Программа индивидуальной логокоррекционной работы с детьми 5-7 лет
рабочая программа по логопедии
Программа составлена для оказания коррекционно-развивающей помощи детям, относящимся к категории испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (нарушение произношения отдельных звуков, фонетическое недоразвитие речи) в возрасте от 5 до 7 лет, имеющих заключение ПМПК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №12»
города Сорочинска Оренбургской области
«ПРИНЯТО» | «УТВЕРЖДЕНО» | |
на Педагогическом совете МБДОУ № 12 | Приказом заведующего МБДОУ № 12 | |
Протокол № 1 от 31.08.2020г. | _______________ Н.М. Абусева | |
«_____» __________________2020г. |
Программа
индивидуальной логокоррекционной
работы с детьми 5-7 лет
Разработала:
учитель-логопед МБДОУ №12
Рухля Н.С.
Содержание
I. | Целевой раздел | 3 |
1.1. | Пояснительная записка - нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа; - цели и задачи коррекционной работы с учётом специфики реализуемой адаптированной программы дошкольного образования, сроки её реализации; - принципы и подходы к формированию программы | 3 3 3 4 |
1.2 | Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы - характеристика особенностей развития и индивидуальных возможностей детей с ОВЗ; - планируемые результаты; - оценка индивидуального развития обучающегося | 5 5 5 6 |
II. | Содержательный раздел | 6 |
2.1. | Перспективный учебно-тематический план | 6 |
2.2. | Содержание коррекционной работы | 10 |
2.3. | Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников | 12 |
III. | Организационный раздел | 13 |
3.1. | Структура организации образовательного процесса | 13 |
3.2. | Образовательная нагрузка | 16 |
3.3. | Формы коррекционно-образовательной деятельности | 17 |
3.4. | Условия реализации образовательной программы | 17 |
Список литературы | 19 | |
Приложение | 20 |
- Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
Рабочая программа составлена для оказания коррекционно-развивающей помощи детям, относящимся к категории испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (нарушение произношения отдельных звуков, фонетическое недоразвитие речи) в возрасте от 5 до 7 лет, имеющих заключение ПМПК на основании следующих нормативно-правовых документов:
• Федеральным законом от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ;
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013 г. №1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. №1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии";
• Распоряжением Комитета по образованию №1357-р от 04.04.2014 «Об утверждении методических рекомендаций по организации вариативных форм
психолого-педагогической и (или) коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования»;
• Санитарно-эпидемиологического требования к устройству, содержанию и
организации работы в дошкольных организациях в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19) СПЗ.1/2.4 3598-20 от 30.06.2020;
• Инструктивным письмом от 14 декабря 2000г. №2 «Об организации работы
логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
• Уставом и локальными актами дошкольного образовательного учреждения;
• Положение о логопедическом пункте МБДОУ № 12 города Сорочинска Оренбургской области.
Цели и задачи коррекционной работы
Цель - сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить
фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
Задачи коррекционной работы
• раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
• преодоление недостатков в речевом развитии;
• воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
• формирование навыков учебной деятельности;
• осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.
Срок реализации рабочей программы – 2020-2021 учебный год.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
Планирование занятий с детьми, имеющих диагноз ФНР, НПОЗ включает в себя работу над звукопроизношением, над грамматическим строем речи и связной речью.
Форма организации обучения – индивидуальная. Частота проведения индивидуальных занятий – 2 раза в неделю, продолжительность индивидуальных занятий 20 минут.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Принципы и подходы к формированию программы
Содержание программы выстраивается на следующих принципах:
• принцип системности проявляется в рассмотрении речи как сложной многоуровневой психофизиологической системы, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии, а также предполагает учет структуры дефекта;
• принцип развития предполагает определение задач, содержания, технологий на основе анализа зоны актуального и ближайшего развития ребенка;
• онтогенетический принцип предполагает выбор диагностических методик и технологий коррекционно-логопедического воздействия с опорой на знание возрастных особенностей психофизического развития ребенка, последовательности появления форм и функций речи;
• деятельностный принцип предполагает учет ведущего вида деятельности на всех этапах коррекционного развития;
• этиопатогенетический принцип позволяет учитывать совокупность патогенных факторов, механизм нарушения речевого развития;
• принцип комплексности проявляется в целостном, всестороннем обследовании ребенка, во взаимодействии учителя-логопеда с другими специалистами и родителями;
• принцип непрерывности, системности и преемственности логопедического сопровождения.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонематическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизацию слухопроизносительных умений и навыков, формирование связной монологической речи на базе правильно произносимых звуков. Это, в свою очередь, подготавливает ребенка к успешному обучению в школе, в чем и заключается главная цель данной программы.
