Программа индивидуальной логокоррекционной работы с детьми 5-7 лет
рабочая программа по логопедии
Программа составлена для оказания коррекционно-развивающей помощи детям, относящимся к категории испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (нарушение произношения отдельных звуков, фонетическое недоразвитие речи) в возрасте от 5 до 7 лет, имеющих заключение ПМПК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №12»
города Сорочинска Оренбургской области
«ПРИНЯТО» | «УТВЕРЖДЕНО» | |
на Педагогическом совете МБДОУ № 12 | Приказом заведующего МБДОУ № 12 | |
Протокол № 1 от 31.08.2020г. | _______________ Н.М. Абусева | |
«_____» __________________2020г. |
Программа
индивидуальной логокоррекционной
работы с детьми 5-7 лет
Разработала:
учитель-логопед МБДОУ №12
Рухля Н.С.
Содержание
I. | Целевой раздел | 3 |
1.1. | Пояснительная записка - нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа; - цели и задачи коррекционной работы с учётом специфики реализуемой адаптированной программы дошкольного образования, сроки её реализации; - принципы и подходы к формированию программы | 3 3 3 4 |
1.2 | Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы - характеристика особенностей развития и индивидуальных возможностей детей с ОВЗ; - планируемые результаты; - оценка индивидуального развития обучающегося | 5 5 5 6 |
II. | Содержательный раздел | 6 |
2.1. | Перспективный учебно-тематический план | 6 |
2.2. | Содержание коррекционной работы | 10 |
2.3. | Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников | 12 |
III. | Организационный раздел | 13 |
3.1. | Структура организации образовательного процесса | 13 |
3.2. | Образовательная нагрузка | 16 |
3.3. | Формы коррекционно-образовательной деятельности | 17 |
3.4. | Условия реализации образовательной программы | 17 |
Список литературы | 19 | |
Приложение | 20 |
- Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
Рабочая программа составлена для оказания коррекционно-развивающей помощи детям, относящимся к категории испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (нарушение произношения отдельных звуков, фонетическое недоразвитие речи) в возрасте от 5 до 7 лет, имеющих заключение ПМПК на основании следующих нормативно-правовых документов:
• Федеральным законом от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ;
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013 г. №1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. №1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии";
• Распоряжением Комитета по образованию №1357-р от 04.04.2014 «Об утверждении методических рекомендаций по организации вариативных форм
психолого-педагогической и (или) коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования»;
• Санитарно-эпидемиологического требования к устройству, содержанию и
организации работы в дошкольных организациях в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19) СПЗ.1/2.4 3598-20 от 30.06.2020;
• Инструктивным письмом от 14 декабря 2000г. №2 «Об организации работы
логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
• Уставом и локальными актами дошкольного образовательного учреждения;
• Положение о логопедическом пункте МБДОУ № 12 города Сорочинска Оренбургской области.
Цели и задачи коррекционной работы
Цель - сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить
фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
Задачи коррекционной работы
• раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
• преодоление недостатков в речевом развитии;
• воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
• формирование навыков учебной деятельности;
• осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.
Срок реализации рабочей программы – 2020-2021 учебный год.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
Планирование занятий с детьми, имеющих диагноз ФНР, НПОЗ включает в себя работу над звукопроизношением, над грамматическим строем речи и связной речью.
Форма организации обучения – индивидуальная. Частота проведения индивидуальных занятий – 2 раза в неделю, продолжительность индивидуальных занятий 20 минут.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Принципы и подходы к формированию программы
Содержание программы выстраивается на следующих принципах:
• принцип системности проявляется в рассмотрении речи как сложной многоуровневой психофизиологической системы, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии, а также предполагает учет структуры дефекта;
• принцип развития предполагает определение задач, содержания, технологий на основе анализа зоны актуального и ближайшего развития ребенка;
• онтогенетический принцип предполагает выбор диагностических методик и технологий коррекционно-логопедического воздействия с опорой на знание возрастных особенностей психофизического развития ребенка, последовательности появления форм и функций речи;
• деятельностный принцип предполагает учет ведущего вида деятельности на всех этапах коррекционного развития;
• этиопатогенетический принцип позволяет учитывать совокупность патогенных факторов, механизм нарушения речевого развития;
• принцип комплексности проявляется в целостном, всестороннем обследовании ребенка, во взаимодействии учителя-логопеда с другими специалистами и родителями;
• принцип непрерывности, системности и преемственности логопедического сопровождения.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонематическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизацию слухопроизносительных умений и навыков, формирование связной монологической речи на базе правильно произносимых звуков. Это, в свою очередь, подготавливает ребенка к успешному обучению в школе, в чем и заключается главная цель данной программы.
