Средняя группа. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
календарно-тематическое планирование по логопедии (средняя группа)

Бабаева Елена Геннадьевна

ПЛАН ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЕРСПЕКТИВНЫЙ (календарный)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_sredney_gruppy.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

                                        

ПЛАН

ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЕРСПЕКТИВНЫЙ

(календарный)

           средней  группы

учителя – логопеда   Бабаевой   Е.Г.

Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова  Преодоление  общего недоразвития речи у дошкольников,  Ек., 1998 г.

Л.Н. Ефименкова,   Формирование  речи  у  дошкольников,  М.,  1991 г.

С.А. Миронова, Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях, М.,  1991 г.

Н.В. Нищева,  Перспективное  планирование логопедической работы  в  средней группе  детей  дошкольного возраста с  ОНР,  сб. методических рекомендаций – Диагностика нарушений речи  у  детей  и  организация  логопедической  работы  в  условиях  ДОУ,  СПб., 2000 г.

В.И. Селиверстов,  Речевые  игры  с  детьми,  М., 1994 г.

Л.С. Соломаха, перспективное планирование работы логопеда в средней группе дошкольного образовательного учреждения  (ОНР), сб. методических рекомендаций – Диагностика нарушений речи  у  детей  и  организация  логопедической  работы  в  условиях  ДОУ,  СПб., 2000 г.

Г.А.  Тумакова,  Ознакомление  дошкольника  со  звучащим  словом, М., 1991 г.

М.И.  Чистякова  Психогимнастика,  М.,  1990 г.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду, «Детство-пресс», СПб, 2004

 СЕНТЯБРЬ

Обследование

ИГРУШКИ

                  (кукла,  мяч…)

ОДЕЖДА  ОБУВЬ

Ознакомление  с  окружающим

Ознаккомление

Л-гр строй речи

Развитие навыка образования слов с уменьшительно-ласкательным значением, практическое овладение существительными ед. ч. – мн. ч.

Употребление сущ в Вин. п.,

Д/и «Дайте мне…»;

сущ.  Р. п., ед.ч., Д/и «Чего нет?»  Употребление приставочных глаг.

Понятие «короткий – длинный», усвоение притяжательных местоимений (мой, моя, мои)

Связная речь

Развитие восприятия речи взрослого. Создание речевой среды

Активизация и развитие речевых средств и подготовка к построению предложений по вопросам

Развитие навыка употребления слов-определений, характерных для данного предмета (Т, 13, 36)

Учить выражать просьбу словами: «Дай(те) мне …», «У меня нет…»

наблюдения

Рассматривание игрушек в группе. Как мы будем играть с этой игрушкой?

Какая погода на улице? Как мы сегодня одеты, обуты? Почему?

ЗКР

звуки

Развитие фонематического слуха. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков, уточнение сохранных звуков. Учить детей выделять из ряда звуков А

Фонемоигра  «Хлопни, когда услышишь»                                

«Песенка Ани»     А                              

Психологическая база  речи

восприятие

Развитие навыка выделения двух свойств предметов, различение цвета и размера Д/и «Две куклы»,

 «Разноцветные мячи»

Восприятие неречевых ритмических структур

Зрительное восприятие цвета

(4 основных)

Д/и «Найди пояс к платью»

Выделение пространственных отношений «вверху-внизу»,

«справа-слева», «сзади-спереди»

мышление

Расширение представлений о свойствах предметов (П-п, 161)

Разрезные предметные картинки из 4-х  (с образцом)

Формирование операции обобщения

Разрезные предметные картинки из 4-х (с образцом /без образца)

Формирование операции обобщения по признакам

Д/и «4-ый лишний»

память

Воспроизведение неречевых ритмических  структур

Д/и «Как мячик простучал?»

Развитие зрительной памяти

Д/и «Какой игрушки нет?»

Развитие слухозрительной памяти на линейный ряд

Д/и «Сложи по порядку»

психомотор

Развитие навыка соединения движения и речи

Упражнения для развития мелкой  моторики «Здравствуйте, пальчики»

«Я рубашку сшила мишке…»

Отбивание мяча в такт от пола, броски друг другу

Психогимнастика «Злюка»  П-п, 81   Игра-потешка, П-п, 83


ОКТЯБРЬ

ФРУКТЫ

ТЕМА  ПО   ИНТЕРЕСАМ  ДЕТЕЙ

Ознакомление  с  окружающим

Ознаккомление

Л-гр строй речи

Развитие навыка использования формы существит. в родительном падеже со словом «нет»

Практическое усвоение слов – антонимов, понятия «большой-маленький»

Развитие навыка образования слов с уменьшительно-ласкательным значением

Преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица в глаголы изъявительного наклон. 3-го лица (пей-пьёт).

Закрепить в речи существительное с обобщающим значением: игрушки, одежда, овощи, фрукты

Связная речь

Активизация и развитие речевых средств. Овладение навыком составления простых предложений по вопросам. Учить детей повторять за педагогом рассказы-описания, рассказы по модели (форма, размер, цвет, вкус) Т, 37, 38, 39.  Д\и  «На что похоже?» Т, 14

Закрепить навык выражать просьбу фразой: «Дай (те) мне…», «У меня  нет…»

наблюдения

 

Наблюдение за изготовлением  яблочного сока

Опыт: необходимость влаги для роста растений

 

ЗКР

звуки

 Уточнение произношения гласных звуков, фонемоигра «Хлопни, когда услышишь…»

Развитие навыка выделения гласных из ряда звуков, слов

У «Песенка паровозика, дудочки», А «Песенка Ани»,   О «Песенка колобка»

Психологическая база  речи

восприятие

 

Формирование целостного зрительного восприятия

Д\и «Вставь в картинку»

Зрительное восприятие формы и цвета

 

мышление

Формировать операции обобщения по внешним признакам «игрушки», «овощи», «фрукты», «одежда»

Устанавливать связь «реальность – модель» П-п, 161

Д\и «4-ый лишний», загадки

 

память

Развитие слухозрительной памяти на линейный ряд, объём

Д\и «Какие овощи растут на огороде?», «Какие фрукты съели дети?»