1.2. Целевые ориентиры освоения воспитанниками
образовательной программы
Характеристика особенностей развития и индивидуальных возможностей детей с ОВЗ
ФНР, НПОЗ – это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Фонематический слух развит по возрасту, грамотная, развитая согласно возрасту речь. Страдает только звуковая сторона речи, что проявляется в искажениях звуков, их пропусках.
Фонетические нарушения речи выражаются в дефектах произношения отдельных звуков и групп звуков. У ребёнка складывается и закрепляется неправильное звукопроизношение отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и мешает нормальному развитию других её компонентов.
Планируемые результаты
• сформированность полноценных произносительных навыков;
• развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
• развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
• обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам
словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
• воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
• развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
• развитие индивидуальных возможностей, способствующих свободному речевому общению;
• Развитие навыка правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
• дифференцировать все поставленные звуки;
• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
• находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
• овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Оценка индивидуального развития обучающегося
При приёме ребёнка на логопедический пункт заполняются речевые карты.
Структура речевого дефекта и степень его выраженности определяют задачи
логопедической работы с каждым ребёнком. Так, при работе с детьми, имеющими нарушения произношения отдельных звуков, главной ее задачей является постановка звуков и закрепление их в спонтанной речи, при необходимости их дифференциация со сходными по акустическим и артикуляционным признакам звуками.
Обследование проводится на основе метода экспертной оценки, беседа с детьми, а также анализ продуктов детской деятельности, дидактических игр.
Обследование в индивидуальной форме по 10 -15 минут с каждым ребенком.
II. Содержательный раздел
2.1. Перспективный учебно-тематический план
Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции
фонетических и фонематических недостатков речи
Этапы работы | Содержание работы | Формы работы | Оборудование |
1-й этап Подготовительный | Развитие общей моторики | - гимнастические упражнения; - игры на развитие координации и чувства ритма | |
Развитие мелких движений кистей рук и пальцев | - пальчиковая гимнастика; - пальчиковые игры с нетрадиционным оборудованием; - штриховка, обводка, вырезание, лепка | - массажные мячики, прищепки, пальчиковые игрушки - карандаши, пластилин, ножницы | |
Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти | - дидактические игры на развитие зрительного внимания и памяти; - дидактические игры на развитие слухового внимания и памяти; | - предметные картинки, дидактические игры, музыкальные инструменты, звучащие игрушки | |
Развитие подвижности артикуляционного аппарата и дыхания: 1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ; 2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка; 3. Упражнения на развитие силы и длительности воздушной струи, на формирование правильного речевого дыхания | -артикуляционные упражнения перед зеркалом (сопряженные и отраженные); - самостоятельные упражнения; - отработка артикуляционных движений под счет; -выработка кинестетических ощущений для данного звука; - отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор; - имитационные игры | - логопедическое зеркало; зондозаменители; - бумажные трубочки - кусочки ваты, бумаги - др. | |
2-й этап Постановка и коррекция звука | Знакомство с артикуляцией звука | - показ артикуляции перед зеркалом, профиля данного звука, положения языка кистью руки; - закрепление артикуляционных упражнений | - логопедическое зеркало; - профили звуков; зондозаменители; - игровой материал |
Постановка звуков: - специальные приемы для постановки свистящих звуков; - механическая помощь при постановке звука; - вспомогательные приемы: образование холодной струи воздуха; - специальные приемы для постановки шипящих звуков; - механическая помощь при постановке звука; - специальные приемы для постановки звуков [Р], [РЬ]; - механическая помощь при постановке звука; -специальные приемы для постановки звуков [Л], [ЛЬ]; - механическая помощь при постановке звуков | - игры, направленные на развитие артикуляционной моторики; | - полоски бумаги, соломинки разных размеров, воздушные шарики; - шпатели логопедические, зонды логопедические; -зондозаменители | |