1.2. Целевые ориентиры освоения воспитанниками
образовательной программы
Характеристика особенностей развития и индивидуальных возможностей детей с ОВЗ
ФНР, НПОЗ – это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Фонематический слух развит по возрасту, грамотная, развитая согласно возрасту речь. Страдает только звуковая сторона речи, что проявляется в искажениях звуков, их пропусках.
Фонетические нарушения речи выражаются в дефектах произношения отдельных звуков и групп звуков. У ребёнка складывается и закрепляется неправильное звукопроизношение отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и мешает нормальному развитию других её компонентов.
Планируемые результаты
• сформированность полноценных произносительных навыков;
• развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
• развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
• обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам
словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
• воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
• развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
• развитие индивидуальных возможностей, способствующих свободному речевому общению;
• Развитие навыка правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
• дифференцировать все поставленные звуки;
• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
• находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
• овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Оценка индивидуального развития обучающегося
При приёме ребёнка на логопедический пункт заполняются речевые карты.
Структура речевого дефекта и степень его выраженности определяют задачи
логопедической работы с каждым ребёнком. Так, при работе с детьми, имеющими нарушения произношения отдельных звуков, главной ее задачей является постановка звуков и закрепление их в спонтанной речи, при необходимости их дифференциация со сходными по акустическим и артикуляционным признакам звуками.
Обследование проводится на основе метода экспертной оценки, беседа с детьми, а также анализ продуктов детской деятельности, дидактических игр.
Обследование в индивидуальной форме по 10 -15 минут с каждым ребенком.
II. Содержательный раздел
2.1. Перспективный учебно-тематический план
Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции
фонетических и фонематических недостатков речи
Этапы работы | Содержание работы | Формы работы | Оборудование |
1-й этап Подготовительный | Развитие общей моторики | - гимнастические упражнения; - игры на развитие координации и чувства ритма | |
Развитие мелких движений кистей рук и пальцев | - пальчиковая гимнастика; - пальчиковые игры с нетрадиционным оборудованием; - штриховка, обводка, вырезание, лепка | - массажные мячики, прищепки, пальчиковые игрушки - карандаши, пластилин, ножницы | |
Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти | - дидактические игры на развитие зрительного внимания и памяти; - дидактические игры на развитие слухового внимания и памяти; | - предметные картинки, дидактические игры, музыкальные инструменты, звучащие игрушки | |
Развитие подвижности артикуляционного аппарата и дыхания: 1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ; 2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка; 3. Упражнения на развитие силы и длительности воздушной струи, на формирование правильного речевого дыхания | -артикуляционные упражнения перед зеркалом (сопряженные и отраженные); - самостоятельные упражнения; - отработка артикуляционных движений под счет; -выработка кинестетических ощущений для данного звука; - отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор; - имитационные игры | - логопедическое зеркало; зондозаменители; - бумажные трубочки - кусочки ваты, бумаги - др. | |
2-й этап Постановка и коррекция звука | Знакомство с артикуляцией звука | - показ артикуляции перед зеркалом, профиля данного звука, положения языка кистью руки; - закрепление артикуляционных упражнений | - логопедическое зеркало; - профили звуков; зондозаменители; - игровой материал |
Постановка звуков: - специальные приемы для постановки свистящих звуков; - механическая помощь при постановке звука; - вспомогательные приемы: образование холодной струи воздуха; - специальные приемы для постановки шипящих звуков; - механическая помощь при постановке звука; - специальные приемы для постановки звуков [Р], [РЬ]; - механическая помощь при постановке звука; -специальные приемы для постановки звуков [Л], [ЛЬ]; - механическая помощь при постановке звуков | - игры, направленные на развитие артикуляционной моторики; | - полоски бумаги, соломинки разных размеров, воздушные шарики; - шпатели логопедические, зонды логопедические; -зондозаменители | |