психомотор

 Психогимнастика: мимические упражнения  «Вкусно!», «Кисло!»

 

ОКТЯБРЬ

 ОСЕНЬ

ОВОЩИ

Ознакомление  с  окружающим

Ознаккомление

Л-гр строй речи

Развитие навыка образования слов с ум.-ласкательным значением (Т, 36,38);

 Согласование существит. с прилагательным (глубокие лужи, темные тучи, холодный дождь, мокрая трава)

Использование в речи простых предлогов «на - с», «в – из»

 

Развитие навыка образования слов с ум.-ласк.

значением (Т, 36,38)

употребление существительного  в Вин. п. Д\и «Собираю урожай»

Использование в речи простых предлогов «на - с», «в – из»

Связная речь

Развитие фразовой речи

Активизация и развитие речевых средств и овладение навыком составления простых предложений по вопросам. Учить детей повторять за педагогом рассказы-описания, рассказы по модели (форма, размер, цвет, вкус) Т, 37, 38, 39.  Д\и  «На что похоже?» Т, 14

Закрепить навык выражать просьбу фразой: «Дай (те) мне…», «У меня  нет…»

наблюдения

Опыт: наблюдение за изготовлением томатного, морковного сока

Сбор овощей с огорода, сбор семян цветов, укропа, П-п, 62

Сбор гербария с деревьев и клумб на участке

 

ЗКР

звуки

Упражнять детей в анализе на слух слияний гласных звуков

Ж, 153

Развитие навыка выделения гласных из ряда звуков, слов      О  «Песенка колобка», А

Уточнение произношения гласных звуков, фонемоигра «Хлопни, когда услышишь О»

Развитие навыка выделения гласных из ряда звуков, слов    «Песенка  колобка»   О,  А

Психологическая база  речи

восприятие

Зрительное восприятие формы и цвета

Формирование целостного зрительного восприятия.  Д\и «Вставь в картинку»,

«Найди два одинаковых листика»

 Зрительное восприятие формы и цвета

Соотнесение плоскостного и объёмного изображения, П-п, 59

Разрезные картинки из 4-х (с образцом и без него) «Найди два одинаковых овоща»

мышление

Д\и «4-ый лишний», загадки

Устанавливать связь «реальность – модель» П-п, 161,

Д\и «Когда это бывает?», «Так бывает или нет?»

Формировать операции обобщения по внешним признакам

«игрушки», «овощи», «одежда»

память

Развитие слухозрительной памяти на линейный ряд, объём

Д\и «Какие овощи растут на огороде?»

Д\и «Какие листики собрали?»

психомоторика

«Все деревья облетели…»

Имитация движений в соответствии со словами

Этюды: «Холодно», «Руки замерзли»

  «Засолка капусты»

«В огород пойдём»

имитация движений в соответствии со словами


НОЯБРЬ

 ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

 Собака со щенятами

Кошка с котятами

Ознакомление  с  окружающим

Ознаккомление

Л-гр строй речи

Уточнить названия частей тела, детёнышей, понятие «большой – маленький», «один–много»

Упражнять детей в употреблении формы множественного числа имен сущ   в Р. п.  (много цыплят, котят, щенят, кошек, собак..0

Учить образовывать глаголы 3-го лица ед. ч, мн. ч. («Гав!» - гавкает. «Мяу» - мяукает…)

Учить образовывать и использовать в речи  существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -чик, -ечк, -очк, -еньк, -оньк

Развитие навыка использование в речи простых предлогов  «в, на, за, под, около»

Упражнять детей в различении существительных мужского и женского рода Т, 38

Связная речь

Развитие речевых средств для характеристики птенцов и взрослых птиц

Побуждать детей к самостоятельным высказываниям

«Курочка Ряба»

Чуковский «Цыпленок»

Активизировать в речи детей простые фразы из сказок, детских стихотворений

Развитие речевых средств для характеристики детёнышей животных Т, 13

Развитие навыка составления простых предложений по картине, по вопросам

«Кошкин дом», «Кто сказал мяу?», Найдёнова «Кошечка», Селивёрстов, 248, 259, 261, 263

наблюдения

Развитие интереса к самостоятельному наблюдению

Опыт: хорошо ли слышит кошка, хорошее ли у неё обоняние

ЗКР

звуки

Учить выделять начальные ударные гласные  А У О

Уточнить произношение наиболее легких согласных        К            Т, 34;  П, 49

Учить выделять начальные ударные гласные   А У О

Уточнение наиболее легких согласных  

М

Психологическая база  речи

восприятие

Соединение нефункционально значимых частей

(яйцо из 4-х частей) – горизонтальные разрезы

Зрительное восприятие цвета и величины

Узнавание разных кошек (игрушек) по описанию

Восприятие пространственных отношений «вверх – вниз», «слева – справа»

Узнавание контурного изображения животных

Восприятие предмета по обводящим движениям        Д\и «С чем играл щенок?»

мышление

Сериация по величине.  Загадки. Зрительный анализ и синтез – соединение функционально значимых частей без опоры на образец (разрезные сюжетные картинки из 4 –х частей, 6-ти; кубики)

Сравнение животного (птицы) и игрушки П-п, 69       Сравнение самолёта и птицы

память

 Развитие слуховой памяти на линейный ряд (4 существительных)

Запоминания, связанные со слуховыми представлениями

Д\и «Какой котёнок мяукнул?»