Коррекция звука: работа над точностью, чистотой, плавностью, силой, темпом; - достижение устойчивости полученного результата | - игры для развития физиологического и речевого голоса и дыхания; | ||
Специальные упражнения для голоса Специальные упражнения для дыхания | - дидактические игры | ||
3-й этап Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематическое о восприятия, фонематических представлений и аналитико- синтетической деятельности | Автоматизация звука в слогах: открытом, закрытом в интервокальной позиции и стечениях; Автоматизация звука в слове: в начале, в середине в конце; - автоматизация звука в предложении; - автоматизация звука в тексте; - работа над пословицами, стихами; - работа над скороговорками, чистоговорками; | - произнесение слов, слогов и предложений - работа с таблицами; - работа с игровым материалом, картинками - заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок | - слоговые таблицы; - игрушки, игры; - предметные, сюжетные картинки; - картинки к загадкам и скороговоркам; - картинный материал для автоматизации поставленных звуков; - альбом для закрепления поставленных звуков; - логопедическое лото и другие игры на автоматизацию и дифференциацию звуков; |
Развитие фонематических функций: - развитие фонематического восприятия; - формирование простых и сложных форм фонематического анализа; - развитие фонематического синтеза; - развитие фонематических представлений; | - игры на развитие фонематического восприятия; - работа над определением первого и последнего звука; - работа над определением места звука в слове; - работа над определением количества; - работа над определением последовательности звуков в слове; - работа над составлением слогов, слов; - составление слов из букв разрезной азбуки; - игры и упражнения на развитие фонематических представлений: подбор слова на заданный звук, слог; придумывание слова по количеству звуков, слогов; подбор картинок на заданный звук; преобразование слов; - работа с использованием схем; | - сигнальные карточки; - предметные картинки; - предметные картинки; - схемы и фишки; - магнитная азбука; - разрезная азбука; - разгадывание ребусов, шарад; - картинный материал; | |
Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая) | - работа над пересказом текстов; - работа над составлением рассказов (по опорным словам, сюжетным картинкам, на заданную тему, придумывание части рассказа); - работа над инсценированием сказок; | - игрушки, сюжетные картинки, картинки по развитию речи, настольный театр, сборники по исправлению недостатков произношения; | |
4-й этап Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи | Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком. Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения. Введение звука в самостоятельную речь. | - упражнения, игры для закрепления звука в самостоятельной речи; | - логопедические альбомы, тетради, игры для закрепления звука в самостоятельной речи; |
2.2. Содержание коррекционной работы
Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком
Работа по коррекции звукопроизношения начинается после завершения обследования.
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
I. Подготовительный этап
Цель – включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс, создание мотивации к занятиям.
Задачи:
- развитие слухового восприятия, внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
- формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
Данные задачи определяют 2 направления в работе:
1. Развитие речеслухового анализатора – формирование фонематического
восприятия, анализа и речеслуховых дифференцировок.
2. Развитие рече-двигательного анализатора
- обучение правильному артикуляционному укладу соответствующего звука с помощью артикуляционной гимнастики.
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.
II. Формирование первичных произносительных умений и навыков
Цель – устранение дефектного звукопроизношения.
Задачи:
- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1. Постановка звуков
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:
- [С], [3], [Ш], [Ж], [С`], [3'], [Л`] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных;
- [Ц], [Ч], [Щ], [Л] - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
- [Р], [Р’] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и
закрепляется в словах с данным слогом.
Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4. Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
5. Дифференциация звуков:
[С]-[3], [С]-[С`], [С]-[Ц], [С]-[Ш];
[Ж]-[3], [Ж]-[Ш];
[Ч]-[С],[Ч]-[Т`], [Ч]-[Щ];
[Щ]-[С'], [Щ]-[Ч], [Щ]-[Ш];
[Р]-[Л], [Р]-[Р`], [Р']-[Л'], [Р']-[Й], [Л]-[Л`], [Л]-[Й]
6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх,
развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и др.)
Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения в подготовительной логопедической группе (последовательности проведения фронтальных занятий). Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков:
- лексические и грамматические упражнения;
- нормализация просодической стороны речи;
- обучение рассказыванию.
2.3. Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников
Данная работа проводится вне графика работы учителя - логопеда.
Перспективный план работы с семьями воспитанников
Месяц | Виды работы |
Сентябрь | Первичный приём. Цель: «Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей 5-7лет. Знакомство с программой, её основными целями и задачами. Обучение практическим умениям. Освещаются в доступной форме следующие вопросы: -необходимость обучения детей в условиях группы НПОЗ; -организация логопедической работы в течение учебного года; -информация о содержании логопедических занятий в период обучения; |
Октябрь- январь | Индивидуальные консультации. Сообщение родителям о результатах обследования: характеристика речевого развития ребенка. Информационно-просветительские беседы. Показываются приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, отмечается его труд и успехи, подсказывается, на что необходимо обратить внимание дома. У каждого ребенка имеется своя тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашнего задания (зарисовка предметов, наклейка переводных картин, запись стихов, рассказов и т.д.). |
Январь - февраль | Беседы по динамике коррекции. Знакомство родителей с основными приемами постановки звуков, рассказывается и показывается, какие упражнения выполнять дома, объяснение заданий, записанных в тетради ребенка. |
Март- апрель | Беседы по динамике коррекции. Кратко освещается динамика речевого продвижения каждого ребенка, определяются требования к речи детей и взрослых. |
Май | Плановые беседы по итогам второго полугодия |
Подводятся итоги коррекционной работы. Даётся анализ индивидуальной коррекционной работы с ребенком, отмечается его труд и успехи, подсказывается, на что необходимо обратить внимание дома, даются рекомендации к их дальнейшему обучению.
Темы бесед:
- «Нужно ли родителям спешить с обучением детей чтению»;
- «Как научить запоминанию стихов».
Об организации и созданию условий дома детям на период летней оздоровительной работы.
III. Организационный раздел
3.1. Структура организации образовательного процесса
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с НПОЗ и ФФН, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с НПОЗ и ФФН в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных,
регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с НПОЗ, ФФН и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с НПОЗ и ФФН, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Диагностическая работа
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого
развития. Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей. Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы, корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.
Коррекционно-развивающая работа
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: НПОЗ и ФФН.
Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется индивидуально, учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных
упражнений и игр. К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.
Форма организации обучения – индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.
Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедические индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. В отличие от специализированного ДОУ задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопедического пункта является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Расписание занятий с логопедом составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению
общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
Этапы | Задачи этапа | Результат |
1 этап исходно- диагностический | Проведение процедуры обследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого нарушения, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте. | Определение структуры речевого нарушения каждого ребёнка, задач корр. работы. |
2 этап организационно-подготовительный | 1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности. 2. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы. 3. Формирование информационной готовности педагогов МБДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. 4. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада. | Планирование индивидуальной работы; взаимодействие с родителями ребёнка с нарушением речи. |
3 этап коррекционно-развивающий | 1. Реализация задач, определённых в индивидуальных коррекционных программах. 3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса. | Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии |
4 этап итогово-диагностический | 1. Проведение обследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане). 2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ | Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы. |
3.2. Образовательная нагрузка
Индивидуальная работа с детьми проводится по коррекции звукопроизношения.
Продолжительность занятий с детьми: НПОЗ и ФФН – до 4 месяцев.
По необходимости срок пребывания ребенка на логопедическом пункте продляется локальным актом МБДОУ.
Содержание индивидуальной работы.
1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз НПОЗ и ФФН 7 года жизни разделено на 2 полугодия
I полугодие – 2-я половина сентября – январь, 18 недель, не менее двух занятий в неделю.
II полугодие – февраль – май. 18 недель, не менее двух занятий в неделю.
Продолжительность индивидуальных занятий 20 минут, не менее 2 раз в неделю.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.
В середине занятия статического характера проводят физкультминутку.
3.3. Формы коррекционно-образовательной деятельности
Индивидуальные занятия (структура варьируется)
I Организационный момент:
• настрой на работу.