Коррекция звука: работа над точностью, чистотой, плавностью, силой, темпом; - достижение устойчивости полученного результата | - игры для развития физиологического и речевого голоса и дыхания; | ||
Специальные упражнения для голоса Специальные упражнения для дыхания | - дидактические игры | ||
3-й этап Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематическое о восприятия, фонематических представлений и аналитико- синтетической деятельности | Автоматизация звука в слогах: открытом, закрытом в интервокальной позиции и стечениях; Автоматизация звука в слове: в начале, в середине в конце; - автоматизация звука в предложении; - автоматизация звука в тексте; - работа над пословицами, стихами; - работа над скороговорками, чистоговорками; | - произнесение слов, слогов и предложений - работа с таблицами; - работа с игровым материалом, картинками - заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок | - слоговые таблицы; - игрушки, игры; - предметные, сюжетные картинки; - картинки к загадкам и скороговоркам; - картинный материал для автоматизации поставленных звуков; - альбом для закрепления поставленных звуков; - логопедическое лото и другие игры на автоматизацию и дифференциацию звуков; |
Развитие фонематических функций: - развитие фонематического восприятия; - формирование простых и сложных форм фонематического анализа; - развитие фонематического синтеза; - развитие фонематических представлений; | - игры на развитие фонематического восприятия; - работа над определением первого и последнего звука; - работа над определением места звука в слове; - работа над определением количества; - работа над определением последовательности звуков в слове; - работа над составлением слогов, слов; - составление слов из букв разрезной азбуки; - игры и упражнения на развитие фонематических представлений: подбор слова на заданный звук, слог; придумывание слова по количеству звуков, слогов; подбор картинок на заданный звук; преобразование слов; - работа с использованием схем; | - сигнальные карточки; - предметные картинки; - предметные картинки; - схемы и фишки; - магнитная азбука; - разрезная азбука; - разгадывание ребусов, шарад; - картинный материал; | |
Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая) | - работа над пересказом текстов; - работа над составлением рассказов (по опорным словам, сюжетным картинкам, на заданную тему, придумывание части рассказа); - работа над инсценированием сказок; | - игрушки, сюжетные картинки, картинки по развитию речи, настольный театр, сборники по исправлению недостатков произношения; | |
4-й этап Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи | Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком. Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения. Введение звука в самостоятельную речь. | - упражнения, игры для закрепления звука в самостоятельной речи; | - логопедические альбомы, тетради, игры для закрепления звука в самостоятельной речи; |
2.2. Содержание коррекционной работы
Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком
Работа по коррекции звукопроизношения начинается после завершения обследования.
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
I. Подготовительный этап
Цель – включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс, создание мотивации к занятиям.
Задачи:
- развитие слухового восприятия, внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
- формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
Данные задачи определяют 2 направления в работе:
1. Развитие речеслухового анализатора – формирование фонематического
восприятия, анализа и речеслуховых дифференцировок.
2. Развитие рече-двигательного анализатора
- обучение правильному артикуляционному укладу соответствующего звука с помощью артикуляционной гимнастики.
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.
II. Формирование первичных произносительных умений и навыков
Цель – устранение дефектного звукопроизношения.
Задачи:
- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1. Постановка звуков
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:
- [С], [3], [Ш], [Ж], [С`], [3'], [Л`] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных;
- [Ц], [Ч], [Щ], [Л] - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
- [Р], [Р’] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и
закрепляется в словах с данным слогом.
Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4. Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
5. Дифференциация звуков:
[С]-[3], [С]-[С`], [С]-[Ц], [С]-[Ш];
[Ж]-[3], [Ж]-[Ш];
[Ч]-[С],[Ч]-[Т`], [Ч]-[Щ];
[Щ]-[С'], [Щ]-[Ч], [Щ]-[Ш];
[Р]-[Л], [Р]-[Р`], [Р']-[Л'], [Р']-[Й], [Л]-[Л`], [Л]-[Й]
6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх,
развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и др.)
Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения в подготовительной логопедической группе (последовательности проведения фронтальных занятий). Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков:
- лексические и грамматические упражнения;
- нормализация просодической стороны речи;
- обучение рассказыванию.
2.3. Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников
Данная работа проводится вне графика работы учителя - логопеда.
Перспективный план работы с семьями воспитанников
Месяц | Виды работы |
Сентябрь | Первичный приём. Цель: «Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей 5-7лет. Знакомство с программой, её основными целями и задачами. Обучение практическим умениям. Освещаются в доступной форме следующие вопросы: -необходимость обучения детей в условиях группы НПОЗ; -организация логопедической работы в течение учебного года; -информация о содержании логопедических занятий в период обучения; |
Октябрь- январь | Индивидуальные консультации. Сообщение родителям о результатах обследования: характеристика речевого развития ребенка. Информационно-просветительские беседы. Показываются приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, отмечается его труд и успехи, подсказывается, на что необходимо обратить внимание дома. У каждого ребенка имеется своя тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашнего задания (зарисовка предметов, наклейка переводных картин, запись стихов, рассказов и т.д.). |
Январь - февраль | Беседы по динамике коррекции. Знакомство родителей с основными приемами постановки звуков, рассказывается и показывается, какие упражнения выполнять дома, объяснение заданий, записанных в тетради ребенка. |
Март- апрель | Беседы по динамике коррекции. Кратко освещается динамика речевого продвижения каждого ребенка, определяются требования к речи детей и взрослых. |
Май | Плановые беседы по итогам второго полугодия |
Подводятся итоги коррекционной работы. Даётся анализ индивидуальной коррекционной работы с ребенком, отмечается его труд и успехи, подсказывается, на что необходимо обратить внимание дома, даются рекомендации к их дальнейшему обучению.
Темы бесед:
- «Нужно ли родителям спешить с обучением детей чтению»;
- «Как научить запоминанию стихов».
Об организации и созданию условий дома детям на период летней оздоровительной работы.
III. Организационный раздел
3.1. Структура организации образовательного процесса
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с НПОЗ и ФФН, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с НПОЗ и ФФН в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных,
регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с НПОЗ, ФФН и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с НПОЗ и ФФН, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Диагностическая работа
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого
развития. Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей. Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы, корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.
Коррекционно-развивающая работа
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: НПОЗ и ФФН.
Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется индивидуально, учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных
упражнений и игр. К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.
Форма организации обучения – индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.
Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедические индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. В отличие от специализированного ДОУ задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопедического пункта является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Расписание занятий с логопедом составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению
общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
Этапы | Задачи этапа | Результат |
1 этап исходно- диагностический | Проведение процедуры обследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого нарушения, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте. | Определение структуры речевого нарушения каждого ребёнка, задач корр. работы. |
2 этап организационно-подготовительный | 1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности. 2. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы. 3. Формирование информационной готовности педагогов МБДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. 4. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада. | Планирование индивидуальной работы; взаимодействие с родителями ребёнка с нарушением речи. |
3 этап коррекционно-развивающий | 1. Реализация задач, определённых в индивидуальных коррекционных программах. 3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса. | Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии |
4 этап итогово-диагностический | 1. Проведение обследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане). 2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ | Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы. |
3.2. Образовательная нагрузка
Индивидуальная работа с детьми проводится по коррекции звукопроизношения.
Продолжительность занятий с детьми: НПОЗ и ФФН – до 4 месяцев.
По необходимости срок пребывания ребенка на логопедическом пункте продляется локальным актом МБДОУ.
Содержание индивидуальной работы.
1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз НПОЗ и ФФН 7 года жизни разделено на 2 полугодия
I полугодие – 2-я половина сентября – январь, 18 недель, не менее двух занятий в неделю.
II полугодие – февраль – май. 18 недель, не менее двух занятий в неделю.
Продолжительность индивидуальных занятий 20 минут, не менее 2 раз в неделю.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.
В середине занятия статического характера проводят физкультминутку.
3.3. Формы коррекционно-образовательной деятельности
Индивидуальные занятия (структура варьируется)
I Организационный момент:
• настрой на работу.