Увеличение объёма слуховой памяти

Д\и «Запомни клички собак»

психомотор

Психогимнастика № 43, 50, 85

«Вышла курочка гулять»

Учить имитировать движения, действовать с предметами в соответствии со словами текста

«Серенькая кошечка»,  «Вот сидит наш пёс Барбос»

Психогимнастика «Ласка»,  П-п, 80,81


НОЯБРЬ

    ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Коза с козленком, корова с телёнком, свинья с поросятами

 

ТЕМА  ПО  ИНТЕРЕСАМ  ДЕТЕЙ

Ознакомление  с  окружающим

Ознаккомление

Л-гр строй речи

Развитие навыка представления о внешнем виде, повадках, образе жизни домашних животн.

Упражнять детей в употреблении формы множественного числа имен сущ   в Р. п.  (много козлят, котят, щенят, телят…)

Учить образовывать глаголы 3-го лица ед.ч., мн.ч. («Му» - мычит. «Хрю» - хрюкает…)

Учить образовывать и использовать в речи  существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -чик, -ечк, -очк, -еньк, -оньк

Развитие навыка использование в речи простых предлогов  «в, на, за, под, около»

Связная речь

Вовлечение ребёнка в доступную для него и интересную ему деятельность, активизирующую речевую коммуникацию.

Развитие навыка активного использования фразы в коммуникативных целях

Активизировать в речи детей простые фразы из сказок, детских стихотворений

Развитие речевых средств для характеристики детёнышей животных Т, 13

Развитие навыка составления простых предложений по картине, по вопросам

«Волк и семеро козлят», «Три поросенка», Селивёрстов, 248, 259, 261, 263

наблюдения

Развитие интереса к самостоятельному наблюдению. Экскурсия  с родителями в зоопарк

ЗКР

звуки

Учить выделять начальные ударные гласные А У О

Развитие фонематических представлений, Тумакова, с.40

Учить выбирать картинки с заданным звуком, придумывать слова с начальным заданным звуком

Уточнить произношение наиболее легких согласных

            Т, 34;  35  П, 49,57        М К Б

Психологическая база  речи

восприятие

Зрительное восприятие цвета и величины

Узнавание контурного изображения животных, по силуэту, по описанию

Развитие слухового восприятия. Д\и «Чей колокольчик прозвенел?»

Развитие динамического восприятия звука. Д\и «Близко ли стадо?»

Восприятие пространственных отношений «вверх – вниз», «слева – справа»

 

мышление

Сериация по величине.  Загадки о животных. Зрительный анализ и синтез (разрезные сюжетные картинки из 4 –х частей, 6-ти; кубики)

Развитие навыка сравнение животного и игрушки «настоящая – игрушечная», П-п, 69

Обобщение «Домашние животные»

Д\и «Что забыл нарисовать художник?», «Чего нет?»

память

Соотнесение звукоподражания  с предметом

Запоминания, связанные со слуховыми представлениями. Д\и «Какой поросёнок хрюкнул?», с представлениями о величине. Д\и «Из какого ведра пил жеребёнок, козлёнок…?»

Увеличение объёма зрительной памяти

Д\и «Кто гуляет во дворе?», «Кого покормила хозяйка?»

психомотор

Психогимнастика №43, 50, 85

Учит имитировать движения, действовать с предметами в соответствии со словами текста

Психогимнастика «Тропинка», с. 60

«Стадо» - поворачивать голову на разрешённый сигнал (лай собаки, звон колокольчика, звук дудочки…)


ДЕКАБРЬ

ДОМА

ЖИЛИЩЕ

ЗИМА

ЗИМНИЙ ЛЕС

Ознакомление  с  окружающим

Ознаккомление

Л-гр строй речи

Закрепление понятия «большой – маленький», «высокий – низкий», «один – много»

Учить детей согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже

Усвоение понятий  «ёлка – дерево», «толстый – тонкий», «высокий – низкий»

Развитие глагольного словаря  «Что делают дети?», слов-определений «Какие деревья?»

Упражнять детей в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже

Д\и «Много веток, деревьев, снежинок…»

Связная речь

Развитие умения вслушиваться в обращенную речь,  отвечать на вопросы предложениями из 3-4 слов.  

Использование естественных и создание учебных ситуаций, в которых ребёнок испытывает потребность говорить

Сказка «Три поросёнка» - ролевое исполнение П-п,  70

Учить строить предложения  со словом  «много», используя при этом словосочетания «нижние ветки, колючие иголки…»

 Учить с детьми стихи, речевой материал к    празднику

наблюдения

Построение дома, оречевление действий,  ориентировка в группе

Опыт: таяние снега –  вода (Рыжова)

морозные  узоры  П-п, 68

Подкормка птиц, вывешивание кормушек

Подготовка игровой площадки к зиме, П-п, 62

Сравнение деревьев

ЗКР

звуки

Развитие фонематического слуха

Выделение гласных звуков  А  У  О  И   из ряда звуков,  слов,  типа  (Аня, мак…)

Выделение  начальных ударных  гласных звуков из слов, типа  Ира, Оля, утка, Аня…

Уточнение произношения наиболее легких согласных Д    Т    П, 96   Т, 36                               

Психологическая база  речи

восприятие

Слуховое восприятие неречевых ритмических структур

Д\и «Кто постучал?»

Расширение представлений о форме предметов, развитие умения соотносить реальные объекты, их свойства и условные обозначения

Д\и «Какая крона у деревьев?»  П-п, 162    «Клады»  П-п, 163 (контур)

Развитие пространственных отношений «вверху-внизу»

мышление

Зрительный анализ и синтез

Соединение частей без опоры на образец (дом из спичек, из строительного материала)

Отработка навыка сериации по величине в рамках наглядного демонстрационного материала (пирамидка, ёлочка, ком снега…)

Д\и  «На что похоже?»