II Основная часть
• артикуляционная гимнастика и развитие мимической мускулатуры;
• пальчиковая гимнастика;
• развитие речевого дыхания;
• работа над голосом;
• работа над интонационной выразительностью речи и чёткостью дикции;
• развитие фонематического восприятия;
• постановка, автоматизация и дифференциация звуков;
• коррекция слоговой структуры слова;
• формирование и совершенствование ЛГНР.
III Итог занятия
• рефлексия.
3.4. Условия реализации программы
Медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитанника
- Система взаимодействия педагогов и специалистов при проведении
коррекционной работы с детьми группы НПОЗ и ФФН
- Организация работы с родителями
Месяц | Виды работы |
Сентябрь | Первичный приём. Цель: «Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей 6-7лет. Знакомство с программой её основными целями и задачами. Обучение практическим умениям. |
Октябрь- январь | Индивидуальные консультации. |
Январь - февраль | Информационно - просветительские беседы. Цель: «Знакомство с задачами текущего года, советы по организации речевого развития дома ». |
Март-апрель | Беседы по динамике коррекции. |
Май | Плановые беседы по итогам первого полугодия |
Материально-технические условия
1. Логопедический стол с зеркалом.
2. Мебель по росту ребёнка (парты, стулья)
3. Доска магнитно-маркерная, комплект материалов к ней
4. Стеллажи с пособиями
5. Дидактические игры и материалы
6. Массажные кольца, мячи, шарики
7. Дыхательные тренажеры
Организационные
1. Пространственная среда
Зона коррекции звукопроизношения для индивидуальных занятий (стол,
логопедическое зеркало, магнитная доска с магнитными пособиями).
Рабочий стол логопеда.
2. Развивающая среда
Коррекционные дидактические пособия, игры, наглядность, картотеки на развитие:
• словаря (импрессивного, экспрессивного)
• грамматического строя речи (словообразование, словоизменение)
• связной речи и речевого общения
• слоговой структуры слова
• фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза
• мелкой и общей моторики
• психических функций (памяти, внимания, мышления)
• по коррекции произносительной стороны речи (автоматизацию и дифференциацию звуков)
Примерный перечень предметно-развивающей среды:
• Альбомы для обследования звукопроизношения, звукослоговой структуры слова, фонематических функций, лексико-грамматической стороны речи, связной речи О.Б. Иншаковой, И.А. Смирновой.
• Альбомы для автоматизации звуков Л.А. Комаровой, Н.В. Нищевой, В.В. Коноваленко, Т.А. Ткаченко и др.
• Дидактические игры для автоматизации звуков.
• Дидактические игры на развитие познавательных процессов.
• Дидактический литературный материал.
• Иллюстрированный материал.
• Материалы для постановки правильного дыхания и развития артикуляционного аппарата.
• Наглядно-дидактический и раздаточный материал.
Список литературы
1. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. - Спб.: Детство-Пресс, 2001
2. Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей /Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина.- М., Просвещение, 2008
3. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. В помощь логопедам и родителям, Детство –Пресс, СПб., 2004.
4. Богомолова А.И. Нарушения произношения у детей: Пособие для логопедов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1979.
5. Бухарина К.Е. Фонетические рассказы для автоматизации и дифференциации звуков.
6. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: – Гуманитар. изд. Цент ВЛАДОС, 2017
7. Комарова Л.А. Логопедические альбомы для автоматизации звуков.
8. Коноваленко В.В. Логопедические альбомы для автоматизации звуков.
9. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии. СПб.: Изд. дом «Литера», 2001. – 208 с.
10. Кыласова Л.Е. Коррекция звукопроизношения у детей. Дидактические материалы. ФГОС ДО.
11. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум, М, 1995г.
12. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, фискультминуток, пальчиковой гимнастики. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
13. Нищева Н.В. Тетради-тренажеры для автоматизации и дифференциации звуков.
14. Новикова Е.В. Логопедическая азбука. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018.
15. Новоторцева Н.В. Логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста: коррекционно-развивающая работа. – Ярославль: РИО ЯГПУ 2017.
16. Османова Г.А., Позднякова Г.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков.- СПб.: Каро, 2007. – 88с.
17. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – Спб.: Дельта, 1998
Приложение 1
Работа с родителями (дистанционное взаимодействие в ДОУ)
Цель: продолжить образовательный процесс в условиях карантина, посредством различных инструментов дистанционной коммуникации.
Рекомендации родителям или законным представителям ребенка, в связи с осуществлением дистанционного взаимодействия
В ходе проведения дистанционного взаимодействия родителям/законным представителям ребенка рекомендуется:
- обеспечивать бесперебойное соблюдение распорядка дня аналогичного распорядку дня, установленному в учреждении раннего образования;
- выполнять задания полученные от педагогов;
- обеспечивать обратную связь – передавать онлайн работы (фотографии рисунков, коллажей/плакатов, карточек, видео-файлов с записью чтения стихотворения ребенком/с выполнением фотографии изготовленных изделий и др.)
- стимулировать положительное отношение к заданиям, оценивать любой прогресс ребенка, постоянно поощрять и мотивировать ребенка.
Проведение дистанционной работы
Каждый педагог определят для себя средства дистанционного общения с детьми и их родителями/законными представителями в процессе дистанционного взаимодействия (E-mail, Messenger, Viber, Facebook, Google, Skype, Zoomи др.) с использованием передовых технологий, выбранных родителями совместно с педагогом (например, компьютер, ноутбук, планшет, мобильный телефон), принимая во внимание наличие доступа к ним родителей/ законных представителей ребенка.
Ответственность за организацию дистанционного взаимодействия в период приостановки учебного процесса возлагается на руководителей учреждений дошкольного образования совместно с педагогами, родителями/ законными представителями.
Использование дистанционных технологий в работе, направленных на устранение речевых нарушений.
• Ищем звуки в словах со Смешариками: https://vk.com/eletskaya_olga?w=wall-30895474_52705%2Fall
• Артикуляционная сказка «Белоснежка и семь гномов»:
https://vk.com/eletskaya_olga?w=wall-30895474_52708
• Чей звук? https://vk.com/eletskaya_olga?w=wall-30895474_52709
• Что следующее? https://vk.com/eletskaya_olga?w=wall-30895474_52716
• МЕСТО ЗВУКА [Л], МЕСТО ЗВУКА [Р] https://vk.com/eletskaya_olga?w=wall-30895474_52711
• Образуй слова, вставляя вместо точек слово https://vk.com/eletskaya_olga?w=wall-30895474_52715
• "FREPY" -развивающие игры онлайн:
https://vk.com/eletskaya_olga?w=wall-30895474_52730
• Развивающие игры, методики и задания для детей: https://vk.com/eletskaya_olga?w=wall-30895474_52731
• Картинки-раскраски по лексическим темам
http://www.logoprog.ru/paintpict/
• Онлайн-игра«Раскраска-алфавит»
http://www.logoprog.ru/games/paint-pict.html
• Онлайн-игра «Фонетическая раскраска»
http://www.logoprog.ru/games/paint-sounds.html
• Логопедическая игра «Похожие слова»
http://www.logoprog.ru/games/match-words.html
• «Универсальное пособие по логопедии»
https://vk.com/videos-30895474?z=video-30895474_456239156%2Fclub30895474%2Fpl_-30895474_-2
http://polilogoped.com/knigi/tproduct/134932930-427630759431-universalnoe-posobie-po-logopedii
• Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»
Рухля Наталья Сергеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План индивидуальной логокоррекционной работы
Пример логопедического заключения: системное недоразвитие речи по типу ОНР....
План индивидуальной логокоррекционной работы
План индивидуальной логокоррекционной работы...
Планы индивидуальной логокоррекционной работы с детьми с КИ
Особенности проведения работы по развитию речи с детьми на фоне сенсоневральной глухоты после кохлеарной имплантации....
Планы индивидуальной логокоррекционной работы с детьми с ОНР
Особенности планирования и проведения работы по коррекции общего недоразвития речи детей 1,2,3 уровней....
План индивидуальной логокоррекционной работы (I год обучения)
План индивидуальной логокоррекционной работы (I год обучения)...
План индивидуальной логокоррекционной работы на 202_/20__ уч. год
Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст реб...
План индивидуальной логокоррекционной работы
План индивидуальной логокоррекционной работы...