспомнить надо нам потренировать свои ушки, язычки.
ДЕТИ - Дети садятся за столы и выполняют Содружественную гимнастику
ЛОГОПЕД
Ни листочка, ни цветочка!
Тихим стал наш сад.
А березки и осинки
Скучные стоят.
ЛОГОПЕД Действительно, уже не увидеть ни цветов, ни травы. Но один, самый последний осенний цветок я всё-таки нашла. Это цветик-семицветик
Ты лети, лети лепесток.
Через Запад на Восток.
Лишь коснёшься ты земли
Примету осени нам назови
ЛОГОПЕД - (предлагает сорвать 1 лепесток-загадку)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает,
По свету рыщет,
Поет да свищет
ДЕТИ Отгадывают загадку (Ветер), выполняют Фонопедическое упражнение «Осень»
ЛОГОПЕД Ой, как дует ветер. Подвывает.
ДЕТИ. У-у-у! (Произносить это на длительном выдохе, делая голосом «волну», переходя от низкого звука к высокому и обратно, показывая движения звука рукой)
ЛОГОПЕД От такого ветра задрожали листья на деревьях.
ДЕТИ. Ф-ф-ф! (Произносить на коротком энергичном выдохе, резко встряхивая кистями опущенных рук, держа в них листья различных деревьев)
ЛОГОПЕД Полетели и на землю.
ДЕТИ. П-п-п... (Постепенно опуская руки, класть листья на пол)
ЛОГОПЕД Зашуршали.
ДЕТИ. Ш-ш-ш... (Сжать и разжать пальцы рук)
ЛОГОПЕД Стоят деревья голые, жалобно скрипят. (Потряхивать расслабленными кистями рук)
ЛОГОПЕД - (предлагает сорвать 2 лепесток-загадку)
Их провожают в дорогу леса
Их провожают в дорогу луга,
Даже им в след как-будто крылом
Пугало машет пустым рукавом
ДЕТИ Отгадывают загадку,
ЛОГОПЕД -Давайте вспомним, как прощаются птицы с родным гнездом. Поиграем со словом «летят»
ЛОГОПЕД -Вместе вспомним, как птицы это делают,например птицы грачи. (Работа с моделями приставочных глаголов)
ЛОГОПЕД - Покажем это на рисунках. (Дети выполняют кинезиологическое упражнение. (Рисование 2 руками))
ЛОГОПЕД - (предлагает сорвать 3 лепесток-загадку)
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это — ... (дождь)
ДЕТИ (Отгадывают загадку)
ЛОГОПЕД - Одна такая капелька заглянула к нам в д/с. (Догопед достает игрушку-попрыгунчик на резинке «Капелька») Куда упала капелька? (Капелька опускается на плечо (руку, голову) ребёнка) (Отрабатывание предлога «НА»)
ЛОГОПЕД - А куда может капать дождик на улице?
ДЕТИ (На скамейки, на крыши, на дорожки, на тропинки)
ЛОГОПЕД - Давайте составим предложения с этими словами. Я скажу: «скамейка дождик капать » Получилось предложение? Слова дружат?
ДЕТИ (Дети обьясняют почему это не предложение и как его составить)
ЛОГОПЕД - Да, предложение нам о чём-то должно рассказать, а мы должны понять о чём идёт речь.
(составление предложения по схеме)
ЛОГОПЕД -Молодцы! Настало время сорвать следующий 4 лепесток-загадку, (Логопед предлагает детям встать в круг)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Пальчиковая гимнастика «Дары осени»
ЛОГОПЕД -
Солнце, солнце, веселей
Посвети еще, погрей! (Сжать пальцы в кулак, разжать)
Дождик, дождик, не мешай
Собирать нам урожай: (Хлопки).
Груши, яблоки в садах,
Помидоры на полях.
Не мешай пшеницу жать,
Не мешай ты нам копать
Свеклу, редьку, лук, картошку.
И, конечно же, морковку.
(При перечислении загибать по одному пальцу на левой руке, а затем — на правой)
Что б когда придет зима,
Полны были закрома. (Сжать пальцы в кулак).
ЛОГОПЕД (предлагает сорвать 5 лепесток-загадку) Ребята, а как провожают осень лесные жители
ДЕТИ Вспоминают диких животных и выполняют массаж шариками Су-Джок
По сухой лесной дорожке —
Топ-топ-топ — топочут ножки.
(катаем шарик по правой руке)
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
(катаем шарик по левой руке)
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
(сжимаем шарик в правой руке)
Если подкрадется волк —
Превратится еж в клубок.
(сжимааем шарик в левой руке)
Ощетинит еж иголки —
Не достанется он волку.
(катаем шарик по правой руке)
Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его!
(катаем шарик по левой руке)
ЛОГОПЕД (предлагает сорвать 6 лепесток-загадку)
Ветер листьями играет,
их с деревьев обрывает.
Всюду листики кружат -
это значит ... (Листопад)
ЛОГОПЕД: К столам сейчас мы подойдём и листочки соберём.
Игра:«С какого дерева листочки». (У каждого листочек, дети ищут свое дерево)
- С какого дерева твой листочек? (С дуба, клена, березы, рябины).
- Значит он какой? (Дубовый, кленовый, рябиновый, березовый)
- Под деревьями очень много листочков нападало. Как это явление называется? (Листопад).
11. Релаксация Проходит под «Вальс» Е. Доги.
ЛОГОПЕД
В лес осенний на прощанье предлагаю вам пойти
Интересней приключения нам ребята не найти
Мы сейчас на коврик сядем и представим красоты осени
Дети садятся на палас, расслабляются и отдыхают.
Видим мы осенний лес!
Как много в нём сказок и чудес!
ЛОГОПЕД Что удивительного мы можем заметить о осеннем лесу?
ДЕТИ (Логопед выслушивает высказывания детей)
ЛОГОПЕД Да, ребята! Удивительное время года осень. Но пришла пока ей уступить свои владения другому времени года. Давайте все вместе подойдем к окну, попрощаемся с осень и скажем ей: «До свидания Осень» (Дети прощаются с Осенью)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Данная методическая разработка - комплексное, итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", ...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Данная методическя разработка - комплексное итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", за...
"Конспект открытого итогового коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Данное итоговое, комплексное коррекционно-развивающее занятие позволяет систематизировать знания и представления у детей об окружающем мире, закрепить временные, пространственные и количественные пред...
Конспект итогового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Тема: «Цветик - семицветик» (с участием родителей)
В конспекте занятия представлены игровые приемы, направленные на закрепление знаний, полученных детьми в течение года....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Собери подарки у тайги, а в ответ - природу сбереги" в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста
Цель. Формирование осознанно-правильного отношения к природе родного края.Задачи.Продолжать формировать у детей представления о лесе – тайге как части экосистемы (характерных особенностях ...
Конспект комплексного занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР тема: «Весна. Перелетные птицы»
конспект занятия...
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Осень" (Подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Осень" (Подготовительная группа) Цели :Коррекционно-образовательная: - закреплять и...