Сравнение настоящей ели и игрушечной  П-п, 69

память

Развитие зрительного внимания

Д\и «Сколько домов на картинке?»

Запоминания, связанные с представлением о величине

Д\и «Какой дом больше?»

Развитие зрительного внимания и памяти

Д\и «Сколько деревьев было на картинке?»

психомотор

Психогимнастика

«Какой красивый (большой, маленький) дом?», «Какой высокий дом!»

Развитие навыка имитации «Танец снежинок», «Холодно»

ДЕКАБРЬ

 

ПРАЗДНИК  ЁЛКИ

 

ТЕМА  ПО  ИНТЕРЕСАМ  ДЕТЕЙ

Ознакомление  с  окружающим

Ознаккомление

Л-гр строй речи

Усвоение понятия  «ёлка – дерево»

Развитие глагольного словаря  «Что делают дети?», словаря слов-определений «Какая ёлка?», «Какие игрушки?»

Упражнять детей в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже

Д\и «Много игрушек, деревьев, снежинок…»

Связная речь

Развитие умения вслушиваться в обращенную речь,  отвечать на вопросы предложениями из 3-4 слов.   Учить с детьми стихи, речевой материал к празднику

Использование естественных и создание учебных ситуаций, в которых ребёнок испытывает потребность говорить

Учить строить предложения  со словом  «много», используя при этом словосочетания  «ёлочные игрушки, нижние ветки, колючие иголки…»

наблюдения

Морозные  узоры  П-п, 68

Подкормка птиц, вывешивание кормушек

Подготовка игровой площадки к зиме, П-п, 62

Сравнение деревьев

ЗКР

звуки

Развитие фонематического слуха

Выделение гласных звуков  А  У  О  И   из ряда звуков,  слов,  типа  (Аня, мак…)

Выделение  начальных ударных  гласных звуков из слов, типа  Ира, Оля, утка, Аня…

Уточнение произношения наиболее легких согласных Т, Д, Б, П, М  Т,  39                              

Психологическая база  речи

восприятие

 

Расширение представлений о форме предметов, развитие умения соотносить реальные объекты, их свойства и условные обозначения

Д\и «Какая крона у деревьев?»  П-п, 162    «Клады»  П-п, 163

Выделение пространственных отношений «вверху-внизу»

мышление

 

Отработка навыка сериации по величине в рамках наглядного демонстрационного материала (пирамидка, ёлочка, шарик, снежинка…)

Д\и  «На что похоже?»

Сравнение настоящей ели и игрушечной  П-п, 69

память

Развитие объёма слухо-зрительной памяти

Д\и «Какие игрушки на ёлке?»

психомотор

 

Развитие навыка имитации «Танец снежинок», «Холодно»

Психогимнастика «Я укололась»,  «Волшебный сон», «Волшебные превращения», «Снегурочка», «Вкусные конфеты»  П-п, 81 ,82


ЯНВАРЬ

каникулы

ЗИМНИЕ  ЗАБАВЫ

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Ознакомление  с  окружающим

Ознаккомление

Л-гр строй речи

  

Использование пространственных

предлогов НА, В, ЗА, ПОД, ОКОЛО в речи  

Образование и употребление сущ. Т.п. (мешок с подарками, с шарами, с игрушками…)

Употребление сущ. в Р.п. с предлогом «без» (ёлка без дождя, без шариков)

Учить использовать в речи  числительные (один, два)

Развитие навыка употребления в речи сущ. во мн.ч. Р.п. (много птиц, воробьёв, сорок, кормушек…)

Развитие навыка использования в речи пространственных предлогов НА, В, ЗА, ПОД, ОКОЛО

Активизация словаря по теме

Связная речь

Рассказывание по картинам «Саша и снеговик», «Зимой в парке»

Составление фраз по сюжетным картинкам «Зимние забавы детей», «Столовая для птиц»  (подлежащее + сказуемое + обстоятельство с предлогом)

Употребление в речи распространенных предложений за счёт введения в них однородных членов (Голуби и воробьи клюют зерно. Дима взял лыжи и коньки…)

наблюдения

Постройка снежных фигур

Наблюдения за свойствами снега, льда, за погодой во время прогулки, за тем, как одеты люди

Подкормка зимующих птиц

Наблюдение за птицами на прогулке – кто как передвигается по земле

ЗКР

звуки

 

Развитие фонематического слуха

Выделение  начальных ударных  гласных звуков из слов, типа  Ира, Оля, утка, Аня…

Определение согласных в конце слова М, Т, К                              

Развитие фонематического слуха

Определение первого и последнего звуков в слове (ворона, сорока, голубь, дятел, кормушка…)

Психологическая база  речи

восприятие

 

Зрительное восприятие: «На что это похоже?», «Фигурки из снега»

Зрительное восприятие: «Чьи следы на снегу?»

Слуховое восприятие: «Кто прокричал?»

Учить отхлопывать ритмический рисунок слова  I II,   II I,   I I I,   II II

мышление

 

Сериация: «Снеговики» - подбери каждому снеговику метлу, ведро, морковку по росту.

«Какой снеговик лишний?»

Отгадывание загадок

Игра «4-ый лишний» животные - птицы

память

 

Слуховая память – вспоминаем стихи, которые рассказывали Деду Морозу

Объём зрительной памяти: «Кто улетел из кормушки?», «Кто прилетел в кормушку?»