II Основная часть
• артикуляционная гимнастика и развитие мимической мускулатуры;
• пальчиковая гимнастика;
• развитие речевого дыхания;
• работа над голосом;
• работа над интонационной выразительностью речи и чёткостью дикции;
• развитие фонематического восприятия;
• постановка, автоматизация и дифференциация звуков;
• коррекция слоговой структуры слова;
• формирование и совершенствование ЛГНР.
III Итог занятия
• рефлексия.
3.4. Условия реализации программы
Медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитанника
- Система взаимодействия педагогов и специалистов при проведении
коррекционной работы с детьми группы НПОЗ и ФФН
- Организация работы с родителями
Месяц | Виды работы |
Сентябрь | Первичный приём. Цель: «Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей 6-7лет. Знакомство с программой её основными целями и задачами. Обучение практическим умениям. |
Октябрь- январь | Индивидуальные консультации. |
Январь - февраль | Информационно - просветительские беседы. Цель: «Знакомство с задачами текущего года, советы по организации речевого развития дома ». |
Март-апрель | Беседы по динамике коррекции. |
Май | Плановые беседы по итогам первого полугодия |
Материально-технические условия
1. Логопедический стол с зеркалом.
2. Мебель по росту ребёнка (парты, стулья)
3. Доска магнитно-маркерная, комплект материалов к ней
4. Стеллажи с пособиями
5. Дидактические игры и материалы
6. Массажные кольца, мячи, шарики
7. Дыхательные тренажеры
Организационные
1. Пространственная среда
Зона коррекции звукопроизношения для индивидуальных занятий (стол,
логопедическое зеркало, магнитная доска с магнитными пособиями).
Рабочий стол логопеда.
2. Развивающая среда
Коррекционные дидактические пособия, игры, наглядность, картотеки на развитие:
• словаря (импрессивного, экспрессивного)
• грамматического строя речи (словообразование, словоизменение)
• связной речи и речевого общения
• слоговой структуры слова
• фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза
• мелкой и общей моторики
• психических функций (памяти, внимания, мышления)
• по коррекции произносительной стороны речи (автоматизацию и дифференциацию звуков)
Примерный перечень предметно-развивающей среды:
• Альбомы для обследования звукопроизношения, звукослоговой структуры слова, фонематических функций, лексико-грамматической стороны речи, связной речи О.Б. Иншаковой, И.А. Смирновой.
• Альбомы для автоматизации звуков Л.А. Комаровой, Н.В. Нищевой, В.В. Коноваленко, Т.А. Ткаченко и др.
• Дидактические игры для автоматизации звуков.
• Дидактические игры на развитие познавательных процессов.
• Дидактический литературный материал.
• Иллюстрированный материал.
• Материалы для постановки правильного дыхания и развития артикуляционного аппарата.
• Наглядно-дидактический и раздаточный материал.
Список литературы
1. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. - Спб.: Детство-Пресс, 2001
2. Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей /Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина.- М., Просвещение, 2008
3. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. В помощь логопедам и родителям, Детство –Пресс, СПб., 2004.
4. Богомолова А.И. Нарушения произношения у детей: Пособие для логопедов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1979.
5. Бухарина К.Е. Фонетические рассказы для автоматизации и дифференциации звуков.
6. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: – Гуманитар. изд. Цент ВЛАДОС, 2017
7. Комарова Л.А. Логопедические альбомы для автоматизации звуков.
8. Коноваленко В.В. Логопедические альбомы для автоматизации звуков.
9. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии. СПб.: Изд. дом «Литера», 2001. – 208 с.
10. Кыласова Л.Е. Коррекция звукопроизношения у детей. Дидактические материалы. ФГОС ДО.
11. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум, М, 1995г.
12. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, фискультминуток, пальчиковой гимнастики. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
13. Нищева Н.В. Тетради-тренажеры для автоматизации и дифференциации звуков.
14. Новикова Е.В. Логопедическая азбука. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018.
15. Новоторцева Н.В. Логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста: коррекционно-развивающая работа. – Ярославль: РИО ЯГПУ 2017.