Слуховая память на линейный ряд «Птички на ветке»

психомотори

 

Учить соотносить действие со словами стихотворения «Снег, снег кружится…»

Этюды «Игра в снежки», «Снегурочка», «Вкусные конфеты», «Я угощаю»

 Этюды: «Прыгает воробей», «Ходит ворона,  голубь»

ФЕВРАЛЬ

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

ЗАЯЦ  С  ЗАЙЧАТАМИ

ЛИСА  С  ЛИСЯТАМИ

ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ

ВОЛК  С  ВОЛЧАТАМИ

МЕДВЕДЬ  С  МЕДВЕЖАТАМИ

Ознакомление  с  окружающим

Ознаккомление

Л-гр строй речи

Формировать представления о внешнем виде, повадках животных и их детёнышей.

Развитие навыка образования слов – определений, эмоционально-оценочной лексики (заяц – заинька, лиса – лисонька, волк  - волчище, глазище, хвостище), глагольной лексики, характеризующей действия животных (глаголы  ед.число – мн.число)

Развитие навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе

Названия детенышей животных  (ед. число – мн. число) П-п,72 Тумакова., 32, 33, 38, 85-86

Связная речь

Учить пересказывать знакомые сказки «Храбрый заяц», «Заюшкина избушка»,  «Лиса и петух», «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят», «Волк и лиса», «Три медведя»

Развитие навыка понимания инструкции педагога, импрессивной речи в процессе дифференциации грамматических форм слова (где зайчонок, где зайчата? кто прыгал, кто прыгали? где рычал, где рычали? где волчонок, волчата?)

Формировать навык активного использования фразы в коммуникативных целях.   

Учить детей  понимать содержание стихов, рассказов, отвечать на вопросы.

Формирование навыка описания по схеме (модели) Инсценировка «Лиса и заяц»  П-п,  64          

Учить детей подбирать слова, сходные по звучанию (рифма)  Т, 41,42

наблюдения

Наблюдения  на прогулке: Как идет снег  - падает хлопьями, тихо опускаются  снежинки,

                        Какой снег – белый, мокрый, липкий, рассыпчатый, холодный, твердый…

                        Какая одежда у детей  -  теплая, зимняя, меховая, пуховая, шерстяная…

Следы на снегу – сравнение следов ребенка, взрослого, птиц…

ЗКР

звуки

Развитие фонематического слуха.

Определение конечного согласного звука  

М П  Т  К        Т., 32, 85, 86

Формирование фонематических представлений (в каких словах К в конце слова: лиса, заяц, лисёнок, нора, зайчонок)

Определение первого согласного звука в слове

Формирование фонематических представлений (назови слово по первым звукам (за-, ли-, во-…)      М  Д  К  Г  Т, 40, 41

«Так ли одинаково звучат слова?»

Пожиленко, с.60

Психологическая база  речи

восприятие

Развитие восприятия оттенков цвета «Какая шубка у лисы, у зайца?»

«Чей хвост?» подбор по цвету, форме

Развитие слухового восприятия «На чем играл зайка?» (3- 4 инструмента)

Развитие восприятия неречевых ритмических структур    I II,   II I,   I I I,   II II

Различение звуков по высоте, силе

«Волк и семеро козлят», «Три медведя»

Развитие зрительного восприятия

«Пошли медведи на речку купаться»

мышление

Установление последовательности событий по сказкам. Подводить к пониманию обобщенного понятия «Дикие животные»

Развитие наглядно-образного мышления «Зачем заяц принёс лестницу?»

Установление последовательности событий по сказкам Понимание смысла условных обозначений          Загадки о животных

Сериация  «Три медведя»

Обобщение «Дикие-домашние животные»

память

Развитие слуховой памяти на линейный ряд (4 слова сущ., глагол)

Запоминания, связанные с представлением о форме

 Развитие слуховой памяти на линейный ряд (4 существительные, глаголы, прилагательные)

Развитие слухо-зрительной памяти «Какие звери собрались на поляне?»

психомотор

Смена настроения «Лисенок боится», «Храбрый заяц»,  П-п,81, 82,84

«Трусливый заяц» 60 «Лисонька, где ты?» Психогимнастика 81,65,77         Развитие кистевого праксиса

 Смена настроения, мимика

«Сердитый волк  -  добрый волк…»

Учить соотносить действия со словами текста (имитация движений)  Ж, 132,133

ФЕВРАЛЬ

 

 НАША  АРМИЯ

 ТЕМА  ПО  ИНТЕРЕСАМ  ДЕТЕЙ

Ознакомление  с  окружающим

Ознаккомление

Л-гр строй речи

Практическое усвоение формы родительного падежа существительного с предлогом «без» (кораблик без паруса, самолет без крыла…) Развитие глагольного словаря по теме:

- что делает папа, дедушка, брат?    

Развитие словаря определений:

- какой папа, дедушка, брат?    

 Согласование существительного  с местоимениями «мой, моя, мои»

Связная речь

Развитие навыка активного использования фразы в коммуникативных целях, понимания содержания стихов, рассказов. Уметь отвечать на вопросы по тексту

С. Михалков  «Дядя  Степа»  П-п, 65

Готовим папе, дедушке подарки и рассказываем (оречевляем):

- что взял, что склеил, что нарисовал, как разукрасил…

 

наблюдения

 Сооружение разнообразных построек из снега

Устройство птичьей столовой

 

ЗКР

звуки

Закрепление навыка определения направления звука «Откуда летит самолетик?»

Выделение начального согласного звука  из слова  М  П  Б  Т  Д  К  Г

 

Психологическая база  речи

восприятие

Восприятие цвета  Д\и  «Подбери к лодочке парус»

Слуховое восприятие и воспроизведение неречевых ритмических структур  Д\и «Как прогудел кораблик?»

 

мышление

Зрительный анализ и синтез. Разрезные картинки. (из 4-х без образца).

Сериация по величине  Д\и  «Расставь лодочки по порядку»

Выделение одновременно трех свойств (форма, цвет, размер), П-п, с.66

память

Запоминания, связанные с представлением  о форме.

Д\и «Из каких фигур твой кораблик?»

Объём зрительной памяти (6-7) Д\и «Чего не стало?»

 

психомоторика

Развитие мимической мускулатуры  «Разные настроения»

Психогимнастика,  с. 79, 96, 97.

Учить соотносить действия со словами текста (имитация движений)

Ж, 132,133

 


МАРТ

 

 МАМИН  ПРАЗДНИК

  ЧАЕПИТИЕ

Ознакомление  с  окружающим

Ознаккомление

Л-гр  строй  речи

Развитие глагольного словаря по теме:

- что делает папа?   - что делает  мама?

Развитие словаря определений:    

- какая  мама, бабушка, сестра?

Практическое усвоение формы  Р.п. существительного с предлогом «без»

( мама без фартука)

Практическое употребление антонимов

Закрепление навыка употребления существительных в родительном падеже

Употребление притяжательных местоимений «мой, моя, мои, моё»

Практическое усвоение глаголов в единственном и множественном числе

Практическое усвоение относительных прилагательных Развитие навыка употребления предлога «с» (пироги с капустой, блины с творогом…)

Связная речь

Развитие навыка активного использования фразы в коммуникативных целях, понимания содержания стихов, рассказов.  

Готовим маме подарки и рассказываем (оречевляем):

- что взял, что склеил, что нарисовал, как разукрасил…

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Чайник разбился» (3 картинки),

«Угощение» (3 картинки)

наблюдения

Как распускаются цветы (тюльпаны, мимоза, подснежники…)

Как  набухают почки на срезанных веточках тополя

Установление связи между особенностями листьев и способами удаления с них пыли П-п, с.66

ЗКР

звуки

 

Т, 31   Пожиленко, 57 Развитие фонематического слуха, фонематических представлений.

Выделение начального согласного звука  из слова

М  П  Б  Т  Д  К  Г

Психологическая база  речи

восприятие

Развитие тактильного восприятия.

Д\и  «Что купила мама?»

Развитие слухового восприятия

«Кто постучал?», «В какую чашку налили чай?»

мышление

Зрительный анализ и синтез. Разрезные картинки (из 4-х без образца). Сериация по величине  Д\и  «Разложи ложки, чашки  по порядку»,

Выделение одновременно трех свойств (форма, цвет, размер), П-п, с.66

память

Запоминания, связанные с представлением о цвете.

 Д\и «Какой коврик мама убрала?», «Какой воротник (пояс) был у платья?» Развитие объёма зрительной памяти «Что мы поставили на стол?»

Д\и Развитие объёма зрительной памяти «Что мы поставили на стол?», «Чем угощаем?»,  Слуховая память на линейный ряд

 «Кто за кем идет в гости?».

психомоторика

Развитие мимической мускулатуры  «Разные настроения», «Кисло»,  «Сладко»

Психогимнастика,  с. 79, 96, 97.

«Вредная девочка»,  «Всё наоборот»:  (чистая посуда – нет, грязная; горячий чай – нет, холодный…)

 

МАРТ

ПРОФЕССИИ

ТЕМА ПО ИНТЕРЕСАМ ДЕТЕЙ

 

Ознакомление  с  окружающим

Ознаккомление

Л-гр строй речи

Развитие навыка употребления относительных прилагательных, наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень)

Практическое употребление творительного падежа (моет тряпкой, подметает веником, копает лопатой, пишет ручкой, рисует красками…)

 Развитие навыка употребления в речи простых предлогов (на, в, под…)

 

Связная речь

Вовлечение ребенка  в доступную для него и интересную ему деятельность, активизирующую речевую коммуникацию.  Д\и  «Помогите выбрать игрушку в магазине», «Помогите перевести через дорогу», «Как успокоить плачущего малыша перед прививкой?»

Составление предложений по демонстрации действий, по вопросам. Развитие навыка заканчивать предложение, начатое педагогом

наблюдения

Наблюдения за посадками – лук, фасоль, овес, петрушка

Распускание срезанных  веток

Наблюдения за работой дворника, охранника, воспитателя, музыкального руководителя, хореографа… Готовить детей к ответу на вопросы: Что они делают? Для кого они это делают?

ЗКР

звуки

Тумакова, с. 30, 40   «Кто на картинке?»

Развитие фонематических представлений. Учить выбирать картинки с заданным  звуком

Учить придумывать слова с начальным заданным звуком

Учить определять направление источника звука

Психологическая база  речи

восприятие

Восприятие соотношения  величины.

Восприятие  речевого звука как сигнала  «Стоп!»  в качестве  конца действия в ходе игры

 

мышление

Зрительный анализ и синтез. Разрезные картинки.  Обобщение.  Загадки о профессиях.  

Д\и  «Что забыл нарисовать художник?», «Что, кому нужно?»

Развитие  навыка  сравнения «настоящая – игрушечная»

память

Запоминания, связанные с представлением о цвете, форме, размере

Катаева, с.91

 

психомоторика

Этюды «Шофер», «Дворник», «Регулировщик», «Воспитатель ведёт детей на прогулку»…

Соединение движения и речи под счёт, упражнения с предметом (с мячом)  

 «У себя беру – другому отдаю», «раз - себе, два - другому»…

АПРЕЛЬ

 ТРАНСПОРТ

 

ВЕСНА

Ознакомление  с  окружающим

Ознаккомление

Л-гр строй речи

Формирование навыка образования приставочных глаголов (ехал, летел, плыл, шел, ходил)

Усвоение навыка называния частей машин, самолета

Формирование  навыка выделения характерных признаков  весны, закрепление новых слов по теме (проталины, подснежники, капель, оттепель…) П-п, 72

Развитие навыка согласования прилагательного с существительным в роде и числе

Связная речь

Вовлечение ребенка  в доступную для него и интересную ему деятельность, активизирующую речевую коммуникацию.