16. Османова Г.А., Позднякова Г.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков.- СПб.: Каро, 2007. – 88с.
17. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – Спб.: Дельта, 1998
Приложение 1
Работа с родителями (дистанционное взаимодействие в ДОУ)
Цель: продолжить образовательный процесс в условиях карантина, посредством различных инструментов дистанционной коммуникации.
Рекомендации родителям или законным представителям ребенка, в связи с осуществлением дистанционного взаимодействия
В ходе проведения дистанционного взаимодействия родителям/законным представителям ребенка рекомендуется:
- обеспечивать бесперебойное соблюдение распорядка дня аналогичного распорядку дня, установленному в учреждении раннего образования;
- выполнять задания полученные от педагогов;
- обеспечивать обратную связь – передавать онлайн работы (фотографии рисунков, коллажей/плакатов, карточек, видео-файлов с записью чтения стихотворения ребенком/с выполнением фотографии изготовленных изделий и др.)
- стимулировать положительное отношение к заданиям, оценивать любой прогресс ребенка, постоянно поощрять и мотивировать ребенка.
Проведение дистанционной работы
Каждый педагог определят для себя средства дистанционного общения с детьми и их родителями/законными представителями в процессе дистанционного взаимодействия (E-mail, Messenger, Viber, Facebook, Google, Skype, Zoomи др.) с использованием передовых технологий, выбранных родителями совместно с педагогом (например, компьютер, ноутбук, планшет, мобильный телефон), принимая во внимание наличие доступа к ним родителей/ законных представителей ребенка.
Ответственность за организацию дистанционного взаимодействия в период приостановки учебного процесса возлагается на руководителей учреждений дошкольного образования совместно с педагогами, родителями/ законными представителями.
Использование дистанционных технологий в работе, направленных на устранение речевых нарушений.
• Ищем звуки в словах со Смешариками: https://vk.com/eletskaya_olga?w=wall-30895474_52705%2Fall
• Артикуляционная сказка «Белоснежка и семь гномов»:
https://vk.com/eletskaya_olga?w=wall-30895474_52708
• Чей звук? https://vk.com/eletskaya_olga?w=wall-30895474_52709
• Что следующее? https://vk.com/eletskaya_olga?w=wall-30895474_52716
• МЕСТО ЗВУКА [Л], МЕСТО ЗВУКА [Р] https://vk.com/eletskaya_olga?w=wall-30895474_52711
• Образуй слова, вставляя вместо точек слово https://vk.com/eletskaya_olga?w=wall-30895474_52715
• "FREPY" -развивающие игры онлайн:
https://vk.com/eletskaya_olga?w=wall-30895474_52730
• Развивающие игры, методики и задания для детей: https://vk.com/eletskaya_olga?w=wall-30895474_52731
• Картинки-раскраски по лексическим темам
http://www.logoprog.ru/paintpict/
• Онлайн-игра«Раскраска-алфавит»
http://www.logoprog.ru/games/paint-pict.html
• Онлайн-игра «Фонетическая раскраска»
http://www.logoprog.ru/games/paint-sounds.html
• Логопедическая игра «Похожие слова»
http://www.logoprog.ru/games/match-words.html
• «Универсальное пособие по логопедии»
https://vk.com/videos-30895474?z=video-30895474_456239156%2Fclub30895474%2Fpl_-30895474_-2
http://polilogoped.com/knigi/tproduct/134932930-427630759431-universalnoe-posobie-po-logopedii
• Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»
Рухля Наталья Сергеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуальной логокоррекционной работы
Пример логопедического заключения: системное недоразвитие речи по типу ОНР....
Планы индивидуальной логокоррекционной работы с детьми с КИ
Особенности проведения работы по развитию речи с детьми на фоне сенсоневральной глухоты после кохлеарной имплантации....
Планы индивидуальной логокоррекционной работы с детьми с ОНР
Особенности планирования и проведения работы по коррекции общего недоразвития речи детей 1,2,3 уровней....

План индивидуальной логокоррекционной работы (I год обучения)
План индивидуальной логокоррекционной работы (I год обучения)...

План индивидуальной логокоррекционной работы на 202_/20__ уч. год
Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст реб...