Развитие навыка активного использования фразы в коммуникативных целях. Учить отвечать на вопросы развёрнутой фразой по сюжетной картине

Формирование навыка составления рассказов по серии сюжетных картинок (из 3-х);

Учить отвечать на вопросы развёрнутой фразой по сюжетной картине

наблюдения

Наблюдения за посадками – лук, фасоль, овес, петрушка

Распускание срезанных  веток Опыт:  «Необходимость света для роста растений» П-п, 75

Наблюдения за снегом (тает, темнеет, становится колючим, твердым…), за небом, за погодой – оречевление

Почки на деревьях, молодые листочки, П-п,75

ЗКР

звуки

Тумакова, с. 30

Развитие фонематических представлений

Учить выбирать картинки с заданным звуком

Выделение звука из ряда звуков

Т., с.40 «Кто на картинке?» Развитие фонематических представлений.

Учить придумывать слова с начальным заданным звуком

 Тумакова, 36  Развитие фонематического слуха.

Выделение заданного звука из слова

Психологическая база  речи

восприятие

Восприятие соотношения  величины.

Восприятие  речевого звука как сигнала  «Стоп!», в качестве  конца действия в ходе игры

Развитие слухового восприятия – неречевые ритмические структуры

Д\и «Как капали сосульки»

мышление

Развитие наглядно-действенного мышления

Обобщение  «Грузовые машины»,  «Легковые  машины»

Развитие элементов логического мышления

Д\и  «Так бывает  или  нет?» (по картинкам)

Загадки

Развитие логического мышления

Д\и  «Как догадались, что на картинке весна?».

память

Запоминания, связанные с представлением о цвете

Катаева, с.91 «Светофор»

Запоминания, связанные со слуховыми восприятиями неречевых ритмических структур

Д\и «Как капали сосульки»

психомотор

Соединение движения и речи

Д\и «Налево, вперед, направо, тормози…»

Развитие кистевого праксиса

«Мост» с.25,  «Машина» с.26  

 Психогимнастика

«Сосулька»,  П-п,  с.82

«Цветок», П-п, с.81

«Гроза»,  П-п, с.81

АПРЕЛЬ

 ПЕРЕЛЁТНЫЕ  ПТИЦЫ

 ТЕМА  ПО  ИНТЕРЕСАМ  ДЕТЕЙ

Ознакомление  с  окружающим

Ознаккомление

Л-гр строй речи

Развитие представлений о птицах, закрепление  новых слов по теме  (перелетные, зимующие, стая,  скворечник, П-п, 73

Развития навыка образования слов с уменьшительно-ласкательным значением в соответствие с  лексической темой.

Практическое употребление существительных  в родительном падеже множественного числа (много ласточек, скворцов, грачей, чаек, уток, лебедей…)

Связная речь

Развитие навыка составления предложения по сюжетной картинке

Активизировать речь – договаривать предложения, отвечать одним словом, словосочетанием, вести диалог. Д\и «Разговор птиц на ветке»

Введение в предложение однородных существительных (Из теплых стран прилетели скворцы, ласточки, грачи, чайки…)

наблюден

Наблюдаем за птицами, как они добывают корм, поют, обустраивают жильё

Почки на деревьях, молодые листочки, П-п,75

Как распускаются листочки на срезанных ветках тополя, берёзы в группе. Сравнить с изменениями в природе

ЗКР

звуки

Тумакова, 31

Развитие фонематического слуха. Развитие навыка выделения начального ударного звука

Тумакова, 36

Развитие фонематических представлений.  Развитие навыка определения конечного согласного звука

Психологическая база  речи

восприятие

Развитие тонких слуховых дифференциаций  

 Д\и  «Какая птичка пела?»

Развитие слухового восприятия – неречевые ритмические структуры

Д\и «Как чирикал воробей»,  «Как капал дождь»

Учить отхлопывать предложенный рисунок слова  _ _ _  (со-ло-вей),  _ _ (чай-ка, ле-бедь)…

мышление

Формирование операции обобщения «Птицы»,  «Дикие животные», «Насекомые»,  «Цветы», «Домашние  животные»

Д\и  «4-ый лишний»

Загадки

Развитие навыка классификации, П-п, 73

память

Запоминания, связанные с представлением о форме  

Д\и «Где, чей домик?»

Развитие  слуховой линейной памяти  (4 слова)

Развитие зрительной памяти на линейный ряд (6), объёма  памяти (6-7)

психомотор

Развитие речедвигательной координации, речемоторной

Психогимнастика  «Жар-птица», с.78

Соединение движения и речи под счёт, упражнения с предметом (мячом) для развития психомоторики «У себя беру – другому отдаю», «раз себе, два другому»…

 МАЙ

ЦВЕТЫ

 НАСЕКОМЫЕ

Ознакомление  с  окружающим

Ознаккомление

Л-гр строй речи

 

Развитие навыка узнавания насекомых на картинке  (бабочка, кузнечик, жук, стрекоза, муха, пчела, шмель…)

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Связная речь

Развитие навыка составления предложения по сюжетной картинке, вести диалог. Д\и «Разговор цветов на клумбе» Дальнейшая активизация речи детей:  развитие навыка монологической речи – стихотворение, небольшой рассказ по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок (из 3-х);  развитие навыка диалогической речи – отвечать  на вопросы одним словом, словосочетанием, уметь договаривать предложения

Развитие предикативного уровня лексики  (бабочки порхают, летают, взлетают, кружатся…;  жуки ползают, жужжат, шевелят усиками…)

наблюден

Опыт: «Необходимость влаги для роста растений» П-п, 75 

Способ удаления пыли с комнатных цветов.

Трава на солнечной стороне участка.

Первые весенние цветы. П-п, 74

Узнавание насекомых в естественной среде обитания  на прогулке – бабочка. Стрекоза, жук, кузнечик, муха, пчела, шмель, комар…П-п, 75

ЗКР

звуки

Развитие фонематического слуха. Развитие навыка выделения начального ударного гласного звука Тумакова, 31, 36

Развитие навыка выделения гласного звука (согласного звука) из ряда звуков

Развитие навыка определения конечного и начального звуков слова.

Развитие навыка нахождения картинки с начальным заданным звуком.

Психологическая база  речи

восприятие

Развитие тонких слуховых дифференциаций  

Д\и   « Какой колокольчик звенел?»

Соотнесение   цвета  

Д\и «Расставь цветы в вазы»

 Развитие тонких слуховых дифференциаций.

Д\и  «Как жужжали жуки?»,  «Как стрекотали кузнечики?» Развитие  восприятия  оттенков цвета. Д\и  «Подбери панамку к платью, к рубашке…»

мышление

Развитие обобщения  «Цветы», «Насекомые», «Птицы

Формирование операции обобщения «Птицы»,  «Дикие животные», «Домашние  животные»,  «Цветы»

Д\и  «4-ый лишний»

Загадки

Развитие навыка классификации, П-п, 73

Развитие навыка зрительного анализа и синтеза. Разрезные сюжетные картинки  (из 4-х,  6-ти)

Развитие навыка установления причинно-следственных связей.

память

 Развитие зрительной памяти на линейный ряд (из 5-ти), объёма  памяти (6-7)

Развитие объёма  зрительной памяти.  Д\и  «Какие бабочки сели на цветы», «Какие жуки ползали по тропинке?»

Развитие долговременной памяти на линейный ряд.  Д\и  «Что  дети видели нам прогулке?»

психомотор

Развитие речедвигательной координации, речемоторной

«Цветок», П-п, с.81, 84

Развитие мелкой моторики

Пчела» П-п, 83 «Паук», «Бабочка» П-п, 84

Психогимнастика  «Жар-птица», с.78  

«Кузнечик», П-п, 83«Золотые капельки»  П-п, 82

«Солнечные лучики», «Дружба» П-п, 85

МАЙ

СКОРО ЛЕТО

ТЕМА ПО ИНТЕРЕСАМ ДЕТЕЙ

Ознакомление  с  окружающим

Ознаккомление

Л-гр строй речи

Развитие предикативного уровня лексики  (бабочки порхают, летают, взлетают, кружатся…;  жуки ползают, жужжат, копаются, шевелят усиками…)

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Связная речь

Дальнейшая активизация речи детей:  развитие навыка монологической речи – стихотворение, небольшой рассказ по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок

(из 3-х);  развитие навыка диалогической речи – отвечать  на вопросы одним словом, словосочетанием, уметь договаривать предложения

наблюдения

Трава на солнечной стороне участка. Первые весенние цветы. П-п, 74

Узнавание насекомых в естественной среде обитания  на прогулке – бабочка, стрекоза, жук, кузнечик, муха, пчела, шмель, комар…П-п, 75

ЗКР

звуки

Развитие фонематического слуха. Развитие фонематических представлений.

Развитие навыка выделения гласного звука (согласного звука) из ряда звуков

Развитие навыка определения конечного и начального звуков слова.

Развитие навыка нахождения картинки с начальным заданным звуком.

Психологическая база  речи

восприятие

 

Развитие  восприятия  оттенков цвета. Д\и  «Подбери панамку к платью, к рубашке…»

Соотнесение плоскостного и объёмного  изображения

мышление

Развитие обобщения  «Цветы», «Насекомые», «Птицы»…

Развитие навыка зрительного анализа и синтеза. Разрезные сюжетные картинки  (из 4-х,  6-ти  частей)

Развитие навыка установления причинно-следственных связей.

память

Развитие объёма  зрительной памяти.  Д\и  «Какие бабочки сели на цветы», «Какие жуки ползали по тропинке?»

Развитие долговременной памяти на линейный ряд.  Д\и  «Что  дети видели нам прогулке?»  

психомотор

Психогимнастика

«Кузнечик», П-п, 83

Развитие мелкой моторики

Пчела» П-п, 83

«Паук», «Бабочка» П-п, 84

Психогимнастика  «Золотые капельки»  П-п, 82

«Солнечные лучики»

«Дружба» П-п, 85


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный образовательный проект для средней группы Тематическая неделя «Дорожная грамота».

. Каждый год весной увеличивается травматизм людей на проезжей дороге. Учитывая, что дети в этот период года становятся более возбуждёнными. Мы решили создать даннвй проект и реализовать на базе на...

План средняя группа. Перспективное планирование.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИИЕ Н.О.Д. НА НОЯБРЬ МЕСЯЦ 20157г.ДеньнеделиI неделя II неделя ПН.1.     Приобщение к социокультурным ценностям. Целевая прогулка «Что такое...

Для родителей!!! Календарное планирование в средней группе. Тематическая неделя «Насекомые»

Календарное планирование в средней группе. Тематическая неделя «Насекомые»Тематическая неделя «Насекомые»ПонедельникБеседа «Что дети знают о насекомых?&raq...

Конспект тематической беседы в средней группе Тематический день: «1 сентября-День знаний»

Конспект тематической беседы в средней группе Тематический день: "1 сентября-День знаний"...

Старшая группа. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПЛАН ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЕРСПЕКТИВНЫЙ (календарный)...

Подготовительная группа. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПЛАН ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЕРСПЕКТИВНЫЙ (календарный)...

Календарно - тематическое планирование в средней группе. Тематическая неделя "Одежда"

Цель: Расширение и конкретизация представлений об одежде, её назначении, деталях, из которых она состоит; закрепление в речи существительного с обобщающим значением одежда, уточнение и расширение слов...